Методика тюленева по обучению детей. Раннее развитие по Тюленеву: строгая система на пути к гениальности П в тюленев

Методика Тюленева

Павел Викторович Тюленев - социолог, педагог, президент Академии образования, социального и экономического развития, разработчик «Метода интеллектуального развития ребенка" (сокращенно МИРР).

МИРР - это целая система ускоренного обучения, которая охватывает все области развития. Тюленев в своих книгах " , чем ходить", "Знать ноты раньше, чем ходить", "Предпринимать раньше, чем ходить" и др. рассказывает о том, что малышу, начиная с рождения, нужно создать соответствующую развивающую среду, так как важно не упустить первые недели и месяцы его жизни.

Тюленев считает " " детей возраст от 0 до 1,5 лет, средним ранним развитием - с 1,5 до 2, а возраст с 2 до 3лет - уже считается поздним ранним развитием. Дети старше трех лет, если они ещё не готовы к школе, представляются ему педагогически запущенными.

В качестве обучающего материала Тюленев предлагает использовать специальную азбуку МИРР, а также созданные им различные обучающие игры и пособия. Обучение по методике Тюленева четко распланировано не только по дням, но даже по часам.

Оно включает: печатание на машинке, с буквами, нотами (с рождения), ознакомление с "опорными образами" - изображения птиц, рыб, предметов домашнего обихода (с 3 месяцев), игры с магнитной азбукой (с 5 месяцев), использование географических карт, химических формул, китайских иероглифов и т.д..

Тюленев обещает ускорение обучения детей в 5, 10 и даже 20 раз при строгом соблюдении рекомендаций МИРР.

Основная идея системы, разработанной Павлом Тюленевым, - "вовремя успеть сформировать способности, раскрыть интеллектуальный и физический потенциал ребенка и сделать его одаренным". Вот некоторые показатели, на которые может рассчитывать, по заверениям автора методики, в принципе, каждый родитель:

Освоение программы начальной школы - к возрасту 4 - 5 лет,

Окончание средней школы и поступление в ВУЗ детей в возрасте 9 - 12 лет;

Окончание ВУЗа и получение первого диплома о государственном высшем образовании в 12 - 14 лет...

Основные разработки:

1. Методы перинатального интеллектуального развития ребенка (от 4 месяцев в период беременности до возраста 2 месяцев.)

2. Методы интеллектуального развития новорожденного ребенка

3. Методы интеллектуального и физического развития ребенка от 0 до 18 лет

Основные принципы системы П.В. Тюленева

Три способа получить максимальную пользу от вашего общения с ребенком

Способ 1

"Сотвори себе кумира!". Представьте себе, что вы оказались помощником вашего кумира, т. е ребенка.

Способ 2

"Время младенца - это его будущие таланты". Больше всего цените время бодрствования младенца. Сначала это будет несколько минут в день. Надо стараться их предвидеть и полностью заполнить полезными и увлекательными занятиями даже в Ваше отсутствие: открыл ребенок глаза и сразу видит что-то новое, интересное и закономерное, что имеет свое название, и что можно потрогать, попробовать на вкус... Если относиться к малышу как будущему гению, сразу понимаешь: его время стоит очень дорого, и оно обернется будущими талантами, открытиями и достижениями.

Способ 3

"Только Вы - создатель и первый учитель ребенку". Цените и свое время - ведь для малыша вы в одном лице - и Бог, и царь, и герой, любое слово и действие которого им будет восприниматься как пример для подражания. Пусть каждая встреча с вами станет для него своеобразным очередным уроком, принесет новые факты, новые два-три слова, поможет сделать новые открытия. Бывает, что вы не готовы к такому общению, тогда возьмите на себя роль ученика - пусть ваш малыш или подросток сыграет роль учителя.

1. Самыми лучшими учителями могут стать отец и мать, когда они учат тому, что знают и умеют сами.

2. Если вы хотите превратить способности или навыки ребенка в талант, то для закрепления навыков и уровня развития способностей хвалите и вознаграждайте ребенка за его успехи.

Обязательные компоненты методики

1. Строгие правила создания развивающей, максимально полезной среды, отбора игрушек и пособий.

2. Система геометрических, физических, социальных и других «опорных» образов, реализованных в специальных «МИР-карточках» и «МИР-книжках».

3. Правила развивающего общения с ребенком.

4. Принцип минимума потерь времени младенцем, к которому мы подходим как к гению, время которого стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую.

5. Все, что вы показываете, должно быть «озвучено», т.е. иметь свое название.

1) Еще в кроватке отучите малыша пробовать на вкус мелкие предметы.

2) Отучите ползунка неосторожно дотрагиваться до утюга, чайника и других опасных предметов.

3) Не позволяйте и не заставляйте ребенка слишком рано ходить: он может упасть, увлечься хождением в ущерб чтению.

4) Отучите пить не из своего стакана, есть не из своей тарелки, чашки, ложки: эта привычка дает 80 % заболеваний и приводит к более половине кардиозаболеваний: подавляющее их число последствия ангин, ОРЗ и гриппов.

5) После купания сделайте всё для удаления возможно попавшей в ушки воды.

6) Закрепите на время тяжелые стулья или табуреты, или примите иные меры, чтобы малыш не смог их на себя опрокинуть и травмироваться. Лучший способ: предоставить малышу возможность повалить на себя легкий детский стульчик.

7) Обезопасьте острые углы мебели, ручки дверей, и т.п.

8) Сделайте неоткрываемыми для малыша нижние ящики столов, тумбочек и комодов с мелкими предметами.

9) В связи с резким увеличением туберкулезных и других заболеваний изолируйте верхнюю одежду, обувь и деньги от ребенка; в прихожей или коридоре можно установить слабую кварцевую лампу.

10) Наличие животных в раннем возрасте не содействует ускоренному развитию малышей, здесь приходится делать выбор.

В системе МИРР безопасность интеллектуального развития - на первом месте. Все, что мешает ребенку, должно быть исключено:

3. Заниматься по другим развивающим программам (Домана, Ибуки и др.)

Программа "Мощный интеллект - ребенку":

1. От 0-2 месяцев. Максимально упростить окружающую обстановку и дать возможность ребенку рассматривать "опорные образы" - основные геометрические фигуры, а также простые орнаменты и буквы. Опорные образы могут быть также звуковыми и тактильными. Опорные образы подразделяются на фундаментальные, которые ребенок должен освоить до исполнения одного года, и специальные, которые осваиваются позднее.

