Общественная организация"ассоциация педагогов дошкольных образовательных организаций калужской области". Познавательное развитие по фэмп Познавательное развитие формирование элементарных математических представлений

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. ...Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие. М. Монтессори Известный итальянский педагог Мария Монтессори в свое время сделала очень оптимистичное утверждение. По ее словам, так называемый «математический дух» присущ каждому человеку просто потому, что он человек. Важно лишь вовремя этот дух «разбудить». Все люди мыслят математически, математически воспринимают происходящие в природе процессы. Отсюда и летоисчисление, и счет времени, и измерение таких явлений как землетрясение, сила ветра, температура воздуха, расстояние до различных звезд и планет, высчитывание лунных и солнечных затмений. Человек привык измерять также и все процессы в собственном организме - давление, температуру тела, частоту пульса, количество различных веществ в крови. Еще одним неоспоримым доказательством заложенного в самой природе человека «математического духа» является то, что еще в древнем мире человек создавал различные сложные вещи: орудия труда, оружие, музыкальные инструменты, архитектурные сооружения, и все это – с соблюдением пропорций. Удивительно, ведь в то время еще не было науки. Науки не было, но был «математический дух»... «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДУХ» ПРИСУЩ ВСЕМ ЛЮДЯМ «Математическим духом» итальянский педагог называла ни что иное как различные математические способности. Это способность к исследованию окружающего мира, к абстрагированию, точность, оценивание и сравнение, аргументация и суждение, воображение и креативность. «Математический дух» присущ каждому человеку и проявляется независимо от того, занимается ли человек математическими вычислениями или нет. При определении кратчайшего пути из пункта А в пункт Б, при рассчитывании времени, требующегося для выполнения различных действий, при забрасывании мяча в баскетбольную корзину - всегда и везде нам необходим глазомер и математические отношения. С учетом ФГОС дошкольного образования формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста относится к образовательной области познавательное развитие наряду с задачами по сенсорной культуре, познавательно исследовательской деятельности, конструктивной деятельности, формированием целостной картины миры, расширением кругозора.  Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) о малой родине и Отечестве, об отечественных праздниках и традициях, о планете Земля, многообразии стран и народов мира. В настоящее время для реализации задач математического содержания необходимо учитывать принципы построения образовательного процесса: вариативности, открытости, индивидуализации; научной обоснованности и практической применимости. А также: интеграции; комплексно - тематического построения содержания с учетом примерного календаря праздников и д.р.(с зависимости от программы). Особенностью работы по математике с детьми дошкольного возраста является интеграция области познавательное развитие с другими образовательными областями: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). Другой особенностью является то, что решение задач психолого - педагогической работы по формированию элементарных математических представлений может осуществляться с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса (вся работа с детьми в какой-то промежуток времени (например – неделя) может быть объединена одной темой – «Овощи-фрукты», «Домашние животные», «Наш край – Урал», «Космос» и т.д. с включением математического содержания). Одним из главных критериев выбора педагогами форм работы по математике и видов деятельности детей является адекватность возрасту. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Поэтому математическое содержание может реализовываться в ходе игр с правилами, сюжетно-ролевых, режиссерских, игрдрамматизаий и д.р. Кроме того обучение математике может осуществляться в разных видах деятельности: чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, труд. Занятия по математике желательно использоваться в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет). Адекватными возрасту формами работы с детьми является: экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решения проблемных задач, занимательных задач. Обучение математике должно осуществляться в совместной деятельности педагогов и детей предполагающего взаимодействие в процессе освоения образовательной области «познавательное развитие» и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка, при чем взаимодействие детей и педагога должно характеризоваться наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой общения (возможность свободного размещения, перемещение и общений детей в процессе образовательной деятельности). Закрепление, расширение математических представлений предполагается в деятельности детей в условиях созданных педагогами мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающий выбор ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально. Содержание работы Формы работы Формы организации детей Непосредственно образовательная деятельность Формирование элементарных Создание коллекций. Проектная Групповая. математических представлений. деятельность. Подгрупповая. Индивидуальная. Исследовательская деятельность. Конструирование. Экспериментирование. Развивающая игра. Наблюдение. Проблемная ситуация. Рассказ. Беседа. Интегративная деятельность Содержание работы Формы работы Формы организации детей Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Формирование элементарных Сюжетная игра. Развивающая Групповая. математических игра. Создание коллекций. Подгрупповая. представлений Проектная деятельность. Индивидуальная. Исследовательская деятельность. Конструирование. Экспериментирование. Наблюдение. Проблемная ситуация. Рассказ. Беседа. Интегративная деятельность Содержание работы Формы работы Формы организации детей Деятельность детей в развивающей предметно-пространственной среде Формирование элементарных Во всех видах самостоятельной математических представлений. детской деятельности. Подгрупповая. Индивидуальная. Планируемые результаты предполагают необходимые умения и навыки в области математики: оперировать числами и цифрами в пределах первого десятка; понимать образование чисел второго десятка; использовать счётные и вычислительные навыки; устанавливать количественные отношения в пределах известных чисел; понимать закономерности построения числового ряда; решать простые арифметические задачи на числах первого десятка, объяснять производимые действия; использовать способы непосредственного и опосредованного измерения и сравнения объектов по величине; классифицировать предметы по выделенному признаку; различать геометрические фигуры (многоугольники), их особенности и общие свойства; классифицировать фигуры по заданному признаку; определять относительность пространственных характеристик, расположение предметов относительно друг друга и описывать маршруты движения; ориентироваться на ограниченной плоскости (листе бумаги, странице тетради); использовать временные ориентировки в днях недели, месяцах года, определять относительность временных характеристик, ориентироваться по календарю. