История люфтваффе. Военно-воздушные силы германии

Немецкие военно-воздушные силы — Люфтваффе — иногда сравнивают с мифической птицей Феникс, погибшей в огне и возрожденной из пепла молодой и обновленной. После закончившейся для Германии поражением первой мировой войны, странам Антанты были выданы для уничтожения 5000 вполне боеспособных немецких самолетов. Германский императорский военно-воздушный флот перестал существовать. Более того, и в будущем Германии запрещалось иметь военную авиацию. В одной из статей Версальского договора указывалось: «Германия не должна иметь собственных военно-воздушных сил ни на суше, ни на море» . Однако возрождение немецкой авиации началось практически сразу же после ее гибели, так как Германии удалось сохранить авиационную промышленность. Многие самолетостроительные фирмы перешли на выпуск легких спортивных и пассажирских самолетов. Некоторым фирмам, таким как «Юнкерс», «Хейнкель» и «Дорнье», удалось выжить благодаря заказам на авиатехнику, полученным из Советского Союза.

Постепенно налаживалась и подготовка летных кадров. Уже в 1926 году, согласно Парижскому авиационному соглашению, немецким сухопутным войскам и военно-морскому флоту было разрешено обучать ежегодно 36 спортивных летчиков (при этом все понимали, какие задачи будут стоять перед ними). Вскоре после этого государства Антанты согласились и на обучение в немецких школах пилотов гражданской авиации . В боевой подготовке этих летчиков существенную помощь Германии оказал опять Советский Союз, который предоставил в 1925 г. аэродром в районе г. Липецка для создания немецкой авиашколы. За восемь лет ее существования, официально именовавшейся 4-м авиационным отрядом 40-й авиаэскадрильи ВВС РККА, здесь было обучено или переподготовлено 120 летчиков-истребителей и около 100 летчиков-наблюдателей. В их числе оказались многие будущие генералы и асы Люфтваффе. Впрочем, главное назначение этой авиашколы заключалось в отработке тактики боевых действий авиации, ее взаимодействия с сухопутными войсками.

С приходом А. Гитлера к власти все предприятия, которые можно было использовать для развития самолетостроения, были поставлены под контроль вновь созданного Министерства авиации Германии. Быстрыми темпами велось строительство аэродромов, создавались летные и авиатехнические школы, началось формирование первых авиационных частей. Военно-воздушные силы Германии — Люфтваффе к 1 марта 1935 г., когда Гитлер решился снять маскировку и объявил о их создании, уже существовали (основные структуры). Руководителем Люфтваффе стал генерал-фельдмаршал, а затем рейхсмаршал авиации Герман Геринг. В его распоряжении находилось Министерство авиации, в состав которого входили штаб военно-воздушных сил и управления: административно-финансовое, гражданской авиации, ПВО, личного состава, учебных заведений, технического и специального снабжений. Кроме того, существовало несколько организаций, подконтрольных Министерству авиации: «Национал-социалистский летный корпус», «Имперский союз ПВО», акционерное общество воздушных сообщений «Люфтганза» с его заграничными филиалами, а также «Авиационное научно-исследовательское общество».

Для укомплектования авиационных соединений техникой перед второй мировой войной в Германии была создана мощная авиационная промышленность, которая была представлена 29 фирмами, имеющими 20 самолетостроительных и 13 моторостроительных заводов, а также 31 завод, поставляющий комплектующие изделия. На этих заводах уже в предвоенное время было занято до 190 тысяч рабочих. Реконструированные и вновь построенные предприятия авиационной промышленности Германии отличались новейшим оборудованием, высоким уровнем технологии и механизацией всех основных производственных процессов. Во время войны производственные возможности авиапромышленности Германии многократно возросли, как за счет строительства новых заводов на территории собственно Германии, так и за счет привлечения к выпуску авиатехники предприятий на территории оккупированных стран.

Любимым занятием конструкторов и пилотов стали многочисленные соревнования и рекорды: на самый быстрый полет, на самый дальний полет, на самый невозможный полет, на преодоление пролива Ла-Манш и многие другие. Эти соревнования, зачастую учреждаемые аристократами, влюбленными в новое начинание, обычно сулили славу и ощутимые призовые деньги. Гражданская публика проявляла большой интерес и к самолетам, и к пилотам. Участием в соревнованиях зарабатывал себе на хлеб известный германский пилот — Эрнст Удет, впоследствии создававший Люфтваффе Третьего Рейха . Самолеты становились надежнее, быстрее и грузоподъемнее. Это не осталось без внимания военных специалистов, и соответствующие ведомства paзных стран стали финансировать некоторые авиационные состязания, формулируя при этом свои требования к конструкциям претендентов. В результате, без особого шума и финансовых затрат, гражданские конструкторские бюро понемногу стали создавать самолеты, которые в дальнейшем можно было бы легко реконструировать в боевые. На фюзеляжи предполагалось установить чуть большие по размеру фонари кабин и смонтировать вооружение. Ставший впоследствии типовым прием установки ствола крупнокалиберного пулемета или авиационной пушки в развале цилиндров двигателя внутри вала, на который насаживался винт, был придуман как раз в межвоенный период.

Авиация Германии перед Второй мировой войной, основные задачи

Однако по-прежнему основной функцией самолетов считалась разведка или противодействие ей. Даже бомбовые удары с воздуха воспринимались как красивая, но малоэффективная экзотика. Лишь гражданская война в Испании в 1936-1939 гг. внесла существенные перемены в такое положение вещей. Восставшие путчисты во главе с генералом Франко сначала обладали достаточно малыми силами и не могли всерьез рассчитывать на успех военного переворота. Однако путч носил ярко выраженный антикоммунистический характер, что позволило привлечь на свою сторону фашистскую Германию, которая находилась в унизительной политической и экономической изоляции после поражения в первой мировой войне. Гитлер, ставший к тому времени рейхсканцлером, направил на помощь Франко добровольческую авиационную эскадру «Кондор», оснащенную транспортными самолетами Юнкерс. Именно это и решило исход гражданской войны. Германские «юнкерсы» организовали воздушный мост между Испанией и Африкой и за считанные дни перебросили из Марокко на помощь путчистам почти 50000 пехотинцев.

К тому же, потом Гитлер распорядился отправить в Испанию новейшие германские истребители Мессершмитт Bf 109.

Самолет Мессершмитт Вf 109 очень сильно отличался от массовых машин того времени. На нем был применен полностью закрытый фонарь кабины, что значительно снижало воздушное сопротивление и повышало скорость полета. Конструктивно новый истребитель представлял собой моноплан, что улучшало обзор. На нем опробовали некоторые элементы пассивной защиты пилота. В частности, кресло имело броневую защиту и прикрывало летчика от огня снизу и сзади. Кроме того, на Мессершмитт Bf 109 устанавливалась рация, позволявшая управлять самолетами с земли, а также значительно удобнее и оперативнее управлять машинами в воздушном бою. Новейшие «мессершмитты» настолько превзошли республиканскую авиацию, что устроили настоящий террор в небе Испании. Достаточно быстро разгромив противника в воздухе, они стали даже обстреливать наземные позиции противника и добились в этом заметного успеха. В результате генерал Франко одержал победу, а Люфтваффе получили бесценный боевой и тактический опыт применения современной авиации, что позволило пересмотреть ее роль в военных действиях.