2. От 2-3 месяцев. Давать младенцу наблюдать более сложные опорные образы: изображения животных, цветов, растений.

1) Прикрепите к стенкам кроватки открытки.

2) Так же нужно поступить и с изображениями букв алфавитов, иероглифов, математических символов и т. п.

3) Не мешайте ребенку разглядывать изображения и карточки.
Пояснение: малыш запомнит эти символы навсегда и встретит их в будущем в книгах и в школе как старых знакомых.

3. С 4-х-5-ти месяцев. Начинайте играть в "игрушкобол". Организуйте сбрасывание и наблюдение малышом падения различных предметов с края, а в дальнейшем, с перил кроватки: кубиков, мячиков и других игрушек ("физических тел") из разных материалов.

Пояснение: будет заложена основа для деятельного характера.

4. С 4-5 месяцев. Предоставьте возможность ребенку самому извлекать звуки с помощью музыкальных инструментов.

Пояснение: оптимальное развитие слуха и музыкальных способностей.

5. С 5-7 месяцев. Необходимо организовать самостоятельное рассматривание и перебирание ребенком большого числа открыток. К исполнению года открыток должно быть не менее ста, к возрасту двух лет - не менее пятисот.

6. С 6-7 месяцев. Дайте возможность малышу самостоятельно играть со специальными комплектами карточной и магнитной азбуки.

Пояснение: малыш сможет сам научиться читать.

7. С 6 месяцев. Во время докорма просматривайте с ребенком и называйте картинки, карточки и книги. Показывайте иллюстрированные словари с надписями и карточки с буквами, цифрами и другими изображениями. Темп показа индивидуальный, примерно по 5 - 10 слов на одно кормление. Кроме того, используйте аудиокассеты, где записаны слова, демонстрируемые изображениями.

Пояснение: словарный запас ребенка будет пополняться в несколько раз быстрее.

8. С 8-9 месяцев. Начинайте ежедневно играть с ребенком в игру "Принеси букву", предлагая малышу принести какую-либо букву азбуки из соседней комнаты, затем, две буквы, составляющие слоги и т.д.

С 9-10 месяцев. Начинайте играть в другие игры: "Покажи слово (слог)!", "Принеси слово, которое на карточке!" и другие, используя карточки и буквы ("Игра в журналиста").

Пояснение: ребенок подготовится к овладению чтением

9. С полутора лет. Можно начинать играть с ребенком в шахматы, поначалу ставя на доску по одной фигуре, с целью "догнать" или поймать одной фигурой другую... Игра в шахматы - "загонялки" осваивается очень быстро, и к трем годам малыш сможет обыграть вас.

10. Еще до 2-х лет играйте с ребенком в «руководителя». Например, малыш, сидя у вас на руках, должен указывать пальчиком, куда идти во время закупок продуктов или отбирать предметы, которые используются во время приготовления блюд, начиная от заваривания чая или кофе до украинского борща, запоминая эти процедуры навсегда. Сначала вы делайте что-то с комментариями и объяснениями, а потом пусть малыш молча показывает, что делать, а вы спрашиваете и делаете. Все малыши - прирожденные и толковые руководители, и это замечательно.

11. С двух лет. Пусть ребенок складывает не только слова, но и предложения под диктовку из букв азбуки или печатает их на пишущей машинке или на компьютере.

12. С 3-х лет. Приучите ребенка вести дневник на компьютере. Компьютерные игры нужно полностью ограничить, оставив только те, которые рекомендуются в системе МИРР и способствуют усвоению знаний школьной программы.

Чтобы поддерживать интерес ребенка к этому занятию, родителям нужно использовать некоторые приемы, в том числе, затевать иногда написание писем, например, родственникам или героям сказок, которые прочел малыш.

Все потребности малыша должны быть выражены в письменной форме, например, в виде "заказов волшебнику" на лакомства или новые игрушки.

В этом возрасте ваши малыши с удовольствием начинают осваивать профессии звуко-, видеооператоров, любят записывать себя на пленку не меньше наших популярных артистов эстрады. Тюленев убеждён, что если начинать рано, они блестяще осваивают эти профессии уже к началу школы.

1. Играем в «географа или геолога", где нужно под пристальным вниманием малыша делать опись предметов и объектов, собирать вместе интересные "камушки" по маршруту прогулки.

2. Во время "путешествия Дарвина" нужно записывать всех животных, увиденных по пути. Это могут быть птицы, домашние животные, множество другой живности и насекомых, встречающихся под камушками, на корягах и в других местах.

3. Во время прогулки "Путешествие Мичурина" записывайте названия увиденных растений, собирайте листья, образцы плодов и т.д.

4. Во время "Путешествия Петра I" записывайте и пересчитывайте увиденную технику, строения, предприятия и т.д.

Дневник путешествий должен быть всегда с вами. Попросите бабушку делать то же самое, и каждая прогулка станет большим развивающим событием в жизни вашего ребенка.

Пояснение: словарный запас ребенка будет стремительно пополняться, у него появится желание узнать больше о "переписанных" предметах и объектах путем чтения специально подобранных книжек. Возможно, со временем у вас будет самый культурный дачный участок, а страна, скорее всего, получит, наконец, настоящего министра плодородия, экономики, и возможно, понимающего свои задачи будущего президента.

13. С 4 лет. Предоставьте возможность ребенку печатать сказки и рассказы своего сочинения на компьютере. Родителям надо стать заказчиками этих сказок, и, может быть, даже организовать в игровой форме "домашнее издательство" произведений малыша.

14. К 5-6-ти годам необходимо организовать доступ ребенка к школьным учебникам. Дети с удовольствием их читают и осваивают программу начальной школы самостоятельно.

Недостатки системы МИР

Система МИР предполагает неоправданно строгие ограничения и незыблемое следование ее правилам. Так, например, Павел Тюленев считает, что категорически нельзя параллельно использовать другие системы раннего развития (а если очень нравятся какие-то элементы этих методик?), слушать музыку до обеда (однако, наши предки часто пели во время работы и отдыха!), смотреть телепередачи с сильным эмоциональным содержанием (а как же чудесные фильмы нашего детства - «Золушка», «Морозко» и т.д.?).

