Фанк направление. Фанк музыкальный жанр. Музыкальный стиль FUNK. Лучшие джаз-фанк альбомы

Каждый год создаются рейтинги, в которых анализируются альбомы различной музыкальной направленности, претендующие быть самыми лучшими. Мы решили посмотреть, какие джаз-фанк альбомы являются наиболее популярными и любимыми в мире. В этой статье речь пойдет о 6 альбомах, которые можно назвать вечными.

Лучшие джаз-фанк альбомы

Art Blakey and the Jazz Messengers – Moanin’

Первый в нашем списке альбом Moanin’ Арта Блэйки и Jazz Messengers.
Созданный более полувека назад, в 1958 году, джаз-фанк альбом не то, что до сих пор не потерял свою свежесть, но, кажется, представляет из себя одну большую коллекцию хитов, что, все же, нечасто встретишь.

Вероятно, звезды сошлись исключительно удачно в том году, прославив как композитора Уэйна Шортера, так и всех участников группы Блэйки, включая молодых на тот момент и Бобби Тиммонса. Moanin, Along Came Betty, Blues March и Are You Real заняли свое заслуженное место среди джазовых хитов.

Фантастическая смесь пронзительных фортепианных аккордов, грохочущих барабанов, блюзовых настроений и «сложного» джаза создает эффект взорвавшейся бомбы и выдерживает проверку временем.

Donald Byrd – Stepping into Tomorrow

Следующий джаз-фанк альбом, мимо которого пройти нельзя, это Stepping into Tomorrow, выпущенный в 1975 году. Дональд Берд создает это детище в самое неподходящее, казалось бы, время – когда большинство мечтало о возвращении в век золотого джаза и откровенно презирало музыку на стыке джаз, фанк, соул и рнб.

Это мнение и сейчас не является однозначным: ну уж слишком не вписывается эта музыка в привычные критерии. Обращает на себя внимание этот альбом уже тем, что, хотя и является предметом нескончаемых споров, свидетельствующих в том числе и о его известности, не теряет при этом своей «изюминки».

Miles Davis – Bitches Brew

Лучшие джаз-фанк альбомы просто не могут не включать пластинку и его Bitches Brew, появившуюся в 1970 году. Альбом по праву можно отнести к величайшим джазовым альбомам среди всех существующих. Эта работа – нескончаемый микс из всего, что можно было смешать: традиционный джаз с пульсирующим ритмом, мягкие басовые линии, мрачные соло трубы.

Главным «новшеством» Майлза Дэвиса был отказ от привычных инструментов в пользу электронных, что, разумеется, породило раскол в джазовом мире. Любопытно, что огромную роль в появлении этого альбома сыграла женщина. Женщина, мимолетной тенью скользнувшая по жизни творца, но оставившая отпечаток на его творчестве. Нельзя обойти тот факт, что название альбома также принадлежит ей.

Gil Scott-Heron – Pieces of a Man

Pieces of a Man выпущен примерно в то же время, что и предыдущие два джаз-фанк альбома. Точнее – в 1971 году. Этот альбом установил своеобразный стандарт вокального артистизма, которому могут соответствовать далеко не все музыканты, поскольку крайне одаренный Скотт-Херон отличался прекрасным голосом.

Его уникальный вокальный стиль повлиял на целое поколение исполнителей хип-хопа, задав определенную музыкальную «формулу» для всей последующей рэп-культуры (с флейтовым акцентом). Отличает альбом и такая черта, как политическая злободневность в формате умной уличной остроты.

George Duke – The Essential George Duke

The Essential George Duke также входит в список Лучшие джаз-фанк альбомы, который значительно выделяется среди вышеописанных «классических» альбомов 70-х годов. Хотя бы потому, что создан альбом в 2004-м – относительно недавно, а по своей яркости он едва ли не перекрывает признанных мастеров.

Этот альбом – удивительный гибрид диско, фанк, джаз и соул с 33 джемами, который на почти два с половиной часа увлекает даже самого искушенного слушателя в мир истории урбанистической музыки от 1960-80-х годов, размывая границы между жанрами и окуная в совершенно контрастные треки от беззаботной каденции Brazilian Love Affair до мрачного фаворита фанк-музыки Dukey Stick.

Funkadelic – America Eats Its Young

Закрывает наш список еще один джаз-фанк альбом 70-х – America Eats Its Young. Funkadelic с его четвертым альбомом показывает во всей неприкрытой «красе» героиновую эпидемию Америки.

Альбом, по духу совершенно мятежный, в котором смешивается секс, психоделика, наркотики, любовь и похоть – и все это совершенно ошеломляюще вываливается на слушателя, вызывая первоначальное ощущение сумятицы и хаоса, приправленное вопросом «а зачем это надо?», особенно если вспомнить неудачи первых трех альбомов Funkadelic.

