Как и где получить разрешение на торговлю. Как и где можно получить разрешение на торговлю? Понятие регистрации разрешения на торговлю

В соответствии с Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемые Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка.

Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков

Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка

1. Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи юридическим лицам разрешений на право организации розничного рынка (далее - разрешение).

2. Разрешение выдается на срок, не превышающий 5 лет.

В случае если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать розничный рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия разрешения не может превышать срока действия соответствующего договора (договоров) аренды.

3. Для получения разрешения юридическое лицо (далее - заявитель) направляет или представляет в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого предполагается организация розничного рынка (далее - уполномоченный орган), заявление, подписанное лицом, представляющим интересы юридического лица в соответствии с учредительными документами этого юридического лица или доверенностью, и удостоверенное печатью юридического лица, от имени которого подается заявление.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в заявлении должны быть указаны:

полное и (если имеется) сокращенное наименования (в том числе фирменное наименование), организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место нахождения объекта или объектов недвижимости, расположенных на территории, в пределах которой предполагается организовать розничный рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

тип рынка, который предполагается организовать.

К указанному заявлению прилагаются:

копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия;

нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.

Уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя представления иных документов.

В день поступления заявления и прилагаемых к нему документов уполномоченный орган проводит проверку правильности заполнения заявления и наличия прилагаемых к нему документов, регистрирует их и в течение рабочего дня, следующего за днем поступления документов, вручает (направляет) заявителю уведомление о приеме заявления к рассмотрению.

В случае если указанное заявление оформлено не в соответствии с требованиями настоящих Правил, а в составе прилагаемых к нему документов отсутствуют необходимые документы, заявителю вручается (направляется) уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов.

4. При рассмотрении заявления о выдаче разрешения уполномоченный орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил документах.

5. Уполномоченный орган принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления заявления. Принятое решение оформляется соответствующим актом уполномоченного органа.

В срок не позднее 3 дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган вручает (направляет) заявителю уведомление о выдаче разрешения с приложением оформленного разрешения, а в случае отказа в выдаче разрешения - уведомление об отказе в выдаче разрешения, в котором приводится обоснование причин такого отказа.

Формы указанных разрешения и уведомления утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается организация розничного рынка.

Дубликат и копии разрешения предоставляются уполномоченным органом юридическому лицу, получившему разрешение, бесплатно в течение 3 рабочих дней по письменному заявлению юридического лица.

6. В соответствии со статьей 7 Федерального закона заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям:

1) отсутствие права на объект или объекты недвижимости, расположенные в пределах территории, на которой предполагается организовать розничный рынок в соответствии с утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации планом, предусматривающим организацию розничных рынков на территории субъекта Российской Федерации;

2) несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, указанному плану;

3) подача заявления о выдаче разрешения с нарушением установленных требований и (или) предоставление документов, прилагаемых к заявлению, содержащих недостоверные сведения.

7. Принятие уполномоченным органом решения о выдаче разрешения (отказе в выдаче разрешения), переоформлении, приостановлении, возобновлении, продлении срока его действия и аннулировании осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом.

8. Плата за рассмотрение заявления о выдаче разрешения, выдачу разрешения, переоформление и продление срока его действия не взимается.

9. Заявления и прилагаемые к ним документы, акты уполномоченного органа о выдаче разрешения (отказе в выдаче разрешения), переоформлении, приостановлении, возобновлении, продлении срока его действия, копия разрешения и другие документы собираются в деле о предоставлении конкретному юридическому лицу права на организацию розничного рынка и подлежат хранению в уполномоченном органе в установленном им порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Уполномоченный орган формирует информационные ресурсы, содержащие в соответствии с законодательством Российской Федерации открытые и общедоступные сведения о порядке выдачи разрешений, принятых решениях о выдаче разрешений (отказе в выдаче разрешений), переоформлении, приостановлении, возобновлении, продлении сроков их действия и аннулировании.

Уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня принятия решения о выдаче разрешения, переоформлении, приостановлении, возобновлении, продлении срока его действия и аннулировании направляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информацию о выданном разрешении и содержащихся в нем сведениях, состав которых установлен статьей 10 Федерального закона.