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Поэтому математическое содержание может реализовываться в ходе игр с правилами, сюжетно-ролевых, режиссерских, игрдраматизаций и д.р. Кроме того следует использовать: экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решения проблемных задач, занимательного математического материала д.р. В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе игры ребёнок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет её. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания. В творческих играх дети пополняют представления о предметах и их свойствах, материалах, осваивают общественно закреплённые способ использования предметов, осознают их назначение, постигают целесообразность действий с ними. Отражение общественных событий и явлений формирует интерес ребёнка к миру взрослых, расширяет кругозор дошкольника. Специфика игр с правилами состоит в том, что в условной, мотивированной игровыми целями ситуации дети применяют, обогащают и конкретизируют свои представления о предметах окружающего мира, об их свойствах, о назначении, материалах, действиях с ними, знакомятся с разнообразными символами. В процессе отображения, подражания, обследовательских и предметных действий складываются первоначальные представления о предметах и явлениях, а на их основе формируются обобщённые образы, выявляются особенности, обнаруживаются сходство и различия предметов окружающего. Выполнение игровых правил требует от ребёнка осуществления умственных операций, направленных на сравнение, выявление отличий (выделение), классификации, сериации, обобщения, что даёт развивающий эффект и расширяет поле применения усвоенного содержания. Сюжетами игр могут быть: «Овощной магазин», «Зоопарк», «Булочная», «Круиз», «Аукцион», «Транспортное агентство», «Поликлиника» и др. Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребёнком наглядных средств: картин, иллюстраций, предметных картинок, рисунков, слайдов, видеофильмов, схем и т. д. Рассматривание позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, создавать представления о событиях, явлениях, предметах, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях (животные разных стран, исторические события, труд взрослых и др.). Целенаправленное рассматривание позволяет активизировать мыслительные процессы (анализ, сравнение, обобщение), обогащает речь и воображение, расширяет кругозор, позитивно влияет на развитие наблюдательности ребёнка. Детям можно предложить рассмотреть иллюстрации с отображением частей суток, дней недели, времени года с учетом деятельности детей и взрослых. признаком природы, положения солнца. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего. Оно может быть связано с первоначальным знакомством с новым для ребёнка объектом или его свойствами, выделением существенного, яркого, необычного, восприятием действий человека с предметами или функционирования самого наблюдаемого объекта. Наблюдение может быть и повторяющимся, когда ребёнок созерцает (воспринимает) то, что ему нравится, что вошло в круг его интересов. В данном случае дети не только получают эмоциональное или эстетическое удовлетворение (при наличии соответствующего объекта наблюдения), но и обнаруживают происходящие с объектом или явлением изменения, не зафиксированные ранее их вниманием нюансы, детали и пр. Наблюдение обогащает представления ребёнка, направляет мыслительную деятельность, активизирует процессы сравнения, сопоставления, обобщения, классификации, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи), обогащению словаря, побуждает объяснять наблюдаемое, устанавливать причины, делать выводы. Так, на прогулке дети могут наблюдать рост растений, кустарников, деревьев с учетом длины, ширины, высоты. Беседа представляет собой форму организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребёнка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт. Беседа предполагает, что участники с помощью вопросов друг к другу и ответов высказывают свои суждения о предмете разговора, сообщают о нём дополнительные сведения, раскрывают его назначение, описывают характерные проявления, что приводит к получению его «обогащенного портрета». Беседа требует сосредоточенности, умения управлять своим поведением, слушать друг друга, не перебивать, не повторять сказанное, добавлять новые факты, доброжелательно относиться к ответам и репликам товарищей. Она побуждает детей логически мыслить, чётко, ясно и кратко строить своё высказывание, делать выводы. Через содержание беседы формируется отношение к событиям, о которых идёт речь, развиваются доброжелательные чувства и интерес к собеседникам. С детьми можно побеседовать о правильном переходе улицы, о маршруте от дома до детского сада, о ориентировке в детском саду с учетом направлений слева справа, вверху – внизу, впереди – сзади. Экспериментирование - форма поисковой познавательноисследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребёнок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположение, аргументировать выводы. Можно предложить детям провести эксперимент по изменению цвета воды с помощью добавления определенного количества капель краски; превратить лед в пар; измерить количество воды мерками разной величины и другое. Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребёнком с помощью поисковых действий. Исследовательская деятельность расширяет представления ребёнка об окружающем, связывая их в целостную картину мира. Дошкольник упорядочивает опыт познания, постигает способы установления причинно-следственных, родовидовых, пространственных, временных, количественных отношений. Совместная познавательно-исследовательская деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребёнок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, внести своего рода интеллектуальный вклад в решение общей проблемы, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний. Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребёнок получает определённый продукт (результат). При этом в конструирование заложено и познавательное начало. Ребёнок познаёт форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных строительных и природных материалов, отражает свои впечатления об окружающем предметном мире, в обобщённом виде создаёт новые сооружения. Конструктивная деятельность способствует развитию мышления, пространственного воображения, обладает специфическими возможностями для развития планирующей функции. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. Конструирование из палочек и деталей конструктора различных геометрических фигур с целью развития навыков трансфигурации. Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости. Первоначальное непосредственное восприятие предметов, расширение и обобщение представлений о знакомых объектах, возможность увидеть их новые свойства, эстетические переживания, эмоциональный подъём - всё это способствует обострению наблюдательности, активизации мышления, стимуляции воображения, развитию любознательности и расширению познавательных интересов. Возможности экскурсии очень велики при определении различий высоте деревьев, форме листьев, пространственного расположения растений в парке, сезонных изменений в природе и др. Развлечения, викторины, конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. Радость за свои достижения и ощущение удачи поддерживают хороший эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребёнка, создают бодрое настроение. Коллективное участие детей в решении познавательных задач раскрепощает ребёнка. Главным становится совместная неформальная деятельность детей и взрослых, проявление детской самостоятельности. Дошкольники накапливают опыт познавательно-игрового общения, взаимодействия с партнёрами, приобретают навык руководства и подчинения правилам игры и требованиям участников. Большое количество занимательного математического материала используется в развлечениях и викторинах (ребусы, кроссворды, логические упражнения, задачи – шутки, лабиринты). Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию индивидуальных познавательных предпочтений детей; развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация и пр.), развитию речи и коммуникативных навыков (ребёнок готов содержательно общаться по поводу своих коллекции как со взрослым, так и со сверстниками). Детям предлагают создавать коллекции календарей, измерительных приборов, модели автомобилей, карт, гербарии и др. Проблемная ситуация - ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов: - постановки, формулирования проблемы; - выдвижения предположений и гипотез; - выбора, проверки, обоснования гипотез; - подведения итогов, вывод. Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка. Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов. Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов. Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого. Это могут быть:  система вопросов, переформулирование условий задачи;  наводящие задачи или задачи-подсказки;  цепочка наводящих задач;  готовый вариант решения. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Приведем пример проблемно-игровой ситуации с множествами и числами «Как Белоснежка считала гномов» Количественный счет: количество предметов не зависит от того, где они находятся и как их считать: справа налево или слева направо (направление счета). Сюжет. За столом у Белоснежки собрались гномики. Чтобы их угостить пирожными, ей нужно узнать, сколько гномиков пришло в гости. Сначала Белоснежка пересчитала их слева направо, а затем справа налево. «Каждый раз у меня получается одно и то же число!» - удивилась Белоснежка. Вопрос. Почему у Белоснежки получилось одно и то же число? Варианты ответов. 1. Получилось число семь, потому что гномиков в сказке семь. 2. Считать можно с разных сторон, получается одно и то же число. Решение проблемы. Вспомнив сказку, дети высказывают первое предположение: сколько гномиков в сказке, столько гномиков было в гостях у Белоснежки. Второе предположение можно проверить на практике. Дети выкладывают гномиков в ряд и пересчитывают их слева направо и справа налево так, как это делала Белоснежка. Дети понимают, что направление счета (слева направо или справа налево) не имеет значения, когда нужно узнать количество предметов. Всегда получается одно и то же число. Вывод. Количество предметов не зависит от направления счета. ПРИМЕР Планирования работы по математике в старшей группе с учетом комплексно-тематического принципа и форм работы с детьми ФЭМП Программная задача Форма работы Закреплять умение считать до 5-10; отсчитывать предметы Сюжетно-ролевая «Овощной магазин» Познакомить с порядковым счетом в пределах 5-10; учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них Чтение сказки (В. Катаев «Цветик-семицветик») «Однажды хозяйка с базара пришла» Величина Тема: «Осень» Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине Лепка овощей и фруктов разной величины; Аппликация разноцветных ковров Форма Тема: «Осень» Развивать геометрическую зоркость: Ручной труд (дом, корзина с умение анализировать и сравнивать грибами, поднос с овощами) предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов прямоугольные, поднос и блюдо овальные, тарелки - круглые и т. д. Количество и счет Тема: «Осень» игра Ориентировка в пространстве Тема: «Осень» Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу Музыкально-ритмические движения «Времена года» муз. И. Штрауса, «Парный танец с листьями и цветами» муз. Ан. Александрова Музыкальные игры «Я полю, полю лука» муз. Й. Гайдна, «А я по лугу» муз. С. Ржавской Определять свое Подвижные игры «Гуси-лебеди», местонахождение среди «Затейники», «Удочка», «Кто окружающих людей и быстрее», «Гори-гори ясно!» предметов, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу Ориентировка во времени Тема: «Осень» Закрепить представление о Коллекционирование том, что утро, вечер, день, календарей, листьев, ночь составляют сутки семян Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом) шишек, Проблемная ситуация (как правильно перейти дорогу, созревание и употребление в пищу овощей и фруктов; правильность подбора одежды, обуви в соответствии с сезоном)