Но, вероятно, судьба альбома въедаться в память не благодаря, а вопреки, вместе с угрожающими басовыми линиями и барабанными дорожками. Впрочем, лучшее – это не всегда образцовое. Часто лучшее – это просто то, что настолько отличается от всего остального, что только и остается – восхищаться и помнить.

Фанк (англ. funk) - одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз, а также - стиль танца под эту музыку.… Читать всё Фанк (англ. funk) - одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз, а также - стиль танца под эту музыку. Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой. Это определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун и Джордж Клинтон. Название стиля произошло от слова «funky», что на жаргоне джазистов обозначает «причудливая, замысловатая манера исполнения». Larry Graham часто приписывают изобретение «ударной техники игры на басу» слэп, который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah. «Мертвые» или приглушенные ноты используются в рифах, чтобы усилить ударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк рока. Последователем фанка в новом веке стал стиль синти-фанк. История Фанк появился в середине 1960-х в США, как видоизменённый утяжелённый соул. Характерно, что изобретатель и «крёстный отец» фанка Джеймс Браун начинал, как певец соула и ритм-энд-блюза. Первой записью в стиле фанк считаются его песни «Papa’s Got a Brand New Bag» и «Funky Drummer» 1965-го года. Первоначально, фанк был только развлекательной музыкой («In the Midnight Hour» и «Funky Broadway» Уилсона Пикетта), но в контексте движения за права чернокожих получил и политическое звучание. Классические записи фанка относятся к рубежу 1960-х и 1970-х, когда помимо Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона большую популярность получили команды Sly & the Family Stone и Earth, Wind & Fire. В это время и позднее фанк влияет на рок и джаз, порождая переходные стили. Не избежала влияния фанка и альтернативная рок-музыка (Talking Heads, Minutemen). В середине 1970-х выхолощенный и электризированный фанк даёт рождение диско. Фанк оказывает значительное влияние на развитие рок-музыки 90-х гг. (во многом благодаря белым музыкантам и таким группам как Faith No More, Primus, Jamiroquai, Beastie Boys, Spin Doctors и Red Hot Chili Peppers). В 1980-е гг. короли фанка (Майкл Джексон, Джордж Майкл, Принц) царят на олимпе не только (и не столько) ритм-энд-блюза, сколько мировой поп-музыки, что свидетельствует о способности стиля отвечать на музыкальные запросы самой разношерстной публики. В 1980-х сэмплы фанк-хитов очень широко используются в хип-хопе; эта традиция продолжается и в 2000-е гг. такими влиятельными продюсерами, как The Neptunes. А ещё фанк используют в основе такие Hip-hop продюсеры как Madlib , Dj Premier , Pete Rock , J Dilla и DR Dre. Свернуть

Фанк - как самостоятельный музыкальный стиль, рожденный из музыки соул. Одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз.


История фанка

Начиная с 1967 года, в рамках музыки соул развивается самостоятельное направление, получившее название "фанк". Сам термин появился в музыкальном обиходе еще в 50-х. Его особенно полюбили некоторые джазмены, пытавшиеся отойти от сухости би-бопа, кул-джаза; от нарождавшейся тенденции к интеллектуализации джазовой музыки. Их главным желанием был возврат к народным корням, но не к старому сельскому блюзу, а к эмоциональной и в то же время незамысловатой современной музыке негритянских гетто больших городов.

Пожалуй, первыми употребили этот термин барабанщик , бессменный руководитель ансамбля "Jazz Messagers", а также пианист и композитор Хорас Сильвер, заложивший музыкальные основы джазового фанка (еще в 1953 году он назвал одну из своих пьес "Opsude Funk").

Изначально "фанк" - на жаргоне обитателей черных гетто - это запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения. Называя, таким образом свою музыку, ее исполнители как бы специально подчеркивали свою принадлежность к социальным низам и независимость от эстетики истэблишмента, нежелание подстраиваться, казаться благороднее. В этом термине скрыты определенная ирония, горечь, и намек на особую сексуальность данного вида музыки.

Начиная с 1967 года термин "фанк" занимает все более важное место в жизни черных соул-музыкантов, символизируя некое новое отношение к ритмике, аранжировке, самой энергетике исполнения.

Появилась мода по-новому называть песни:

  • "Funky Brodway"
  • "Funky Street"
  • "Funky Wolk" и т. п.

Фанк окончательно отделился от соула, благодаря влиянию белой калифорнийской психоделической рок-музыки, и, в частности, эсид-рока. В 1966 году в Сан-Франциско возникла негритянская группа "Slay & Family Stone", руководимая Силвестром Стюартом, избравшим псевдоним Слай Стоун. Ее стиль, названный "психоделический фанк", оказал заметное воздействие как на белых любителей прогрессив-рока, так и на ряд негритянских соул-групп, таких, например, как "Tamptations".