Информация о принятом решении подлежит опубликованию в официальных изданиях уполномоченного органа и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается организация розничного рынка, а также в информационно-телекоммуникационной сети не позднее 15 рабочих дней со дня принятия указанного решения.

С чего необходимо начать, чтобы заняться торговой деятельностью законно? В какой форме оптимальнее всего зарегистрироваться? Нужно ли получить разрешение на торговлю и каким образом это надо делать? Имеются ли различия в получении документов при торговле разными товарами? На эти и другие вопросы отвечает статья.

Форма хозяйствования

Определяемся с формой ведения деятельности. Можно стать индивидуальным предпринимателем (ИП) или же учредить торговую организацию, обладающую правами юридического лица. Для ведения деятельности эти формы имеют положительные и отрицательные стороны. От выбранного вида хозяйствования зависит пакет предоставляемых документов, необходимых для того, чтобы получить разрешение на торговлю.

Нужно ли получать дополнительные документы, во многом зависит от выбора формы деятельности и ассортимента товара. Так, индивидуальным предпринимателям проще вести бухгалтерскую отчетность, им не нужно придерживаться порядка ведения кассовых операций, всю выручку предприниматель вправе оставить себе. Но сильно радоваться не стоит, так как ИП запрещено вести торговлю алкогольными напитками, а также к ним применяются ограничения.

Юридическое лицо обязано сдавать вырученные средства от торговли в банковское учреждение. Плюс состоит в том, что разрешение на торговлю юридическому лицу можно получить на реализацию практически любого товара. Главное, чтобы товар не был запрещен к обороту на территории страны.

Пакет документов

Чтобы получить разрешение на торговлю (свидетельство о внесении в Торговый реестр), необходимо подать такие документы:

  • юридические лица предоставляют учредительные документы; ИП - выписку из ЕГРЮЛ или свидетельство о регистрации ИП;
  • свидетельство о постановке на учет в ФНС;
  • данные о руководителе и главном бухгалтере, банковские реквизиты (предоставляют юридические лица);
  • договор аренды помещения и документы о собственности помещения, в котором будет производиться торговля;
  • санпаспорт помещения, где будет производиться торговля;
  • заключения госпожарнадзора и санэпидслужбы;
  • договор с коммунальной или иной службой, занимающейся вывозом мусора;
  • список продукции для торговли.

Важно знать, что получение разрешение на торговлю определенными видами продукции (к примеру, алкоголем) сопровождается приобщением к указанному перечню документов соответствующей лицензии.

Разрешение на торговлю подразумевает, что деятельность по продаже товаров согласована с органами государственной власти. Но вот получать данное разрешение не всегда обязательно. Когда же оно требуется и куда нужно за ним обращаться - вот о чем пойдет речь в статье.

Уведомление о начале деятельности

Чтобы начать свое дело в торговой сфере, не всегда обязательно получать разрешение на торговлю от государства. Только отдельные виды деятельности подлежат лицензированию, и они указаны в законе. Но в некоторых случаях все же необходимо уведомить соответствующий госорган о своем открытии. Такое требование выставляется в законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В этом нормативном акте есть перечень видов деятельности, по отношению к которым применяется уведомительный порядок в торговле. Но есть еще постановление Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» от 16.07.2009 № 584, где перечень видов деятельности конкретизируется более детально. В итоге он выглядит так:

Лицам, решившим вести один из названных видов деятельности, нужно не оформлять разрешение на торговлю, а просто поставить в известность соответствующий госорган.

Порядок подачи уведомления

Порядок, по которому подается уведомление в уполномоченный орган, зафиксирован в постановлении Правительства РФ № 584. Согласно ему, заявителю нужно предоставить 2 заполненных экземпляра уведомления в уполномоченный орган. Таким органом в Москве выступает управа района города или префектура административного округа, все зависит от того, где зарегистрирован заявитель. Форма уведомления приведена в том же постановлении.

Скачать форму разрешения

Уведомление можно подать лично, отправить по почте или через интернет в виде электронного документа.

Два экземпляра подаются с тем учетом, чтобы тут же вернуть один заявителю с отметкой о вручении. При подаче электронного документа заявителю высылается подтверждение о вручении также в электронном виде.

