Описание остапа из произведения тарас бульба. Сочинение «Тарас Бульба: образ Остапа. Характеристика Остапа, старшего сына Тараса Бульбы

Произведение Н.В.Гоголя знакомит с множеством мужских характеров, но центральными являются три представителя семьи казаков: отец и два его сына.

Образ и характеристика Остапа в повести «Тарас Бульба» занимают одно из центральных позиций, они помогают представить, насколько сильным может быть человек в своей вере и преданности отцу и Отечеству.

Остап – сын

Старший сын Остап сразу формируется по своим законам, с упорным и крепким характером. Как пан и помещичий ребенок, он воспринимается сложно. Больше в восприятии читателя герой похож на мужчину, готового к битве. Киевская бурса – первая школа парня. Образование – веяние времени и эпохи. Хотя автор говорит, что детям оно нужно временно, чтобы

«… после совершенно забыть его…».

Верится в это с трудом. Речи военных полковников Запорожской Сечи доказывают силу их слов и высокий уровень образованности. Остап – не исключение. Он понимает необходимость учебы, но сначала пытается ей противостоять: сбегает, закапывает книги в землю. Протест проходит после отцовского наставления.

Остап – настоящий потомок своего отца. Тарас предлагает ему биться после возвращения из бурсы, сын не поддается и не отказывается помериться силой:

«…Да хоть и батька. За обиду … не уважу никого…».

Провести параллель можно с поведением отца. Тараса не останавливает, что Андрий его сын. Изменник должен быть казнен.

Остап Бульба – казак

Личность казака интересна и индивидуальна. Черты характера молодого запорожца:

Гордость.

«…недотрога, гордый…».

Остап никогда не просит пощады, не ждет прощения и помилования, смиренно ждет наказания, терпит порку. Даже на казни, понимая, какие муки ждут его, он смотрит вокруг с

«…тихой горделивостью…».

Уверенность в будущем. Сын проникается службой сор всей глубиной души.

«Добрый будет казак!»

Так о запорожце думают полковники Сечи, отец и товарищи по куреням.

Умение воевать. Остап дерется хорошо, как будто родился со знанием военного дела, впитал сложную науку с молоком матери.

Удаль. Умение казака сразу выделило их всех молодых парней, пришедших на Сечь впервые. Он метко стреляет по целям, отлично плавает

«…переплывает Днепр против течения…».

Сила и мощь. Остапа сравнивают по силе с исполином. Особенно ярко его сила проявляется в сцене гибели. Ни звука не произнес молодой казак, когда перебивали ему кости. Молча отворачивались люди в толпе, им было больно, а Остап терпел ужасы пытки.

Мужество. Запорожец понимает, что защищает, поэтому воюет со всей имеющейся силой. Мужеством и смелостью восхищаются и автор, и читатель, рядом воюющие казаки.

Внешность молодого запорожца

Остапа ласково называют Бульбенкой. Он обладает особой мужской статью, быстро мужает, взрослея телом и разумом. Как описывается внешность героя:

  • дюжий;
  • здоровый;
  • крепкий;
  • свежий;
  • могучий;
  • рослый.

Взрослея, Остап терял

«…юношескую мягкость…»,

Обретал грозный и строгий вид. Запорожец одевается, как положено на Сечи: широкие как море шаровары, золотой очкур (пояс), алый казакин (кафтан), баранья шапка. У старшего сына атамана грозный вид:

«чеканные турецкие пистолеты»,

Сабля, украшения для курительной трубки. Красивый и статный вид не давал возможности молодому казаку остаться незамеченным.

Бульба Остап – мужчина

Старший сын мечтает о войне, в его мыслях нет женских образов, желания нежности и отдыха. Война и пирушки – единственные побуждения молодого казака. Характер мужчины не дает возможности читателю найти у Остапа слабости:

Чувство товарищества. Отличный соратник, верный друг, уверенный защитник. Остап не стремится занять лидерские позиции. Он не предает, не выдает друзей:

«… никакие плети и розги не могли заставить его это сделать…».

Ум и способность. Парень становится куренным практически сразу. Он младше, а

«…разум у него, как у старого человека…».