П.В. Тюленеву в первую очередь важны результаты, и он нацеливает на эти результаты и родителей, причем, далеко не всегда учитывая возрастные особенности детей. Однако, если родители не смогут соблюсти всех правил (например, включат при ребенке телевизор), то, если верить автору методики, результатов они не увидят, а ребенка безнадежно испортят. Только возникает вопрос, а не испортят ли ребенка, его отношение к жизни и к самому себе взвинченные амбиции его родителей.

Автор данной методики ограничивает свободу познания ребенка: советует не разрешать ребенку пробовать на вкус предметы, открывать интересующие его ящики, заводить животных и т.д. Такая стерильная обстановка, скорее всего, пагубно отразится на общем развитии ребенка, в том числе, на его эмоциональном интеллекте.

Интеллектуальная составляющая развития доминирует над всем остальным, и даже вытесняет его. Тюленев считает, что рано ходить - вредно и опасно, однако рано читать - почему-то безопасно и полезно.

Развитие по этой системе предполагает строго регламентированную жизнь родителей и их ребенка. Но при такой загрузке (иероглифы, физические формулы, описание всех жучков на прогулке и т.д.) у родителей и их малыша не останется ни времени, ни сил на взаимное, живое и теплое человеческое общение. А у самого малыша не останется времени на свои личные открытия, интересы и изыскания, на сюжетно-ролевые игры и веселую возню с ровесниками.

Большая часть его жизни превратится в предварительно заготовленные таблицы, карточки и развивающие игры (никаких неожиданностей и полутонов!). При таком воспитании возникает серьезная опасность, что хотя такой ребенок и научится к 3 годам играть в шахматы и читать по-китайски, он не будет знать азбуки общения с людьми и не научится видеть жизнь в ее полноте и многообразии


Автор-составитель: Дарья Колдина

Материал к занятию.


Одаренность детей и разгадка тайны пирамиды управления человечеством и семьей.

В новой работе автора книг, перевернувших педагогику: «Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка» (1995), «Читать - раньше, чем ходить» (1996), «Когда начинать воспитывать будущего президента России?»(1995) и других, раскрываются многие новые открытия и факты, методы преодоления проблем и трудностей в истории создания новых методик интеллектуального развития и движения за раннее развитие детей с 1960 по 2010 год.

Сроки обучения можно сократить в 3-5 раз, а к 17-18 годам получить одно или несколько высших образований, как получили А.Грибоедов, К. Витте и другие, и сделать ребенка одаренным. В линии жизни человека - от младенца до воспитания его гением в области творчества, науки, техники или бизнеса - одарённость занимает ключевую роль. Ключом же к одарённости является развитие интеллекта - общего знаменателя одаренности. Доказано, что каждый ребенок рождается гениальным, но в детских садах и школах одаренность теряется у 99 % детей. Педагоги-новаторы начали раскрывать родителям тайны одаренности с 1969 года. Показано, что дети в России отстают в развитии на 6-7 лет от элиты ряда стран.

Рассмотрено множество направлений поисков методов повышения потенциала ребенка, проверка и апробирование которых началась ещё в 60-е годы и продолжалась в последующие годы начавшегося застоя в науке. В книге раскрыто более 20 научных, педагогических и социально-политических и экономических структур, тормозящих развитие страны через педагогику и образование, формирование новой исторической общности Человека Развитого.

Семейные секреты одаренности и талантов. Книга 5

Многие усилия родителей бывают напрасными, если они не знают некоторых секретов развития способностей своих детей. В книге раскрываются некоторые тайны развития способностей и талантов, которые помогают воспитать Человека Развитого, представляющего собой носителя духовно-нравственной культуры и интеллекта новой исторической общности.

Даются характеристики нескольких десятков педагогических подходов и систем, начиная от основателей религий до современных педагогов, самых известных исторических деятелей и ученых человечества.

В эру новой исторической общности все эти результаты теперь воспроизводимы в системе МИР ребенка. Даются конкретные рекомендации, которые позволяют получить феноменальные результаты развития ребенка, превосходящие всё, что было известно до сих пор.

Стать педагогическим гением для своего ребенка. Книга 6

Каждому родителю можно и необходимо стать педагогическим гением для своего ребенка.

Традиционное образование отнимает от 30 до 70 миллионов рублей у каждой семьи, не давая развиться генетически обусловленному потенциалу ребенка и поэтому родителям необходимо стать педагогическими гениями и вернуть эти средства в семью.

На извечный вопрос «Кто виноват?» педагоги новаторы ответили ещё в начале 70-х годов: виновата система образования, которая на несколько лет задерживает развитие детей. Виноваты те, кто искусственно навязывает и использует устаревшие и неэффективные методы обучения. Знать о том, кто и как препятствует развитию и воспитанию детей необходимо для того, чтобы стать педагогическим гением для своего ребенка.

Автор отвечает на вопрос: «Что делать?». Созданы новые методики воспитания, которые дают избежать ошибок педагогов и каждому родителю стать педагогическим гением для своего ребенка. Это означает, что теперь родители смогут самостоятельно, вопреки специально создаваемым препятствиям развивать и воспитывать детей одаренными, здоровыми и социально адаптированными, способными успешно решать любые сложные задачи возникающие перед семьёй, а значит и страной. Для этого достаточно познакомиться с идеями и достижениями системы «МИР ребенка».

Как перейти в новую историческую общность всей семьёй, домом, всем поселком, областью, страной?

Даются конкретные рекомендации, которые позволяют получить феноменальные результаты развития ребенка, превосходящие всё, что было известно до сих пор. Эти методы доступны в любой семье и помогают сохранить здоровье и способности ребенка. Они позволяют обойтись без посещения традиционной школы, где, в основном и теряются способности и таланты. Сроки обучения сокращаются в 3-5 раз, а к 17-18 годам получить одно или несколько высших образований, как получили А.Грибоедов, К. Витте и другие.

Показано, что всё множество способностей, талантов, гениальности и духовности сводится к определенным уровням развития и разновидностям ИНТЕЛЛЕКТА. Показано, что дети в России отстают в развитии на 6-7 лет от элиты ряда стран.водятся некоторые принципиально новые понятия, которые находят повседневное применение: траектория оптимального развития способностей, сокращенно ТОРС, а также производное от этой аббревиатуры понятие ТОРСионное поле одаренности в семье и обществе.

Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка

Вы мечтаете иметь способного и здорового ребенка, который будет хорошо учиться в школе, самостоятельно овладеет множеством знаний, умений и скоро станет хорошим помощником в семье? Для этого нужно не упустить первые недели и месяцы жизни малыша.