В самом уведомлении указываются такие данные:

  • наименование юрлица или ФИО предпринимателя;
  • ОГРН;
  • юр. адрес и фактический адрес объекта торговли;
  • вид деятельности и перечень работ и услуг в рамках отдельного вида деятельности.

Заметьте: никаких документов к уведомлению прикладывать не надо. Такой порядок намного легче получения разрешения на торговлю.

Все сведения из уведомления служат для формирования Торгового реестра, который ведется согласно приказу Минпромторга от 16.06.2010 № 602.

Что ожидает продавца, не подавшего уведомление

Все давно уже уяснили, что отсутствие разрешения на торговлю (если оно требуется в обязательном порядке) тянет за собой наложение штрафов. А вот к уведомительному порядку относятся не так серьезно, хотя тут тоже предусмотрена своя ответственность.

Не знаете свои права?

КоАП РФ считает проступком нарушение правил уведомления о начале деятельности. А ответственность прописана в ст. 19.7.5-1. Тут есть два варианта:

  • Торговец вообще не подал уведомление, что грозит штрафом в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
  • Уведомление было подано, но содержало недостоверные данные. Тут уже могут оштрафовать на 20 000-30 000 рублей.

Во избежание проблем и лишних расходов следует соблюдать установленный порядок начала деятельности.

Разрешение на открытие нестационарного торгового объекта

Скачать форму разрешения

Нестационарный объект торговли - это объект, который не имеет твердой привязки к земле, к примеру киоск, торговый автомат. И ставятся такие объекты только в отведенных местах, утвержденных специально разработанной схемой размещения. Каждый из объектов должен соответствовать типовым архитектурным решениям.

За размещение нестационарных объектов в Москве, когда речь идет о расположении их на земле, находящейся в госсобственности, отвечает Департамент торговли и услуг г. Москвы.

Чтобы начать торговать в таком нестационарном объекте, не нужно оформлять разрешение на торговлю, тут требуется заключение договора на осуществление торговой деятельности или на размещение нестационарного объекта торговли. Такой договор будет заключен с победителем аукциона, так как здесь действуют правила конкурсного отбора продавца.

Для участия в аукционе юрлицо или ИП должен подать заявление, форма которого устанавливается организатором торгов, и при этом иметь на счету деньги, необходимые для уплаты задатка на участие в аукционе.

Лицензия на продажу алкоголя

Если в ходе торговой деятельности предполагается продавать алкоголь, то придется получить соответственную лицензию, поскольку розничная продажа спиртосодержащей продукции требует специального разрешения на торговлю. Такая постановка вопроса соответствует нормам закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Чтобы получить лицензию на продажу алкоголя в розницу на территории Москвы, нужно обратиться с заявлением в Департамент торговли и услуг этого города. Само заявление заполняется по установленной форме, а к нему прикладываются:

  • Учредительные документы. Если нет нотариально заверенных копий, то можно подать и простые копии, но с собой иметь оригиналы.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Документы, из которых видно, что уставный капитал компании не меньше 1 000 000 рублей.

Следующие документы могут быть получены департаментом самостоятельно в рамках межведомственного объекта, и только когда это не получается, их должен донести заявитель:

  • Свидетельство о госрегистрации юрлица.
  • Документ, подтверждающий постановку на налоговый учет.
  • Документы, из которых можно было бы определить, что у заявителя есть права на помещения для открытия торговых объектов и для хранения алкогольной продукции.

Разрешение на торговлю алкогольной продукцией выдается на платной основе, так, лицензия сроком на один год стоит 65 000 рублей.

Разрешение для организации розничного рынка

Скачать форму разрешения

Еще одной формой ведения торговли можно назвать организацию розничного рынка, которая регулируется законом «О розничных рынках и о внесении изменений в ТК РФ» от 30.12.2006 № 271-ФЗ. Согласно этому нормативному акту, получить разрешение на организацию рынка можно, подав заявление, где должны быть указаны:

  • Наименование юрлица, его адрес и место расположения объекта, где планируется разместить рынок.
  • ИНН заявителя.
  • Тип организуемого рынка.

