«Сожженное письмо» А. Пушкин. Горькое расставание с любовью: «Сожженное письмо». Анализ произведения А. Пушкина Сожженное письмо почему так называется

«Сожженное письмо» Александр Пушкин

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

Анализ стихотворения Пушкина «Сожженное письмо»

Летом 1823 года Александр Пушкин, находясь в южной ссылке, добивается перевода из Кишинева в Одессу. Он поступает на службу в канцелярию градоначальника графа Михаила Воронцова, с которым у поэта поначалу складываются вполне дружеские отношения. Пушкин вхож в дом графа, и нередко во время светских приемов развлекает многочисленных гостей своими стихами. Все меняется после того, как на одном из приемов он знакомится с супругой графа, Елизаветой Воронцовой. Находясь на последних месяцах беременности, женщина выглядит утомленно и болезненно, вызывая у поэта сочувствия. Но когда через полгода он встречает ее на традиционном губернаторском балу, то приходит в изумление, так как перед ним – не только светская львица, отличающаяся удивительной красотой, но и очень эрудированная особа, увлекающаяся, к тому же, литературой.

Роман между Пушкиным и Воронцовой вспыхивает буквально с первых минут тесного общения. Причем, супруга графа в силу своих прогрессивных взглядов даже не считает нужным скрывать этот факт от своего супруга. И вскоре по Одессе ползут слухи о том, что Воронцов стал рогоносцем, а также публичным посмешищем. Естественно, что этого достаточно либеральный граф уже стерпеть не мог, поэтому приложил все усилия, чтобы выдворить Пушкина из города. Отъезд поэта в Москву состоялся в 1824 году, и на прощание Елизавета Воронцова подарила поэту перстень с сердоликом и стариной гравировкой на камне. Точно такое же парное кольцо осталось и у нее в качестве напоминания о любви к поэту.

Пушкин знал, что вряд ли когда-нибудь ему доведется вновь увидеть свою возлюбленную и не хотел с этим мириться. В свою очередь, Елизавета Воронцова настаивала на прекращении отношений. Тем не менее, после отъезда поэта из Одессы влюбленные еще некоторое время переписывались, скрепляя свои послания перстнями-печатками. Однако каждый раз графиня ставила условие, чтобы письма, которые ее компрометируют, были сожжены поэтом.

В 1825 году, после того, как огню было предано очередное послание графини, Пушкин написал стихотворение «Сожженное письмо», в котором с горечью отметил, что не в силах нарушить волю любимой . «Как долго медлил я! Как долго не хоте рука предать огню все радости мои!», — отметил автор. Однако долг чести оказался выше чувств, поэтому проходит несколько минут колебаний, и «уж пламя жадное листы твои приемлет». Письмо, которое поэт считает бесценным, постепенно превращается в груду пепла и «перстня верного утратив впечатленье, растопленный сургуч кипит».

В эти минуты Пушкин испытывает настоящее отчаянье, так как письмо от графини – то немногое, что осталось от их любви . Однако еще больше поэта угнетает необходимость его собственноручно уничтожить и, тем самым, лишить себя возможности время от времени перечитывать строки, полные любви и нежности. Стоит отметить, что в это время Пушкин находится в очередной ссылке, и вынужден безвыездно жить в родовом поместье Михайловское. Поэтому письмо от Елизаветы Воронцовой является для него глотком свежего воздуха, напоминая не только о счастливых днях, которые он провел в Одессе, но и об утраченной свободе. Кроме этого, страстная и пылкая натура поэта жаждет любви, ему необходимо, чтобы рядом всегда была женщина, к которой бы он испытывал подобные чувства, выражая их в стихотворной форме.

Но единственное, что в этой ситуации остается поэту – хранить «пепел милый» на «горестной груди», уповая лишь на то, что когда-нибудь судьба предоставит ему возможность вновь увидеть ту, которая на долгие пять лет стала музой поэта, вдохновив его на создание цикла лирических любовных стихов.

Стихотворение «Сожженное письмо» было написано Пушкиным в 1825 году, в то время как он находился в Михайловской ссылке. Оно посвящено Елизавете Воронцовой, с которой он познакомился в 1823 году в Одессе. Еще свежи были следы их запретной любви. Елизавета Ксаверьевна была замужней женщиной, и поэтому всегда велела Пушкину сжигать её письма. Эта традиция послужила названием для стихотворения и положила основу в данное стихотворение.

