Беседа с родителями на тему ядовитые грибы. Беседа "ядовитые грибы и ягоды крыма". Симптомы отравления Бересклетом

Нина Шимберева

Цель :

Ознакомление детей с грибами (как выглядят, каковы их свойства и чем отличаются, уточнение условий необходимых для роста и развития грибов , польза и значение грибов в жизни человека и животных, обогащение словарного запаса.

Задачи :

1. формировать бережное отношение к природе;

2. продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и месте их произрастания;

3. учить быть осторожными с неизвестными объектами, воспитывать бережное отношение к природе;

4. учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям;

5. учить детей правильно называть предметы, их качества, цвет, называть величину (большой- маленький, учить образовывать существительные с помощью суффиксов;

6. закрепить представление о понятиях «грибы » ;

Cтих :

Под березой, под осиной,

Он такой всегда красивый.

И лисичка, и сморчок,

Гриб торчит , как пятачок.

Шляпка, ножка, все мы знаем,

Гриб найдем , не потеряем.

Можем жарить, посолить,

Вкусом маму удивить.

Беседа и просмотр картинок с грибами и ягодами :

Вопросы :

Воспитатель :

«Какие грибы вы знаете

Волнушки, грузди, сыроежки, боровики (белые грибы , подосиновики, подберезовики, грузди. маслята, лисички, рыжики

Воспитатель :

«Где растут грибы

Дети : в лесу

Воспитатель :

Но у грибов есть не только имя как у нас, у них есть еще что-то очень интересное!

Мы живем в городах и домах, и у нас есть адрес. Спросите у ребенка, в каком городе он живет и какой у него адрес? Зачем нужно знать свой адрес наизусть?

Если к Вам приходили посылки или бандероли, письма - то покажите ни них, где написан адрес. Зачем на них написали адрес?

Оказывается, и у грибов есть… свой адрес ! По этому адресу гриб всегда можно найти . Но этот «грибной адрес » знают не все, а только самые - самые внимательные к природе люди.

Сейчас мы с вами постараемся этот адрес отгадать!

каждый гриб «любит» своё дерево и свой лес и живет только по своему адресу.

Например, что мы можем найти под сосной? Конечно же, маслят или белые грибы - боровики .

Боровик - это царь среди всех грибов . Ножка у них толстая - как картофелина. Шляпка коричневая, мякоть белая, крепкая, вкусная. Белые грибы - боровики - и сушат, и варят, и жарят. Адрес этих грибов : «сосновый бор» . Там их можно найти.

А под березой, на лужайках и на скошенных полянах - подберезовики. Подберезовики по одному обычно не растут. Рядом с одним всегда другой растет.

Под осинами - подосиновики.

На пнях живут и растут опята.

В сосновых и еловых лесах много маслят с блестящими шляпками.

А где живут грибы лисички - дружные сестрички, которые всегда растут рядом друг с другом семейками? В смешанных лесах.

Рыжики любят хвойные леса - ельники и сосняки.

Интересное об «адресе» грибов : к осени грибы немного меняют свой «адрес» , то есть переезжают. Правда, переезжают совсем недалеко - на более теплое место. Если раньше летом в июле - начале августа они жались к деревьям и часто росли с северной более прохладной стороны, то сейчас их можно найти на открытой полянке, дорожке, у просек. Там, где тепло и солнечно.

«Зачем грибы и ягоды в лесу » -они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям, которые растут рядом с ними в лесу : Грибы - настоящие друзья деревьев!

«Что мы знаем о ядовитых грибах и ягодах

Есть грибы съедобные , а есть ядовитые. Поэтому в лесу детям нужно обязательно спрашивать взрослых, можно ли взять в руки найденный в лесу или в парке гриб . Если не знаешь гриба , то лучше его оставить в лесу и не брать.

«Что такое безопасность в лесу?»