Опыт войны в Испании оказал решающее влияние на всю дальнейшую судьбу военно-воздушных сил. Специалисты многих стран отчаянно спорили, но в результате сходились на том, что военные самолеты достигли того рубежа, когда они могут стать решающим средством для достижения победы. Правда, принципиальные споры о методах использования этого средства продолжались довольно долго. Одну из новых методик предлагал генерал Дуэ. По его мнению, победа в войне будущего могла быть достигнута ценой крайне незначительных потерь. Если вспомнить опыт первой мировой войны, то достаточно возвести мощный оборонительный рубеж, за которым и следует разместить войска. Пока противник будет безрезультатно и с большими потерями штурмовать фортификационные укрепления, мощный воздушный флот тяжелых бомбардировщиков и скоростных истребителей массированными налетами уничтожит промышленные центры агрессора, чем окончательно подорвет его мощь. А когда враг выдохнется, можно будет перейти в решительное наступление, которое закончится безусловной победой. Однако, эта красивая внешне идея была воплощена французами при сооружении оборонительной линии фортификационных укреплений на франко-германской границе, получившей наименование «линия Мажино».

В Великобритании, рассматривая испанский опыт, считали, что самолеты нужны исключительно для нейтрализации вражеской авиации, лучше всего еще на аэродромах базирования. А в это время пехота, усиленная тихоходными «пехотными» танками, нанесет противнику решающее поражение на суше. Таким образом, британские взгляды сводились к упрощению боевых действий путем уменьшения роли воздушных сил. С точки зрения немецкого генерального штаба, современные средства вооруженной борьбы достигли такого уровня развития, который поможет полностью исключить длительное противостояние армий. Война должна была стать молниеносной, скоротечной, почти бескровной, и, разумеется, победоносной.

The Rise and Fall of the German Air Force 1933-1945

Их асы по праву считались лучшими в мире.

Их истребители господствовали над полем боя.

Их бомбардировщики стирали с лица земли целые города.

А легендарные «штуки» наводили ужас на вражеские войска.

Военно-воздушные силы Третьего Рейха - прославленные Люфтваффе - были такой же важной составляющей блицкрига, как и танковые войска. Громкие победы Вермахта были бы в принципе невозможны без авиационной поддержки и воздушного прикрытия.

До сих пор военные эксперты пытаются понять, каким образом стране, которой после Первой мировой войны было запрещено иметь боевую авиацию, удалось не только в кратчайшие сроки построить современные и эффективные ВВС, но и долгие годы удерживать господство в воздухе, несмотря на подавляющее численное превосходство противника.

Эта книга, изданная британским Воздушным министерством в 1948 году, буквально «по горячим следам» только что закончившейся войны, была первой попыткой осмыслить ее боевой опыт. Это - подробный и в высшей степени компетентный анализ истории, организации и боевых операций Люфтваффе на всех фронтах - Восточном, Западном, Средиземноморском и Африканском. Это - увлекательный рассказ о стремительном взлете и катастрофичном падении военно-воздушных сил Третьего Рейха.

Разделы этой страницы:

Организационная структура немецкой авиации

Реорганизация системы командования в 1939 году

К февралю 1939 года вследствие роста люфтваффе и увеличения охватываемой ими территории потребовалась крупномасштабная реорганизация, с тем чтобы привести систему командования в соответствие с этим расширением. Поэтому в начале месяца были произведены радикальные изменения как в верховном командовании, так и в организации командования на местах. Во-первых, функции статс-секретаря Министерства авиации и генерал-инспектора люфтваффе были объединены должностью генерал-инспектора и остались в ведении Мильха. Кессельринг заменил Вефера, первого начальника штаба люфтваффе, после его гибели в катастрофе в 1936 году. Однако Кессельринг был слишком волевым человеком и мог представлять угрозу для Геринга, поэтому в 1937 году его сменил Штумпфф. Теперь на смену последнему пришел Ешоннек, волевой молодой офицер, командовавший ранее учебной авиаэскадрой в Грайфсвальде и хорошо изучивший возможности авиационной техники люфтваффе. Он был горячим сторонником применения скоростных средних бомбардировщиков.

Боевые летные части теперь подчинялись трем вновь созданным оперативным соединениям, получившим название «воздушные флоты» (Luftflotten ), которыми командовали соответственно генералы Кессельринг, Фельми и Шперрле. 1-й воздушный флот со штабом в Берлине отвечал за Северную и Восточную Германию, 2-й воздушный флот со штабом в Брауншвейге прикрывал северо-запад Германии, а 3-й воздушный флот (который вместе со 2-м флотом составил основу немецких сил, участвовавших в Битве за Британию) со штабом в Мюнхене отвечал за юго-запад Германии. Кроме того, отдельное воздушное командование было создано в Восточной Пруссии. Месяцем позже, в марте 1939 года, был создан 4-й воздушный флот со штабом в Вене, в зоне ответственности которого находились Юго-Восточная Германия, Чехия и Австрия. Командование этим флотом было получено генералу Леру, который, как уже упоминалось, перешел из австрийских военно-воздушных сил после аннексии Австрии. Следует отметить, что в отличие от британских ВВС эти воздушные флоты, оперативные соединения и ударные силы немецкой авиации были организованы по территориальному, а не по функциональному признаку. Каждый воздушный флот состоял из самостоятельных и сбалансированных ударных сил, включавших в себя бомбардировочные, истребительные, штурмовые, разведывательные и прочие части.

Министерство авиации

В Министерстве авиации Германии к началу войны было около 15 главных управлений или отделов. В первую очередь необходимо назвать Оперативный штаб (Fuehrungsstab ), в котором существовали подотделы: штурманского дела, метеорологический, технический, пропаганды, общественных связей, политики, безопасности и т. д. Штаб отвечал за принятие оперативных решений и издавал оперативные приказы по Министерству авиации. Отдельно от Оперативного штаба существовал Генеральный штаб, разделенный на пять-шесть отделов, ведавших вопросами формирования новых эскадрилий и наземных частей. Одно из главных управлений занималось исключительно вопросами тактики. Еще одно управление ведало снабжением, транспортом и перевозками. Существовало также главное управление разведки. Было управление, ведавшее распределением самолетов, автотранспорта и зенитной артиллерии, а также занимавшееся расследованием летных происшествий и распределением личного состава. Кроме того, существовали отделы связи, авиационной техники, мобилизации, подготовки личного состава и т. д. Центральное управление занималось делами учреждений Министерства авиации, его подразделения - отношениями с прессой, юридическими вопросами и прочими вопросами, такими как издание печатной продукции и служба военно-воздушных атташе. Административное управление ведало вопросами выдачи жалования, претензиями и финансовыми вопросами, зданиями и жилыми помещениями, а также продовольственным снабжением и вещевым довольствием. Также существовало главное управление воздушной связи, включавшее в себя службу управления полетами, метеорологическую службу, а также службу безопасности военно-воздушных сил. Наконец, в структуре министерства было около 15 инспекций, каждая из которых занималась одним конкретным вопросом: боевой подготовкой, организацией медицинской службы, образованием, штурманским делом, парашютными и воздушно-десантными войсками, взаимодействием с военно-морскими силами, автотранспортом, связью и т. д. Кроме того, отдельные инспекции занимались взаимодействием с наземными войсками, бомбардировочной авиацией, пикирующими бомбардировщиками и разведывательной авиацией. Своя инспекция была предусмотрена и для истребительной авиации. В функции этих инспекций входило осуществление контроля от имени Министерства авиации над частями люфтваффе на местах. Они должны были служить связующим звеном между театром военных действий и министерством. Кроме того, значительная часть их деятельности касалась вопросов обучения личного состава, поэтому они были подчинены отделу подготовки личного состава.

Из сказанного выше видно, что организация Министерства авиации до войны была вполне обычной. В военное время число инспекций было увеличено, и деятельность самого Министерства авиации была сильно рассредоточена, но оно тем не менее продолжало в значительной степени контролировать соединения немецкой авиации на местах.


