Работа над проектом «Пословицы в современном мире. Проект пословицы и поговорки Проект на тему поговорки

Пословицы и поговорки пришли к нам из давних времен. Это богатые по мысли, короткие и простые изречения.

Пословицы и поговорки складывались народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок предавались заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам. Их основой всегда являлся пример из жизни и подсказка правильного поступка для данной ситуации или указание на ошибочность решения.

Поэтому в пословицах и заключена вся мудрость народов, а также отражается взгляды народа на жизнь. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой. Русские писатели и поэты, слушая народный разговор, записывали пословицы и поговорки, а потом использовали их в своих произведениях. Мы можем их увидеть в произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова и других наших замечательных писателей.

Мы приведем здесь наиболее известные русские народные пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Красна речь с поговоркой.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

На всякого Егорку есть поговорка

О Родине

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Своя земля и в горсти мила.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Без корня и полынь не растет.

Где сосна взросла, там и красна.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

На чужой стороне и сокола зовут вороною.

На чужой стороне и весна не красна.

О семье

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет такого дружка, как родная матушка.

На что и клад, коли в семье лад.

Братская любовь лучше каменных стен.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

У милого дитяти много имен.

Бабушке – один только дедушка не внук.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

О труде.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд всё перетрут.

Ремесло пить–есть не просит, а само кормит.

Не топор тешет, а плотник.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Об уме.

По платью встречают, по уму провожают.

И сила уму уступает.

Умного пошли – одно слово скажи; дурака пошли – три скажи, да сам за ним поди.

У умной головы сто рук.

Ум хорошо, а два лучше.

Каков разум, таковы и речи.

В умной беседе – ума набираться, в глупой – свой потерять.

Из окна всего света не оглянешь.

Ученье – свет, а неученье тьма.

Корень учения горек, да плод сладок.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Книги читай, а дела не забывай.

Повторение – мать учения.

О смелости

На печи не храбрись, а в поле не трусь.

Хорошо медведя в окно дразнить.

О дружбе

Старый друг лучше новых двух.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.

Был я у друга, пил я воду – слаще меду.

Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Для друга семь верст не околица.

Без друга – сирота; с другом – семьянин.

Семеро одного не ждут.

Конь познается при горе, а друг при беде.

Одна пчела не много меду натаскает.

О правде

Добрая слава лежит, а худая бежит.

За правое дело стой смело.

В ком правды нет, в том и добра мало.

Дело знай, а правду помни.

Правда в воде не тонет, в огне не горит.

Если вы хотите получать анонсы наших статей подпишитесь на рассылку “ “.

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

Направление: литературоведение

ТЕМА: «Пословицы и поговорки»

Малышева Дана Сергеевна

МБОУ СОШ №38, РСО - Алания, Владикавказ

4класс

Научный руководитель:

Малышева И.Н.,

учитель начальных классов.

г. Обнинск,2011/2012 учебный год

Тезисы.

ЮНК_секция_Литературоведение_МБОУ СОШ №38_4 класс_РСО-Алания_Владикавказ_Малышева Дана Сергеевна

актуальность

Гипотеза исследования

Целью данного исследования: явилось желание ученицы узнать более подробно, что представляют собой пословицы и поговорки; почему они имеются во всех языках мира; сравнить, как звучат пословицы и поговорки у разных народов; собрать информацию, изучить научную литературу по данной работе.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:

Разработанный нами материал имеет практическую направленность: его можно использовать в нашей республике как национально-региональный компонент на уроках литературного чтения и осетинского языка, на уроках внеклассного чтения.

Текст моего выступления подготовлен в виде доклада с использованием компьютерной презентации.

    Введение

    Основная часть

    Заключение

    Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ.

Пословицы и поговорки, созданные народом, составляют неоценимое богатства языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению русского языка и более глубокому изучению литературного чтения, обогащает народной мудростью. Вот почему мы работали именно над этой темой. Пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках литературного чтения, русского языка, осетинского языка, уметь сравнивать пословицы разных народов. Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: «Хороша пословица в лад да в масть»

Мы в своей работе попробуем рассмотреть систему ценностей через пословицы и поговорки с точки зрения влияния этого раздела устного народного творчества на уровень воспитанности детей в процессе обучения их на уроках литературного чтения. Поэтому актуальность выбранной нами темы обусловлена следующими моментами:

Недостаточной изученностью влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание ребёнка;

Низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе.

Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.

Предмет исследования – работа над пословицами и поговорками, формирующими систему ценностей в жизни каждого ребёнка.

Гипотеза исследования – мы, считаем возможным, предположить, что благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками в школе, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма.

Целью данного исследования явилось желание ученицы узнать более подробно, что представляют собой пословицы и поговорки; почему они имеются во всех языках мира; сравнить, как звучат пословицы и поговорки у разных народов; собрать информацию, изучить научную литературу по данной работе. Необходимость рассмотреть пословицы и поговорки как воспитательное явление, показать их отношение к исторической и социальной действительности, их воспитательную значимость.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:

Изучить состояние проблемы в теории и практике обучения;

Выявить воспитательные возможности пословиц и поговорок;

Доказать, что пословицы и поговорки есть у каждого народа.

Важнейшие источники исследования:

1. литература по вопросам теории;

2. работы учащихся;

3. интернет.

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования , которая включала следующие методы исследования:

Наблюдение за учебным процессом;

Сравнение, сопоставление, анализ пословиц у разных народов.

Работа может быть использована на уроках в начальной школе. Очень интересно было поработать с осетинскими пословицами. Осетинский народ – это народ богатой, древней культуры. В пословицах и поговорках отражается мудрость осетинского народа. Они говорят о справедливости, честности, трудолюбии осетин, их стремление к знаниям. Вот почему осетинские пословицы важны не только для народа Осетии, но и для народов других стран. Хочу рассказать всем, что они такие же мудрые и меткие, как и у других народностей. Очень хочется, что бы они звучали на разных уроках довольно часто. Осетинские пословицы отражают быт осетин, связанных с земледелием, охотой, любви к своей Родине. Если народ не знаешь, то с ним можно познакомиться через крупицы народной мудрости, народ издавна дорожил пословицами. Возникли они в глубокой древности и жили с народом на всём протяжении его истории. Хорошо, когда мы знаем «народную мудрость» своего края.