Не ходите в лес одни, только со взрослыми;

Возьмите с собой телефон для связи с родственниками;

Вернуться из леса нужно до наступления темноты;

Не уходите вглубь леса;

Не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;

Запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;

Не сжигайте высохшую траву или листья;

Не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;

Не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;

- нельзя шуметь в лесу : кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;

Не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;

Пальчиковая гимнастика "Грибы " «Этот пальчик»

этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел ,

этот пальчик чистить стал, это пальчик жарить стал,

этот пальчик все съел, оттого и потолстел.

(Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

«По грибы »

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем мы грибы искать .

Первый гриб- боровик , Полезай в лукошко!

Подосиновик стоит

На высокой ножке.

Подберезовик нашли,

Под березой прямо.

И масленок прячется, Вот какой упрямый!

(Дети поочередно массируют пальцы рук)

Прогулка по нашему лесу на территории детского с ада








Игровое упражнение.

«Грибники »

Воспитатель говорит : «Сейчас олин из вас будет грибником , а остальные грибами . Каждый гриб найдет себе место в лесу, а грибни внимательно посмотрит и запомнит. После этого грибник и грибы танцуют , когда музыка закончится, грибник отвернется , а грибы займут свое место . Затем грибник проверит , правильно ли сели грибы .

Игра малой подвижности

«А мы по лесу шли»

А мы по лесу шли,

Под кустом грибки нашли

Боровик, моховики, подберезовики

Тематическая беседа

«Профилактика отравлений ядовитыми грибами»

Съедобные грибы в питании человека имеют вкусовое значение и употребляются, в основном, как приправа к блюдам.

Грибы , которые растут в нашей местности, делятся на съедобные, условно съедобные и ядовитые.

К съедобным грибам относятся: белый гриб, подберезовик, маслята, лисички, шампиньоны и др.

Свежие грибы рекомендуется приготавливать сразу после их сбора, так как они быстро портятся. Хранить их можно не более 1 суток. Соленые и маринованные грибы хранятся не более года. В пищу можно употреблять только молодые, не червивые и неперезрелые грибы.

К группе условно-съедобных грибов относятся: сморчки, строчки, грузди, свинушки и др. В этих грибах, особенно в кожице шляпок есть ядовитые вещества, которые во время кипячения переходят в воду. После 15-минутного кипячения этих грибов в соленой воде, необходимо снять верхнюю кожицу со шляпок, промыть в холодной воде и снова проварить и прожарить.

К ядовитым грибам относятся: бледная поганка, ложные опята, красный и пятнистый мухоморы. Ядовитые вещества, которые содержатся в грибах этой группы, не переходят в отвар и не разрушаются даже при длительной тепловой обработке.

Употребление в пищу ядовитых грибов ведет к возникновению единичных или групповых отравлений, которые в большинстве случаев, особенно у детей, заканчиваются смертью.

Причиной попадания грибов в пищу является, с одной стороны, внешнее сходство с некоторыми съедобными грибами, а с другой стороны, несерьезное отношение населения к сбору и приготовлению грибов.

Часто собирают грибы дети или лица, которые не знают, чем отличаются съедобные грибы от ядовитых.

Первые признаки отравления после употребления грибов появляются через 2-6 часов, в некоторых случаях и позже. Все грибные отравления вызывают поражение желудочно-кишечного тракта со следующими признаками: боли в животе, иногда коликообразные, тошноты, слюнотечение, рвота, понос, слабость, иногда судороги. Температура обычно повышается.

В случаях отравления грибами необходимо вызвать врача или отправить пострадавшего в больницу. До прибытия врача больному немедленно промыть желудок и кишечник. С этой целью дать пострадавшему выпить 2-3 стакана подсоленной воды, а потом, механически раздражая пальцами корень языка и глотку, вызвать рвоту. Эту процедуру повторить несколько раз, после чего больного уложить в постель (на живот) и положить к ногам грелку. Рекомендуется пить холодный сладкий чай, кофе, молоко или простоквашу.

До прибытия врача больному не следует принимать пищу. Необходимо помнить, что ядовитое действие грибов на организм человека не уменьшается при употреблении спиртных напитков, напротив, это способствует всасыванию ядовитых веществ и усиливает их действие.