Само письмо – метафора. Под ним скрывается любовь поэта к Воронцовой, которую он вынужден «сжечь». В первом четверостишии мы видим терзания лирического героя. Он долго не хотел расставаться со своей любовью, долго медлил, но теперь он тверд в своем намерении «сжечь письмо» – расстаться с любовью.

Второе четверостишие описывает момент сожжения письма – то есть расставания с любовью. Лирический герой готов, но он страдает: «ничему душа моя не внемлет». С помощью градации показан быстрый процесс сгорания любви.

«Минуту!..вспыхнули…пылают..легкий дым,…»

В последних четырех строчках мы видим, что лирический герой все еще сожалеет об утраченной любви: «грудь моя стеснилась», «останься век со мной». Он выражает свое отношение к ней: «пепел милый», «отрада бедная».

Стихотворение отличается изобилием эпитетов, описывающих как внутреннее состояние лирического героя, так и к любви. Оно так же наполнено различными фигурами речи и тропами, такими как инверсия, градация, метафора. Например, «пепел милый» – это воспоминания об ушедшей любви.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, что задает быстрый темп происходящему. Лирический герой стремительно расстается с былыми чувствами, ведь понимает, что эта запретная любовь не может больше быть.

Все рифмы в стихотворении смежные: и в первых двух четверостишиях, и в последнем трехстишии. Но последняя строка ни с чем не рифмуется. Это объясняется бессилием и отчаянием героя к концу стихотворения. Душа его «ни к чему не внемлет» и он забывает про рифму.

«Сожженное письмо» стало ярким стихотворением, относящимся к одной из важнейших тем в лирике Пушкина – теме любви. Ровно как и Елизавета Воронцова сыграла немалую роль в жизни Пушкина, так и данный стих имеет большое значение в изучении лирики Пушкина, познании его чувств и его как человека.

это любовь.. .

Стихотворение "Сожженное письмо» было написано в 1825 году, в преиод ссылки Пушкина в село Михайловское.
Вечная тема любви разработана Пушкиным очень своеобразно. Он пишет о сожженном письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей любви, а письмо является лишь способом передачи переживаний лирического героя, неким художественным символом.
Это стихотворение проникнуто болью и горечью с самого начала. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: "…прощай: она велела» . И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает.
Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.
Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Почти в каждой строке используется градация. Например:
Минуту!. . вспыхнули! пылают – легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: "жадное пламя» , "милый пепел» , " бедная отрада» , "унылая судьба» , "горестная грудь» . Пепел Пушкин неслучайно называет "милым» , а также "бедной отрадой» , ведь это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит и проблеска счастья в своей "унылой судьбе» .
В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная) , а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, автор этим хочет показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика – одиннадцатистишье.
Я считаю, что стихотворение "Сожженное письмо» - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.

сожженное письмо» написано в Михайловском в конце 1824-начале 1825 гг. Оба известных автографа элегии - перебеленный и беловой - относятся к заключительной стадии работы над текстом. 1 Однако еще П. В. Анненков2 справедливо поставил в связь с «Сожженным письмом» запись, обнаруженную им в рабочей тетради Пушкина (ПД, № 835): «5 сентября 1824 u. 1. d. ».3 В настоящее время общепризнано, что запись эта - памятная заметка о получении письма от Е. К. Воронцовой и что «Сожженное письмо» входит в длинный ряд стихов Пушкина, связанных с ее именем.

Несомненная связь «Сожженного письма» с реальными событиями жизни Пушкина4 заслонила от исследователей элегии другой важный момент, который проясняется при изучении второй масонской тетради. Заметка о письме от Воронцовой соседствует здесь, на л. 11 об. , с черновиками XXXII строфы третьей главы «Евгения Онегина» , строфы, где Татьяна изображена с оконченным письмом к Онегину в руке. А записанному в той же рабочей тетради перебеленному автографу «Сожженного письма» предшествует набросок XV строфы четвертой главы романа в стихах - фрагмент отповеди Онегина Татьяне.