На карте показаны зоны дислокации воздушных флотов в начале войны, в сентябре 1939 года.

Первоначальными зонами размещения сил люфтваффе были зоны ответственности 1, 2 и 3-го воздушных флотов со штабами соответственно в Берлине, Брауншвейге и Мюнхене. 4-й флот со штабом в Вене был образован в марте 1939 года после аннексии Австрии и Чехословакии. При этом Силезия, входившая ранее в зону ответственности 1-го воздушного флота, была передана в ведение 4-го флота.

На карте также показана дислокация авиадивизий (Fliegerdivisions) (впоследствии - авиакорпусов (Fliegerkorps) 1-го и 4-го воздушных флотов в начале польской кампании в сентябре 1939 года. Одна авиадивизия, базировавшаяся северо-восточнее Берлина, поддерживала 4-ю армию, наступавшую в юго-восточном направлении. Еще одна авиадивизия (базировавшаяся в Восточной Пруссии) поддерживала наступавшую на юг 3-ю армию. 4-й воздушный флот поддерживал 8, 10 и 14-ю армии, наступавшие на восток и северо-восток. Основная стратегия предполагала нанесение мощного охватывающего удара на окружение польских войск в районе Познани. Предусматривались и второстепенные охваты (например, в Юго-Западной Польше), проведение которых существенно облегчалось использованием в качестве исходных рубежей территорий Чехословакии и Силезии. (Приблизительное местоположение немецких армий также показано на данной карте.)

Состав воздушного флота

Авиационные корпуса, дивизии и округа

В каждом из воздушных флотов административные функции возлагались на авиационные округа - люфтгау (Luftgau ). Хотя люфтгау отвечали за все административные вопросы, в оперативных целях параллельные службы существовали и в составе авиадивизий (Fliegerdivisions ), позднее переименованных в авиакорпуса (Fliegerkorps ). Перед войной в Германии было около 10 штабов люфтгау и 7 авиадивизий, из которых одна - парашютная. В состав каждого из воздушных флотов входили обычно 2–3 командования люфтгау и 1–2 авиадивизии в качестве ударных сил. На бумаге организация авиадивизии и люфтгау была очень похожа на организацию воздушного флота. В каждой структуре был оперативный отдел, отдел адъютантской службы, юридический отдел, административный отдел, отдел связи и отдел квартирмейстерской службы, в каждом из которых числилось множество подотделов. Однако существовало четкое разделение обязанностей, заключавшееся в том, что воздушные флоты издавали приказы и осуществляли руководство, люфтгау организовывали снабжение и перевозки, а авиадивизии играли роль ударных сил и осуществляли операции. Разделение собственно летной и административно-хозяйственной сторон деятельности люфтваффе наиболее заметно в системе командований аэродромных узлов.

Аэродромные командования

Когда летная часть занимала военный аэродром, старшим офицером на аэродроме на все время ее пребывания становился командир этой части. В то же время на аэродроме существовало постоянное командование, личный состав которого предоставлялся административными службами люфтваффе через местные люфтгау. Когда часть покидала аэродром, его старшим офицером вновь становился начальник аэродрома. В каждом люфтгау существовало несколько командований аэродромных узлов (Flughafenbereich Kommandanturen ), число которых варьировалось от двух до двенадцати в зависимости от величины и важности района. Эти командования аэродромных узлов, известные также как станции контроля (Leithorste ), располагались на наиболее важных аэродромах. Станции контроля должны были регулярно отчитываться перед люфтгау о техническом состоянии аэродромов и запрашивать снабжение для всех аэродромов узла, а также контролировать правильность распределения предметов снабжения и прочих грузов. В состав командования обычно входило около пяти основных аэродромов и до двенадцати запасных аэродромов (Einsatzhafen ).

В начале войны Германия располагала примерно 250 основными и 150 запасными аэродромами. На основных аэродромах, занимавших в то время площадь порядка 1000 м?, базировались летные части, школы и экспериментальные подразделения. Полевые аэродромы имели примерно те же размеры, но следует отметить, что они не были привязаны к основным аэродромам, а располагались по всей стране и использовались во время маневров или в соответствии с оперативной необходимостью. В то время запасные аэродромы были практически не обустроены. Не было ангаров, не было жилых помещений, если не считать нескольких бараков, в которых размещался немногочисленный личный состав, обслуживавший посадочную полосу. Ни один из немецких основных аэродромов на начало войны не имел ВПП с твердым покрытием, хотя в 1939 году было начато строительство ВПП с твердым покрытием на нескольких крупных аэродромах на северо-западе Германии.

Для подготовки полевых аэродромов к быстрому размещению на них летных частей необходимо было обеспечить возможность скорейшей переброски на них частей аэродромного обслуживания. Для этого от каждого люфтгау требовалось находиться в постоянной готовности выделить достаточное количество личного состава с постоянных аэродромов для комплектования частей аэродромного обслуживания резервных аэродромов в пределах люфтгау. Ускоренная переброска транспортной авиацией или механизированными колоннами отрабатывалась в ходе предвоенных маневров, когда запасные аэродромы временно занимались летными частями. Таким образом, люфтваффе могли начинать переброску боевых частей из одной части Германии в другую в течение нескольких часов после получения приказа, зная, что аэродромы будут укомплектованы личным составом и подготовлены к приему самолетов. В ходе войны немецкая аэродромная сеть была распространена и на оккупированные территории.

Летные части

Основной боевой единицей люфтваффе считалась авиагруппа (Gruppe ), состоявшая примерно из 30 самолетов. Летные части немецкой авиации всегда организовывались на основе авиагрупп. Существовало подразделение на эскадрильи (Staffel ), обычно состоявшие из 9–10 самолетов. Таким образом, в каждую группу входило три эскадрильи. Эскадрильи могли базироваться на разных аэродромах (или базах гидроавиации, если речь шла о морских разведывательных или патрульных самолетах), однако для бомбардировщиков (в том числе пикирующих) и истребителей считалось нормой базирование всей группы из примерно 30 самолетов на одном аэродроме. Бомбардировочные и истребительные части сводились в авиаэскадры (Geschwader ), которые обычно включали в себя три группы, т. е. имели численность около 90 самолетов. По довоенным понятиям три группы бомбардировщиков или истребителей должны были базироваться на соседних аэродромах, однако во время войны группы часто отделялись от своих эскадр, а нередко, если того требовали местные условия, с отдельных аэродромов действовали и более мелкие подразделения.

Эскадрильей командовал «штаффелькапитан» (Staffelkapitaen ). Отдельные офицеры эскадрильи (как правило, пилоты) в свободное от полетов время должны были также заведовать технической частью, связью и штурманским делом. Техническое обслуживание и ремонт самолетов эскадрильи осуществлялись в мастерских группы, но иногда эскадрилья располагала собственной мобильной мастерской для выполнения мелкого ремонта. Численность летного состава эскадрильи варьировалась в зависимости от числа членов экипажа в ее самолетах. Аэродромный персонал эскадрильи состоял из 150 человек для одномоторных истребителей и из 80 человек для двухмоторных. В эскадрильях двухмоторных истребителей нелетный состав имел меньшую численность в силу того, что значительная часть обслуживания и административных функций выполнялась постоянными частями аэродромного обслуживания.