Чтобы избежать отравления грибами, необходимо научиться отличать съедобные грибы от ядовитых, тщательно выучить правила сбора, хранения и приготовления блюд из них.

Помните, что сушка, соление, маринование, тепловая обработка не уничтожают ЯД в грибах. Поэтому отравление может произойти в любое время при употреблении впрок заготовленных несъедобных грибов.

Предупреждайте отравления грибами!!!

Беседа с медсестрой по ОБЖ,

«Съедобные и несъедобные грибы»

для детей подготовительной группы

Холодняк Л.В. Воспитатель

МБОУ «Червоновская СОШДС

Цель: Научить детей различать грибы съедобные и несъедобные по внешнему виду, уметь собирать грибы.

Задачи:

    Закрепить представление детей об особенностях внешнего вида грибов (боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, волнушки, мухомор).

    Развивать чувство формы и композиции.

    Воспитывать интерес к природе.

Материалы и оборудование:

Плакат «Грибная полянка», «Березовая роща, муляжи, рисунки грибов, фланелеграф, пластилин, стеки, зубочистки, салфетки, корзиночки, деревья.

Методы и приемы:

    Загадки

    Вопросы к детям

    Чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами»

    Сюрпризный момент – приход Лунтика

    Загадки от Лунтика

    Игра

    Напоминание основных правил грибника

    Пальчиковая гимнастика

    Лепка грибов

    Потешка «Грибочки»

Предварительная работа:

Беседа о грибах, загадки о грибах, рисование грибов, разучивание правил грибника.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку. А куда, попробуйте отгадать сами:

Здесь растет деревьев много:

Лип, осин, берез и кленов,

А еще грибов и ягод-

Не собрать их даже за год.

Место то полно чудес,

А зовем его мы…..(лес)

Дети: Лес!

В.- Кто из вас был в лесу?

Д.-

В.- Вам понравилось в лесу? Почему?

Д.- Да! В лесу свежий воздух, красиво, много деревьев, пахнет грибами.

В.- Кто живет в лесу?

Д.- Животные: медведи, волки, лисы, белка, птицы, бобры.

В.- Что люди собирают в лесу?

Д.- Грибы, ягоды, лекарственную траву.

В.- Ребята, послушайте К.Бальмонта «За грибами»

Вот мы дружною семьей-

За грибами в лес.

Я да он, да ты со мной,

Старый лес воскрес.

Был он тихий -темный бор,

Пасмурно глядел.

А как наш раздался хор,

Весь он загудел.

Белка слушала в сосне,

И с размаху – прыг!

Там сорока в вышине

Подняла свой крик.

Ну, товарищи, вперед,

Врассыпную вдруг.

Тот, кто первый гриб найдет,

Он мой лучший друг.

Только, братцы, примечай,

Вот вам уговор:

Чтоб этот гриб, пускай

Был не мухомор.

В.- Ребята, мы возьмем лукошки, по тропинке в лес пойдем и грибочков наберем. Пока до грибочков доберемся, отлично прогуляемся на свежем воздухе. А сколько раз нагнешься, пока по лесу ходишь! Вот тебе и гимнастика! Как же радостно, когда гриб найдешь!

Входит Лунтик с корзинкой грибов.

Лунтик: Я давно в лесу гуляю,

От росы я весь промок,

Но зато теперь я знаю

Про березу и про мох,

Про малину, ежевику,

Про ежа и про ежиху,

У которой за ежат

Все иголочки дрожат.

Лунтик: Здравствуйте, ребята!

Д.- Здравствуй, Лунтик!

В.- Ну-ка, посмотрим, что за грибы ты насобирал.

Л.- Сейчас достану. А вы, ребята, отгадайте мои загадки про грибы:

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладкий, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это… (сыроежка)

Рыжие лисички

Ростом невелички. (Лисички)

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый ….(мухомор)

В.- Стой, Лунтик. Ребята, разве можно употреблять в пищу мухоморы?

Д.- Нет!

В.- Давай-ка, Лунтик, мы поможем тебе собрать только съедобные грибы. Поиграй с нами в игру «Собери съедобные грибы в корзинку».