Одним из идеологов и пропагандистов фанка стал певец, композитор и продюсер , создавший в этом стиле несколько коллективов: "Parlament", "Funkadelic", "Funkenshtain" и другие. Он рассматривал фанк как жизненную философию, как эликсир жизни и ответ на все мировые проблемы. На обложках его пластинок конца 70-х годов всегда присутствовал знак фанка - буква "U" ("unity" - единство) поднятый кулак с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем), а также фанк-лозунг

"One Nation united under groove!"

"Одна нация, объединенная в едином порыве"

Имя Джорджа Клинтона впоследствии связывали и со стилем панк-фанк.

Король музыки соул Джеймс Браун - отец Фанка

Но все-таки наиболее мощной и влиятельной фигурой в музыке фанк остается , уже имевший к концу 60-х годов всемирную славу соул-артиста. Следуя требованиям времени, он сделал свою музыку более жесткой и ритмически острой. Это происходило в тесной связи с изменением характера борьбы за равные права негров США, с появлением движения "Black Power" и активизацией агрессивных организаций "Черные мусульмане" и "Черные пантеры". Пик популярности Джеймса Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70-х годов, он выпустил пластинки: как "Sex Machine Today", "Body Hit" . Манера его пения и характер оркестровки повлияли на целое поколение фанк-музыкантов, что заметно в композициях таких групп, как "Cool and de Gang", "Ohio Players", "Blackbirds", "Air, Wind & Fire"...

Влияние фанка на белую рок- и поп-музыку, а также на джаз-рок и его более позднюю форму - фьюжн , широко распространилось во второй половине 70-х и в 80-е годы.

Именно джазовые музыканты, как черные так и белые, способствовали развитию новой, особой инструментальной техники и совершенствованию искусства оркестровки в стиле фанк. В этой связи нельзя не вспомнить

  • барабанщиков: Билли Кобэма и Стива Гэдда
  • басистов: Пола Джексона, Стэнли Кларка и Жако Пасториуса
  • саксофонистов: Майкла Брейкера и Дэвида Сэнборна
  • композиторов и аранжировщиков: Хэрби Хэнкока, Джорджа Дюка и Куинси Джонса

Но и, конечно же, одного из главных идеологов джаз-фанка трубача и композитора Майлза Дэйвиса (Miles Davis) .

Массовое увлечение фанком привело к появлению белых и смешанных ансамблей, играющих в этом стиле, в частности: "Everege White Band" или "Tower Of Power" . Так как фанк явился частью музыки соул, то белый фанк тоже стали называть "блюайд соул".

Ритмическая основа соул, особенно раннего периода, базируется, главным образом, на ритм-н-блюзе и порожденных им формах поп-музыки. Гармонический строй большинства песен этого стиля несет на себе отпечаток религиозной протестантской музыки США с ее простыми взаимоотношениями между тоникой, доминантой и субдоминантой.

Одной из главных отличительных черт музыки соул является манера пения , причем как техническая, так и эмоциональная сторона. В традиционном сельском блюзе, пронизанном горечью и безнадежностью, выразительные средства вокала были подчинены основной идее - жалобе и созданию соответствующего настроения .

Совсем иным по энергетике стал вокал в ритм-энд-блюзе, отразившем всю жесткость негритянского существования в гетто больших городов и взявшего на себя функцию снятия физического напряжения и недовольства наиболее непритязательной части черного населения США. Типичным для ритм-энд-блюза стало пение "шаут" (крик) .

Соул , многое взявший из госпел , приобрел несколько иной эмоциональный оттенок - эсктатичность, свойственную религиозным обрядам, но наполненную новым содержанием (начиная сексом, заканчивая призывом к единству нации) .

Изменилась и манера пения. Использование фальцета, переходящего в визг, полуречитатива на крике, общее повышение тесситуры пения определяется специальным термином "скрим" (вопль) .

В соул-музыке нередко используется перешедший из традиции госпел принцип "вопроса-ответа" , реализуемый в форме подпевок, когда солисту постоянно вторит небольшая вокальная группа. Сверхэмоциональная, даже кажущаяся истерической манера пения соул-артистов берет свое начало от пионера черного рок-н-ролла Литтл Ричарда , который оказал явное воздействие на творчество Джеймса Брауна , Отиса Реддинга , Уилсона Пикетта , Ареты Франклин и многих других.

Однако соул-певцы привнесли в современный вокал тонкую нюансировку и нивелировку звука, целый ряд особых приемов витиеватого пения, специфических "подтягов" и мелизмов.

Ярким примером этого может служить искусство выдающегося певца и композитора .