Автор рассказывает о простых, доступных даже домохозяйке, способах дающих возможность ребенку максимально быстро осваивать окружающий мир, развиваться и стать, если Вы захотите, «вундеркиндом». Получающиеся результаты ошеломляют: без каких-либо специальных занятий дети могут начинать читать одновременно с хождением и «говорением» в возрасте 1-2 года!

В книге впервые в мире приводятся доказательства, что именно такие возможности заложены в любом нормальном ребенке, и родителям надо знать, какая окружающая среда нужна малышу в первые недели, месяцы после рождения.

Я продолжаю изучение методики Тюленева.

Оно проливает свет на тайну возникновения удивительной системы «МИР ребенка».

Итак, даю слово Павлу Викторовичу Тюленеву:

«В этой истории о методике обучения рисованию моего отца, В.М. Тюленева много интереснейших подробностей:

Тогда семья художника Тюленева жила в одной комнате, которая одновременно служила и мастерской, где пахло краской, и у окна стоял мольберт - отец тогда постоянно подрабатывал дома: рисовал портреты, и даже иконы - надо было достраивать наш дом на улице Онежской.

Назревали проблемы.

Младшие братишки - погодки 3-4 лет – подрастали. Были агрессивны. Обстановка стремительно накалялась... Малыши-кибальчиши воспринимали старшего брата как игрушку и лезли драться. Остановить их было невозможно...

Было два пути:

Либо подавить и сломать старшего брата - меня, заставить терпеть естественную активность младших братьев и погубить, так как уединиться даже для школьных занятий было нельзя. Но это было невозможно - я бы просто ушел из дому сам, убежал бы, стал беспризорником - такой был характер...

Либо найти неординарный выход из создавшегося, по сути, катастрофического для семьи и всех детей положения.

И после одного, первого же несправедливого наказания – из-за выходок младших братьев - меня отцом, мама нашла выход из критического положения. Она серьезно поговорила с ним и, по сути, заставила отца отвлечься от работы на несколько часов в день и научить меня рисовать!

После этого строгого обучения через неделю я уже ходил на этюды – «рисовать природу» на несколько часов, и всё успокоилось...

Итак, я систематически ходил на этюды с подаренным этюдником, «оттачивал мастерство», пока братья «мутузили» друг друга...

Через полгода мы переехали уже в три комнаты, на первый этаж только что построенного и отделанного дома. И у меня появилась возможность закрываться в большом зале - гостиной, и делать уроки в спокойной обстановке...

К тому времени мои рисунки в школе уже были нарасхват: никто не верил, что их рисовал я, а не какой-либо профессионал... В третьем классе я вынужден был скрывать, что хорошо рисую. Был даже случай, когда пришлось вмешиваться директору школы, чтобы найти и забрать у старшеклассников мои рисунки...

Через 4-5 лет в 7-8 классе я увлекся на уроке рисованием на тему «Как вы отметили день 7 ноября 1965 года?». В это время наш школьный учитель по рисованию и черчению, обходя класс, воочию увидел, как рождается профессиональный рисунок. Он громко сказал, что он «ничему не сможет меня больше научить, а только может испортить...» Он был честным и принципиальным - ещё на первом уроке обмолвился, что если кто-то нарисует лучше, чем он, то он освободит от уроков... Ни я, никто другой не придали тогда значения этим словам. Но этот учитель пошел к директору школы и по собственной инициативе добился «освобождения Тюленева от рисования и черчения».

Правда, вместе с директором и завучем меня попросили раз в квартал делать заставки к школьной стенной газете. После первой же заставки я передал это дело отцу: он рисовал быстро и с удовольствием. Ему меда не надо было, дай порисовать что-нибудь творческое 🙂 ... Я же в это время, помнится, усердно читал, в том числе... Карла Маркса. В то время «Комсомольская правда» печатала школьные сочинения этого «гиганта мысли»...

В общем, благодаря тому, что из-за необходимости и по настоянию матери, отец передал мне свои профессиональные навыки по рисованию и сумел меня научить: «хорошо рисовать - значит правильно думать» - а именно так он называл рисование, по-Репину - мне удалось в дальнейшем освободиться ещё от 2-х предметов: литературы и русского языка.

Это было настоящее счастье, потому что мама лечилась долгими месяцами в далёком Крыму, отец непрерывно работал, и весь дом: большое хозяйство и обучение братьев - всё лежало на мне. А меня тогда уже интересовали психология, казусы и проблемы неэффективности педагогики, философия, научная фантастика и зарубежная литература и так далее.

Так что теперь, после получения свободы было время заниматься самообразованием, и я уже на практике догадывался или даже на своём опыте знал, что потенциал ребенка используется не более, чем на 5 %.

Таким образом, когда в 1964 году вышла и стала известна книга Норберта Винера и другие книги по кибернетике, и о ней повсюду стали говорить, мне, как никому другому, была понятна фраза о том, что мозг человека используется лишь на пять процентов...

Я бесконечно удивлялся тому, что педагоги ничего не делают, не предпринимают в этой связи, и решил, что это будет главным делом в моей жизни, хотя было поставлено ещё и много других задач...

Впрочем, думаю, что мои учителя и завуч школы № 47 города Фрунзе, когда меня освобождали, тоже были под влиянием слов кибернетиков о «пяти процентах». Тогда все надеялись на грядущие педагогические открытия. Об этом писали многие газеты и журналы.

Поэтому чтение книг по психологии и философии в районных и научных библиотеках стало для меня лет на пятнадцать постоянным делом.

Но сколько я не искал разумного и научного подхода, так и не нашел. Напротив, Академия педагогических наук, вместо того, чтобы сокращать сроки обучения, попыталась в то время внедрить 12-летку. Как говорил тогда Б.П. Никитин – «для того, чтобы вызвать застой, демографический кризис и разрушить, добить страну!»

Пришлось делать все заново - и педагогику и психологию - исходя из науки - из кибернетики, математики, информатики...

(Павел Викторович Тюленев стал заниматься по своим разработкам с дочкой Олей - мое примечание - О.С.).

Наконец, в 1995 - 1996 году я издал книгу , и она с трудом была пристроена в «Доме педагогической книги», в «Доме медицинской книги» и книжном магазине «Москва»...