На полу расставляют грибы съедобные и несъедобные. Дети собирают только съедобные грибы, называют их и показывают Лунтику, и затем складывают в корзинку.

Л.- Спасибо вам, ребята!

В.- Помните, ребята и Лунтик, никогда не собирайте незнакомые грибы. Они могут оказаться ядовитыми. «Не всякому грибу место в лукошке». Всего в нашей стране растет более 2500 разных видов съедобных и несъедобных грибов. Есть среди них и очень ядовитые, которые и в руки брать не разрешается. Попадет яд на руки, а потом, если ты, по забывчивости, возьмешь этими руками хлеб, то и отравиться можешь. Почти все ядовитые грибы похожи на съедобные. Помни об этом и будь осторожен. Самые опасные грибы – мухомор и бледная поганка.

В.- Ребята, а вы ходили в лес за грибами?

Д.- Да!

В.- А с кем вы ходили?

Д.- С папой, мамой, дедом, бабулей.

В.- А вы видели, как старшие собирают грибы?

Д.- Да! Они срезают их ножом.

В.- Да, ребята, гриб, а точнее шляпку гриба и часть ножки срезают ножом, и не в коем случае не вырывают из земли вместе с корнем. Почему? Как вы думаете?

Д.- Чтобы не повредить грибницу.

В.- Ребята, слушайте внимательно и смотрите. Вот такими мы видим грибы в лесу (показ картины). А вот такими, на самом деле, вы видите под травой, в земле паутинку или сеточку. Это грибница. Если вы аккуратно срежете гриб, то на следующий год на этом месте вырастет еще гриб, и даже не один. А если вы вырвете гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше никогда не вырастут.

В.- Ребята, давайте вспомним основные правила грибника.

Дети по очереди называют:

    Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу на поляне.

    Ядовитые грибы не губи, ими лечатся животные.

    Не разрывай палкой мох и листву около грибов – можно повредить грибницу.

    Гриб осторожно срежь ножом или осторожно, придерживая ножку гриба, отломи шляпку.

    Не бери старые грибы, оставь их насекомым.

В.- Ребята, запомните, что нельзя собирать грибы около шоссе. Они впитывают в себя ядовитые вещества, которые содержаться в выхлопных газах автомобилей.

В.- Ну что, ребята и Лунтик, вы запомнили правила хорошего грибника? Научились отличать съедобные от несъедобных? Вот и хорошо! А теперь, ребята, давайте немножко поиграем с пальчиками, перед тем как мы начнем лепить грибы.

Пальчиковая игра «Грибы»

Топ-топ – пять шагов Идут на месте.

В туесочке пять грибов Переплетают пальцы «корзиночкой»

Мухомор красный- Показывают пять пальцев, поочередно

Гриб опасный. массируя каждый палец,

А второй лисичка- начиная с большого.

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб- белый,

Ешь его смело.

Дети садятся за столы.

В.- Ребята, я предлагаю слепить грибное лукошко и наполнить его разными грибами, только съедобными и подарить Лунтику.

Дети сначала лепят грибное лукошко, а затем грибы.

В.- Молодцы! Слепили только съедобные грибы, красивые получились они у вас.

Л.- Спасибо вам, ребята. Я корзиночку с грибами подарю бабе капе. Она приготовит вкусный пирог с грибами. До свидания, ребята!

Д.- До свидания, Лунтик!

В.- Я по лесу по осеннему бреду

Я грибочки в кузовок соберу,

Я в осиннике рыжики беру,

По березнячку – подберезовики,

По сосновым пням – опеночки,

А под елкой – белый гриб – боровик.

В.- Ребята, понравилось вам занятие?

Д.- Да! Было интересно. Приходил Лунтик, мы ему помогли собрать съедобные грибы.

В.- А что нового сегодня вы узнали? О чем вы расскажите своим близким, друзьям?

Д.- Что грибы бывают съедобные и несъедобные, что у них есть грибница, собирать их нужно осторожно, чтобы не повредить.