В настоящей работе рассказывается о том, как следует использовать народные изречения в целях развития и обогащения речи учащихся. В работе приводятся образцы наглядных пособий с пословицами, и поговорками, даются подборки осетинских пословиц и поговорок по отдельным темам, которые можно использовать как на уроках чтения, так и на уроках русского и осетинского языка.

Поработав над этой темой, я пришла к выводу : Пословица – как жанр устного народного творчества присутствует в культуре разного народа.

Мы думаем, что возможности этого материала ещё не исчерпаны, так как воспитательное воздействие пословиц и поговорок на детей очень велико, ведь пословица «вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное народное конечное суждение». (4, с.8)

Кто ее сочинил – неведом никому,

Но все ее знают и ей покоряются.

В.И. Даль

С пословицами мы познакомились еще в начальных классах и на всю жизнь запомнили, что «Учиться всегда, пригодиться », «Любишь кататься – люби и саночки возить» , что «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и что «Семеро одного не ждут».

А в классе пословицам и поговоркам было посвящено несколько уроков литературного чтения.

В повседневной речи, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц – народных изречений. Мнение народа многое значит, с ним мы сверяем наше поведение и мысли. Пословицы очень похожи на мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей, но пословица – не всякое изречение, не всякая кем- то высказанная мысль.

«Ранняя птичка носик прочищает, поздняя – глаза продирает» - пословица имеет в виду не птиц, а людей. Её вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успеет больше сделать, хороший работник попьёт и поест, а лентяй ещё только пробуждается, и вообще бодрый человек благополучнее ленивого.

Пословица применяется к разным житейским случаям. В кратких и внешне очень простых пословицах содержится смысл более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. В иных случаях пословица интересна в первую очередь своим прямым смыслом, но он так ёмок, что предоставляет говорящему возможность расширительно толковать то, о чём идёт речь. К примеру, говорится: «Не дорог подарок, дорога любовь». Пословицу вспоминают и тогда, когда необходимо особо указать, что дорого, прежде всего, то чувство, с которым дарят подарок, и тогда, когда нужно похвалить кого - нибудь, оказавшего другому внимание без подарка, без соображений о материальной выгоде.(3, с.32.)

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому. И не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость.…(1,с3) В книгах для чтения, предназначенных для учащихся начальных классов, К Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок, и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л. Н. Толстой также написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять пословицам. В решении этого вопроса важное значение мы отводим развитию интереса у младших школьников к пословицам и поговоркам, процессу знания вообще. Именно в первые школьные годы у детей развивается познавательный интерес, и познавательная активность не возникает сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе.

Познавательный интерес к пословицам и поговоркам выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Исследование пословиц и поговорок чрезвычайно перспективно в решении практических педагогических проблем.

На уроках чтения учащиеся начальной школы не только овладевают навыком беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в художественных особенностях литературных произведений. Кроме того, при знакомстве с народным творчеством и произведениями мастеров слова большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и развитию культуры речи учащихся. Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки чтения богаче по содержанию и интереснее по форме. Особенно богатый материал для наблюдений дают басни И. А. Крылова, с которыми учащиеся знакомятся в 3-4 классах. Недостаточно, на наш взгляд, только найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками. Учащимся вполне доступно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в басне и объяснить, почему они вошли в богатейший фонд народной фразеологии.(4, с. 27)

Пословиц очень много. Даль, современник Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки. Большое значение пословицам придавали наши писатели: Крылов, Гоголь, Некрасов, Горький, Толстой и многие другие. Мы тоже очень любим пословицы за их меткость, красочность, выразительность. При работе над этой темой нам помогали такие источники, 1. Сборник В. Даля в двух томах «Пословицы и поговорки русского народа»

С 1849 по 1859 год Даль служил управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде. Город этот много чем славился, но одним из самых ярких событий здесь была ежегодная проводимая ярмарка. Вот как описывали современники Даля эту ярмарку: «Месяц и 10 дней движется, гудит, переливается красками ярмарка. Идёт по ярмарке худой носатый человек, нижегородский чиновник Даль. Ничего не покупает. Слушает ярмарочный гул. Выдёргивает из гула, прибаутки, пословицы - точно золотых рыбок из омута. И каждый день приносит Даль домой несметные сокровища, единственное, за которые на ярмарке не берут денег,- только подбирай. Дома он раскладывал слова по полочкам в своих хранилищах. Каждую пословицу переписывает дважды на узких полосках бумаги (Даль их называет «ремешками»). Один «ремешок» пойдёт как пример для пояснения слов, другой – вклеивает в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. Таких тетрадей уже 180…»

Примерами едва не к каждому слову своего словаря Даль брал народные пословицы. Их тоже собрано было очень много – больше 30 тысяч. В 1853 году Даль представил в Академию наук свой сборник « Пословицы русского народа» На титульном листе стоял эпиграф: «Пословица несудима». В предисловии автор обращался к своим читателям: «Что если бы каждый любитель языка нашего, пробегая на досуге сборник мой, делал заметки, поправки и дополнения… и передавал бы их собирателю – не правда ли, что следующее издание, если бы оно понадобилось, могло бы оставить далеко за собой первое? Дружно – не грузно, а один и у каши загинет».

Но цензура воспротивилась изданию сборника, заявив, что он «посягает на развращение нравов». «Пословицы русского народа были напечатаны лишь в 1861 – 1862 годах, после смерти императора Николая I .

Живое слово дороже мёртвой буквы – Даль любил эту пословицу и на протяжении всей жизни собирал слова, народные выражения, стремясь показать богатство живого языка, а через него – полнее и ярче раскрыть различные стороны народной жизни. (2, с. 31)

История народа – одна из героических в мире. Поэтому так богато устное творчество народа.

Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Пословица – это короткое изречение, заключающее в себе какое – нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа. Пословицы многому учат нас. Они говорят, как надо относиться к отечеству, как жить, как обходиться с людьми. Пословица величает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Используя пословицы в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

Обращаясь к пословицам разных народов, человек возьмёт лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового мира. Однако нашему современнику чуждо всё, что несёт на себе в пословицах печать национальной розни, рабства, религиозного суеверия,- всё то, что не выражало истинной мудрости народа. (1, с.3)

Мы узнали, что пословицы – это устные мудрые краткие изречения на самые разные темы, что народ издавна дорожил пословицами, что возникли они в глубокой древности и жили с народом на всем протяжении его истории. В.И. Даль так определял этот жанр: «Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора» (9, с.18).