Руководители книжных отделов не могли найти ей подходящего раздела, а педагоги даже и возражали - в 1997 году, до моего выступления по телевидению по теме «Читать - раньше, чем ходить» в книжных магазинах Москвы ещё не было ни одного раздела «Раннего развития детей» или чего-то подобного.

Моё впечатление от многочисленных трудов по психологии и педагогике точно выразил доцент кафедры философии Владимир Михайлович Жаринов , приехавший к нам в Центр «Содействие развитию и воспитанию детей» на улицу Тухачевского, дом 32:

Вот более точное его мнение:

«Я вдруг понял, что после прочтения книги «Читать - раньше, чем ходить» всё, что написано до неё по психологии, педагогике и философии - всю «Библиотеку имени Ленина» надо... закатать под асфальт! Там столько ненужного и устаревшего. Те книги только мешают, уводят в сторону, ... отвлекая и не давая результатов...»

Я не виноват - это он сам пришёл и так сказал... Приходили и другие ученые, учителя - из разных уголков страны...»

Счастья Вам и Вашему дому!

Кто согласен с такой методикой? я наоборот за то чтобы у ребенка были сначала игрушки, а потом уж и время придет для остального. как никак детство один раз бывает.
Павел Тюленев – социолог, педагог и президент Ассоциации педагогов-новаторов разработал уникальную методику раннего развития. Автор считает, что для обучения ребенка разнообразным навыкам лучше начать еще до того, пока тот начнет ходить, для этого нужно создать ребенку определенную среду. Тюленев предлагает обучить младенца счету, чтению, нотам, рисованию и даже умению руководить и предпринимательству раньше, чем ходить.

Обучение по этой молодой развивающей методике нужно начать с самого рождения – с первых дней жизни , при чем каждая минута бодрствования малыша должна быть направлена на его умственное и физическое развитие. Родители и педагоги должны представлять ребенку окружающий мир, стимулировать активность и движение, ну и конечно же постоянно разговаривать с ним как со взрослым. Эта методика не приветствует «сюсюканье» с детьми.

1. Необходимо убрать все украшения и игрушки с кроватки. Кроха не должен тратить время на рассматривание ярких обоев, картинок и пеленок.

2. Возле кроватки на стенах до двухмесячного возраста должны висеть фотографии родителей, треугольники, квадраты, окружности, так сказать создавая маршруты для глаз.

3. С самого рождения начинать показывать ребенку карточки с буквами, нотами, цифрами.

4. С трехмесячного возраста самым важным пространством для маленького гения будут обои и стенки кроватки, и поэтому нужно организовать развивающий процесс. Например, вместо обоев повесить разнообразные живописные картины, математические формулы, буквы алфавита, картинки с животными и растениями и т.д.

5. С 4-5 месяцев ребенок должен привыкать и изучать изображения инструментов, пейзажи и разнообразные архитектурные сооружения. Наилучшим вариантом будет повесить возле кроватки разнообразные настенные календари и каждый день перелистывать их, т.е. каждый день чадо будет знакомиться с чем то новым.

6. В 6-7 месяцев ребенку будет интересно рассматривать разнообразные картинки и открытки. Самое подходящее для этого время после пробуждения и после приема пищи.

7. Лучшее время для покупки магнитной азбуки – пятимесячный возраст ребенка. Нужно каждый день давать малышу играть с буквами и цифрами, после такого двухнедельного самостоятельного ознакомления ребенка, следует давать ребенку букву и несколько раз произносить звук буквы, каждый день меняя букву.

8. Каждый день нужно слушать серьезные взрослые песни, очень хорошо подойдут романсы.

10. Также нужно учить ребенка иностранному языку. Тюленев считает что, чем больше языков будете учить, тем будет лучше.

11. С пяти месяцев нужно начать развитие музыкального слуха у ребенка, для этого возле кроватки нужно поставить музыкальный инструмент, пусть малыш нажимает на клавиши.

12. С 4-5 месяцев можно начать изучать физику, играя в игру «Ньютон». В этом возрасте все дети любят выбрасывать игрушки из кроватки, это бесполезное занятие можно с легкостью превратить в занятия по физике, для этого нужно возле детской кроватки поставить ведро или коробку, пусть ребенок кидает игрушки туда, тем самым он будет зрительно измерять расстояние.

13. Уделять активное внимание физическому развитию маленького гения. Для этого нужно в раннем возрасте учить ребенка ползать.

14. Малыш должен учиться выполнять упражнения на канате, например висеть и качаться.

Те родители и педагоги, которых заинтересовала эта методика, должны быть готовы к абсолютной самоотдаче, так как в воспитании маленького гения нельзя упустить ни минуты, и нельзя тратить время зря.


Методика интеллектуального развития детей под названием "МИР" разработана и внедрена в педагогическую практику известным педагогом П.В. Тюленевым.
Методика "МИР" помогает всесторонне развивать малышей, начиная с рождения и до окончания школы.
Основными учителями для детей по методике Тюленева являются родители, в том числе и те, которые очень заняты на работе. Методика не предусматривает больших временных затрат.
Автор глубоко убежден, что если родители будут использовать методику "МИР", то без особых затрат времени и финансов во время прогулок, приемов пищи или домашних игр превратят своего ребенка в гения.
По методике П. Тюленева малыши очень рано смогут научиться читать, ознакомятся с различными компьютерными программами, освоят шахматы, основы естественных наук, игру на музыкальных инструментах.

Идеи методики П. Тюленева:

"МИР" - это целая система, которая позволяет в очень раннем возрасте обучить малышей многим навыкам в достаточно короткие сроки.

Родители должны своевременно заняться формированием способностей ребенка;
- У малышей уже в период перинатального развития заложен огромный потенциал. Родителям необходимо максимально раскрыть интеллектуальный потенциал своего малыша в наиболее раннем возрасте;
- Родители должны заниматься формированием и раскрытием физического потенциала своих малышей;
- Задача родителей - сделать малыша одаренным;
- Научить малыша читать как можно раньше сделает огромный прорыв в развитии. Научившись читать, малыш уже сможет самостоятельно искать источники информации. Ведь ни одни родители не в состоянии рассказать ребенку все то, что он сможет прочитать самостоятельно.

Периоды развития детей:

П. Тюленев выделяет такие периоды развития детей:

Раннее развитие - от рождения до полутора лет;
- Среднее развитие - от полутора до двух лет;
- Позднее развитие - от двух до трех лет.