Атаманом куреня обычно становились уже в зрелом возрасте, после многочисленных походов, но здесь все произошло быстро. Молодой Бульба проявил военные способности и добился признания опытных запорожцев.

Хладнокровие. В 22 года казак обладал огромной выносливостью, он не играет эмоциями,

«…вымеряет опасность…»

Затем определяет положение сложившейся ситуации и ищет выход. Хладнокровие позволяет Остапу держать проблему под контролем, уверенность успокаивает товарищей, дает нужный результат.

Остап – образ представителя казачества эпохи Запорожской Сечи. Внешность, характер, поступки и поведение – все восхищает читателя, а крепость духа молодого казака и вера в правоту своего дела просто поражают.

Характеристика Остапа, старшего сына Тараса Бульбы

Повесть «Тарас Бульба» переносит нас в те времена, когда маленькое свободолюбивое казачество Запорожской Сечи боролось за независимость. В окружении многочисленных врагов каждыйнастоящий казак стремился воспитывать своих сыновей как яростных защитников идеалов казачьей вольницы.

В таком патриотическом духе воспитывал своих сыновей запорожский полковник Тарас Бульба. Радовалсястарый казак, наблюдая за воинскими успехами обоих своих детей, но настоящим героем Запорожской Сечи суждено было стать только старшему – Остапу.

Еще, будучи учеником бурсы, Остап славился упрямством и целеустремленностью. Тяжело давались ему науки, и он даже пытался бежать из бурсы и забросить книги. Только угроза отца, что он «не увидит Запорожья вовеки, если не вы­учится в академии всем наукам» подействовала на него, и вскоре он стал примером для других учеников. Бурсаки уважали его за честность и надежность, считали его своим вожаком.Подобно своему отцу, Ос­тап больше всего стремился быть настоящим казаком, всегда был «прямодушен с равными», «суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки».

Давая характеристику Остапу, мы можем сказать, что всегда молчаливый, спокойный , рассудительный, оночень почтительно относится к традициям запорожского казачества, к его неприхотливому быту и суровым законам. Ему не свойственны двойственность и колебания. Он сурово и просто смотрит на мир: есть товарищи, а остальные – враги.

Старшему сыну Тараса Бульбы «был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». У Остапа были все данные будущего вождя: выдержанный и хладнокровный, чувствующий опасность и решительный, отважный и уверенный в своих силах. Гоголь видит в Остапе льва, а гордый отец признает: «О! да это бу­дет со временем добрый полковник!» Боевые товарищи ценят и уважают молодого казака: «Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека», - характеризуют они старшего сына Тараса Бульбы и единодушно назначают Остапа своим шалашным атаманом.

Отчаянно рубился Остап и в своей последней битве, удивив и порадовав своей богатырской удалью даже старого вояку, Тараса. Но слишком велик был численный перевес ляхов над запорожцами, и молодой казак был захвачен в плен.

Стойко, «как исполин», с небывалым мужеством, держится Остап во время жестоких пыток: «Ни крика, ни стону не было слышно». Перед мученической смертью он ждал поддержки только от Тараса, который всегда был для него наставником и примером.

Образ Остапа -настоя­щего запорожца, достойного казака, сына славного отца Тараса Бульбы - как будто высечен из цельной скалы. Остап Бульба был рожден для подвига, и его совсем недолгая жизнь – пример бескомпромиссной любви к матери и отцу, родной земле и боевым друзьям.

1. Историческая повесть «Тарас Бульба»

2. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

3. Мое отношение к главным героям.

Повесть Гоголя “Тарас Бульба” рассказывает о героических подвигах запорожских казаков, защищающих русскую землю от врагов. На примере семьи Тараса Бульбы писатель показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.

В сечи были суровые нравы. Там ничему не учили кроме дисциплины, иногда стреляли в цель и ездили на лошадях, и изредка ходили на охоту. «Казак и спать любит под вольным небом, чтобы не низкий потолок избы, а звездный полог был над его головой, и не было больше чести для казака, чем постоять за свою волю, не было другого закона, кроме боевого товарищества».

Гоголь создать многогранные и выразительные образы запорожских казаков, настоящей легенды бурного, военного, богатырского времени.

Главные герои повести - два брата Остап и Андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, такие разные по характеру и взглядам на жизнь.