Говоря о различиях между стилями соул и фанк , надо отметить, что они лежат скорее в области инструментовки и исполнительства, нежели в вокальной культуре.

Если в ритм-энд-блюзе, в блюз-роке и в соул-музыке обычно акцентируются слабые доли такта (2-я и 4-я), то для фанка характерен ровный драйв и даже перенос акцентов на сильные доли. Тем самым ритмическая основа стала как бы более монотонной, но и более изощренной - за счет выделения мелких и острых синкоп.

Важно отметить

и то, что фанк , уйдя от триольной основы ритм-энд-блюза, стал музыкой не на 8/8, а на 16/16, то есть с синкопированном по отношению к восьмым длительностям. Характерно, что развитие фанка не было связано с усложнением гармонических схем, как это наблюдалось в некоторых направлениях джаза и рок-музыки.

Фанк-инструменталисты научились создавать сложные фактуры, не выходя за рамки одного аккорда помногу тактов. Такая фактура напоминает плетеную ткань, составленную из разноцветных нитей.

Барабаны, бас-гитара, клавишные и духовые инструменты занимают музыкальное пространство так, чтобы по возможности не перекрывать друг друга. Достичь такого эффекта можно, лишь используя короткие, острые фразы и остинатные рисунки, заранее продуманные аранжировщиком. Именно в среде фанк-музыкантов зародилась особая техника игры на бас-гитаре - "слэп" , когда (в отличие от обычного способа игры кончиками пальцев или медиатором) звук извлекается ударом внутренней стороны большого пальца, стаккато.

Два самостоятельных стиля

Уже с 70-х годов соул и фанк развивались в США вполне самостоятельно и обособленно, будучи противопоставлены белой гитарной рок-музыке. Поэтому гитара в этих жанрах используется чаще как аккомпанирующий, ритмический инструмент, а главенствующая роль в создании ритмо-гармони-ческой фактуры постепенно перешла к разного рода клавишным инструментам.

Время постепенно стирало границы между белой рок-музыкой и черным фанком. Новые поколения молодежи начала 80-х годов, особенно в европейских странах, где нет расовых проблем, начали принимать белый фанк за современный рок.

Ярким примером тому может служить английская группа .

Фанк - отец современных стилей

Фанк , в его наиболее ярких проявлениях, стал музыкой, требующей как от исполнителей, так и от слушателей огромного нервного напряжения, большой отдачи энергии.

Когда первая волна увлечения этим стилем несколько спала, выяснилось, что очень немногие могут считать себя истинными фанкменами. По времени это совпало с аналогичным спадом у значительной части молодежи интереса к истинным формам рок-музыки : к арт-року, хард-року, фолк-року, блюз-року, к психоде-лическим и другим ее проявлениям. Массовый потребитель хотел чего-нибудь попроще, а главное - поспокойнее.

И вот в середине 70-х годов появилась музыка "диско" , которую породил не рок, а именно фанк , причем не как свое продолжение, а скорее как свой антипод, имеющий лишь внешнее сходство с первоисточником.

, Acid jazz , G-Funk , Фанк-рок , Jazz funk , Диско , Хаус , Хип-хоп , Техно Синт-фанк , Funktronic

Слово фанк - жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово «фанк» («Get funk!, Get funky!») джазмэны употребляли с начала XX века, когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово «сканк» (англ. skunk ). Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе.

Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Лари Грэму часто приписывают изобретение «ударной техники игры на бас-гитаре » слэп , который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah . «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в риффах, чтобы усилить ударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк-рока. Последователем фанка в новом веке стал стиль funktronica , современное развитие синт-фанка .

История

Фанк появился в середине 1960-х в США , как видоизменённый утяжелённый соул. Изобретатель и «крёстный отец» фанка Джеймс Браун начинал, как певец соула и ритм-энд-блюза. Первой записью в стиле фанк считаются его песни «Papa’s Got a Brand New Bag» и «Funky Drummer» 1965-го года. Первоначально, фанк был только развлекательной музыкой («In the Midnight Hour» и «Funky Broadway» Уилсона Пикетта), но в контексте движения за права чернокожих получил и политическое звучание.

Классические записи фанка относятся к рубежу 1960-х и 1970-х, когда помимо Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона большую популярность получили команды Sly & the Family Stone и Earth, Wind & Fire . В это время и позднее фанк влияет на рок и джаз , порождая переходные стили. Не избежала влияния фанка и альтернативная рок-музыка (Talking Heads , Minutemen). В 1970-х , одним из создателей и исполнителей стиля «электрофанк» был Херби Хэнкок , оказавший огромное влияние на развитие этого стиля. Фанк оказывает значительное влияние на развитие рок-музыки 90-х гг. во многом благодаря белым музыкантам и таким группам как Red Hot Chili Peppers , Primus , Jamiroquai , Beastie Boys , и Spin Doctors .