А список прилагаемых документов состоит из следующих позиций:

  • Учредительные документы.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Документ, подтверждающий наличие права на объект, где будет размещен рынок.

Если предполагаемое место размещения рынка отвечает плану организации рынков и заявитель выполнил все требования к оформлению и подаче соответственного заявления, то он имеет все шансы получить разрешение на торговлю.

Разрешение на торговлю требуется только в отдельных случаях, например, когда планируется продавать алкоголь. В большинстве своем предприниматели только обязаны уведомить соответственный госорган о начале своей деятельности. Но не стоит забывать, что если не нужно оформлять разрешение на торговлю, то она не будет контролироваться. Уполномоченные органы разрабатывают план проверок, чтобы проверять, соблюдаются ли требования, выдвигаемые к порядку организации и ведения торговли.

Для тех, кто решил заняться торговой деятельностью основным требованием (и, пожалуй, единственным) являлось получение в установленном порядке государственной регистрации как юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация являлась необходимым условием для продавцов, намеренных заняться торговой, т. е. предпринимательской деятельностью, независимо от их организационно-правовой формы. С 1 июля 2002 г. вступил в действие Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Согласно положениям данного закона, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

С 1 апреля 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон о розничных рынках), который пересмотрел требования к организации розничного рынка юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Следует отметить, что некоторые положения данного Федерального закона вступили в силу раньше 1 апреля 2007 г., а именно с 15 января 2007 г. – это часть 7 ст. 15, часть 6 ст. 22, и статья 25. Все эти положения касаются иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и иностранных работников. В частности ч. 7 ст. 15 ограничила предоставление торговых мест с учетом допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках, иностранным гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, а также лицам, привлекающим в качестве продавцов иностранных работников. Часть 6 ст. 22 предусматривает, что сокращение допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках, является основанием для прекращения трудового договора, заключенного с иностранным работником, или досрочного расторжения заключенного с ним гражданско-правового договора. А статьей 25 вносятся изменения в ст. 83 Трудового кодекса РФ, согласно которым общее количество иностранных работников должно быть приведено в соответствие с допустимой долей таких работников, следовательно с иностранными работниками, подлежащими увольнению, трудовой договор должен быть прекращен не позднее установленного Правительством срока (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 683) для приведения работодателями общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников. Прекращение трудового договора должно происходить с соблюдением правил прекращения трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников.

В соответствии со ст. 24 Закона о розничных рынках организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 августа 2007 г.

Следует отметить, что с 1 января 2010 года оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 Закона о розничных рынках. Субъекты Российской Федерации вправе сократить указанный срок. Также с 1 января 2010 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается. Что касается сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, то указанные выше требования в отношении них применяются с 1 января 2012 года.

В соответствии с Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления.

Причем, место организации розничного рынка выбирается в соответствии с планом организации рынков на территории субъекта Российской Федерации, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Данный план должен соответствовать архитектурным, градостроительным и строительным нормам и правилам, проектам планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования.

Данное разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления (Постановление Правительства РФ от 10 марта 2007 г. № 148 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка») , поданного данным юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования. В этом заявлении должны быть указаны:

Полное и (если имеется) сокращенное наименования (в том числе фирменное наименование), организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место нахождения объекта или объектов недвижимости, расположенных на территории, в пределах которой предполагается организовать розничный рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

Идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

Тип рынка, который предполагается организовать.

К указанному заявлению прилагаются:

Копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия;

Нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

Нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.

Рассмотрение заявления о предоставлении разрешения осуществляется в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня поступления заявления. Но в случае, если срок данного разрешения закончен и подано заявление на его продление, то срок рассмотрения данного заявления не может превышать пятнадцать календарных дней со дня поступления заявления. В течение срока рассмотрения заявления юридического лица на право получения разрешения на организацию розничного рынка орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого разрешения или об отказе в его предоставлении, которое оформляется соответствующим правовым актом.

В день поступления заявления и прилагаемых к нему документов уполномоченный орган проводит проверку правильности заполнения заявления и наличия прилагаемых к нему документов, регистрирует их и в течение рабочего дня, следующего за днем поступления документов, вручает заявителю уведомление о приеме заявления к рассмотрению.