Всех малышей, которые в возрасте старше трех лет не являются готовыми к школе П. Тюленев считал запущенными. Поэтому согласно методике "МИР" родители должны уделить максимальное внимание развитию малышей в первые три этапа, когда происходит интенсивное развитие головного мозга.
Наряду с периодами развития П. Тюленев выделяет десять класс-миров. Первый класс-мир малыш начинает "посещать" сразу после рождения. Последний класс-мир приходится на возраст ребенка от 12 до 14 лет. По мнению автора методики десятый класс-мир полностью соответствует получению высшего образования.
Чтобы научиться читать ребенку отводится первые пять класс-миров - от 0 до 2 лет. П. Тюленев обращает внимание родителей на то, что максимальную насыщенность обучающая программа имеет именно в это период, поскольку до двух лет развитие ребенка осуществляется наиболее интенсивно.

Важно! Родители ни в коем случае не должны упустить это благоприятное время!

Основные работы автора:

"Читать раньше, чем ходить";
"Знать ноты раньше, чем ходить";
"Считать раньше, чем ходить";
"Предпринимать раньше, чем ходить";
Методики перинатального развития (с четвертого месяца беременности);
Методы интеллектуального и физического развития детей в разном возрасте.

Принципы методики П. Тюленева:

Успешное обучение малышей возможно только в результате тесного и эффективного общения родителей и детей, начиная еще в период внутриутробного развития. П. Тюленев выделяет три способа получения максимального результата от такого общения:

1. Родители должны воспринимать своего малыша кумиром. А вы являетесь близким помощником своего кумира (то есть малыша);
2. Время бодрствования малыша и максимально эффективное его использование - это залог его будущих успехов и период активного формирования талантов и способностей. Родители должны с момента рождения, когда активность продолжается несколько минут, заполнять ее познавательными делами. Малыш только проснулся - а перед его глазками уже новый объект (этот предмет или объект можно увидеть, потрогать, понюхать, он определенные свойства и свое название). Период активности ребенка, как и всех гениев, стоит дорого. Если его грамотно использовать, то это обернется талантами, способностями, успехами и огромными достижениями ребенка в будущем;
3. Родители - важные и главные учителя в жизни каждого малыша. Для него вы - Бог, царь, объект для подражания. Родители должны высоко ценить и свое время. Нельзя тратить его попусту. Цените каждую минуту, проведенную с малышом. Пускай каждый контакт с вами станет для крохи новым уроком. Развивайте кругозор ребенка, выучите по 2 неизвестных для него слова, покажите новую эмоцию или сделайте вместе что-то новое;
4. С самого рождения необходимо создавать обучающую среду для ребенка. Очень важным периодом автор считает первые недели его жизни. Их нельзя упустить. Создание условий и атмосферы - это главное. Даже если у вас минимум свободного времени на занятия с малышом, то развивающая среда, которую вы ему создали, будет развивать ребенка вместо вас постоянно. Для этого автор разработал идею развивающей кроватки (ее в методике называют микрошколой). Для этого на ее стенки необходимо крепить изображения букв, различных объектов в зависимости от возраста малыша;
5. Процесс обучения по методике П. Тюленева требует строгого соблюдения режима занятий. Автор акцентирует внимание родителей не только на привязанности занятий к определенным дням, но и даже временным промежуткам. Но в то же время не стоит пугаться, что занятия по методике будет требовать очень много времени. Она рассчитана на любых родителей, в том числе и очень занятых на работе. Просто следуйте рекомендациям автора, уделяйте для занятий несколько минут перед тем, как уйти на работу, а затем в вечернее время и перед сном. И даже при таком графике вы обязательно добьетесь огромных результатов;
6. Во время обучения по методике ребенка не должны отвлекать игрушки и посторонние предметы. Все внимание должно быть сосредоточено на изучаемых предметах и материалах;
7. Любой изучаемый объект должен озвучиваться. Недопустимы неозвученные демонстрации карточек. Только живое и развивающее общение.

Инструменты для реализации методики П. Тюленева:

Чтобы полноценно использовать и внедрять методику автор разработал множество наглядных средств для ее успешной реализации. Важный момент, на котором автор постоянно делает акцент - все материалы должны постоянно находиться рядом с ребенком. Не стоит их прятать далеко. Малыш должен их трогать, рассматривать, а в дальнейшем использовать по назначению.
П. Тюленев разработал специальные развивающие карточки для новорожденных. Это так называемые опорные образы. Содержание карточек (тематика) будет меняться с увеличением возраста малыша.
Для детей до трехмесячного возраста предусмотрена демонстрация комплектов карточек с изображением преимущественно букв.
Когда ребенку исполнится 3 месяца, добавляются карточки (опорные образы) на которых изображены рыбы, птицы, предметы быта.
С пятимесячного возраста автор рекомендует использовать для занятий с малышом специально разработанную универсальную магнитную азбуку "МИР". Она позволит детям потрогать каждую букву, поиграть с ней, а также в дальнейшей учить с их помощью читать, писать и даже считать.
Все комплекты пособий для занятий с малышами, которые вы приобретаете, сопровождаются методическими рекомендациями, изучить которые нужно обязательно перед началом занятий. Только в случае выполнения всех требований автора методика даст быстрый и ожидаемый эффект.
У родителей есть возможность изготовить наглядные материалы самостоятельно. Но автор настаивает на том, что их нужно приобрести, поскольку существует множество тайных секретов при их создании, которые являются собственностью автора методики. К тому же в случае использования неправильно или неточно изготовленных пособий значительно снижается эффективность методики П. Тюленева (автор сравнивает это с самопроизвольным добавлением в математическую формулу нового элемента).

Результаты использования методики:

При правильном и полноценном использовании методики автор утверждает, что малыши смогут добиться таких результатов:

Ускорение темпов обучения и развития в 20 раз при выполнении всех рекомендаций автора;
К пяти годам малыши успешно осваивают всю программу начальных классов;
Освоение программы средней школы к 10-ти годам;
Программу ВУЗа осваивают к 18 годам.

Проверяем малыша:

В процессе раннего обучения чтению родителям трудно проверить, насколько малыш усваивает развивающую программу. Все дело в том, что формирование навыков чтения у малышей значительно опережает развитие устной речи. Поэтому такие дети читают "про себя" (были даже случаи, что малыш читал в 5 месяцев). Чтобы определить, на каком уровне находится ваш малыш, необходимо попросить его найти какое-либо слово в пособии (книжке-мир). Малыш, который еще не может сказать и озвучить, но освоил навыки чтения, уверенно покажет требуемое слово. Если ребенок не может показать слово, тогда необходимо проверить, насколько хорошо он усвоил буквы. Сделать это можно таким же способом.