Исполнители

Музыкальные стили, родившиеся от традиционного фанка и/или использующие его элементы

  • Funk rock (INXS・・)
  • Punk Funk (Rick James・・)

Напишите отзыв о статье "Фанк"

Отрывок, характеризующий Фанк

– Вот не можем, князь, избавиться от этого народа, – сказал штаб офицер, указывая на этих людей. – Распускают командиры. А вот здесь, – он указал на раскинутую палатку маркитанта, – собьются и сидят. Нынче утром всех выгнал: посмотрите, опять полна. Надо подъехать, князь, пугнуть их. Одна минута.
– Заедемте, и я возьму у него сыру и булку, – сказал князь Андрей, который не успел еще поесть.
– Что ж вы не сказали, князь? Я бы предложил своего хлеба соли.
Они сошли с лошадей и вошли под палатку маркитанта. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомленными лицами сидели за столами, пили и ели.
– Ну, что ж это, господа, – сказал штаб офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. – Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, г. штабс капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно.
– Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб офицер, – вам бы, кажется, как артиллеристу надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, – прибавил он начальнически.
Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб офицера.
– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.
– Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.

Funk - один из основополагающих стилей в музыке второй половины ХХ века. Является составной частью таких стилей как jazz-rock , fusion , hip hop , acid jazz , jungle , disco , drum bass и многих других.
Музыка стиля funk является прямым продолжением музыки soul . Подчас даже специалисту непросто провести четкую грань между ними.
Термин соул (душа) обозначал движение американских негров в борьбе за свои права еще во времена рабовладения в США. Верующие американские рабовладельцы пытались тогда узаконить убийство негров, утверждая, что они, как животные, не имеют души и поэтому Первая заповедь Христа не нарушается. Черные идеологи сделали факт наличия души у негров основным моментом в борьбе за выживание. В результате возникли соул-братства, а американские негры стали называть друг друга соул-братьями или просто словом соул.
Как новый вид музыки soul появился в середине 50-х годов ХХ века. Зародившийся в конце 30-х rhythm blues (ритм-энд-блюз) черный городской электрифицированный блюз получил название rock roll (рок-энд-ролл) для удобства его распространения среди белой аудитории. Некоторые представители ритм-энд-блюза, объединив эту музыку с идеями духовных негритянских песнопений spirituals (спиричуелз) и gospels (госпелз), придали ей новое звучание.
Так возник soul . Его основателем считается певец Рэй Чарлз (Ray Charles), а первыми, наиболее яркими представителями Джеймс Браун (James Brown) и Сэм Кук (Sam Cooke). Но, если Рэй Чарлз придал музыке соул лирический, бытовой характер, то Джеймс Браун начал вкладывать в свою музыку более серьезные проблемы. В 1962 году он открыто объявил себя Соул-братом номер один. Таким образом, с самого начала музыка соул стала развиваться по двум направлениям как социально наполненная, обращенная к неграм, и как облегченно-развлекательная, красивая и лирическая.
Коммерческий бум музыки соул привел к возникновению множества компаний, две из которых стали основателями целых направлений в черной поп-музыке. Это фирма Motown в Детройте и Stax в Мемфисе. Характерно, что первая, созданная негром Берри Горди, взяла курс на создание развлекательной соул-музыки для белых, и поэтому впоследствии получила всемирную известность. Направление Мотаун представляют такие выдающиеся артисты как Дайана Росс (Diana Ross), Марвин Гей (Marvin Gaye), Стиви Уандер (Stevie Wander), Майкл Джексон (Michael Jackson) и множество других. Фирма Stax , созданная белыми предпринимателями, наоборот, пыталась сохранить истинно-черный дух музыки соул. Ее представителями были такие яркие фигуры как Уилсон Пикетт (Wilson Pickett), Руфас Томас (Rufus Thomas), Отис Реддинг (Otis Redding).