В случае если указанное заявление оформлено не в соответствии с определенными требованиями, а в составе прилагаемых к нему документов отсутствуют необходимые документы, заявителю вручается уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и представления отсутствующих документов.

После принятия решения о разрешении (или отказе) организации розничного рынка орган местного самоуправления в срок не позднее 3 дней со дня принятия указанного решения направляет заявителю (юридическому лицу) уведомление о выдаче выше указанного разрешения с приложением оформленного разрешения, в котором указываются:

Наименование органа местного самоуправления, выдавшего разрешение;

Полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок;

Тип рынка;

Срок действия разрешения;

Идентификационный номер налогоплательщика;

Номер разрешения;

Дата принятия решения о предоставлении разрешения.

При этом формы указанных разрешения и уведомления утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается организация розничного рынка.

Разрешение выдается на срок, не превышающий пяти лет. В случае если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, где предполагается организовать рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия такого разрешения определяется с учетом срока действия договора аренды.

В соответствии со ст. 7 Закона о розничных рынках заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям:

Отсутствие права на объект или объекты недвижимости, расположенные в пределах территории, на которой предполагается организовать розничный рынок в соответствии с утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации планом, предусматривающим организацию розничных рынков на территории субъекта Российской Федерации;

Несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, указанному плану;

Подача заявления о выдаче разрешения с нарушением установленных требований и (или) предоставление документов, прилагаемых к заявлению, содержащих недостоверные сведения.

Как было уже упомянуто, срок действия разрешения по его окончании может быть продлен по заявлению юридического лица. Но оно может быть переоформлено только в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или типа рынка.

Объекты собственности (товары) реализуются только в строго отведенных для торговли местах (торговых местах). Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) – это абстрактное понятие, под которым подразумевается сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда. Товарный рынок – это рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг. В рамках российского законодательства было установлено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти субъектов РФ, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений. Торговые предприятия и изготовители независимо от форм собственности, осуществляющие торговлю с лотков и автомашин, обязаны иметь вывеску с указанием местонахождения, профиля и форм организации их деятельности. Указанные продавцы несут ответственность за качество реализуемых товаров в соответствии с действующим законодательством.

Воплощением товарного рынка является торговая сеть – совокупность торговых предприятий, находящихся в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Стационарная торговая сеть расположена в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.

Нестационарная торговая сеть функционирует на принципах разносной и развозной торговли.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров проводится классификация предприятий розничной торговли на виды (например, универмаг, универсам, магазин «Спорттовары», магазин «Продукты»" и т. д.).

В зависимости от торговой площади и форм торгового обслуживания покупателей предприятия розничной торговли классифицированы по типам (например, супермаркет с системой самообслуживания населения или традиционный магазин).

Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки.

Магазин – это специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также со смешанным ассортиментом товаров.

1. Универсальный магазин – предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров (например, супермаркет).

2. Специализированный магазин – предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть (например, магазин «Спорттовары»).

3. Магазин с комбинированным ассортиментом товаров – предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (например, магазин «Бытовая техника»).

4. Магазин со смешанным ассортиментом товаров – предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров (например, магазин осуществляет продажу хлебобулочных и молочных изделий, а также иных продовольственных товаров обще потребительского назначения, а также различные чистящие средства, иные предметы бытовой химии).

Особым местом (и способом) торговли является ярмарка – самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей. Ярмарка может проводиться с целью рекламы и одновременной продажи товаров либо только с целью их продажи. На ярмарке представляются как продовольственные товары определенных видов (хлебобулочные, колбасные изделия, винно-водочная продукция и т. д.), так и непродовольственные товары (например, книгопечатные издания, пластиковые окна, металлические двери и т. д.).

К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, авто магазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

Павильон – это специально оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Палатка (ларек) – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.

В последние годы потребительский рынок на территории Российской Федерации активно развивается, однако по-прежнему неудовлетворительно состояние рынков в конкретных субъектах РФ. В связи с этим органы представительной власти субъектов РФ принимают многочисленные нормативные акты, регулирующие порядок торговли на соответствующей территории, в том числе касающиеся создания торговых комплексов.