« Познавательное развитие»

формирование элементарных математических представлений

группа раннего возраста (2-3 лет)

(И.А. Помораева, В.А. Позина)

по программе «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

учитель – дефектолог: Майсюк А. М.

г, Урай 2018

1. Пояснительная записка

Направление «Познавательное развитие». Раздел Познание. Формирование элементарных математических представлений.

Цели и задачи: Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;  формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

Количество  Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.  Формировать умение различать количество предметов: много - один (один - много).  Развивать умение видеть общий признак предметов группы.  Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы.  Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Величина  Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т.д.)  Развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые (равные) по величине. Форма  Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).  Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве  Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).  Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.  Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).  Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Ориентировка во времени  Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.

Принципы:

Принцип развивающего образования;  Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);  Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;  Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;  Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;  Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Формы работы с детьми: - Непосредственно образовательная деятельность (занятия), - Совместная деятельность со взрослым, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения и др.), - Самостоятельная деятельность детей.

Организационные условия

Количество НОД (занятий) в неделю в месяц в год 1 4 36 10 мин 60мин 6 часов

Продолжительность НОД для детей первой младшей группы составляет 10 мин. в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13. В середине НОД проводится физкультминутка.

Условия реализации

Деятельность детей в развивающих центрах в группе: «Центр познания (познавательноисследовательской деятельности)», «Лаборатория», «Центр конструирования» и др. Раздаточный материал: геометрические плоскостные и объёмные фигуры, числовой ряд, полоски различной длины и ширины, счётные палочки, однородные и разнородные предметы различные по форме, длине, высоте, ширине. Демонстрационный материал: числовой ряд, картинки с изображением частей суток и их последовательности, счёты, числовые карточки, геометрические фигуры, плакаты. Настольно-печатные игры, мелкая и крупная мозаика, лото, домино, логические блоки, пособия для составления целого из частей, конструкторы различных цветов и размеров (строительный, лего и др.). ИКТ: мультимедийныные презентации, компьютерные развивающие игры по развитию познавательных способностей.

Прогнозируемые результаты

К концу года ребенок может:  Группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.п.).  При поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.  Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.  Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же.  Видеть разницу в размерах двух предметов по длине (ширине, высоте, величине в целом); показывать (называть), какой из двух предметов большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий или они одинаковые.  Различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Проведение контрольных мероприятий Мониторинг освоения образовательной программы проводится 2 раза в год: в ноябре и апреле. Мониторинг проводится на основе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности и критериальных диагностических методик, рекомендованных по программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), реализуемой в ДОУ.

2.Содержание

Примечание

Сентябрь 06.09.2017 Занятие 1 «Игра с мячом» Педагогические цели: Развитие предметных действий.

10мин

13.09.2017 Занятие 2 «Палочка - игралочка» Педагогические цели: Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить.

10мин

20.09.2017 Занятие 3 «У бабушки в гостях» Педагогические цели: Формирование умения выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать, сооружать простейшие постройки.

10мин

27.09.2017 Занятие 4 «Лесная гостья Педагогические цели: Развитие предметных действий. Познакомить детей с цветочной поляной, активизировать словарь по теме за счет слов: цветы, поляна, трава, желтые серединки, бабочки, жуки, кузнечики; учить детей отвечать на вопросы короткими предложениями, используя предлог на; воспитывать бережное отношение к окружающему миру

10мин

Октябрь 04.10.2017 Занятие 1 «Что катится, что не катится» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить. 10мин 11.10.2017 Занятие 2 «Спрячь кубик спрячь шарик» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета ладошкой, катать, ставить. 10мин 18.10.2017 Занятие 3 «Найди такой же» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик. Формирование умения выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать, сооружать простейшие постройки. 10мин 25.10.2017 Занятие 4 «Строим стульчик для матрёшки» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, кубик. Формирование умения сооружать простые постройки. 10мин

Ноябрь 07.11.2017 Занятие 1 «Что в мешочке» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик, кирпичик. Совершенствование предметных действий. 10мин 14.11.2017 Занятие 2 «Собираем игрушки на прогулку» Педагогические цели: Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. 10мин 21.11.2017 Занятие 3 «Хоровод матрёшек» Педагогические цели: Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. Совершенствование предметных действий. 10мин 28.11.2017 Занятие 4 «Строим башенки» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине кубики и называть их: большие кубики, маленькие кубики. Формирование умения сооружать простые постройки. 10мин Декабрь 06.12.2017 Занятие 1 Прокати шарик по дорожке» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине шарики и называть их: большой шарик, маленький шарик. Совершенствование предметных действий. 10мин 13.12.2017 Занятие 2 «Игрушки для кукол» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине кубики и шарики. Формирование умения группировать предметы по величине. 10мин 20.12.2017 Занятие 3 «Игра с матрёшками» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много - один. 10мин 27.12.2017 Занятие 4 «Собираем листочки в вазу» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: один - много. 10мин Январь 10.01.2018 Занятие 1 «Играем с флажками» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много - много. Формирование умения употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе. 10мин 17.01.2018 Занятие 2 «Играем со снежными комочками» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по 10мин

величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький. Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много - один, один - много. 24.01.2018 Занятие 3 «Игра с мячами» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький. Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много - много.

10мин

31.01.2018 Занятие 4 «Встречаем гостей» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их по количеству: много - мало, мало - много.