Всего в группе обычно было около 500 человек нелетного состава для одномоторных истребителей или около 300 человек - для двухмоторных. В состав группы входили командир, адъютант, офицер по оперативным вопросам, который также мог отвечать за связь и штурманское дело, офицер технической службы и офицер медицинской службы. В отличие от Британских ВВС, структура не предусматривала наличие на уровне эскадрильи или группы отдельного офицера разведки. Хотя группы или эскадрильи истребительной или бомбардировочной авиаэскадры могли действовать раздельно, штаб авиаэскадры сохранялся и состоял из командира эскадры, адъютанта, офицера по оперативным вопросам, офицера по организационным вопросам, офицера разведки, штурмана эскадры, техника эскадры, начальника связи эскадры, фотографа эскадры и офицера метеослужбы. Штаб авиаэскадры также располагал несколькими боевыми самолетами, которые использовались в соответствии с обстоятельствами (обычно - для проведения разведки).

Численность воздушного флота

Хотя численность эскадрилий, групп и эскадр в начале войны была относительно постоянной, численность воздушных флотов и авиадивизий существенно варьировалась. При 4000 самолетов первой линии численность воздушного флота образца 1939–1940 годов должна была составлять 1000 самолетов. При подготовке вторжения в Польшу боевые части западных воздушных флотов (2-го и 3-го) фактически переводились в восточные флоты (1-й и 4-й), которые должны были поддерживать наступление на Польшу. В различные периоды войны численность воздушного флота варьировалась от минимального уровня 200–300 самолетов до максимума около 1250 машин.

Авиадивизия в составе воздушного флота, которая включала в себя боевые части всех типов (бомбардировочные (в том числе пикирующие), истребительные и разведывательные), могла иметь от 200–300 до 700–750 самолетов. Численность авиадивизий (позднее переименованных в авиакорпуса) и воздушных флотов зависела от общей стратегии немецкой авиации с учетом положения на данном направлении.

Связь

Немалая роль в успехах немецкой авиации в кампаниях раннего этапа войны принадлежит хорошо организованной службе связи, ставшей неотъемлемой частью люфтваффе. Служба связи выполняла следующие задачи: передача всех приказов и донесений (по возможности и наземными линиями связи (телефон, телетайп), и беспроводными средствами радио- и телефонной связи), установка и обслуживание всего навигационного оборудования (радиостанции, радиопеленгаторные установки, радио- и визуальные маяки), противовоздушная оборона (посредством службы наблюдателей), перехват сообщений противника, управление полетами немецкой авиации, обеспечение безопасности полетов, а также отдельные спасательные операции.

В распоряжении главнокомандующего немецкой авиацией была система управления, позволявшая ему связываться со всеми должностными лицами военно-воздушных сил. Каждое оперативное соединение, включая воздушные флоты, авиакорпуса и авиадивизии, и каждое учреждение люфтваффе располагало собственными частями связи. Эти части делились на полки и далее подразделялись на роты, каждая из которых занималась своим кругом вопросов. Роты соответственно делились на взводы и далее на отделения. Как правило, полк состоял из девяти рот, из которых первая состояла из операторов телефонной и телетайпной связи, вторая занималась радиосвязью, а третья обеспечивала взаимодействие с наземными войсками. Остальные роты полка занимались прокладкой телефонных линий, обнаружением самолетов, обеспечением безопасности полетов или радиоперехватом. Некоторым полкам придавались самолеты связи (как правило, Ю-52), которые в ходе кампаний приземлялись на передовых аэродромах и служили выдвинутыми радиостанциями или станциями радионаведения. Как и остальные наземные части люфтваффе, войска связи были организованы с учетом потребностей маневренной войны. Части, приданные оперативным соединениям, обязаны были организовать систему связи, а также строительство и обслуживание радио- и визуальных маяков и т. д. сразу же после оккупации новой территории. Кроме того, каждая крупная группа аэродромов располагала собственной ротой связи, организовывавшей систему связи в этом районе. Собственная рота связи придавалась также каждому крупному соединению из 100 истребителей или бомбардировщиков, а на каждые 30 боевых самолетов предусматривался собственный взвод связи.

Система командования была связана с главнокомандующим сухопутными войсками и командующим флотом, а каждое оперативное соединение было обеспечено связью с зенитной артиллерией, базами снабжения, крупными аэродромами и, разумеется, летными частями. Для противовоздушной обороны существовала отдельная система, связанная с системами гражданской обороны и медицинской помощи. В значительной степени эти системы опирались на существующие сети немецкой почтовой службы.

В целом система связи люфтваффе накануне войны в Европе была вполне способна решить большинство проблем современной воздушной войны. По-видимому, в этой системе было всего два слабых места. Это, во-первых, невозможность применения радиолокации как в наступательных, так и в оборонительных целях, и, во-вторых, весьма примитивная система наведения истребителей с земли.

В условиях изменившейся политической обстановки в мире военно-полити­ческое руководство (ВПР) Германии переосмысливает роль и задачи своих вооружен­ных сил. При этом особое значение приобретают военно-воздушные силы как наиболее эффективный и высокотехнологичный компонент ВС.

Масштабная военная реформа в Германии, проводимая с начала 2000-х го­дов до 2012-го, принципиально не изменила структуру национальных ВВС. С четырех до трех сократилось количество авиационных дивизий, расформиро­вано транспортное авиационное командование, незначительно уменьшилось количество боевых и вспомогательных эскадрилий. Кроме того, начался про­цесс реального перехода на новые образцы военной техники, который активно продолжается и в настоящее время. ВВС ФРГ быстро освободились от совет­ских тактических истребителей МиГ-29, за символический 1 евро передав их Польше, а заодно уволив большинство не самых плохих летчиков из состава военной авиации ГДР.

До 2012 года структура ВВС продолжала оставаться типичной для любого вида вооруженных сил Германии. Во главе их находился инспектор (командующий), рабочим органом которого являлся главный штаб ВВС, входивший в централь­ный аппарат министерства обороны Германии.

В организационно-штатную структуру ВВС входили два основных блока -оперативное командование (ОК) ВВС и центральное управление (ЦУ) ВВС (оба расположены в г. Кёльн-Ван). При этом в составе ОК находились все ави­ационные дивизии и командование оперативного управления. Центральное управление включало учебные и обеспечивающие формирования.

Поворотным пунктом в процессе германской военной реформы стало при­нятие в 2011 году новой военной доктрины, получившей название «Основные направления политики ФРГ в области обороны». Документ по-новому трактует задачи вооруженных сил и каждого отдельного вида ВС.

Так, главной целью планируемых в ВВС Германии преобразований декларируется по­вышение боевых возможностей авиации и сил ПВО при одновременном сокра­щении количества входящих в их состав соединений и частей. Основное вни­мание при этом предполагается уделить совершенствованию системы боевого управления, реорганизации разведывательной авиации, а также оснащению соединений и частей современными образцами авиатехники.

На базе «Основных положений политики ФРГ в области обороны» спектр ключевых задач ВВС Германии предполагается сместить от завоевания господства в воздухе и борьбы с авиацией противника к непосредственной авиационной поддержке войск, ведению наблюдения и воздушной разведки. Вместе с тем планируется сохранить необходимый потенциал для проведения стратеги­ческих воздушных опе­раций, предусмотренных национальными или коа­лиционным планами.

Согласно планам ре­формы высшим органом военно-воздушых сил Германии становится главное командование (ГК) ВВС, возглавляемое ин­спектором (главнокомандующим). Местом дислокации ГК выбран гарнизон Берлин-Гатов (10 км южнее г. Берлин). Оно будет заниматься разработкой об­щих и перспективных планов строительства, боевой подготовки и оперативно­го использования ВВС, а также определять дислокацию (базирование) входя­щих в их состав соединений и частей.

Принципиальным моментом является тот факт, что главное командование ВВС, как и ГК других видов ВС, выводится из структуры центрального аппара­та министерства обороны. Не случайно выбрано и место дислокации главного командования ВВС - Берлин-Гатов. Таким образом, ГК планирует восстано­вить войсковые традиции гарнизона, на территории которого сейчас находится крупнейший в Германии музей воздушного флота.