Под торговым комплексом понимается совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Функции хозяйственного обслуживания:

1) инженерное обеспечение строения (электроосвещение, тепло– и водоснабжение, канализация, средства связи);

2) ремонт зданий, сооружений и оборудования;

3) уборка мусора;

4) охрана торговых объектов;

5) организация питания служащих и т. п.

На практике наиболее частым воплощением торгового комплекса является огромное крытое рыночное помещение – это сооружение, расположенное на специально отведенной территории, закрытое, все службы которого (торговые, административные, подсобно-хозяйственные, технические и т. д.) находятся под одной крышей. При этом все рыночные строения подключены к магистралям водопровода, канализации, отопления, электроснабжения и т. д. Торговые ряды, расположенные под навесами, к крытым рынкам не относятся. Более того, такие торговые места в настоящее время по решению органов исполнительной власти местного самоуправления могут быть расположены и вне помещений рынков.

Иными субъектами торговой деятельности, имеющими много общего с торговым комплексом, являются торговый центр и торговый дом.

Торговый центр – это совокупность торговых предприятий (или предприятий по оказанию услуг), реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Торговый дом – это многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

Ко всем выше перечисленным специально оборудованным и предназначенным для ведения торговли зданиям и строениям, предъявляются определенные требования.

Так например, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 сентября 2001 г. № 23 «О введении в действие санитарных правил» были утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

В соответствии с разделом II данного нормативного акта требования к размещению организаций торговли включают в себя следующее:

1) при проектировании и строительстве новых, реконструкции существующих организаций торговли необходимо руководствоваться указанными санитарными правилами, строительными нормами, нормами технологического проектирования;

2) организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условий проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли. В помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины площадью более 1000 кв. м;

3) загрузку продуктов в торговые помещения следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений;

4) при размещении в организациях торговли организаций общественного питания, цехов по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий и других пищевых продуктов, а также иных организаций, не связанных с реализацией пищевых продуктов, должны соблюдаться требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов для этих организаций;

5) территория товарного рынка разграничивается на функциональные зоны: торговая, административно-складская, хозяйственная, стоянка для транспорта. В хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции). Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом. Территория организации торговли и примыкающая к ней по периметру благоустраивается и содержится в чистоте. При размещении организации торговли в отдельно стоящем здании рекомендуется предусматривать со стороны проезжей части автодорог площадку для временной парковки транспорта персонала и посетителей, которая не располагается во дворах жилых домов. На территории организации следует предусматривать устройство для ливневой канализации с соответствующим уклоном, а также устройство поливочных кранов для уборки территории;

6) нестационарная торговая сеть размещается в местах, оборудованных туалетами.

Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (статьи 11, 12, 13) утверждены требования:

К планировке, перепланировке и застройке рынка,

Реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений;

Согласно данным требованиям планировка, перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений осуществляются управляющей рынком компанией при соблюдении архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил, основных требований, которые установлены органом государственной власти субъекта Российской Федерации и к которым относятся:

1) предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь рынка;

2) характеристика расположенных на рынке зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, а также минимальные расстояния между ними;

3) характеристика и предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь торговых мест, складских, подсобных и иных помещений.

Оборудование и содержание рынка также должна осуществлять управляющая рынком компания, в обязанности которой входит:

1) оборудовать торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования;

2) организовать обособленную от торговых мест стоянку для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей;

3) оборудовать места для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о случаях возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций;

4) оборудовать доступное для обозрения место, на котором размещаются:

а) информация, содержащая схему размещения на рынке торговых мест;

б) схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций;

в) информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил;

г) перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке;

д) информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места;

е) информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест;

ж) номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании;

з) информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;

и) обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов «горячей линии») для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.

5) должна обеспечить:

а) своевременную уборку и мероприятия по его благоустройству;

в) выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности.

Также данным законом установлено, что в случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, а в случае осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и других) на рынке в доступном месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров (работ, услуг).

Похожие публикации