В.- Ребята, будьте внимательны и осторожны. И помните правила хорошего грибника «НЕ всякому грибу место в лукошке»

Цель: учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; закрепить умение различать грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

Ход игры:

Старичок - Лесовичок: Здравствуйте ребятишки! Пришёл я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

Игра «Доскажи словечко» (сопровождается показом картинок)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Словно в масле их головки

И укрыться могут ловко.

Очень славные ребята -

Золотистые... (Маслята).

Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

Посмотри, какой хороший!

Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок -

Он в лесу не новичок! (Мухомор)

В бледной шляпке с тонкой ножкой,

Класть нельзя его в лукошко.

Гриб опасный, гриб обманка,

Это бледная …(поганка).

Съедобные грибы мы соберём, а ядовитые оставим в лесу. Но запомните, ребята: грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в моём лесу нужны. А кто в лесу питается грибами? Правильно, то белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся.

Игра «Собери грибы в корзинку»

Дети собирают грибы в две корзинки: с картинкой «мухомора» - ядовитые, а в корзинку с картинкой «белого гриба» - съедобные.

Старичок - Лесовичок. Ребята, скажите, можно ли есть грибы сырыми? Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть (ответы детей). Сбор грибов - занятие увлекательное, но таящее большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из - за отравления грибами, иногда бывают даже смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте ещё раз хорошо запомним ядовитые грибы. (рассматривают картинки).

Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в огороде, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в огороде, даже если они съедобные, опасны, потому что содержат много вредных веществ. Поэтому, встретив грибы в огороде, растопчите его или покажите взрослым.

В моём лесу растут не только грибы, но и ягоды. Какие вы знаете лесные ягоды? В ягодах много витаминов и других полезных веществ. Врачи уверены: чем больше человек ест ягод, тем меньше он болеет. Но будьте осторожны - в лесу есть и ядовитые ягоды.

Игра «Четвёртый лишний»

Называют и показывают ядовитые ягоды.

Если случилось, что ты вдруг съел незнакомую ягоду, скорее скажи об этом взрослым. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать «скорую помощь».

А сейчас присаживайтесь на полянку и посмотрим спектакль, который называется «Осторожно, ядовито!» (на фланелиграфе)

На полянке появляются зверята.

Зайка: Куда это ты торопишься, лисенок?

Лисёнок: На полянку, где растут заячьи уши!

Зайка: Ка-а-к? Разве могут в лесу расти мои уши?

Лисёнок: Так вот посмотри, заячьи уши!

Зайка: Ха-ха-ха! Разве это уши? Это настоящий лесной ландыш!

Лисёнок: Но его ещё называют заячьими ушами. Посмотри, у каждого растения по два длинных листа, как твои уши.

Старичок -Лесовичок: Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту самую полянку. Но вместо цветков на стебельках у ландыша висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.

Лисёнок: Брось! Ягоды ландыша ядовиты, ими можно отравиться. Пусть лучше опадут, из них вырастут новые ландыши.

Старичок - Лесовичок: Ребята, ландыш занесен в Красную книгу, потому что это растение исчезает. А как мы можем охранять ландыш?

Дети: Не рвать букеты, любоваться ими в лесу.

Старичок - Лесовичок: Ребята, вы узнали, что в лесу даже самые красивые растения и ягоды могут быть ядовитыми. Надо об этом помнить. Послушайте, о чём дальше говорили звери на полянке.

Лисёнок: Зайка, а ты видел, как интересно растёт вороний глаз?

Ворона: Ка-ар-р! Лисёнок, ты думаешь, что мои глаза растут? Они у меня уже несколько лет одинаковые!

Лисёнок: Нет ваш глаз не растёт, тётушка Ворона, а растение такое -вороний глаз. Пойдёмте покажу. (Лисёнок показывает на растение)

Ворона: Кар! Это растение и правда похоже на мои чёрные глаза!

Зайка: Растение красивое, но очень ядовитое. Ни стебли, ни листья, ни ягоды есть нельзя.

Старичок - Лесовичок: Ребята, вы запомнили какие растения съедобные, а какие - несъедобные? Теперь вы сможете собрать полные корзины грибов и ягод.

Похожие публикации