Суть методики и ее реализация:

Класс-мир 1: от рождения до 2 месяцев

Сразу после рождения ваш малыш идет в первый класс-мир. он может еще только рассматривать все вокруг. Автор называет таких малышей "смотрунками". Глазные яблоки у новорожденных имеют точечно-прерывистый характер. Это позволяет им отлично распознавать и изучать лишь единичные и четкие предметы. Поэтому автор акцентирует внимание родителей на том, что если малышу в таком возрасте показывать один крупный предмет, то он его быстро запомнит и распознает в будущем. Если же в поле зрения крохи попадет множество мелких деталей, то их запоминание будет значительно хуже. Одновременно угасает интерес и малыш попросту засыпает от усталости.
Главная задача родителей в это время - создать максимально простую развивающую обстановку вокруг малыша. Его должны окружать предметы только четких правильных форм и в минимальном количестве. Лучший вариант - фигуры (треугольник, квадрат, линии).
Автор убежден, чтобы значительно ускорить развитие новорожденного малыша необходимо максимально уменьшить количество информации, которое поступает к нему из окружающей среды. А дальше постепенно увеличивать ее количество.
Если ваша задача максимально быстро научить малыша читать, то первые объекты, которые он должен видеть будут именно буквы. Они пишутся черным цветом на белом фоне. Родители либо самостоятельно демонстрируют карточки с буквами, либо закрепляют их на специальном стенде около кроватки. П. Тюленев рекомендует использовать оба способа демонстрации карточек, поскольку так будут наиболее быстро развивать глазные яблоки и мышцы малыша. Карточки необходимо показывать ребенку на расстоянии 50-80 см от уровня его глаз.
Сначала необходимо показывать ребенку 1-2 буквы. Затем с каждым днем увеличивайте количество на одну букву. В конце первого месяца занятий малыш будет знаком со всеми буквами. Малыши, видя знакомую букву, значительно оживают и начинают улыбаться. Это говорит о том, что ваш малыш запомнил букву.
Важный момент в обучении: когда вы продемонстрировали малышу все буквы, необходимо начать их проговаривать. Начните с небольшого количества звуков. Через определенное время вы заметите, что, услышав название звука, ребенок начинает глазками искать его на стенде.
Второй месяц жизни - это время, когда пора усложнять изображения на карточках. Показывайте ребенку изображения животных, растений, фигур.
Важное правило методики: проснувшись, малыш должен видеть именно буквы. Все остальные изображения должны иметь второстепенное значение.

Класс-мир 2

Это период от трех до пяти месяцев. В это время автор называет малышей "трогунками". Они уже осваивают движения руками и могут трогать предметы. Этот период имеет главное правило: трогать буквы раньше, чем прочие вещи. Для этого между прутьями кроватки необходимо натянуть веревку и развесить на ней буквы, чтобы ребенок мог самостоятельно до них дотрагиваться.
Такие занятия рекомендуется проводить в первой половине дня. В продаже имеются специальные буквы Тюленева, предназначенные для развешивания. Но также можно использовать и буквы из магнитной азбуки.

Класс-мир 3 (3-6 месяцев)

Малышей в этом классе автор называет "пластунки". Они уже умеют переворачиваться и начинают ползать на животе. В этот период ребенок должен ползать именно за буквами. Доползая до буквы, ребенок должен взять ее в руки и отдать родителям. А вы должны пропеть и проговорить звук четко и громко. В этих целях можно использовать те же буквы, что и в предыдущем классе. Не подойдут кубики с изображением букв, поскольку не дадут возможности сконцентрироваться на конкретной букве. Этот период развития ребенка дарит ему радость от движения к цели и знаниям (пока за буквами, а в дальнейшем за новой информацией).
Играйте с ребенком в "игрушкобол". Эта игра стимулирует в ребенке активность и действие. Суть заключается в сбрасывании с края поверхности различных небьющихся предметов и игрушек. Малыш должен с удовольствием наблюдать за этим процессом.
также предложите ребенку различные музыкальные инструменты. Пускай он пробует самостоятельно извлекать из них звуки разного характера. Такое занятие прекрасно формирует музыкальный слух и восприятие.

Класс-мир 4 (от шести месяцев до начала хождения)

Теперь ваш малыш стал "сидунком". Он умеет сидеть и ему доступно больше информации. И здесь снова играть он должен с буквами: перебирать, складывать, находить, узнавать и прочее.

Класс-мир 5: от начала хождения до двух лет

Теперь ваш ребенок называется "ходунком". Он знает все буквы и может прочитать простые слова, а также собирать слоги.
Сейчас необходимо приобрести очень важную по мнению автора игрушку - пишущую машинку (или любое печатающее устройство). Автор убежден, что в этом возрасте малыша очень просто научить писать. Но не ручкой на бумаге (это практически невозможно), а на пишущей машинке. Важно отметить, что те навыки, которые получает малыш в пятом класс-мире, соответствуют навыкам учеников начальных классов.
С возраста 1,5 лет начинайте играть с малышом в шахматы. Сначала на доске располагайте по одной фигурке и догоняйте друг друга.
Автор рекомендует в возрасте около двух лет играть с малышом в руководителя. Для этого на кухне или в магазине (или в другом подходящем месте) просите ребенка указывать пальцем куда вам идти и что делать. Поначалу все свои действия взрослые должны комментировать. Но позднее игра становится более автоматической. П. Тюленев убежден, что все дети от природы - начальники. И эту черту важно поддерживать, поскольку она поможет добиваться поставленных целей в будущем.

Класс-мир 6-10

Эти классы приходятся на возраст от 2 до 18 лет. Ваш малыш уже умеет читать и печатает несложные сочетания слов на слух. Со временем такие диктанты будут усложняться и начнут превращаться в сочинения. Обязательно прививайте любовь к книгам, которыми максимально окружите ребенка.
С трехлетнего возраста предложите ребенку вести в компьютере свой личный дневник. Пускай он самостоятельно записывает туда все, что считает нужным. Это занятие прекрасно развивает творческие способности, навыки письма, речь и фантазию.
В этот период важно предоставить ребенку возможность записывать свой голос или производить видеосъемку своих выступлений. Пускай ваш малыш делает это как можно чаще. Такие занятия развивают творчество, фантазию и уверенность в себе. К тому же такие записи - прекрасная память.
В 5-6 лет предоставьте малышу учебники начальной школы. В этом возрасте дети великолепно и быстро усваивают школьную программу.