Поговорки – это меткие изречения, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений. О поговорке В.И.Даль говорил так: «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» (9,с.20)

«После дождичка в четверг», - говорим мы о чём – либо таком, что неизвестно, когда было и было ли. К скольким разным обстоятельствам можно применить это выражение?!

Поговорка отличается от пословицы тем, что в ней нет законченного суждения, она только часть его. Ведь одно дело сказать: такое-то событие, произойдёт или нет, и совсем иное дело, когда скажут, что оно произойдёт после дождичка в четверг: тут к сомнению присоединяется насмешка. Поговорка «Семь пятниц на неделе » используется как суждение о тех людях, кто часто меняет свое решение.

Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем».

Когда я сравнила многие пословицы, то пришла к выводу, что пословица не простое изречение, она выражает мнение народа. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое соответствовало образу жизни и мыслям многих людей. Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу.(3, с.3)

Я поняла, что есть пословицы, которые мы употребляем в прямом смысле и в переносном. Пословицы «Делу – время, потехе – час» , «Кончил дело – гуляй смело» имеют прямой смысл, а мы их сразу понимаем, а вот пословицы с переносным смыслом для понимания труднее. Мы говорим «Он воду в ступе толчет» . На первый взгляд какая-то бессмыслица. Как можно воду толочь? Зачем? И почему в ступе? Смысл этой пословицы далек от прямого значения слов, из которых она состоит. В своей работе я попыталась рассмотреть, как поговорки и пословицы построены в грамматическом понимании.

Пословицы всегда законченное предложение, а поговорки только часть предложения.

Но и среди поговорок есть такие, которые похожи на предложение. Так поговорки «Куда ветер дует» , «Уши вянут», «Язык лыка не вяжет» выглядят как предложения.

Пословицы в своем большинстве состоят из двух частей, например, «Тише едешь – дальше будешь» , «Много знать – мало спать».

Поговорка не делится на части. Но среди пословиц есть такие, которые тоже не делятся, например, «Яйца курицу не учат».

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. В этих кратких и мудрых изречениях запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера в справедливость, понятие о чести.

Вообще, темы пословиц и поговорок бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье, о трудолюбии и мастерстве и еще о многом – многом.

Сила и красота этих мудрых изречений давно признана всеми народами мира.

Пословица по форме похожа на маленькое стихотворение, так как во многих есть ритм и даже рифма: «Кончил дело – гуляй смело» .

Я решила провести сравнение пословиц разных народов. Ведь иногда пословицы и поговорки одного народа входят в устное употребление другого. Например, выражение «Ласковый теленок двух маток сосет» пришло к нам от греков, а «Быть не в своей тарелке» - это перевод с французского языка.

Пословицы разных народов бывают очень похожими.

Все народы утверждают, что труд – главная ценность жизни.

«Терпенье и труд все перетрут» , «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» , - говорят русские. «Пыль труда лучше шафрана бездействия» - утверждают арабы. «Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет» - учат узбеки. «Дерево славится плодами, человек – трудами » - вторят азербайджанцы. «Безделье – мать всех пороков» ,- говорят французы, а казаки утверждают, что «Конь узнается в скачке, а человек – в делах» . «Труд кормит человека, а безделье – портит », - говорят ассирийцы. «Жизнь – счастье в труде» , - учат литовцы. «Чего летом не соберёшь, того зимой не найдёшь», - говорят кабардинцы. « От работы человек молодеет», «Не будут твои губы в масле, если руки не трудятся в земле», «Рука неумейки не болит»- утверждают осетины.

И все народы понимают, кого надо называть настоящим другом. «Друг познается в беде» , «Старый друг лучше новых двух» , «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» , - говорят русские. «В трудную минуту – друг тут как тут» , - утверждают арабы. «Дерево корнями сильно, а человек – друзьями» , - учат грузины. В Китае уверяют, что «Друзья лучше старые, одежда – новая» , а японцы утверждают: «Хочешь узнать человека – узнай его друга», «Хороший друг ближе брата» , «Ради друга терпи и пургу, и снег» , - любят говорить азербайджанцы. «Друг в глаза скажет, враг – за спиной бурчит» , - говорят вьетнамцы. « Люди друг с другом должны считаться» - говорят осетины.

И, конечно, много пословиц посвящено учению. «Грамоте учиться –всегда пригодится» , «Ученье – свет, неученье тьма» , «Кто грамоте горазд – тому не пропасть», «Повторенье – мать ученья», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Век живи – век учись» - говорят русские. «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок» , - утверждают башкиры. «Без ученья нет и уменья» , - учат вьетнамцы. « Ум – башня, сила – крепость», «Свет мира – солнце, свет человека – учёба», - утверждают осетины.

Пословицы отражают природные явления: «Весенний день год кормит» , «Зима без снега – лето без хлеба », - говорят русские. «За каждым вечером следует утро» , - утверждают турки. «Солнечный диск решетом не закрыть» , - учат арабы. «У пчелы спина полосатая, а тигром ее не назовешь» , - говорят китайцы. «Мал, как моль, а беды от него большие» - учат осетины.

А какие красивые пословицы о матери: « Нет милее дружка, чем родима матушка», «Птица рада весне, а младенец – матери», «Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает», «При солнышке светло, при матушке добро» - говорят русские. «Мать крик своего ребёнка издалека слышит», «Нет ничего дороже отца и матери», «У матери чуткое сердце» - учат осетины.

Конечно, живя в Осетии, я заинтересовалась и осетинскими пословицам. Они у нас такие же мудрые и меткие, как и у других народностей. Сохранилось большое количество разных пословиц и поговорок. Пословицы отражают быт осетин, связанных с земледелием, овцеводством, охотой и т. д.

«Скатывающийся камень мохом не покроется» , - говорится в одной пословице, которую надо понимать так: человек, часто меняющий место жительства или работы, никогда не приживется в новом коллективе или населенном пункте.

«Чужая рука – колючка» . Эта пословица говорит о том, что если ты в состоянии сам сделать какую-то работу, не надо просить кого-то, чтобы он сделал для тебя: он сделает хуже, чем ты.