Остап -безупречный боец, надежный товарищ. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, колебаний между чувствами и долгом. Он удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом "чужих" - иноверцев, иноземцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап думает только о сражениях, он страстно мечтает о ратных подвигах и готов умереть за свою Родину.

Андрий - полная противоположность брату. Гоголь показал различия не только человеческие, но и исторические. Остап и Андрий почти ровесники, но это типы, принадлежащие разным историческим временам. Остап из героической и примитивной эпохи, Андрий внутренне близок более позднему времени развитой и утонченной культуры и цивилизации, когда политика и торговля занимают место войны и разбоя. Андрий мягче, утонченнее, гибче брата. Он наделен большой чуткостью к чужому, "иному", большей чувствительностью. У Андрия Гоголем отмечены зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. Нельзя, однако, назвать его более слабым. Ему свойственна отвага в бою и гораздо более важное качество - смелость сделать самостоятельный выбор. В стан врага его приводит страсть, но за этим стоит большее. Андрий хочет воевать теперь за свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по традиции.

Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один - от рук врагов, другой - от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого - плохим.

Трудно не преклониться перед мужеством, отвагой и стойкостью Остапа. Но и такую всепоглощающую любовь Андрия тоже нельзя не уважать. Надо иметь не меньше мужества, чтобы ради любви согласиться оставить все: дом, родных, друзей, отчизну. Я не могу сказать, кто мне больше нравится, кого бы из них я выбрала положительным героем. Думаю, что в каждом конкретном случае сердце само подсказывает, как поступить. И со своей точки зрения и Остап и Андрий правы в своих поступках. Так поступают настоящие мужчины, они погибают либо за Родину, либо за любимую женщину.

Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь прославляет героизм русских людей. Русский критик В.Г. Белинский писал: « «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.» А сам Н.В. Гоголь так написал о своем произведении: «Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем».

На примере семьи Тараса Гоголь показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет. Тарас Бульба был богатым казаком и мог себе позволить отправить своих детей учиться в бурсу. Он хотел, чтобы его дети выросли не только сильными и смелыми, но и образованными людьми. Тарас считал, что если дети будут расти дома, под боком у матери, то из не выйдет хороших казаков, потому что каждый казак должен «почувствовать битву».

Старший сын Остап не хотел учиться: несколько раз убегал он из бурсы, но его возвращали; он закапывал учебники, но ему покупали новые. И однажды Тарас сказал Остапу, что если тот не будет учиться, то его отправят в монастырь на двадцать лет. Только эта угроза заставила Остапа продолжить учение. Когда Остап с друзьями проделывали всякие шалости, он брал всю вину на себя и не выдавал друзей. А Андрий любил учиться и был зачинщиком всех шалостей. Но ему всегда удавалось избежать наказания. Несмотря на различия, Остап и Андрий обладали цельным характером, только у Остапа это проявилось в преданности делу и отчизне, а у Андрия в любви к прекрасной панночке.

В сечи были суровые нравы. Там ничему не учили кроме дисциплины, иногда стреляли в цель и ездили на лошадях, и изредка ходили на охоту. «Казак и спать любит под вольным небом, чтобы не низкий потолок избы, а звездный полог был над его головой, и не было больше чести для казака, чем постоять за свою волю, не было другого закона, кроме боевого товарищества». «Пахарь ломает свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылали к черту и ремесло, и лавку, били горшки в доме. И все, что ни было садилось на коня. Словом русский характер получил здесь широкий, могучий размах и дюжинную наружность».

Запорожское казачество возникло в низовьях Днепра на островах за порогами. Туда собиралось множество людей. В 16 веке будущие Украина и Белоруссия оказались в составе Речи Посполитой. Гонения по религиозному признаку вызывали сопротивление и восстания против польского государства. Именно в это суровое время и пришлось жить героям Гоголя.

Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела».

Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». В нем были заметны наклонности будущего вождя. «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Но судьбой не суждено было Остапу стать великим полководцем и вождем. В битве под Дубно он попал в плен и, претерпев страшные пытки, был казнен на площади Варшавы. Остап – воплощение преданности вере, долгу и товарищам.