10мин

Февраль 07.02.2018 Занятие 1 «Собираем башенку и пирамидку» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Развитие умения различать количество предметов: один - много. Развитие предметных действий. 10мин 14.02.2018 Занятие 2 «Подарим игрушки зайчику и мишке» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Развитие умения различать количество предметов: много - много. 10мин 21.02.2018 Занятие 3 «Игра с мячом» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много - много. Развитие предметных действий. 10мин 28.02.2018 Занятие 4 «Найди пару» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать словами: много - один, один - много, много - много. 10мин Март 14.03.2018 Занятие 1 «Закати шарик в домик» Педагогические цели: Развитие умения различать предметы, контрастные по величине и форме, формировать их в группы по количеству и обозначать в речи: большой, маленький, кубик, шарик, много - много. Формирование умения производить простейшие группировки предметов по форме и величине. 10мин 21.03.2018 Занятие 2 «Строим ворота для шариков» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много - мало. 10мин

Формирование умения сооружать простейшие постройки. 28.03.2018 Занятие 3 «Собираем игрушки для матрёшки» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и количеству, обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много - много. Формирование умения сооружать несложные постройки.

10мин

Апрель 04.04.2018 Занятие 4 «Построим диванчики для кукол» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме (кубик, кирпичик) и цвету. Развитие умения различать и показывать части своего тела. Формирование умения сооружать несложные постройки. 10мин

11.04.2018 Занятие 1 «Подарки для ёжиков» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по величине и цвету. Развитие предметных действий.

10мин

18.04.2018 Занятие 2 «Где спрятались игрушки» Педагогические цели: Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут).

10мин

25.04.2018 Занятие 3 «Путешествие на поезде» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много - один, один - много, много - мало, много - много. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении.

10мин

Май 03.05.2018 Занятие 4 «Мы плывём на лодке» Педагогические цели: Развитие умения различать количество предметов (много - один), использовать в речи существительные во множественном и единственном числе. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении.

10мин

10.05.2018 Занятие 1 «Выкладываем перекладываем собираем» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать их соответствующими словами: один - много, много - один, много - много. Развитие предметных действий.

10мин

17.05.2018 Занятие 2 «Делаем куличики большие и маленькие Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по величине и обозначать их словами: большой, маленький. Развитие предметных действий.

10мин

24.05.2018 Занятие 3 «Что растёт за окном» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много - один, один - много, много - мало, много - много. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении.

10мин

31.05.2018 Занятие 4 «Рассказ воспитателя о петушке» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме (кубик, кирпичик) и цвету. Развитие умения различать и показывать части своего тела. Формирование умения сооружать несложные постройки.

10мин

Итого 36 занятия 9 часов

3. Методическое обеспечение

Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада / Сост. С. Н. Теплюк. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2007. Громова О. Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2005. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Маленькие подсказки для родителей. - СПб.: ООО «Сова», 2007. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. Сербина Е. В. Математика для малышей. - М.: Просвещение, 1992. Смирнова О. Е., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраст а. - М.: МОЗАИКА

Наталья Кирсанова
Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания , в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие .

В связи с этим меня заинтересовала проблема : как обеспечить математическое развитие детей , отвечающее современным требованиям и подготовить к обучению в школе.

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным , ненавязчивым, радостным.

Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр .

Среди игр дошкольников особое место занимает дидактическая игра. Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход .

Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей дошкольного возраста обладает важным свойством : в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение , поскольку информация не поступает извне , а является результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую , которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности :

Активизирует познавательные процессы ; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;

- развивает способности ; вводит детей в жизненные ситуации;

Учит их действовать по правилам, развивает любознательность ;

Закрепляет знания, умения.

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию , укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Дидактическая игра является одной их уникальных форм обучения детей дошкольного возраста. Одной из положительных сторон дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы :

Игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста;

В игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

Игра способствует вовлечению каждого в активную работу;

Умело организованные дидактические игры позволяют задействовать в учебных целях «энергию, которую дошкольники расходуют на «подпольную» игровую деятельность» (по определению В . М. Григорьева) ;

В игре происходит внутреннее раскрепощение : когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу» ;

Игра – способ обучения действием : в ней органично заложена познавательная задача .

Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной педагогом . Сама новизна позиции ребенка дошкольного возраста обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании дошкольника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для детей , “дидактическая игра без усилия, - всегда плохая игра” ". Это одна из главных задач педагога. Необходимо, чтобы педагог постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что развивающий потенциал игр и их влияние на познавательную активность детей дошкольного возраста зависит : от содержания познавательной информации , заключенной в тематике игр; он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые.

Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного.

Игры на развитие количества. Игра «Медведь и пчелы» Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать.

Конспект занятия формирования элементарных математических представлений в средней группе «Приключения поросенка Фунтика» Виды детской деятельности: непосредственно-образовательная деятельность, познавательная, художественная, коммуникативная. Программные задачи:.

Консультация: «Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Занятия по элементарной математике.

Изготовила это пособие своими руками, для детей 3-4 лет, в данное пособие входят игры по формированию элементарных математических представлений.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад» №123.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений).

Старшая группа.

В гостях у сказки.

г. Владивосток

Образовательные области:

    Социально-коммуникативное развитие

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Физическое развитие

Интеграция видов деятельности:

    Познавательная деятельность.

    Речевая деятельность.

    Коммуникативная деятельность.

    Физическая деятельность.

    Художественно – творческая деятельность.

Вид занятия: подгруппа

Формы образовательной деятельности:

Ситуативные беседы, игровая, взаимодействие со взрослыми и сверстниками, отгадывание загадок, решение проблемных ситуаций, исценирование, драматизация, танцы, чтение стихов, свободные диалоги, использование музыки, здоровьесберегающие технологии, взаимодействие с семьёй, рисование, восприятие художественной литературы и фольклора, чтение художественной литературы.