Перспективная структура органов управления ВВС Германии разделена на три основ­ные сферы деятельности - оперативное руководство, боевое управление и обеспечение. При этом из системы управления ВВС полностью исключается дивизионный уровень, а штабы дивизий подлежат сокращению.

Задачу оперативного руководства намечается возложить на командование оперативных сил (КОС) ВВС (г. Кёльн-Ван). Оно должно нести непосредствен­ную ответственность за организацию боевой подготовки, разработку планов боевого применения частей и соединений, технического оснащения и тылового обеспечения. Непосредственно КОС будут подчинены два компонента - воз­душный и наземный.

Воздушный компонент объединит в себе боевую и транспортную авиацию. В состав боевой авиации войдут три (в перспективе, возможно, четыре) авиаци­онные эскадры тактических истребителей (АвБ Виттмунд, Нервених, Нойбург и Лааге), а также истребительно-бомбардировочная (АвБ Бюхель) и разведыва­тельные (АвБ Ягель) авиационные эскадры.

Транспортная авиация будет представлена транспортной авиационной (АвБ Вунсдорф) и транспортной вертолетной (АвБ Хольцдорф) эскадрами и авиа­группой специальных пе­ревозок (Берлин/Кёльн-Ван).

Основу наземного ком­понента составят: эскадра ЗУР (Хузум), два полка управления и связи (Шёневальде и Эрндтенбрюк), полк охраны объектов ВВС (Шортенс) и полк информационно-техниче­ского обеспечения. В со­став компонента войдут еще учебные центры ВВС ФРГ в США и Италии (АвБ Холломан и Дечи-моманну), а также центр РЭБ (Кляйнантинген).

В перспективной струк­туре ВВС Германии особое место отводится 51-й разведывательной авиацион­ной эскадре (АвБ Ягель). В ее составе предполага­ется иметь 511-ю разве­дывательную эскадрилью (раэ) и 512-ю эскадрилью разведывательных беспилотных летательных ап­паратов. При этом 511 раэ будет оснащена разведывательными самолетами «Торнадо» RECCE и са­молетами РЭБ «Торна­до» ECR.

Расширение разведы­вательных возможностей авиации командование ВВС связывает с приня­тием на вооружение раз­ведывательных БЛА стра­тегического и оперативного назначения. В этой связи до 2014 года ожидается включение в состав 512-й эскадрильи разведывательного БЛА «Еврохок». В период до 2015 года возможно принятие на вооружение еще четырех анало­гичных аппаратов, а до 2017-го - такого же количества БЛА «Глобал Хок», предназначенных для развертывания системы воздушной разведки наземных целей «АГС».

В настоящее время германское ВПР находится на стадии принятия решения о начале реализации программы оснащения национальных ВВС средневысотными ударными БЛА оперативно-тактического назначения. В соответствии с планами до 2020 года на вооружении ВВС ФРГ в составе 512-й разведыватель­ной эскадрильи должно быть 16 таких БЛА.

Программу закупки средневысотных БЛА планируется осуществить в два этапа. На первом этапе возможно приобретение партии из пяти единиц, кото­рые бундесвер будет использовать в качестве «переходной модели» на период с 2015 по 2020 год. При этом изучаются образцы израильской («Израэль аэроспейс индастриз») и американской («Дженерал атомикс аэронотикэл системз») фирм.

На втором этапе планируется создание «европейского» ударного беспилот­ного летательного аппарата. Работы в данном направлении активно проводит концерн ЕАДС.

Задачи боевого управления ВВС Германии будут возложены на главный оперативный центр (ГОЦ) ВВС (Калькар). Центр должен обеспечить германское участие в работе органов оперативного планирования и управления силами и средствами многонациональной группировки ВВС в ходе подготовки и проведения опера­ций под общим руководством НАТО и ЕС.

ГОЦ планируется подчинить следующие структуры: германский штабной компонент в ОВВС НАТО (АвБ Рамштайн); германский компонент в штабе Европейского транспортного авиационного командования (Эйндховен, Нидер­ланды); германский компонент командования ДРЛО и управления авиацией «Авакс-НАТО» (Гайленкирхен); германский компонент «АГС» (АвБ Сигонел-ла, Италия); германские компоненты в структурах НАТО и ЕС; центр опера­тивного управления ВВС (Калькар); национальный центр защиты воздушного пространства (Юдем); центр контроля космического пространства (Юдем); группа информационно-технического обеспечения (Калькар).

Командование сил обеспечения (КСО) ВВС (Кёльн-Ван) будет отвечать за организацию комплектования и подготовку кадров для ВВС ФРГ, а также за материально-техническое и медицинское обеспечение их деятельности. В его состав войдут: немецкий компонент центра программ НАТО, центр подготовки технических специалистов (Фасберг), офицерская (Рот) и унтер-офицерская (Аппен) школы ВВС, учебный батальон кандидатов в офицеры и унтер-офице­ры (Гермерсхайм), группа информационно-технического обеспечения, а также ведомство управления воздушным движением бундесвера (Франфуркт-на-Майне), управление медицинской службы ВВС (Кёльн-Ван) и два центра вооруже­ния ВВС (Шёневальде и Манхинг).

Утвержденные коман­дованием бундесвера пла­ны реформирования пре­дусматривают вывод из состава сухопутных войск подразделений средних транспортных вертолетов СН-53 и передачу их в вертолетную транспорт­ную эскадру ВВС (АвБ Лаупхайм и Хольцдорф). Все легкие транспортные вертолеты NH-90 и верто­леты огневой поддержки «Тигр», напротив, будут сосредоточены в составе дивизии быстрого реаги­рования СВ ФРГ.

В рамках программы перевооружения бундесвера в ВВС планируется в тече­ние пяти лет осуществить полную замену устаревших вооружения и военной техники новыми и модернизированными образцами. Так, в составе люфтваффе предполагается иметь до 225 самолетов боевой авиации (из них «Тайфун» - 140, «Торнадо» - 85), около 100 транспортных самолетов («Трансалл» - 60, А.400М - 40), 64 вертолета СН-53, девять стратегических и 16 оперативно-так­тических БЛА, 112 ПУ ЗУР «Пэтриот».

Оценивая тактико-технические характеристики новой авиационной техни­ки ВВС Германии, следует отметить, что тактический истребитель «Тайфун» является конкурентоспособной машиной на мировом рынке и соответствует поколению «4+». Вместе с тем его трудно отнести к «прорыву» в мире авиации. Еще сложнее дело обстоит с принятием на вооружение транспортного самоле­та А.400М. Производитель в лице консорциума «Эрбас милитэри» постоянно откладывает сроки поставок. При этом ТТХ машины претерпели существен­ные изменения в сторону ухудшения, что вызывает крайнее недовольство со стороны командования ВВС.

При анализе перспектив развития ВВС ФРГ обращает на себя внимание и морально-психологический аспект реформирования. Так, данный вид воору­женных сил более, чем какой-либо другой, сохраняет боевые традиции герман­ской авиации. Например, названия эскадр (71 иаэск - «Рихтхофен», 51 раэск -«Иммельман», 31 абаэск - «Бельке») даны им в честь пилотов времен Первой мировой войны. В специальных изданиях постоянно публикуется большое количество биографий и описаний боевых подвигов германских асов в ходе Второй мировой войны. Не вызывает удивления появление в воздухе характерного силуэта Me 109 - в Германии существует большое количество клубов и обществ, где тщательно сохраняют и реставрируют боевые машины, тем са­мым поддерживая интерес молодежи к авиации.