«У бодливого быка рога ломаются», - говорится в третьей пословице. Она очень напоминает русскую: «Бодливой корове Бог рога не дает» . Эта пословица относится к людям, мечтающим прославиться, продвинуться по службе, но у которых нет для этого таланта. «Нет худа без добра», «Не строй свое счастье на чужом несчастье» - эти пословицы явно произошли от русских.

Интересная осетинская пословица «Козий плач – волку радость» , т.е. для богатого осетинского бека безразлично горе бедных осетин, которых он нещадно эксплуатировал.

Источники пословиц и поговорок самые разнообразные, но, прежде всего, это наблюдения народа над жизнью.

Я попыталась сравнить «старые» и «новые» пословицы. «Старая» - «На Бога надейся, а сам не плошай» , на ее основе создана «новая» пословица: «На трактор надейся, а коня не бросай» . «Старая» - «Терпи, казак, - атаманом будешь» , «новая» - «Учись. Боец, - командиром будешь» . «Старая» - «Волков бояться – в лес не ходить». «Новая» - «Врагов бояться – пограничником не быть».

Новые варианты пословиц и поговорок возникают, когда одно слово заменяется другим, сходным по смыслу.

В настоящее время в качестве поговорок часто используются фразеологизмы.

От фразеологизмов пословицы и поговорки отличаются тем, что они представляют собой законченное предложение.

Особенность пословиц состоит в том, что они имеют прямой смысл и переносный. Так, пословица «Кашу маслом не испортишь» может быть употреблена в прямом и переносном смысле.

Фразеологизмы не могут употребляться в переносном смысле. Фразеологизмы не делятся на две части.

В разряд пословиц не входят такие выражения, как глаза на лоб лезут, искры из глаз посыпались, комар носу не подточит, медведь на ухо наступил, руки чешутся, молоко на губах не обсохло и т.д. Эти выражения являются фразеологизмами.

В пословицы и поговорки легко могут переходить крылатые выражения из литературных источников.

Я не знаю еще содержания многих классических литературных произведений, но некоторые крылатые выражения запомнила: «Учиться, учиться и учиться» , «Не хочу учиться – хочу жениться» , «Любви все возрасты покорны», «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха» , «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» , «Александр Македонский – великий полководец, но зачем, же стулья ломать?»

Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки – ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (например « лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку») Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.

Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

И закончить свою работу я хочу словами А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Так беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Практика показала, что любое новое дело открывает простор для творчества, рождает в душе благородные чувства, воспитывает умение жить в коллективе, стимулирует деятельность участника конкурса, содействует накоплению опыта по данной работе, проявление инициативы и самодеятельности.

Поработав над этой темой, я пришла к выводу, что пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честным и трудолюбивым. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках сегодня. Пословицы порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Своё глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами: «Пословица – всем делам помощница»; «Красна речь пословицей»; «Старая пословица век не сломится»; «Глупая речь не пословица»; «Поговорка – цветочек, пословица ягодка». Пословица величает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Пословицы живут очень долго, они не стареют.

Я научилась собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь, повышает грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса.

Проектная работа с пословицами не только прививает любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, но и интересоваться народной мудростью родного края. Пословицы и поговорки родного края воспитывают чувства гордости, любовь к труду, родителям, уважение к народу, создавшие эти сокровища, и гордость за него.

Разработанный нами материал имеет практическую направленность: его можно использовать в нашей республике как национально-региональный компонент на уроках литературного чтения, осетинского языка, на уроках внеклассного чтения.

Итак, в результате исследования, я доказала собственную гипотезу и нашла ответы на поставленные перед собой вопросы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах- М. 1984

2. Доклады и сообщения по русскому языку.- С.-П., 2006.

3. Старинные пословицы и поговорки.- М., 1983.

4. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. М. 1963.

4. «Краткий словарь литературоведческих терминов», авторы Д.И. Тимофеев и С.В. Тураев.

5. Учебник «Литература» для 7 класса, автор В.Я. Коровина.

6. «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения» - В.Г. Костомаров.

7. « Осетинские пословицы и поговорки», Северная Осетия – Алания, 2004г.

8. «Пословицы и поговорки народов Востока»

9. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.

    Этапы работы над проектом

    Этап 1. Разработка проектного задания

    Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

    Класс получает задания:

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа - сбор и уточнение информации.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Задача этапа - коллективная защита проекта.

Ход презентации.

I. Вступление.

Учиться - всегда пригодится »!

(слайд 1)

сломится».

В.И. Даль писал, что пословицы - это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века - это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел

История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд - составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Словарь Даля - исторический словарь

II

III

  • Эта японская пословица
  • Монгольская пословица
  • арабы говорят
  • Русские говорят : «Не рой другому яму - сам в нее попадешь». А осетины говорят
  • Французы советуют
  • Русские
  • латинской пословицей : «Утешение для несчастного - иметь товарищей по несчастью».
  • «Слово - серебро, а молчание - золото», - скажет русский, а бенгалец

IV . путешествие . (слайд 2)

. (слайд 3)

Крибле, крабле, крубле …».Откройте глаза (слайд 4)

- загадочный лес.

Задание:

(по рядам)

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Через Загадочный лес поле пословиц! (слайд 5)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь - береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)

Вставь рисунок в пословицу.

  • Дареному. в зубы не смотрят. (Коню. )
  • Когда. на горе свистнет. (Рак. )
  • . рубят - щепки летят. (Лес. )
  • Не., так и не мычи. (Корова. )
  • Не плюй в. - пригодится воды напиться. (Колодец. )
  • Большому. - большое плавание. (Кораблю. )

Путаница. .

(слайд 7) .

.(читает учитель )

  • Первый клин комом.
  • Сашу маслом не испортишь.
  • Мы сами с ушами.
  • Крутится как булка в колесе.
  • Не делай из муки слова.
  • Голода не бойся, по пояс мойся.

. (Плакат)

По горизонтали: Дело мастера боится .

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя - глаза..
2. Скучен день до вечера, коли делать..
3. Кончил дело - гуляй..
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать..
5. Поспешишь - людей..
6. Хочешь много знать, надо мало..
7. Умелые руки не знают..
8. Кто любит трудиться, тому без дела не..
9. Хочешь есть калачи - не сиди на..
10. Семь раз примерь - один раз..
11. Без труда не вынешь рыбку из..
12. На чужую работу глядя, сыт не..
13. Что посеешь, то и..
14. У работящего в руках дело огнем..
15. Труд человека кормит, а лень..
16. Делу время - потехе..
17. Куй железо, пока..