К 1968 году в США накалилась политическая обстановка. После убийства черного лидера Мартина Лютера Кинга начались беспорядки в черных кварталах многих городов, а в крупных городах Чикаго, Детройте, Бостоне, Вашингтоне негры устроили массовые демонстрации, которые были разогнаны с большим количеством человеческих жертв. Борьба за права негров в Америке приобрела более активный, а местами агрессивный характер. Развернули свою деятельность такие организации как Black Panther (Черные Пантеры) и Black Muslims (Черные Мусульмане). Некоторые негры, разочарованные в христианстве, в знак протеста принимали мусульманскую веру, меняя свои имена.
Некоторые из популярных соул-музыкантов поняли, что находиться в стороне от этих проблем, оставаясь простым развлекателем, уже нельзя. Леди Соул - певица Арета Франклин (Aretha Franklin), отвечая требованиям назревшего черного самосознания, выпустила в 1968 году ряд песен, где открыто прозвучала тема протеста и было произнесено слово свобода. Тогда же и Джеймс Браун записал ставшую хитом песню Say It Loud, I" m Black and I" m Proud! (Скажи это громко - я черный, и горжусь этим!). Именно с этого времени и появляется слово funk , как символ нового, более жесткого направления в черной музыке. Да и сама эта музыка становится гораздо жестче и острее, чем soul .
Слово фанк давно употреблялось как часть бытового жаргона жителями негритянских гетто. Согласно некоторым источникам, оно обозначает запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения. Слово это появилось в музыкальном обиходе с легкой руки джазового композитора и пианиста Хораса Сильвера (Horace Silver), выпустившего в 1952 году свою пьесу с названием Funky Hotel . Позже этот термин был использован группой Dyke the Blazers в их хите Funky Broadway . Ну, а Джеймс Браун придал этому термину всемирную популярность, придав ему социальный смысл.
Первыми исполнителями того, что впоследствии отнесут к музыке фанк , были джазмены, игравшие еще в конце 50-х, начале 60-х более энергичный, специфический вид джаза, близкий к музыке soul . Прежде всего, это Хорас Сильвер (Horace Silver), Квинтет братьев Эддерли (Adderley), Арт Блейки (Art Blakey) и Jazz Messengers , Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine), Доналд Берд (Donald Byrd), Грант Грин (Grant Green) с диском His Majesty King Funk , а так же здезды хаммонд-органа Джимми Смит (Jimmy Smith) и Джек МакДафф (Jeck McDuff).
Если говорить о различии между FUNK и SOUL с чисто музыкальной точки зрения, то в первую очередь надо отметить, что в музыке FUNK используются совершенно иные ритмические структуры. Соул, как и ритм-энд-блюз, музыка триольная, когда каждая четверть такта мысленно делиться на три восьмых. Фанк это музыка на восемь восьмых, когда четверть делится точно пополам, или с небольшим смещением (такой ритм называется шаффл - Shuffle). Кроме того, здесь более острые синкопы и более разнообразная фактура, создаваемая аккомпанирующими инструментами.Гармонические конструкции в музыке фанк чрезвычайно просты, обычно все держится на одном аккорде, но зато ритмическая ткань достаточно сложна. Она как бы соткана из нескольких самостоятельных линий, накладываемых друг на друга и заполняющих все ритмическое пространство.
Пик популярности Джеймса Брауна как фанк -звезды пришелся на конец 60-х, начало 70-х годов. Джеймс Браун это наиболее мощная и влиятельная фигура в фанке, но чтобы понять что такое фанк Джеймса Брауна надо слушать альбомы 70-х годов в частности "Sex Machine Today" и " Body Heat".
Продолжателями его дела стали его же партнеры, отделившиеся в последствие от него. Это гитарист Джордж Клинтон (George Clinton), создавший такие группы как The Parliament и Funkadelic , популярные до сих пор, а также басист Бутси Коллинз (Bootsy Collins) и его Bootsy s Rubber Band . Джордж Клинтон на обложках своих пластинок изображал знак черных борцов за свободу (коза - кулак с поднятыми мизинцем и указатльным пальцем образ буквы U от слова Unity единство, в ответ на знак хиппи V Victory победа), а также популяризировал лозунг One Nation united under the Groove (Одна нация, объединенная чувством ритма).