Андрий – полная противоположность своего старшего брата. Он весь погружался в «очаровательную музыку пуль и мечей». Он не знал что такое значит рассчитывать заранее свои или чужие силы. Под воздействием своих чувств был способен не только героически сражаться, но и предать своих товарищей. Любовь к прекрасной панночке погубила младшего сына Тараса. Поддавшись чувствам он забыл любовь к Родине и долг перед товарищами, и пуля, выпущенная рукой родного отца со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью», оборвала молодую жизнь Андрия.

Гоголь с большой любовью описывает и Остапа, и Андрия, и Тараса. Его повесть звучит как гимн отчизне, героизму соотечественников. Андрий ради своих чувств не побоялся отказаться от своей веры, семьи и пошел против отчизны. Остап вызывает уважение своей преданностью к общему делу, непоколебимой верой и стойкостью.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» можно сравнить с поэмами Гомера. Его герои воспринимаются как былинные богатыри: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу».

Остап и Андрий «Тарас Бульба»

Главные герои повести Николая Василевича Гоголя «Тарас Бульба» - Остап и Андрий

Очень большое влияние на них оказал их отец – опытный полковник Тарас Бульба. Остап был полностью согласен с отцом, его целью в жизни было побывать в Запорожской Сечи и совершить подвиг. Его девиз – «бой и пиршество». Андрий же видел в жизни другой смысл. Он учился охотнее брата, интересовался искусством. Он не презирал женщин, как отец и другие казаки. Андрий, как и Остап, признавал отца своим единственным судьей.

И Остап, и Андрий гордые, с чувством собственного достоинства. Оба брата доры, но Остап – к Андрию, отцу, казакам, а Андрий – даже к врагу: он пожалел полячку. Братья были патриотами, защитниками Родины, но Андрий не справился со своими чувствами и стал предателем.

Остап в бурсе учиться не хотел и даже четыре раза закапывал свой учебник. Но когда Тарас Рассердился и сказал, что Остап никогда не увидит Сечи, если не выучится в бурсе, Остап стал прилежным, трудолюбивым и старательным учеником, одним из первых. Он был хорошим, надежным товарищем, бурсаки его уважали, охотно слушались. Он был честным и прямодушным – когда его наказывали, он не увиливал. Андрий же был изобретательным, хитрым, ловким, избегал наказаний. Он предводитель бурсаков, но в то же время скрытный, любит уединение. У него развит эстетический вкус.

Уже в первых боях проявилось, что Андрий был легкомысленным, отважным, отчаянным и видел в битве «бешеную негу и упоение», «запальчивое увлечение». А Остап, хладнокровный, расчетливый, спокойный, уверенный в своих силах, предусмотрительный, разумный, продумывал свои действия.

«О! да это будет со временем добрый полковник! – Говорил Тарас об Остапе, - ей-ей будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!» А про Андрия он говорил: «И это добрый – враг бы не взял его! – вояка! не Остап, а добрый, добрый тоже вояка!»

Битва под Дубно - решающее испытание для Андрия и Остапа. После нее, ночью Андрий предел Родину, товарищей, семью. А когда на следующий день он выехал бить своих, Тарас проклял его и свершил над ним свой суд – убил его.

Произведение Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» позволяет читателю перенестись в давнее время, когда обычные люди боролись за свою счастливую, безоблачную жизнь. Они отстаивали свою свободу, чтобы спокойно растить детей, выращивать урожай и быть независимыми. Считалось, что воевать с врагами и защищать свою семью — священный долг каждого мужчины. Поэтому уже с детства мальчиков учили быть самостоятельными, принимать решения и, конечно же, драться и обороняться. Главный герой повести, Тарас Бульба, у которого было двое сыновей, тоже придерживался такого мнения в воспитании детей. Он считал, что главное в мужчине — это сила, с помощью которой можно решить все проблемы и напасти. Решил он отвезти своих сыновей туда, где парни смогут стать настоящими мужчинами, которые борятся с врагами, приходят на помощь тем, кто слабее и защищают честь и свободу своей родины. Отправился Тарас с сыновьями на Запорожскую Сечь.