Цель: Продолжать закреплять и обобщать элементарные математические представления.

Образовательные задачи:

    Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке

    Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.

    Закрепить знания о последовательности времён года

    Закрепить умение сравнивать предметы по описанию.

    Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры.

    Закрепить умение делить целое на части.

    Закреплять умение составлять и решать задачи.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Планируемый результат:

считать предметы в пределах 10; имеет элементарное представление о составе числа10; умеет уменьшать и увеличивать число; ориентируется на листе бумаги, понимает смысл пространственных отношений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; развивает мышление.

Предпосылки формирования УУД:

Личностные:

умение осознавать свои возможности

умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами

умение ориентироваться в межличностных отношениях

формирование познавательной и социальной мотивации

формирование адекватной самооценки

формирование умения прийти на помощь

воспитывать нравственные ориентиры

Регулятивные:

умение осуществлять действия по образцу

умение сохранять заданную цель

умение видеть ошибку и исправлять её

умение планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей

умение контролировать свою деятельность по результату

умение работать по инструкции взрослого

умение удерживать задачу на время выполнения задания

умение удерживать внимание, слушая короткий текст взрослого

умение правильно держать орудие письма

Познавательные :

ориентировка в пространстве и времени

умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности

умение осуществлять классификацию

умение выделять существенные признаки объекта

умение моделировать

умения производить знаково – символические действия

умение устанавливать причинно – следственные связи

умение ориентироваться в книге

умение работать по иллюстрации

Коммуникативные:

потребность ребёнка в общении с взрослым и сверстниками

владение вербальными невербальными средствами общения

строить монологичное высказывание и диалоговую речь

эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

ориентация на партнёра по общению

умение слушать собеседника

умение ставить вопросы, обращаться за помощью

предлагать помощь и сотрудничество

формулировать собственное мнение и позицию

строить понятные для партнёра высказывания

Подготовительная работа:

выбор загадок по теме,чтение русских народных сказок, подготовить коррегирующие дорожки, сделать теремок, маски с цифрами, разучивание стихотворений, танца, подбор музыки.

Оборудование:

домик – теремок, магнитная доска, коррегирующие дорожки, русские народные костюмы, маркер, листы с заданиями, маски цифр, корзинка с угощениями.

Под русскую народную музыку входят дети.

В –ий: Здравствуйте. Ребята, я очень рада вас видеть. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей и подарите улыбку им. Отлично. Сегодня мы здесь собрались в конце учебного года, чтобы подвести итоги, потому что наступили каникулы. А для того чтобы узнать в какое время года у детей наступают каникулы вы отгадаете мою загадку:

Зеленеют луга, в небе радуга – дуга,

Солнцем озеро согрето, всех зовёт купаться ….(лето).

Многие из вас отправятся отдыхать, путешествовать.. А мы с вами уже сейчас можем попутешествовать и побывать в гостях у сказки. А какие сказки вы знаете? (ответы детей.).

Много сказок есть на свете, сказки очень любят дети,

Все хотят в них побывать и немножко поиграть.

А мы с вами отправляемся в русскую народную сказку « Теремок». Нас ждут приключения и трудные задания. Но мы справимся, потому что мы многому научились. Чтобы не заблудиться в волшебном лесу мы пойдём по тропинкам.

(использовать коррегирующие дорожки, играет тревожная музыка).

Вот мы и пришли.

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок

Вот по полю бежит единица, очень тонкая, как спица.

Цифра один (подбегает и стучит) :

Кто, кто в теремочке живёт,

Кто, кто в невысоком живёт?

Нет никого. Зайду в теремок и стану там жить.

К теремку подбегает цифра 2, стучиться.

Я – единица очень тонкая, как спица. А ты кто?

А я цифра 2 . Полюбуйся какова!

С полукруглой головой, волочиться хвост за мной.

Пусти меня жить к себе.

В-ий: Мы тебя пустим, если ты отгадаешь нашу загадку

Ты на птичку посмотри ног у птицы ровно… (не три а две.).

Впускаем в теремок.

Бежит цифра 3.

Кто, кто в теремочке живёт кто, кто в невысоком живёт?

Цифра 1: - Я единичка.

Цифра 2: - А я цифра 2. А ты кто?

Я тройка, третий из значков. Состою из двух крючков.

Пустите меня к себе жить.

В- ий: Хорошо, пустим, но выполни наше задание:

Какая фигура лишняя? Почему?

В – ий: Правильно. Заходи к нам жить.

Бежит цифра 4

Я – единица.

Я- цифра 2.

Я – тройка. А ты кто?

Я – четыре, острый локоть оттопырил.

Пустите меня к себе жить.

В- ий: Мы тебя конечно пустим, только выполни наше задание.

У нас есть яблоко тебе его надо разделить на столько частей, сколько цифр в теремке и тебе осталось. На сколько частей надо разделить яблоко? (на четыре).

Бежит цифра 5:

Кто, кто в теремочке живёт, кто,кто в невысоком живёт?

Я – единица.

Я- цифра 2.

Я – тройка.

Я- четвёрка. А ты кто?

Цифра 5: А я – цифра 5. Люблю очень я плясать.