Жесткость истинного фанка в лице Ларри Грэма (Larry Graham), групп Kool and the Gang , Ohio Players , братьев Джонсон (The Brothers Johnson) с одной стороны, и агрессивность черного атонального джазового авангарда в лице Арчи Шеппа (Archie Shepp), Альберта Айлера (Albert Ailer)или Фарао Сандерса (Pharoah Sanders) стали созвучны движению черных националистических движений.
В это же время в самом расцвете находилась и рок-культура, которая объединяла в основном белую молодежь.
В среде рок-исполнителей возникли разновидности белого блюза (British Blues) и музыки соул, которая была названа Blueyed Soul (Голубоглазый Соул). Ее ярчайшими представителями стали Джо Кокер (Joe Cocker) и Дженнис Джоплин (Jennis Joplin), а также группы Righteous Brithers , Young Rascals , Delaney and Bonnie , Averige White Band и многие другие.
Но постепенно фанк отошел от политической борьбы, развиваясь как собственное направление, а также оказывая влияние на другие жанры. Как результат возникли поп-ансамбли нового типа, использующие достаточно сложные ритмические и гармонические структуры (например Earth, Wind Fire или Tower of Power). Ключевые места на арене мировой популярности надолго заняли такие артисты как Майкл Джексон (Michael Jackson), Принц (Prince) или Стиви Уандер (Stevie Wonder), чья музыка пронизана концепцией фанка.
С другой стороны именно фанк с его изощренными синкопами породил disco , свою противоположность, музыку предельно упрощенную в ритмическом отношении. И в этом деле немаловажную роль сыграла музыка одного из выдающихся представителей музыки фанки-фьюжн Хэрби Хенкока (Herbie Hancock).
Почти одновременно с этим, в начале 80-х, фанк занял свое прочное место в культуре hip-hop, вышедшей из недр черных гетто. В настоящее время фанк лежит в основе таких направлений как Aсid Jazz , Jungle , Drum Bass , а также вкраплен даже в некоторые разновидности музыки new age .
Наибольшее влияние funk оказал на такое многогранное музыкальное явление как jazz-rock/fusion.
Работы саксофониста Гровера Уашингтона (Grover Washington Jr.) начала 70-х годов, явили собой яркий пример альянса традиций фанка и соул-джаза. Ну, а поздняя музыка М. Дэйвиса 80-х годов, начиная с диска Man with a Horn , это пример концептуального фанка, вобравшего в себя много слоев музыкальной культуры. Важно отметить и тот факт, что в лице джазовых звезд, пришедших в фанк , эта музыка получила чисто инструментальное воплощение.
Одним из первых, кто откровенно применил ритмику pop-funk в джазе, в соединении с современными электронными инструментами, был Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock). Его диск Headhunters (1973 год) стал основополагающим в процессе дальнейшего развития стиля funky-fusion , а также заметно повлиял и на то, что сейчас называют словом Cool Jazz или Smooth Jazz (David Sanborn, Grover Washington, Kenny G., Bob James). В дальнейшем Хэнкок не раз обращался к фанку в сочетании с такими направлениями хип-хопа, как брейк-данс (break dance) Future Shock (1983), Sound System (1984), и рэп Dis Is Da Drum (1994). Его знаменитый видео-клип, снятый на основе пьесы Rock It , стал всемирно известным хитом и получил приз Grammy.
Время постепенно стирало границы между белой рок-музыкой и черным фанком. Новые поколения молодежи начала 80-х годов, особенно в европейских странах, где нет расовых проблем, начали принимать белый фанк за современный рок . Ярким примером тому могут служить замечательные образцы современного поп-фанка- записи Томаса Долби (Thomas Dolby), группы Level 42 или, хотя бы, Slangehammer Питера Гэбриэла (Peter Gabriel).
Funk , в его наиболее ярких проявлениях, стал музыкой, требующей как от исполнителей, так и от слушателей огромного нервного напряжения, большой отдачи энергии. Когда первая волна увлечения этим стилем несколько спала, выяснилось, что очень немногие могут считать себя истинными фанкменами. По времени это совпало с аналогичным спадом у значительной части молодежи интереса к истинным формам рок-музыки: к арт-року, хард-року, фолк-року, блюз-року, к психоделическим и другим ее проявлениям. Массовый потребитель хотел чего-нибудь попроще, а главное - поспокойнее.
Фанк с более простым ритмом стал основой ритмической структуры стиля ДИСКО .
В конце 70-х "фанк " превратился в своего рода пренебрежительный термин в среде профессиональных музыкантов - эпитет "фанки", то есть посредственный, незатейливый, сейчас часто используют английские и американские критики при рецензировании пластинок.
Только в начале 80-х годов, когда окончательно приелась механистичная диско-музыка, фанк , как не менее "танцевальная", но гораздо более живая и дающая творческий простор форма, стал по-настоящему популярен, в том числе и в Европе.
Funk , несомненно, стал доминирующим танцевальным ритмом 80-х и успешно конкурировал с Hi-Energy .
С лёгкой руки Хэрби Хэнкока (Herbie Hancock), который ввёл в арсенал музыкантов, играющих фанк , весь спектр современных электронных инструментов, фанк 80-х стал звучать в полном соответствии с требованиями времени. Музыканты с энтузиазмом использовали новые возможности и, в отличие от многих звёзд диско, фанк-исполнители благополучно пережили крушение диско и продолжают работать и в наши дни.
Funk с начала 70-х и до наших дней - это музыканты разных поколений, такие как Джеймс Браун (James Brown), Арета Франклин (Aretha Franklin), Пола Абдул (Paula Abdul), The Imagination, Freak Power, Brand New Heavies, EarthWind&Fire, Tower Of Power, Jamiroquai, Масео Паркер (Maceo Parker), Incognito, Count Basic, Майкл Джексон (Michael Jackson), и много других классных исполнителей, создающих оригинальную музыку, в которой зачастую нелегко различить корни - фанк 60-70х.
В своем первоначальном значении термин "Funk " практически исчез из обихода, хотя использование элементов этого стиля в композициях последних лет говорит о том, что музыкальное долголетие фанку гарантировано.