Остап, старший сын, полностью разделял мировоззрение отца. Он мечтал попасть на Запорожскую сечь и стать храбрым воином. Когда он учился в бурсе, учёба давалась с трудом. Он даже несколько раз бежал оттуда. Но отец поставил условие — если Остап доучится, он осуществит его мечту и отправит на Сечь. И Остап продержался. Он был авторитетом у ровесников. Его боевой дух и сила вызывали восхищение.

Приехав на Запорожскую Сечь, Остап как бы попал в свою стихию. Он сразу принимает все правила и принципы, устоявшиеся на Сечи. Тарас Бульба, наблюдая за ним понимал, что из его сына формируется не только отважный бесстрашный воин, но и самый настоящий казак. Им не управляют чувства и страсти. Главные его черты — рассудительность, спокойствие и молчаливость. Остап уважает традиции своих предков и всячески пытается их продлить. Он твёрдо следует своим убеждениям, не сворачивая с намеченного пути. Уважение к старшим товарищам никогда не превращается в услужливость, он почитает старейшин, не унижаясь перед ними. Мир в глазах Остапа выглядит простым и жестоким. Существуют только наши и не наши, чёрное и белое, другого не дано. Его характер, как скала, о которую разбиваются волны и корабли.

В борьбе с ляхами Остап был грозным, могучим противником. Он смело отбивался от толп врагов, снося им головы и протыкая тела копьями. Но однажды, в лесу неожиданно на него наскочило шесть человек. Остап отбился от нескольких, но на шею ему накинули аркан, и он не смог больше держать оборону. Остапа Бульбу забрали в плен ляхи.

Всех пленных должны были обязательно казнить. Это происходило на площади, на глазах у народа. Над пленником издевались и били его до тех пор, пока тот не умирал. Остапу первым довелось испытать эти муки. Он терпел, не проронил ни звука. Остап окинул взглядом незнакомые лица в толпе. Ему хотелось перед смертью хоть раз увидеть или услышать родного человека. Из последних сил он промолвил: «Отец, ты где? Ты слышишь?», а в ответ услышал: «Слышу…»

В произведении «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь показал Остапа настоящим героем того времени; казаком, полностью поддерживающим традиции своих предков; ярким персонажем, который полностью отражает главную тему повести — единство народа в борьбе за свою независимость и мирное существование.