Руку вправо протянула, ножку круто изогнула.

Пустите меня к себе жить.

В- ий: Раз ты такая весёлая,приглашай всех танцевать.

Проводится физ. разминка под весёлую музыку « По малинку в сад пойдём.»

со всеми цифрами.

Весело нам с тобой, заходи к нам жить.

Бежит цифра 6:

Кто, кто в теремочке живёт, кто,кто в невысоком живёт?

Я – единица.

Я- цифра 2.

Я – тройка.

Я- четвёрка.

Я – пятёрка. А ты кто?

А я – шесть дверной замочек, сверху крюк, внизу кружочек.

Пустите меня к себе жить.

В-ий: Мы тебя, конечно, пустим, но ты должна решить нашу задачу.

Пять ребят в футбол играли, одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает, сколько их теперь играет.

А записать пример сможешь?

Заходи к нам жить.

Бежит цифра 7:

Я – единица.

Я- цифра 2.

Я – тройка.

Я- четвёрка.

Я – пятёрка.

Я – шестёрка. А ты кто?

А я – семёрка – кочерга, у меня одна нога.

Пустите меня к себе жить.

В – ий: Мы тебя, конечно, пустим, но ты должен выполнить задание.

Мимо нашего теремка бежал сказочный заяц. Посмотри из каких геометрических фигур он состоит и назови их.

Заходи к нам.

Бежит цифра 8:

Кто, кто в теремочке живёт, кто,кто в невысоком живёт?

Я – единица.

Я- цифра 2.

Я – тройка.

Я- четвёрка.

Я – пятёрка.

Я – шестёрка.

Я – семёрка. А ты кто?

Я – восьмёрка- два кольца, без начала и конца.

Пустите меня к себе жить.

В – ий: Обязательно пустим, только выполни наше задание.

Заходи к нам.

Бежит цифра 9: - - Кто, кто в теремочке живёт, кто,кто в невысоком живёт?

Я – единица.

Я- цифра 2.

Я – тройка.

Я- четвёрка.

Я – пятёрка.

Я – шестёрка.

Я – семёрка.

Я – восьмёрка. А ты кто?

Цифра 9: Я – цифра девять, иначе девятка – цирковая акробатка

Если на голову встану, цифрой шесть тогда я стану.

Пустите меня к себе жить.

В – ий: Хорошо, только отгадай о чём я тебе говорю.

Этот предмет круглый, красный, лёгкий, прозрачный.

Ответ ребёнка: Это воздушный шарик.

Заходи к нам жить.

Под музыку « Звуки леса» входит Леший, держа за руки двух детей.

Леший: Здравствуйте, а вы кто?

Ответы детей: Мы – цифры А вы кто?

Леший: А я Леший. Шёл по лесу и нашёл две цифры. Вы случайно не теряли?

В- ий: Да нам не хватает одной цифры до десятка.

Леший: А это что за цифра?

Ответы детей: 10

Леший: А как вы узнали?

Ответы детей: состав числа 10 .

Цифра 10: Ничего нет проще, число 10 написать,

Нужно только к единице, справа ноль пририсовать.

Заходи к нам жить. Спасибо Леший.

Леший: А можно я с вами поиграю? Ну - кА, цифры разбегайтесь а потом все собирайтесь.

Проводится подвижная игра.(в конце игры дети строятся по порядку и считаются порядковый и обратный счёт)

В- ий: Наши дети молодцы поиграли от души, а сейчас они тебе расскажут чему научились.

Цифра 2: а я отгадывать загадки

Цифра 3: находить лишнюю фигуру

Цифра 4: делить целое на части

Цифра 5: обратный счёт

Цифра 6: составлять и решать задачи

Цифра 7: называть геометрические фигуры

Цифра 8: писать цифры

Цифра 9: сравнивать предметы.

Цифра 10; составлять число из двух цифр.

Леший: Я тоже хочу этому научиться и хочу, чтобы вы научили моих лесных жителей всему этому. Приглашаю вас ко мне в гости. А за это я вас щедро угощу.

Дети по коррегирущим дорожкам уходят с Лешим.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

город Киров Калужской области

КОНСПЕКТ

непосредственно - образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

для детей младшего дошкольного возраста

«ПОДАРКИ ИЗ ПРОСТОКВАШИНО»

Составила: воспитатель дошкольных групп

муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №8

Казаченкова Ирина Александровна

г. Киров, 2018 год

Цель: формирование умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много ; знакомство с квадратом.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с новой геометрической фигурой - квадрат;

2. Учить видеть отличия между геометрическими фигурами (кругом и квадратом);

3. Закреплять умение сравнивать количество предметов («один», «много»).

Развивающие:

1. Развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление;

2. Развивать речь, любознательность, самостоятельность;

3. Развивать умение работать в коллективе.

Воспитательные:

1. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Материалы:

Демонстрационные: посылка; игрушки (3 машины, 5 кубиков, мяч, кукла); письмо; геометрические фигуры (квадрат и круг) одинакового цвета; колеса (круглые, квадратные); картинки с изображением почтальона Печкина, Дяди Федора, кота Матроскина, Шарика.

Раздаточные (на каждого ребенка): геометрические фигуры (круги и квадраты) одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга - 8 см).

Ход проведения:

1. Вводная часть

Светит солнышко с утра,

Желает всем тепла и добра.