Еще одним признаком ВВС Германии является крайняя «американизированность» военных летчиков. Объясняется это тем обстоятельством, что становление пи­лотов происходит в США с использованием американских методик и авиаци­онной техники. Одновременно подразделения национальных ВВС участвуют в большом количестве масштабных мероприятий боевой подготовки на террито­рии США совместно с американскими коллегами.

Таким образом, проводимая руководством ФРГ военная реформа призвана обеспечить дальнейшее приоритетное развитие военно-воздушных сил. При этом совершенствуется система управления ВВС и, несмотря на эко­номические трудности, предпринимаются активные шаги по техническо­му переоснащению данного вида вооруженных сил.

(Полковник А. Лопухов, «Зарубежное военное обозрение»)

Подполковник Ю. Блинков,
майор О. Кутинов

Федеративная Республика Германия имеет мощные и динамично развивающиеся военно-воздушные силы ("люфтваффе"), которые являются самостоятельным видом вооруженных сил. Спектр задач, возлагаемых командованием бундесвера на национальные ВВС, в последние годы значительно расширился. В условиях мирного времени в рамках объединенной системы ПВО НАТО в Европе ВВС Германии решают задачи ПВО (несут боевое дежурство), выполняют воздушные переброски войск и грузов в районы проведения коалиционных миротворческих операций, осуществляют воздушную разведку (в том числе с целью контроля за выполнением международных соглашений), оказывают помощь в случае стихийных бедствий, участвуют в операциях по спасению и эвакуации и т. д.

Основными задачами боевой авиации в условиях военного времени будут: завоевание и удержание господства в воздухе; противовоздушная оборона страны, важных объектов и группировок войск (сил); изоляция района боевых действий; уничтожение ключевых объектов противника; осуществление авиационной поддержки своих и коалиционных войск (сил), в том числе военно-морских группировок и кораблей; ведение воздушной разведки и другие. Для вспомогательной авиации такими задачами могут быть: выполнение транспортных перебросок войск и ВВТ, проведение поисково-спасательных операций, осуществление информационно-разведывательных действий, высадка десантов и др.

Организационная структура ВВС Германии
Аэродромная сеть ВВС Германии

Основой ВВС является боевая авиация, которая во взаимодействии с другими видами вооруженных сил способна сыграть решающую роль в разгроме противостоящего противника. В состав военно-воздушных сил входят также все силы и средства ПВО, включающие истребительную авиацию, зенитные ракетные комплексы, зенитную артиллерию и радиотехнические средства. Задачи обеспечения боевых действий всех видов ВС призвана решать вспомогательная авиация.

Органы управления. Руководство этим видом ВС возложено на инспектора ВВС (командующего), который подчиняется генеральному инспектору бундесвера. Последний руководит строительством и боевой деятельностью всех соединений, частей и учреждений военно-воздушных сил через главный штаб и подчиненные ему оперативное командование и центральное управление ВВС.

Организационно военно-воздушные силы ФРГ состоят из главного штаба, оперативного командования и центрального управления ВВС.

Главный штаб ВВС (г. Бонн) - орган оперативного управления. Он занимается разработкой планов строительства, боевой подготовки и оперативного использования этого вида ВС, а также определяет дислокацию соединений, частей и подразделений ВВС.

Оперативное командование ВВС (г. Кёльн-Ван) является высшим оперативным объединением военно-воздушных сил. Оно предназначено для управления силами и средствами ВВС как в мирное, так и в военное время. В его состав входят командование оперативного управления, транспортное авиационное командование, три авиационные дивизии, другие части и учреждения.

Три авиационные дивизии включают все части и подразделения боевой авиации, силы и средства ПВО. Они способны самостоятельно готовиться к ведению боевых действий и участвовать в них.

В транспортном авиационном командовании (ТАК) сосредоточена вся вспомогательная авиация, которая обеспечивает переброску войск и грузов по воздуху, специальные перевозки и поисково-спасательные действия.

Центральное управление ВВС отвечает за организацию комплектования и подготовку кадров для военно-воздушных сил, материально-техническое, медицинское, геофизическое обеспечение, а также за планирование и контроль хода учебно-боевой подготовки частей ВВС.

Численность, боевой состав и вооружение. В настоящее время численность личного состава ВВС 45 тыс. человек. В их боевом составе насчитывается 14 эскадрилий самолетов боевой авиации, шесть зенитных ракетных групп, шесть эскадрилий самолетов вспомогательной авиации, шесть вертолетных эскадрилий и одна транспортная вертолетная группа.

Всего на вооружении военно-воздушных сил находятся 460 самолетов боевой авиации (в том числе 72 самолета - носителя ядерного оружия и 63 самолета резерва), 97 самолетов вспомогательной авиации, 84 вертолета, 534 пусковые установки ЗУР и 232 орудия зенитной артиллерии.

В боевой состав 1-й авиационной дивизии входят 45 тактических истребителей "Торнадо", 44 истребителя ПВО F-4F и четыре - "Тайфун-F. 1", 64 ПУ ЗУР "Патриот". Эти силы и средства сведены в 32-ю истребительно-бомбардировочную авиационную эскадру, 74-ю истребительную авиационную эскадру, 5-ю эскадру ЗУР и 1-й полк управления и связи.

Во 2-й авиадивизии насчитывается 109 тактических истребителей "Торнадо", 14 "Тайфун-F. 1" и 64 ПУ ЗУР "Пэтриот". Эти силы и средства сведены в 31-ю и 33-ю истребительно-бомбардировочные, а также 73-ю истребительную авиационные эскадры, 2-ю эскадру ЗУР и 3-й полк управления и связи.

В 4-й авиационной дивизии имеется 5 7 тактических истребителей "Торнадо", 44 истребителя ПВО F-4F и 64 ПУ ЗУР "Пэтриот". Эти силы и средства сведены в 51-ю разведывательную и 71-ю истребительную авиационные эскадры, 1-ю эскадру ЗУР, а также 2-й и 4-й полки управления и связи.

В распоряжении ТАК находятся 84 тактических военно-транспортных самолета С160 "Трансалл", шесть CL-601, четыре A310MRTT, три A310, а также 81 транспортно-десантный вертолет UH-1D и три AS-532. Все эти силы и средства сведены в три транспортные авиационные эскадры и авиагруппу специальных перевозок МО.

Авиационная дивизия является высшим оперативно-тактическим соединением ВВС. Она включает две-три авиационные и одну-две зенитные ракетные эскадры.

Авиационная эскадра - основная тактическая часть. В мирное время в ее составе насчитывается две-три эскадрильи. На вооружении ВВС ФРГ имеются следующие типы авиационных эскадр:
- истребительная (иаэск);
- истребительно-бомбардировочная (ибаэск);
- разведывательная (раэск);
- транспортная (таэск).

В авиационной эскадре насчитывается до 2 000 человек личного состава. При мобилизационном развертывании ее численность возрастает до 4 ООО -4 500 человек за счет пополнения резервистами. Эскадра транспортной авиации включает од ну-две авиационные и до трех вертолетных эскадрилий.

Эскадра ЗУР является тактической частью и решает задачи объектовой ПВО. Организационно в эскадрах имеется по две зенитные ракетные группы ЗУР "Пэтриот", которые в перспективе должны быть заменены модернизированными ЗРК "Пэтриот" РАС-3.

В настоящее время военно-воздушные силы ФРГ переводятся на новую структуру которая будет включать силы оперативного задействования, силы стабилизации и силы поддержки.

В состав сил оперативного задействования предполагается включить четыре-пять эскадрилий самолетов и вертолетов боевой и вспомогательной авиации, зенитную ракетную группу силы и средства поисково-спасательной службы ВВС - всего около 30 боевых самолетов и до 6 000 человек.