Кормим по Тюленеву...:

Комлечтение - это одна из важных разработок автора. Суть заключается в том, что начиная с введения прикорма (шесть месяцев) во время кормления ребенка демонстрировать ему картинки с различными изображениями. Теперь это будут не только буквы, но и другие объекты. Отлично подойдут карточки с крупными изображениями и подписями к ним. Выбирайте картинки с продуктами. Важно во время демонстрации картинки очень четко произносить название предмета. Сопровождайте озвучивание эмоциями, характеризующими вкусовые и прочие качества изображенного объекта.
Не стоит использовать много картинок. Скрепите между собой 3-4 картинки, сделайте мини-книжечку. 2-3 такие книжечки вполне хватит на один год занятий кормлечтением.
Темп чередования картинок вам подскажет малыш. Если он, смотря на картинку, радуется, то смело можете переходить к следующей. Если же малыш проявляет недовольство - не меняйте картинку. Он ее еще не запомнил.
В промежутках между приемами пищи закрепите эти картинки в поле зрения ребенка (в кроватке), чтобы он всегда мог на них смотреть или трогать их.

Пишем-пишем...:

Снова автор обращает внимание родителей на то, что важно учить не только буквы, но и составлять из них слова. Придумывайте различные игры, в которых будет использовано умение составлять слова. Например, пишите письмо от папы, дедушки. И читайте его малышу.
Письмо прекрасно поддерживает интерес малышей к занятиям. Своеобразный прием родителей - это написание писем-пожеланий (например, письма с просьбами, письма Деду Морозу, волшебнику и т.д.).
С четырехлетнего возраста заказывайте ребенку написание сказок. Пускай он их придумывает и печатает на компьютере.

Игры с буквами:

Очень важно уделять вниманию играм с буквами. Автор рекомендует почаще возвращаться к игре такого плана: расположите около малыша буквы из азбуки или карточки и попросите его принести вам определенную букву. Так малыш не только будет лучше запоминать буквы, но и станет больше двигаться.

Прогулки-путешествия...:

Если вы используете для развития своего малыша методику П. Тюленева, то не должны гулять с ребенком просто так. Помните, во время каждой прогулки вы отправляетесь в "путешествие"!

Разновидности "путешествий" по Тюленеву:

Юный географ. Вместе с ребенком прокладывайте маршрут, нарисуйте карту, обращайте внимание на достопримечательности, важные географические объекты;
- Юный Дарвин. Замечайте, рассматривайте и записывайте всех животных, которых встретите на придуманном маршруте;
- Юный мичуринец. Во время этого "путешествия" изучайте и записывайте всех представителей растительного мира, которые встретятся на вашем пути;
- Я - Петр I. Во время такого "путешествия" обращайте внимание на технику, сооружения, предприятия, расположенные по ходу вашего маршрута.

Такие прогулки прекрасно будут увеличивать словарный запас вашего ребенка и сформируют в нем лидерские качества.

Что автор запрещает?:

Чтобы методика была по-настоящему эффективной П. Тюленев ввел следующие запреты в процессе выполнения его рекомендаций:

Отучите ребенка все тянуть в рот в целях безопасности;
- Не разрешайте дотрагиваться до горячих и опасных предметов в доме;
- Не стимулируйте раннее хождение: малыш должен достаточное время ползать;
- Домашние животные в доме не ускоряют развитие детей. Родители должны сделать выбор;
- Все, что может мешать малышу усваивать материал, должно исключиться;
- Запрещен просмотр телевизора, в частности, программ, сильно возбуждающих малыша;
- Запрещается включать музыку в первой половине дня;
- Запрещено использовать одновременно другие методики раннего развития.

Положительные стороны методики П. Тюленева:

O Методика позволяет развить в раннем возрасте в ребенке навыки чтения и письма;
o В процессе использования методики происходит тесный контакт родителей и малышей, что очень важно в раннем возрасте;
o Расширяется кругозор малыша во время занятий по карточкам и прогулок-путешествий;
o Все время бодрствования ребенка максимально задействовано занятиями, которые проходят в игровой и ненавязчивой форме;
o Все формы обучения (пишущие машинки, карточки, азбука, прогулки) учитывают интересы малышей на каждом этапе развития;
o Методика не содержит строгих игр и занятий. В большей степени ребенок развивается, играя со специальными наглядными материалами;
o Отсутствие насилия и принуждения в методике;
o Использование методики возможно любым родителям и не требует от них никаких специальных знаний и навыков;
o Методика адаптирована под ранний возраст. Это неоспоримое преимущество, поскольку именно в этом периоде происходит наиболее интенсивное развитие навыков и способностей детей;
o Методика не требует огромных затрат времени. Основное развитие ребенок получает, погружаясь в развивающую среду, которую создают родители. К тому же занятия проходят во время кормления, прогулок и домашних дел.

Недостатки методики П. Тюленева:

Не всегда оправданные ограничения, которые являются в большинстве случаев очень категоричными;
- Чрезмерная нацеленность на результат, что не позволяет всегда учитывать возрастные и личностные особенности малышей;
- Сильная привязанность к строгому соблюдению рекомендаций. По утверждению автора, в случае отклонения от его правил, результата от использования методики можно не дождаться;
- Автор ограничивает области познания малышей. К примеру, он сильно ограничивает возможность пробовать предметы на вкус, заводить домашних животных, под присмотром родителей испытывать "опасные" предметы;
- Интеллектуальное развитие заглушает остальные его виды, в том числе и физическое. Автор убежден, что ранняя ходьба - это очень опасно и вредно для здоровья и развития ребенка;
- Методика занимает все свободное время мамы и малыша. У них не остается времени на свободные действия и на простое общение, не по регламенту и нормам;
- Полное погружение в методику грозит тем, что малыш хоть и научится рано читать и писать, но не приобретет не менее ценные навыки общения с окружающими и не сможет познать мир во всем его многообразии.

Умейте правильно выбирать методику развития малышей. Пускай обучение будет ненавязчивым и живым!


Похожие публикации