    • Повесть – это излюбленный жанр Николая Васильевича Гоголя. Образ главного героя повести «Тарас Бульба» создан на основе образов выдающихся деятелей национально‑освободительного движения украинского народа – Наливайко, Тараса Трясыло, Лобода, Гуня, Остраница и др. В повести «Тарас Бульба» писатель создал образ простого свободолюбивого украинского народа. Судьба Тараса Бульбы описывается на фоне борьбы казачества против турецкого и татарского владычества. В образе Тараса сливаются две стихии повествования – обычные […]
    • Остап Андрий Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус. Характер Каменный. Утонченный, гибкий. Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный. Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции. Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. Чувства к […]
    • Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» посвящена героической борьбе украинского народа против чужеземцев. Образ Тараса Бульбы эпичен и масштабен, главным источником при создании этого образа был фольклор. Это украинские народные песни, былины, сказки о богатырях. Его судьба показана на фоне борьбы против турецкого и татарского владычества. Это положительный герой, он является неотъемлемой частью казачьего братства. Он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры. Портрет […]
    • Легендарная Запорожская Сечь - это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий. Они - особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, - это лишь малая часть того, что нужно юноше. "Всё это дрянь, чем набивают […]
    • Главный герой одноименной повести Гоголя Тарас Бульба воплощает в себе лучшие качества украинского народа, выкованные им в борьбе за свою свободу от польского гнета. Он щедр и широк душой, искренне и пылко ненавидит врагов и также искренне и пылко любит свой народ, своих товарищей-казаков. В характере его нет мелочности и эгоизма, всего себя он отдает родине и борьбе за ее счастье. Не любит он нежиться и не хочет для себя богатства, ведь вся его жизнь в сражениях. Все что ему нужно - это чистое поле и хороший […]
    • Очень ярко и достоверно Н.В.Гоголь представил читателю образ одного из главных героев повести "Тарас Бульба", младшего сына Тараса, Андрия. Его личность хорошо описана в абсолютно разных ситуациях - дома со своей семьёй и друзьями, на войне, с врагами, а также с его любимой полячкой. Андрий - ветреная, страстная натура. С лёгкостью и безумием отдался он страстным чувствам, которые зажгла в нём красавица полячка. И предав убеждения своей семьи и своего народа, он бросил всё и переметнулся на сторону противников. […]
    • Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет […]
    • Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа. В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и […]
    • Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с "Божественной комедией" Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России. Даже жанр произведения автор обозначает необычно - поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни. Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России. Уже с […]
    • Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах. Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, […]
    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Николай Васильевич Гоголь - один из гениальнейших авторов нашей необъятной Родины. Он в своих произведениях говорил всегда о наболевшем, о том, чем жила Его Русь в Его время. И так это замечательно у него выходит! Этот человек действительно любил Россию, видя, какая наша страна на самом деле - несчастливая, обманчивая, заблудшая, но в то же время - родная. Николай Васильевич в поэме "Мертвые Души" дает социальный срез тогдашней Руси. Описывает помещичество во всех красках, раскрывает все нюансы, характеры. Среди […]
    • Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю. Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и […]
    • Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. В ней рассматриваются не любовные интриги, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения ― переполох среди чиновников, […]
    • Комедия в пяти действиях самого величайшего сатирического автора России, безусловно, является знаковой для всей литературы. Закончил Николай Васильевич одно из своих величайших произведений в 1835 году. Гоголь сам говорил, что это первое его творение, написанное с определенной целью. Что же главного хотел донести автор? Да показать он хотел нашу страну без прикрас, все пороки и червоточины общественного строя России, которые и до сих пор характеризуют нашу Родину. "Ревизор" - бессмертное, безусловно, […]
    • Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех». Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой […]
    • Главный герой повести "Шинель" - Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий департамента, занимающий низкий чин титулярного советника. Мечтой всей его жизни является "постройка" новой шинели, а трагедией всей жизни - утрата этой самой шинели, отобранной у него уличными грабителями. "Две любви Акакия Акакиевича: к буквам, которые он механически переписывает, и к новой шинели... устрашающе обозначим душевную стертость личности" (П. Николаев). Да, этот человек ничтожен и смешон, материальная и духовная жизнь его ничтожна […]
    • К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», […]
    • Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ― страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают […]
    • Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]
  • Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь, трудное знанье вершить ратные дела
  • Гоголь характеризует героя, подскажет народно-поэтические истоки образности (сравнения, эпитеты), лексический состав отрывков («Рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качества льва»; «Как плавающий ястреб…»; «батька за пояс заткнет»; «Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно…»; «хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине»; Авторский комментарий, подбор изобразительно-выразительных средств, ведущая роль героя в кульминационных моментах повествования), раскроет обобщенный характер образа, его типичные черты.
    Тарас - это воплощение старинных идеалов сечевого рыцарства, Андрий - воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к компромиссам и прямому предательству, а Остап - воплощение молодой запорожской силы, зреющей в народе. Тарас убивает Андрия как предателя своей родины, несмотря на то, что он его сын. В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса

    Остап всегда был хладнокровен и никогда не терялся. В свои двадцать два года он мог предвидеть и соразмерить опасность, чтобы потом лучше преодолеть ее. В Остапе заметны черты будущего вожака. Автор сравнивает Остапа с великаном, потому что великаны, богатыри всегда были защитниками родной земли. Величие души Остапа - в верности запорожским идеалам: погибнуть за родную отчизну. Андрий по своему душевному складу индивидуалист и эгоист. Он отличался изнеженностью, страстностью, пылкостью чувств, преобладающих над рассудком.

    Трагический пафос последних глав повести «Тарас Бульба» требует определенных пауз: необходимо дать возможность внутренне перечувствовать, пережить самые скорбные страницы гоголевского повествования. И первые вопросы к ним – это вопросы о прочувствованном, о том впечатлении, которое оставляет в душе финал повести, трагическая судьба героев. Герои не погибают – они обретают бессмертие, ибо убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Смерть, изображенная в повести Гоголя, «…освящена ореолом доблести, она духовна, хотя Гоголь не скупится на описание рек крови и вида отрубленных голов». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа – подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

    Похожие публикации