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

(слайд 8,9)

О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело - гуляй смело!)

V .Подведение итогов.

-

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Пословицы и поговорки»»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

2 класс

Эпиграф проекта : «Пословица недаром молвится»

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    уточнить значения некоторых из них;

    развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

    учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

    анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

    подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;

    придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

    проиллюстрировать несколько пословиц;

    выписать пословицы, в которых встречаются числа.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.


Ход презентации. I. Вступление.

Здравствуйте, ребята! Говорят, « Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится» . Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится »!

(слайд 1)

С каким настроением вы пришли на урок?

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь . Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

II . Выступление учащихся. Презентация своих работ.

История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.

III . Рассказ учителя о пословицах народов мира.

Я вам расскажу о пословицах народов мира

    «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

    Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

    Когда пострадает невинный человек, арабы говорят : «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

    «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

    Русские говорят : «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят : «Не бросай камнями из стеклянного дома».

    Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

    Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят : «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

    Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей : «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

    «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец : «Кто много говорит, начинает врать».

IV . Сегодня нам предстоит отправиться в необычное, воображаемое путешествие . Нас ждет чудесный край, где живут наши старые добрые пословицы. (слайд 2)

А не потеряться, не заблудиться в пути нам поможет эта замечательная карта. (слайд 3)

Итак, ребята, начинаем наше путешествие.

Чтобы очутиться в чудесном краю, как и в любой другой волшебной стране, необходимо для начала закрыть глаза и произнести волшебные слова. Например, эти: «Крибле, крабле, крубле …» .Откройте глаза (слайд 4)

Посмотрите, где это мы оказались!

На опушке веселого лесочка… Это необычный – загадочный лес. Молоденькие елочки задорно, хитровато улыбаются нам. Здесь живут наши старые знакомые. Чтобы они указали нам дорогу дальше, придется задержаться здесь немного и выполнить задание.

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

(по рядам)

Через Загадочный лес тропинка привела нас на поле. Посмотрите, какие красивые снопы! Здесь по зернышку собран богатый урожай. Это поле пословиц! (слайд 5) На ваших столах тоже есть небольшие снопики. Давайте же развяжем их и посмотрим, что они нам приготовили.

Рассыпались наши снопики! Придется из этих половинок собирать целые пословицы.

Соедините разрезанные части так, чтобы получились пословицы.

Собери части пословицы.(работа в группах)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь – береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)

Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда... на горе свистнет. (Рак. )

    Рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не..., так и не мычи. (Корова. )

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому... – большое плавание. (Кораблю. )

Мы перебрались на другой берег и оказались на околице деревеньки. Только что это за переполох?! Прислушайтесь! В этой деревеньке творятся самые невероятные вещи, и называется она Путаница. Рассказать о том, что происходит на улицах деревушки, нам помогут пословицы, которые решили пошутить.Давайте найдём ошибки и назовём правильно пословицы.

(слайд 7) .

Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице .(читает учитель )

    Первый клин комом.

    Сашу маслом не испортишь.

    Мы сами с ушами.

    Крутится как булка в колесе.

    Не делай из муки слова.

    Голода не бойся, по пояс мойся.

Подходит к концу наше воображаемое путешествие в чудесный край. Но сказочный лес не хочет с нами прощаться, он приглашает нас выполнить ещё одно задание. Нам нужно разгадать кроссворд с пословицами и поговорками. (Плакат)

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.

По горизонтали: Дело мастера боится .

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза... .
2. Скучен день до вечера, коли делать... .
3. Кончил дело – гуляй... .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать... .
5. Поспешишь – людей... .
6. Хочешь много знать, надо мало... .
7. Умелые руки не знают... .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не... .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на... .
10. Семь раз примерь – один раз... .
11. Без труда не вынешь рыбку из... .
12. На чужую работу глядя, сыт не... .
13. Что посеешь, то и... .
14. У работящего в руках дело огнем... .
15. Труд человека кормит, а лень... .
16. Делу время – потехе... .
17. Куй железо, пока... .

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

Вот и подошёл к концу наш урок-презентация .

Попробуйте угадать ещё одну пословицу, у которой открыта только часть букв. (слайд 8,9)

О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело – гуляй смело!)

V .Подведение итогов.

- Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?

В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу , что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего, короче, пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

2 класс
Эпиграф проекта: «Пословица недаром молвится»
Тема. «Пословицы и поговорки».
Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и
поговорками,
 уточнить значения некоторых из них;
 развивать творческие способности учащихся, чувство
ответственности за порученное дело;
 учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с
использованием различных источников, работать в группах,
обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь
выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
 анализировать и оценивать собственные творческие и деловые
возможности.
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и
распределение в них ролей, определение источников информации, постановка
задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс получает задания:
 подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку­
малышку;

придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;
 проиллюстрировать несколько пословиц;
 выписать пословицы, в которых встречаются числа.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
1

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах
и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке­
презентации.
Этап 4. Защита проекта. Урок­презентация
Задача этапа – коллективная защита проекта.
Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
Ход презентации.
I. Вступление.
Здравствуйте, ребята! Говорят, « Пословица недаром молвится» или
«Пословица в век не сломится» . Я пришла к вам с миром и новыми
знаниями. А «Учиться – всегда пригодится»!
(слайд 1)
­ С каким настроением вы пришли на урок?
Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и
поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь
народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во
многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век
не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели:
А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы
красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с
ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В
ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее
2

крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел
сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.
В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его
жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет
принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда
заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление
русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не
был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни
прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека
принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот
к тому народу и принадлежит. Я думаю по­русски».
Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей.
Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд,
составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не
просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их
множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря,
и составителя.
II. Выступление учащихся. Презентация своих работ.
История создания книжек­малышек, чтение рассказов к пословицам.
III. Рассказ учителя о пословицах народов мира.
Я вам расскажу о пословицах народов мира
 «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская
пословица учит следить за своим поведением.
 Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран
начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело
начинается с малого.
 Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море
поссорилось с ветром, а пострадала лодка».
 «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.
 Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А
осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».
 Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение,
начинай сначала».
3

 Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо
нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские
скажут: «Разбитую чашку не склеишь».
 Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и
большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться
латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей
по несчастью».
 «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец:
«Кто много говорит, начинает врать».
IV. Сегодня нам предстоит отправиться в необычное, воображаемое
путешествие. Нас ждет чудесный край, где живут наши старые добрые
пословицы. (слайд 2)
А не потеряться, не заблудиться в пути нам поможет эта замечательная
карта. (слайд 3)
Итак, ребята, начинаем наше путешествие.
Чтобы очутиться в чудесном краю, как и в любой другой волшебной
стране, необходимо для начала закрыть глаза и произнести волшебные слова.
Например, эти: «Крибле, крабле, крубле…» .Откройте глаза (слайд 4)
Посмотрите, где это мы оказались!
На опушке веселого лесочка… Это необычный – загадочный лес.
Молоденькие елочки задорно, хитровато улыбаются нам. Здесь живут наши
старые знакомые. Чтобы они указали нам дорогу дальше, придется
задержаться здесь немного и выполнить задание.
Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.
(по рядам)
Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.
Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым
молоком.

Через Загадочный лес тропинка привела нас на поле. Посмотрите, какие
красивые снопы! Здесь по зернышку собран богатый урожай. Это поле
пословиц! (слайд 5) На ваших столах тоже есть небольшие снопики. Давайте
же развяжем их и посмотрим, что они нам приготовили.
Рассыпались наши снопики! Придется из этих половинок собирать
целые пословицы.
Соедините разрезанные части так, чтобы получились пословицы.
Собери части пословицы.(работа в группах)
Умей взять,
умей и дать.
Старый друг
лучше новых двух.
Едешь на день,
бери хлеба на неделю.
Красна птица пером,
а человек умом.
Не рой другому яму,
сам в неё упадёшь.
Друга ищи,
а найдёшь – береги.
Были бы кошки,
а мышки будут.
Десять раз примерь,
один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)
А дорожка ведет нас дальше, на самый берег быстрой говорливой речки.
Это река Пословица. Перебираться через нее придется по одному. Для этого
нужно вставить рисунок в пословицу. (слайд…)
5

Вставь рисунок в пословицу.
 Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)
 Когда... на горе свистнет. (Рак.)

... рубят – щепки летят. (Лес.)
 Не..., так и не мычи. (Корова.)
 Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)
 Большому... – большое плавание. (Кораблю.)
Мы перебрались на другой берег и оказались на околице деревеньки.
Только что это за переполох?! Прислушайтесь! В этой деревеньке творятся
самые невероятные вещи, и называется она Путаница. Рассказать о том, что
происходит на улицах деревушки, нам помогут пословицы, которые решили
пошутить. Давайте найдём ошибки и назовём правильно пословицы.
(слайд 7) .
Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.(читает учитель)
 Первый клин комом.
 Сашу маслом не испортишь.
 Мы сами с ушами.
 Крутится как булка в колесе.
 Не делай из муки слова.
 Голода не бойся, по пояс мойся.
Подходит к концу наше воображаемое путешествие в чудесный край. Но
сказочный лес не хочет с нами прощаться, он приглашает нас выполнить ещё
одно задание. Нам нужно разгадать кроссворд с пословицами и поговорками.
(Плакат)
6

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну
пословицу о труде.
По горизонтали: Дело мастера боится.
1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза... .
2. Скучен день до вечера, коли делать... .
3. Кончил дело – гуляй... .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать... .
5. Поспешишь – людей... .
6. Хочешь много знать, надо мало... .
7. Умелые руки не знают... .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не... .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на... .
10. Семь раз примерь – один раз... .
11. Без труда не вынешь рыбку из... .
12. На чужую работу глядя, сыт не... .
13. Что посеешь, то и... .
14. У работящего в руках дело огнем... .
15. Труд человека кормит, а лень... .
16. Делу время – потехе... .
17. Куй железо, пока... .
Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.
7

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11.
Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17.
Горячо
Вот и подошёл к концу наш урок­презентация.
Попробуйте угадать ещё одну пословицу, у которой открыта только часть
букв. (слайд 8,9)
­о­ч­л д­л­ г­л­й ­м­л­! (Кончил дело – гуляй смело!)
V.Подведение итогов.

­ Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?
В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу, что пословицы
нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию
говорящего, короче, пословицы это живость языка, ум, начитанность
говорящего.
Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.
Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности
и культуры человека.

Учебный проект по теме "Народные пословицы, поговорки"

Пояснительная записка.

Проект выполняется на протяжении месяца и включает в себя учебные занятия в рамках школьного учебного плана по предмету литературное чтение (4-5 часов), факультативного курса основы проектной деятельности и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания занятий (4-6часов). Учебные занятия (уроки) по проекту включают:

Метод проектов, часто помогает не только сформировать определенный набор знаний, но и пробудить в детях стремление к самообразованию, реализации своих способностей.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Основными целями проекта являются:

    Выявление и развитие доминантных способностей каждого ребенка.

    Активизация познавательной деятельности и создание мотивационной среды

    Формирование навыков самообразования.

    Формирование практических навыков работы не компьютере.

5. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками.

6. Учить детей сомостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать газговор, уметь выражатьсвою точку зрения и обосновывать ее.

Материал для учителя.

Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в крупных поэтических жанрах, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка.

У кого есть ответ на все случаи жизни – и когда у тебя горе, и когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит пословица. Родились пословицы и поговорки в глубокой древности, наверное, вскоре после того, как люди овладели речью, развили речь. И некоторые напоминают об очень давних временах. В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа. Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уст в уста, они переосмысляются, появляются в ином виде. Так что же такое пословица? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)

Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.

Пословицы обычно состоят из двух частей: “Делаешь наспех – сделаешь насмех”; “Землю красит солнце, а человека-труд”. Часто эти части рифмуются. “Без пословицы речь не молвится”, – говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно назвать другим словом, более простым, обиходным. Например, “стучать зубами” – замерзать, “заморить червячка” – перекусить, “за двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу.

Пословицы и поговорки – это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта. Ушинский о пословицах пишет: “По содержанию, наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями... В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни”.

Но, – заметят мне, – не слишком ли рано знакомить дитя с народной жизнью, когда дело пока идёт о том, чтобы выучить его порядочно читать и писать? И, действительно, это было бы слишком рано, если бы я говорил здесь о знакомстве критическом, но я разумею здесь знакомство непосредственное, и желал только, чтобы ребёнок взглянул на предметы по детски зоркими глазами народа и выразился его метким словом, верным духу народного языка...” “Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она “короче птичьего носа”, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам” .

Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и мн. др.

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т. п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов. “Грибы ищут – по лесу рыщут” – это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов, нужно хорошенько побродить по лесу! Одновременно с этим пословица несет с собой и переносный смысл – она подходит ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия.

Эта особенность пословиц подсказывает нужный подход к знакомству с ними младших школьников: сначала дети отдают себе отчет о прямом смысле пословицы, а затем усваивают ее переносный смысл, то широкое обобщение, которое в ней заключено.

Выдающийся советский методист, литературовед и фольклорист профессор М. А. Рыбникова писала: “Искусство говорящего заключается в том, чтобы, встретив и опознав явление, случай, свойство, человеческий поступок, охарактеризовать его пословицей, моментально установив связь между частным случаем и его поэтическим определением, высказанным в пословице: “Пословица к слову молвится”. Умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Говорить пословицами вовсе не значит владеть ими во множестве, главное – уметь вводить их в оборот. Пословица вставляется в живую речь и резко в ней выделяется – выделяется сконцентрированной в художественном образе мыслью, выделяется ладностью и звучностью”.

Даль так определяет содержание и форму пословицы: “Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора”.

Пословица-жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.

Пословица – жанр фольклора, распространенное в повседневной речи краткое, ритмически организованное изречение, интересное не только смыслом, который непосредственно в нем выражен, но и смыслом, который возникает от применения по сходству к самым разным ситуациям и положениям. “Нет дыму без огня” – у всего есть свои причины: например, если распространился слух, то есть и какая-то причина.

Пословица, как и басня, “ходячая, житейская, практическая философия народа” (Белинский В.Г.).

Выражение мысли в пословице нерасторжимо связано с эмоциональной оценкой явлений. Ритмический строй пословиц отличается повышенной четкостью.

Композиционное членение совпадает с синтаксическим: “Жизнь прожить – не поле перейти”. Поучительность пословиц выражается в частом использовании обобщенно-личных предложений с повелительными формами глагола: “Век живи – век учись”.

Поговорка – жанр фольклора, вошедшее в повседневную речь образное выражение, эмоционально оценивающее явление. П. часто является средством речевой характеристики действующего лица в литературном произведении. В отличие от пословицы в П. нет законченного суждения: она лишь часть его. “Семь пятниц на неделе” – П.: используется как часть суждения о тех, кто отступает от слова, меняет решение. “У бабы семь пятниц на неделе” – пословица: заключает в себе полное суждение, осуждает тех женщин, которые находят предлог не прясть всю неделю (в старину существовал религиозно-бытовой запрет работать по пятницам). Из литературы в обиходную речь перешло множество выражений, имеющих поговорочный смысл: “С корабля на бал” (А. Пушкин. “Евгений Онегин”), “Хрестоматийный глянец” (В. Маяковский. “Юбилейное”).

Пословицы, поговорки и крылатые выражения.

Языковые афоризмы, восходящие к фольклору, называются пословицами и поговорками.

Под пословицами, в широком смысле, мы понимаем краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный план, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. Так, пословица Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало , отличается двойным планом – буквальным и иносказательным. Напротив, пословица Горбатого могила исправит, имеет только образный план”.

В основе целостного смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. “Пословица в обобщённом виде констатирует свойства людей или явлений ("вот как бывает"), даёт им оценку ("то хорошо, а это плохо") или предписывает образ действий ("следует или не следует поступать так-то")”. Например, пословица констатирует: В гостях хорошо, а дома лучше; Близок локоть, да не укусишь; Один за всех, все за одного. Констатирующей пословице соответствует определённая синтаксическая форма – повествовательное предложение. Другие пословицы имеют характер предписания, совета, поэтому они выступают в форме побудительного предложения: Взялся за гуж, не говори, что не дюж; Куй железо, пока горячо; Назвался груздем, полезай в кузов.

Поговорками называются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие, как правило, только буквальный план. Например: Коса – девичья краса; В тесноте, да не в обиде; Поживём – увидим.

Отличия, отделяющие пословицы от поговорок, условны. Пословицы и поговорки образуют единую (пословично-поговорочную) группу языковых афоризмов, поэтому в данном словаре различие между ними не отмечается.

Вторая группа – крылатые выражения, т. е. “вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических или литературных персонажей, ставшие нарицательными, образные сжатые характеристики исторических лиц”. Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но в противоположность пословицам обычно бывает известен автор афоризма. Например, крылатые выражения из произведений.

Итак, в зависимости от своего происхождения языковые афоризмы делятся на пословицы и поговорки (происходят из фольклора, не имеют автора) и на крылатые выражения (происходят не из фольклора, имеют автора).

Ход работы

1. Чтение пословицы на доске : “Без труда не вытащишь и рыбки из пруда”. Прямое значение ее отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата – поймать рыбку:

1) раздобыть и отладить снасть – удочку;
2) заготовить червей, приманку;

3) дойти до реки, найти рыбное место;

4) насадить на крючок червяка, следить за поплавком;

5) умело закинуть удочку;

6) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;

7) снять рыбу с крючка и опустить ее в ведро с водой.

Переносный смысл пословицы выявляется средством приложения ее к различным ситуациям из жизни. Например, одна девочка собирается “четверки” и “пятерки” получать, а сама даже книжки не откроет, домашние задания выполняет кое-как. Ее подруга смотрела – смотрела на нее и говорит: “Без труда не вытащишь и рыбки из пруда”.

Дети догадываются, что тот, кто работает, тот трудится: изготовляет станки, машины, водит поезда, пашет землю, сочиняет книги. За труд человеку платят деньги, выдают зарплату. Кто лучше трудится, того больше уважают. А кто ленится, убегает от труда, того все осуждают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. Лень портит человека.

Переносный смысл пословиц уясняется детьми также при соотнесении той или иной пословицы с содержанием прочитанных текстов. Например, пословица “Поспешишь – людей насмешишь” применима к рассказу Н. Носова “На горке”, точнее, к тому решению, которое поспешил принять Котька Чижов, когда ничего лучшего не придумал, как посыпать? ледяную горку песком, чтобы можно было побыстрее прокатиться.