Давайте солнышку все улыбнемся

И крепко за руки возьмемся.

К соседу справа повернемся

И приветливо улыбнемся,

А теперь соседу слева.

Посмотрим мы по сторонам,

Улыбнемся, скажем «Здравствуйте!» нашим гостям

И тихо сядет по местам.

Молодцы!

Дети садятся на стульчики, в это время раздается стук в дверь.

Кто это к нам стучится? (Открываем дверь, на пороге стоит посылка)

Дети, смотрите нам посылка. Интересно кто нам ее прислал?

Воспитатель открывает посылку и достает конверт.

Какой красивый конверт, на нем указан наш адрес и написано: «Детям младшей группы «Солнышко».

Так кто нам его написал, давайте выясним.

Воспитатель читает письмо:

«Дорогие, дети! Пишет Вам почтальон Печкин из Простоквашино. Я ехал к вам в гости, хотел передать посылку с подарками от Дяди Федора, Шарика и кота Матроскина. Да по дороге случилась неприятность - сломался мой велосипед. Поэтому посылку Вам доставит другой почтальон. До скорой встречи. Ваш почтальон Печкин».

Да, жалко, что Печкин сам до нас не доехал. Но, молодец, сумел найти выход, и посылка с подарками дошла до нашей группы. Интересно, что там внутри?

2. Основная часть

Воспитатель достает из посылки игрушки.

Дети, скажите, какие игрушки прислали нам друзья из Простоквашино?

Дети перечисляют.

Молодцы! Максим, поставь все машинки в одну сторону.

Сколько машинок? (много, три)

Хорошо! Даша, положи мяч около машинок и скажи сколько мячей? (один)

Вася, построй из кубиков башню и скажи сколько кубиков ты взял? (много, пять)

Молодец! Василиса, возьми куклу и положи ее около машин. Скажи сколько кукол? (одна)

Умница! Дима, скажи мне, пожалуйста, каких игрушек в посылке много?

Демир, скажи мне, пожалуйста, каких игрушек в посылке было по одной?

Назовите каких игрушек было больше в посылке? А каких меньше?

Молодцы! А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Игрушки»

В детском садике игрушки (повороты влево - вправо)

Все по полочкам стоят.

Куклы, мячики, вертушки (прыжки на месте)

Поиграть с детьми хотят.

Раз, два, три, четыре, пять - (ходьба на месте)

Начинаем мы играть:

Раз - машинку покатали, (наклоны влево вправо)

Два - кубики в ручки взяли, (присели)

Три - флажками помахали, (помахали руками из стороны в сторону)

Четыре - кукол на колясках покатали, (поворот вокруг себя)

Пять - отдохнем и опять играть пойдем. (сели на корточки)

Дети садятся за столы, на которых лежат круги и квадраты одинакового цвета.

Дети, перед вами лежат геометрические фигуры. Покажите мне круг. Какого он цвета?

Посмотрите, у вас на столе находится еще одна фигура. Может кто-то из вас знает, что это фигура?

Это геометрическая фигура называется - квадрат. Скажем вместе …(квадрат)

А как вы думаете, круг и квадрат похожи между собой?

Правильно, они разные, у квадрата есть четыре стороны и четыре угла.

Давайте скажем вместе, что есть у квадрата? (четыре стороны и четыре угла)

Возьмите в руки квадрат, обведите его пальчиком, покажите его стороны и углы.

Молодцы! Ребята, вы помните какая неприятность случилась с почтальоном Печкиным?

Правильно, у почтальона Печкина сломался велосипед, и он не может доехать домой. В мастерской ему предложили выбрать новые колеса, но они оказались разными. Вот смотрите.

Воспитатель достает из посылки колеса от велосипеда (круглой и квадратной формы).

Давайте поможем почтальону Печкину выбрать нужные колеса.

Воспитатель показывает колесо круглой формы

Скажите, на какую геометрическую фигуру похоже это колесо? (на круг)

Воспитатель показывает колесо квадратной формы

Другое колесо на какую геометрическую фигуру похоже? (на квадрат)

Молодцы! Давайте узнаем, круглое или квадратное колесо подойдет к велосипеду почтальона Печкина?

Возьмем колесо похожее на круг и прокатим его по столу.

Что вы скажите, можно прокатить круглое колесо по столу?

Молодцы! Попробуйте прокатить колесо похожее на квадрат.

Катиться квадратное колесо? Почему? (квадрат не круглый)

Молодцы! Значит, чтобы велосипед мог катиться какие колеса подойдут? (круглые)

Почтальон Печкин говорит вам «Спасибо» за помощь, помогли выбрать ему нужные колеса. Теперь он сможет доехать до своей деревни Простоквашино. А мы его поблагодарим за игрушки, подаренные нашей группе.

3. Заключительная часть

Давайте с вами вспомним:

Как называется геометрическая фигура, с которой мы сегодня познакомились?

Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть стороны и углы)

Кому мы сегодня помогали подобрать колеса к велосипеду? (почтальону Печкину)

Колесо какой формы подошло? (круглой)

Молодцы! Думаю, что почтальон Печкин благополучно добрался до своей деревни Простоквашино. Будем ждать от него новых писем. На этом наше занятие закончилось. Всем спасибо.

Список литературы:

1. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. М., Мозаика-Синтез, 2014

2. Ресурсы Интернета:

Похожие публикации