Силы стабилизации объединят в своем составе основную часть боеготовых авиационных формирований и будут насчитывать около 200 боевых самолетов и 11 000 человек. Самолеты - носители ядерного оружия, входящие в них, могут привлекаться к решению задач НАТО.

В силы поддержки войдут части обеспечения, учебные центры и подразделения, резерв ВВС (всего около 18 000 человек).

При мобилизационном развертывании численность личного состава ВВС планируется увеличить до 80 тыс. человек, а количество эскадрилий боевой авиации - с 14 до 17.

Аэродромная сеть. В Германии создана хорошо развитая аэродромная инфраструктура, включающая более 600 аэродромов различного класса и вертолетных площадок, а также аэродромных участков дорог. Свыше 110 аэродромов считаются хорошо подготовленными и пригодными для базирования всех типов боевой и вспомогательной авиации. Их взлетно-посадочные полосы длиной 1 800 м и более имеют капитальное покрытие. На автомагистралях для рассредоточения боевой авиации подготовлено около 30 аэродромных участков. На аэродромах базирования боевой авиации построены арочные укрытия усиленного типа, для которых оборудованы специальные подземные хранилища бункерного типа для хранения авиационных ядерных боеприпасов. На территории Германии такие хранилища имеются на пяти авиабазах. По оценке зарубежных специалистов, аэродромная сеть позволит командованию НАТО сосредоточить на территории Германии мощную группировку тактической, а также транспортной и транспортно-заправочной авиации.

Перспективы развития ВВС ФРГ. Военно-политическое руководство Германии уделяет неослабное внимание повышению возможностей бундесвера в целом и совершенствованию его воздушной составляющей в частности. Это обусловлено прежде всего особой ролью и местом ФРГ в коалиционных структурах НАТО и Евросоюза, меняющимися подходами руководства к проблеме применения вооруженных сил за пределами национальной территории, а также стремлением Германии закрепиться на ведущих позициях в Европе и мире.

По мнению специалистов НАТО, в условиях новых вызовов и угроз безопасности альянса на военно-воздушные силы будет возлагаться широкий спектр задач как гуманитарного, так и боевого характера.

В рамках принятых ФРГ обязательств, взятых на Пражском саммите НАТО (ноябрь 2002 года), в этой стране проводятся мероприятия по повышению возможностей национальных ВВС.

Основной целью этих мероприятий является создание меньших по численности и боевому составу, но обладающих большими боевыми возможностями авиационных формирований, способных самостоятельно или во взаимодействии с частями и соединениями сухопутных сил и ВМС решать широкий круг задач на любом ТВД преимущественно в составе многонациональных группировок НАТО и ЕС.

В рамках проводимого реформирования осуществляется оптимизация организационно-штатной структуры и системы управления национальными ВВС, усиление боевой мощи этого вида ВС путем модернизации имеющейся техники, перехода на современные типы авиационной техники и оснащения военно-воздушных сил высокоточным оружием с большой дальностью действия.

С целью сокращения лишних звеньев управления на базе командования материально-технического обеспечения и отдела вооружений центрального управления ВВС было сформировано командование систем вооружения центрального управления ВВС. Предполагается, что осуществление единого руководства процессами разработки систем вооружений, оснащения ими войск и их дальнейшей эксплуатации будет способствовать более быстрому внедрению новых образцов в войска.

Для повышения эффективности управления авиационными экспедиционными формированиями на удаленных ТВД в 2008 году намечается создать мобильные центры управления авиацией (МЦУА). Основными задачами таких центров будут контроль воздушного пространства, управление авиацией и силами ПВО, организация взаимодействия с пунктами управления ОВВС НАТО и гражданской системой управления воздушным движением. Массогабаритные параметры МЦУА позволят осуществлять их переброску в любые районы, что, по мнению западных специалистов, обеспечит более эффективное использование воздушного компонента бундесвера в составе сил первоочередного задействования ОВС альянса или боевых тактических групп сил реагирования ЕС.

Опыт применения авиационных формирований ФРГ в районах кризисов (Босния, Косово, Дарфур, Афганистан) подсказал руководству бундесвера идею создания системы обеспечения базирования частей и соединений ВВС на удаленных ТВД. Основными задачами такой системы будут ремонт и восстановление аэродромной инфраструктуры, а также ее охрана и оборона.

К 2009 году намечается расформировать ТАК с передачей задач по воздушным переброскам войск и грузов создаваемому европейскому транспортному командованию. При этом транспортные эскадры данного командования предусматривается передать в состав авиационных дивизий.

Окончательно сформировать перспективную организационно-штатную структуру ВВС, оптимизированную для действий в новой военно-стратегической обстановке и главным образом в составе коалиционных сил НАТО, планируется к 2010 году. По оценкам зарубежных специалистов, при условии сохранения тенденций в расстановке сил в мире такая структура ВВС может сохраниться до 2020-2025 годов.

В настоящее время основой боевого состава ВВС являются истребители ПВО, истребители-бомбардировщики, тактические разведчики и самолеты РЭБ.

На вооружение истребительной авиации на смену устаревшим F-4F поступают самолеты "Тайфун-F. 1". Этот самолет в процессе разработки в течение 90-х годов перешел из категории истребителя с ограниченными ударными возможностями в категорию многофункционального боевого самолета. Первая партия таких машин (44 единицы) предназначена для перевооружения истребительных авиационных эскадр. Вторая и третья партии (по 68 единиц) с улучшенными ударными возможностями поступят на вооружение истребитель-но-бомбардировочных эскадрилий в период с 2008 по 2012 год на смену самолетам "Торнадо". "Тайфун" будет иметь увеличенный радиус действия и оснащаться РЛС с фазированной антенной решеткой и лазерным целеуказателем.

Возможности истребительно-бомбардировочной авиации планируется повышать также за счет модернизации истребителей-бомбардировщиков "Торнадо". Предусматривается, в частности, усовершенствовать систему отображения информации кабины, оснастить самолеты высокоточным оружием и обеспечить более эффективное преодоление системы ПВО. Реализация данной программы позволит продлить срок эксплуатации "Торнадо" до 2020-2025 годов, по истечении которого они будут заменяться модернизированными самолетами "Тайфун-F. 1" или одной из модификаций истребителя F-35.

Оснащение ударной авиации перспективными высокоточными средствами поражения средней и большой дальности с более эффективными боевыми частями позволит наносить удары по стационарным и даже мобильным целям без захода в зону действия ПВО, поражая одновременно несколько целей, сократить количество расходуемых боеприпасов и состав ударных групп.

Увеличить оперативную досягаемость тактической авиации ВВС ФРГ планируется за счет применения средств дозаправки в воздухе. В связи с этим предусматривается дальнейшее развитие собственной заправочной авиации и формирование в ней отдельной эскадрильи.

Значительное развитие получит боевая беспилотная авиация. Ожидается, что принятие на вооружение различных БЛА существенно повысит боевые возможности ВВС.

Ощутимый прирост возможностей военно-транспортной авиации следует ожидать после 2010 года с началом массового поступления новой техники в войска. Самолет А400М будет иметь максимальную взлетную массу около ПО т, грузоподъемность 37 т, дальность полета с грузом 20 т более 5 600 км, грузовой отсек размером, достаточным для перевозки любых видов военной техники, кроме тяжелых танков. Его намечается оборудовать системой дозаправки в воздухе, что позволит существенно расширить масштабы применения вооруженных сил Германии, в том числе решать задачи перебросок на стратегическом уровне.

Принятие на вооружение нового многоцелевого вертолета NH-90 (совместно разработанного компаниями Германии, Франции, Италии и Нидерландов) значительно улучшит качество воздушных перебросок войск и грузов на небольшие расстояния и повысит результативность поисковых работ.