2. Учитель выписывает на доске темы пословиц из “Книги для чтения, 1 класс”: о Родине; об умении и трудолюбии; о лени и нерадивости; о дружбе; о природе.

Учитель поясняет, что существует очень много пословиц на разные темы, они охватывают самые различные стороны жизни человека, природы, общества, например: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”, “Язык до Киева доведет”, “Дома и стены помогают”, “Не красна изба углами, а красна пирогами”, “Куй железо, пока горячо”, “На всякое хотенье есть терпенье”.

Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и кстати употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться.

3. Затем учитель предлагает детям такую работу: распределяются между рядами по три тематические подборки пословиц; их нужно еще раз самостоятельно прочитать. Затем устраивается своеобразное соревнование: один из учеников первого ряда читает начало выбранной им пословицы (например, “Человек без Родины...”), а другой ученик из второго (или третьего) ряда заканчивает ее (“...что соловей без песни”); еще один из учеников нового ряда определяет, к какой теме относится пословица. Наконец, учитель ставит вопрос всему классу о том, в каком случае будет уместно употребление данной пословицы.

4. После того как все пословицы из каждой тематической подборки прочтены, можно предложить детям заранее заготовленные карточки или полоски бумаги с записанными на них пословицами, например: “Каков мастер, такова и работа”; “Делаешь наспех, сделаешь на смех”; “Не сиди сложа руки, не будет и скуки”; “Книга для ума – что теплый дождь для всходов”; “Ум без книги, как птица без крыльев”; “Читает-летает, да ничего не понимает”; “Ленивому Микишке все не до книжки” и др. Ученик, получивший карточку, выразительно прочитывает ее классу. Устанавливается, в чем ее смысл, и к какой теме можно отнести. То обстоятельство, что среди прочитанных по карточкам пословиц будут такие, которые можно отнести к новой теме “Книга, чтение”, используется для того, чтобы показать детям, что тематика пословиц выходит за круг тем, названных в книге для чтения.

Учитель выясняет, как дети понимают прямой смысл той или иной пословицы и ее переносное значение. Ребята составляют рассказы, названием которых служат понравившиеся пословицы.

5. Сопоставление содержание пословицы с ранее прочитанными произведениями, главная мысль которых совпадает с содержанием пословицы, учащиеся делают обобщение. Например, пословица “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось” является выводом, обобщающим содержание двух произведений: сказки “Репка” и басни Крылова “Лебедь, Щука и Рак”.

6. Можно предложить учащимся проиллюстрировать понравившиеся пословицы.

7. Работой обобщающего характера явилось составление классного альбома с записью пословиц, классифицированных по темам и создание учебного проекта по литературному чтению “Пословица не даром молвится”.

Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения

1 этап погружение в проект

Тема проекта Народные пословицы, поговорки.

Возрастная категория учащихся: 1 класс.

Основополагающий вопрос и проблемный вопрос учебной темы:
Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Можно ли всегда доверять пословицам?

Дидактические цели проекта:

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице, умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни и наоборот, овладение некоторым запасом пословиц, выработка умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.

Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Класс получает задания:

Подобрать пословици разной тематики,оформить их в книжку-малышку;

Придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

Проиллюстрировать несколько пословиц.

Методические задачи:

Выяснить что такое пословицы? Чем пословица отличается от поговорки? Откуда они взялись?

Кто их сочиняет? Какие бывают пословицы? Чему они учат?

Выбор тем индивидуальных исследований учащихся

Пословицы, которые знают мои друзья. Любимые пословицы родителей.

Пословицы, которые чаще всего употребляют люди различных профессий.

Какие пословицы нравятся нашим учителям.

Выдвижение гипотез решения проблем:

Мы предположили, что у пословиц есть ответ на все случаи жизни.

Творческое название проекта: Пословица не даром молвится.

2 этап – организация деятельности

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Спросить дома

Сходить в библиотеку

Поискать самим

Воспользоваться энциклопедиями

Хорошо подумать самому

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе Прочитали материал по теме в учебнике

Воспользовались научно-популярной литературой

Провели опрос

Выборочное исследование

Сделали вывод

3 этап – осуществление деятельности

Самостоятельная работа групп

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

4 этап – презентация

Защита полученных результатов и выводов

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

В ходе работы над проектом ребята узнали

Что такое пословица?

Жанр фольклора (устного народного творчества).

Краткое изречение с поучительным смыслом.

Пословица- “ходячая, житейская” философия народа.

Чем пословица отличается от поговорки?

ПОСЛОВИЦА – законченная мысль.

ПОГОВОРКА – образное, яркое выражение, в ней нет законченной мысли.

Узнали любимые пословицы родителей, друзей, учителей школы, спортивных тренеров и людей других профессий.

Пословица

Кол-во выборов

Место

Делу время – потехе час.

Семеро одного не ждут.

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Под лежачий камень и вода не бежит.

Кто не работает – тот не ест.

Как потопаешь – так и полопаешь.

Работа не волк – в лес не убежит.

Не все то золото, что блестит.

Что посеешь, то пожнешь.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Когда я ем – я глух и нем.

Не рой яму другому – сам попадешь.

Сделал дело – гуляй смело.

Лентяй смекалист на отговорки.

Один в поле не воин.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Денег куры не клюют и собаки не едят.

Сумей и с горочки скатиться, сумей и саночки поднять.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Тише едешь – дольше будешь.

Нет худа без добра.

Добра на худо не меняют.

Овчинка выделки не стоит.

При обсуждении полученных данных выяснили , что невозможно говорить по-русски, не зная пословиц. Даже не говоря всей пословицы, мы понимаем, о чём речь

Слово не воробей…

Не все то золото…

Не имей сто рублей…

Тише едешь…

Решили, что не всегда можно доверять пословицам , ведь встречаются и такие, как:

Хорошо бы орать, да рук не марать. Всех дел не переделаешь. У Бога дней впереди много: наработаемся. И даже хорошо знакомая всем пословица “Век живи, век учись… заканчивается словами … дураком помрешь.”

В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу , что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче Пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Источники информации:

    К. Д. Ушинский “Избранные педагогические сочинения”” “Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику “родное слово”.

    Советский энциклопедический словарь.

    Краткий словарь литературоведческих терминов.

    В.П. Фелицына “Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения”.

    В.Г. Горецкий “Уроки чтения в первом классе”.

Похожие публикации