Создание фанка в России – это, как ни крути, занятие для Дон-Кихотов (или Рэндлов Макмёрфи, если хотите). Слишком уж у нас любят музыку распевную, мелодичную и протяжную, а вот все эти ваши грувы и синкопы не очень-то в почете. Тем не менее, фанк в России существует с переменным успехом вот уже лет 20-25 (знатоки скажут, что лет так 50, но я говорю именно про оформленную сцену с соответствующей культурой).

По мере того как наши музыканты все больше впитывали оригинальный стиль, росло желание исполнять фанк на языке оригинала. Повсеместное проникновение интернета сделало это стремление практичным, ведь в наши дни можно достучаться до слушателей из самых разных частей света, и логично, что лучше при этом петь на общепринятом языке, чтобы быть понятым.

Тем не менее, русскоязычный фанк все же существует, хоть уложить наш распевный слог в ломаную ритмику – задача не из простых. Сегодня я хочу вам рассказать о некоторых российских коллективах, которым удается исполнять музыкальное наследие Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона на своем родном языке.

МД&С Павлов

Кто это: Экс-барабанщик знаменитой московской рок-группы «Звуки Му» Алексей Павлов в начале 90-х решил радикально сменить направление и обратился к современному хип-хопу и урбан-джазу. В результате он едва ли не единолично «ввез» в Россию эту незнакомую музыку, а заодно наладил связь с такими монстрами черной музыки, как Херби Хэнкок и Рой Эйерс.

Примерно до середины 90-х МД&С (министр дел и мастер церемоний) Павлов был значимой силой на столичной клубной сцене. Провозгласив себя крестным отцом фанка и хип-хопа в России, он сделал ставку на фриковато-яркий образ и эксцентричный музыкальный юмор. Сейчас Алексея чаще можно увидеть за ударной установкой, в том числе в составе различных инкарнаций «Звуков Му».

Слушать в первую очередь: МД&С Павлов «Я вернулся» (2001)


Феликс Лахути

Кто это: Московский скрипач-виртуоз, играющий на пятиструнной электрической вариации инструмента. На его счету – бесчисленное количество концертов и записей в самых разных жанрах, от фанка и хип-хопа до джаза, поп-музыки и электроники. Помимо музыкальной деятельности, он также является организатором фестивалей, концертов и других культурных проектов.

В фанке Феликс позиционируется как последователь Джорджа Клинтона – одно время он даже участвовал в концертах P -Funk Allstars . Именно в стилистике Пи-фанка и записаны альбомы проекта Лахути Funky Land . В настоящее время скрипач продвигает проект UniverSoul, объединяющий представителей отечественной соул-сцены.

Слушать в первую очередь: Felix Lahuti & Funky Land "FREAKosmos" (2005)


Pozitiva

Кто это: Столичная группа под руководством вокалиста Сергея Голованова, заявляющая себя как «Оркестр Ураганного Фанка». Вообще, из сегодняшнего списка можно сделать вполне логичный вывод, что именно в Москве жива традиция петь фанк по-русски. Скорее всего, это связано со стремлением говорить на одном языке с многомиллионным населением города, тогда как провинция больше нацелена на всемирную сетевую публику.

За последние два-три года парни из Pozitiva проделали большую работу над саундом и теперь действительно звучат ураганно и плотно. По факту, сейчас это самый стабильный русскоязычный состав из числа отечественных фанкеров.

Слушать в первую очередь: Pozitiva «Удивление» (2015)


South Band

Кто это: Ялтинская фанк-группа, которая в силу геополитических изменений теперь относится к числу российских. Образована она была в 2013 году на базе заведения South Cafe – отсюда и название. Руководит бэндом личность весьма известная – это диджей Scream , один из самых активных популяризаторов фанка на постсоветском пространстве.

Репертуар South Band состоит как из собственных русскоязычных песен, так и кавер-версий классического и современного фанка . В последнее время крымчане намекают на скорый выпуск первого студийного альбома, а пока их музыку можно услышать, например, на официальном видео международного брейкданс-чемпионата Battle of the Year.

Слушать в первую очередь: VK -плейлист South Band

Нам очень жаль, но запросы, поступившие с вашего IP-адреса, похожи на автоматические. По этой причине мы вынуждены временно заблокировать доступ к поиску.

Чтобы продолжить поиск, пожалуйста, введите символы с картинки в поле ввода и нажмите «Отправить».

В вашем браузере отключены файлы cookies . Яндекс не сможет запомнить вас и правильно идентифицировать в дальнейшем. Чтобы включить cookies, воспользуйтесь советами на странице нашей Помощи.

Похожие публикации