В соответствии с требованиями коалиционной военной стратегии НАТО командование бундесвера продолжает проводить мероприятия по реорганизации системы ПВО с целью перехода к единому централизованному управлению силами и средствами ПВО и ВВС. Предусматривается оптимизация структуры органов управления и оповещения ВВС и ПВО, а также обеспечение оперативной совместимости систем связи и средств автоматизации для дальнейшего их включения в автоматизированную систему управления ОВВС и ПВО НАТО ACCS (Air Command and Control System).

Этапы реорганизации национальной системы ПВО согласованы со сроками реализации программы развертывания к 2015 году этой АСУ. Руководство бундесвера продолжает проводить работу по интеграции автоматизированных систем управления (объединение двух самостоятельных систем) - ПВО ФРГ GADGE (Germany Air Defense Ground Environment) и ВВС "Эйфель" в ACCS. Эта программа предусматривает полное сопряжение их систем связи с АСУ, а также создание единых органов управления, которые развертываются на базе органов управления новой системой ПВО и органов управления тактической авиацией НАТО с использованием их инфраструктуры.

По оценке руководства НАТО, развертывание АСУ ACCS позволит обеспечить своевременное доведение оперативной информации о воздушной обстановке, команд управления и докладов, свободный обмен данными между всеми органами управления ВВС и ПВО в реальном масштабе времени, улучшить взаимодействие между национальными и коалиционными силами и средствами тактической авиации.

Существенные изменения ожидаются также в боевом составе наземных сил ПВО. Устаревшие ЗРК "Усовершенствованный Хок" и "Роланд-3" (всего 294 ПУ), выведенные в резерв, будут сняты с вооружения. В боевом составе останутся ЗРК "Пэтриот", которые в перспективе планируется заменить модернизированными ЗРК "Пэтриот" РАС-3 и пусковыми установками перспективного комплекса MEADS (Medium Extended Air Defense System), поступление на вооружение которого ожидается не ранее 2012 года. Новый аэротранспортабельный ЗРК будет способен обстреливать одновременно до 10 целей, обеспечивать перехват тактических и оперативно-тактических ракет на дальности до 35-40 км и высоте около 30 км.

Выполнение программ по модернизации ЗРК "Пэтриот" и принятие на вооружение новых ЗРК MEADS средней дальности позволят существенно повысить огневые возможности и эффективность системы ПВО ФРГ в целом.

Повысить возможности воздушной разведки планируется осуществить за счет модернизации бортового и контейнерного оборудования разведывательных самолетов и принятия на вооружение разведывательных БЛА нового поколения. По мере сокращения сил тактической разведывательной авиации ее задачи будут решаться самолетами боевой авиации, которые намечается оснастить подвесными контейнерами с разведывательным оборудованием.

Совершенствование органов управления силами и средствами разведки проходит прежде всего за счет интеграции систем управления, связи, разведки и РЭБ для обеспечения их оперативного и технического взаимодействия (сопряжения), а также стандартизации и унификации параметров технических средств в рамках НАТО.

В целом по завершении реорганизационных мероприятий (к 2015 году) в боевом составе ВВС Германии будут три (вместо четырех) авиационные дивизии, включающие десять эскадр боевой и вспомогательной авиации. (Всего планируется иметь более 350 боевых самолетов, в том числе 180 многоцелевых "Тайфун".)

Авиационная промышленность является второй по величине отраслью машиностроения после автомобильного производства. Основными задачами авиапрома есть разработка, производство, обслуживание и ремонт авиатехники. Основные отличия авиационной промышленности от других сфер машиностроения:

  • Высокий уровень научных разработок.
  • Процесс выпуска, согласовывается только крупным фирмам или транснациональным корпорациям.
  • Большое разнообразие отраслей: самолётостроение, вертолётостроение, производство авионики, ракетостроение, разработка и производство космических летальных аппаратов.
  • Сложные технологии, задействованные в производстве, требуют высокой квалификации сотрудников и качественную материально-техническую базу.

Все эти особенности удалось учесть в ФРГ. Хотя авиационная промышленность Германии не имеет ведущих ролей в экономической структуре, но её стратегическую важность сложно переоценить.

История Германского авиапрома

После завершения Первой мировой войны Версальский договор запретил Германии производить военные летательные аппараты. Кроме того, запрет касался также и производства любых авиа запчастей и их продажа на период 6 месяцев. В 1922 году запрет был снят, но установлен ряд ограничений в производстве, которые должны были воспрепятствовать развитию военной авиации. В дальнейшем все ограничения были сняты. Это позволило Гитлеру по приходу к власти существенно повысить количество производимых самолётов, и на начало войны иметь в своём подчинении более 150 заводов по производству летательной техники и моторов к ним. По окончании войны авиапром Германии пришёл в упадок, по понятным причинам.

Далее с течением времени эта отрасль постепенно возрождалась. Начало 90-х годов ознаменовалось спадом авиационной промышленности, однако, после него резкое движение вверх остановить было невозможно. Так, в 2002 году оборот авиапрома составил порядка 15 млрд евро, количество рабочих мест, созданных этой отраслью, составляло чуть меньше 70 тысяч человек.

Структура авиапрома Германии:

  • Гражданское авиастроение около 68%.
  • Военное производство составляет приблизительно 23%.
  • Космическая промышленность – 9%.

Авиация Германии сегодня

Авиационная промышленность Германии сейчас находится на пике своего развития. Имеются успешные примеры международного сотрудничества в сфере авиапрома.

Германия экспортирует более 70% произведённых самолётов. Самыми известными среди них есть AirBus и EADS. Значительным достижением AirBus за последние годы это увеличение количества изготовленных аппаратов по сравнению со своим вечным конкурентом Боинг. Это подкрепляется внушительными показателями в 15000 самолётов в год, а внедрение новейших разработок только сопутствует этому. AirBus является самым большим производителем гражданской авиации в мире.

Центром авиационной промышленности страны спокойно можно назвать Гамбург. В этом городе и его пригородах сосредоточены все стадии производства, технического обслуживания и эксплуатации летательных аппаратов. Именно тут размещены такие компании: Airbus, Lufthansa, а кроме них около 300 других авиационных предприятий среднего и малого типа. Все они в связке с научно-техническими организациями дают возможность создавать и развивать новейшие технологии в авиастроении. Компания Lufthansa занимает ведущие позиции в сфере технического обслуживания, мелкого и капитального ремонта самолётов.

Главные факторы развития авиационной промышленности и яркие представители отрасли

Большая часть авиационного производства в стране сосредоточена в частных руках, они создали объединение Федеральный союз германской авиационно-космической промышленности или BDLI. На сегодня в этом объединении находится больше 160 предприятий в основном малого и среднего бизнеса.

Все компании выделяют не менее 15% средств на проведение исследований и разработку современных технологий. Государство также принимает активное участие в поддержке авиапрома. Для поддержки AirBus государство намерено рассмотреть введение гарантий по кредитам при экспортировании продукции, во избежание отказов от ранее заключённых сделок.

Фирма АЕДС разрабатывает и производит космические аппараты разнообразного назначения, а также оказывает услуги в сфере космических технологий. Активное участие принимает компания в создании и модернизации ракетоносителей.

Разработкой и производством радиоэлектронных систем и авионики занимается компания «Кассидиан». Авиационные двигатели на своих заводах производят «МТУ Аэро Энерджис» и «Ролс-Ройс» немецкая филия.

На сегодня авиационная промышленность ФРГ имеет мощнейший научно-технический потенциал и высокий уровень развития базы производства летательных аппаратов. Это позволяет в полной мере отвечать внутренним потребностям и в больших объёмах экспортировать продукцию.

Похожие публикации