Сценарный план урока

Учебный предмет – литература

Тип урока – урок общеметодологической направленности

Тема урока

Подготовка к сочинению «Анализ стихотворения

А. С. Пушкина «Сожжённое письмо»

Цели урока : продолжить знакомство обучающихся с особенностями анализа лирического произведения, формировать общеучебные навыки работы с текстом, развивать правильную устную и письменную речь обучающихся.

Формирование УУД

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Основные виды деятельности: чтение, формулирование вопросов по тексту, устный ответ на вопрос с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге, выявление характерных особенностей стихотворения, соотнесение содержания стихотворения с личными переживаниями.

Методы и формы обучения : деятельностно-практический метод, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина и сборники его стихотворений;

портрет Е. К. Воронцовой, карточки с отпечатанным текстом, памятки, компьютер, экран или интерактивная доска.

Эпиграф к уроку

До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты. Н.Чернышевский

    Этап мотивации, постановки цели и задачи

Н. Г. Чернышевский писал: «До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты».

Как вы можете прокомментировать это высказывание?

(А.С. Пушкин – великий русский поэт, который самые обыкновенные картины жизни превращал в выразительные образы, вызывающие у читателя чувство прекрасного. Его стихи будят сердца читателей, призывая к борьбе за свободу, честность, справедливость. Его стихи помогают рассмотреть в незатейливых пейзажах красоту и неповторимость русской природы. Его стихи воспевают прекрасные чувства дружбы и любви).

Как вы думаете, о чём стихотворение, где есть такие знаки препинания?

!... … …

(слайд на доске)

(Стихотворение выражает чувства, здесь много восклицательных предложений, которые говорят о……, Многоточие–умолчание предполагает наши размышления о…)

Чтобы проверить наши предположения, обратимся к тексту стихотворения

А. С. Пушкина.

Результатом урока должны стать наброски к вашим творческим работам, в которых вы покажете умение анализировать лирическое произведение.

Чтение стихотворения (про себя), второй раз вслух.

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…

Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит… О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

Аналитическая беседа:

Как вы думаете, как называется это стихотворение?

(Варианты названий…СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО)

Кто же адресат этого стихотворения?

(Работа с портретами) Посмотрите на портрет той, кому посвящены эти строки.

Сообщение ученика.

(Воронцова Елизавета Ксаверьевна (1792-1880), жена графа М. С. Воронцова. Пушкин познакомился с ней осенью 1823 года, стал часто бывать в салоне графини и глубоко полюбил ее. Воронцова - героиня многих лирических стихотворений Пушкина: «Сожженное письмо», «Желание славы», «Всё в жертву памяти твоей», «Талисман» и других. Чувство к ней поэт сохранил на долгие годы.)

Разобраться в содержании этого стихотворения и подготовиться к письменному анализу нам поможет алгоритм анализа стихотворения

(слайд на доске или распечатка на парте)

1. Прочитайте стихотворение несколько раз.

2. Узнайте (выход в Интернет Википедия ru.wikipedia.org/.../), вспомните сведения об авторе, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению. Запишите.

3. Подберите материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

4. Какую картину рисует поэт? Представьте её себе, запишите, что представили.

5. Каким нам представляется лирический герой? Что он чувствует? Какие ключевые слова формируют эти чувства? Запишите.

6. Подумайте, о чём стихотворение (это будет его темой).

Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запишите.

7. Какие чувства вызывает стихотворение у читателя?

Что вы представляете, когда читаете стихотворение? Запишите.

8. Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найдите их, пользуясь памятками.)

Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выделите главные, центральные образы.

Чтение и обсуждение вопросов, заполнение таблицы

Вопросы и задания

Действия учащихся

Примерные ответы

Прочитайте стихотворение несколько раз.

Чтение стихотворения (про себя и вслух)

А. С. Пушкин написал стихотворение «Сожжённое письмо» в 1825 году, в ссылке в Михайловском, куда бал выслан осенью 1824 года из Одессы. Там осталась любимая им женщина – графина Воронцова. Она изредка писала ему письма, которые он должен был по её требованию немедленно сжигать.

Подберите материал, касающийся рассматриваемого стихотворения.

Воронцова Елизавета Ксаверьевна (1792-1880). Пушкин познакомился с ней осенью 1823 года, стал часто бывать в салоне графини и глубоко полюбил ее. Воронцова - героиня многих лирических стихотворений Пушкина: «Сожженное письмо», «Желание славы», «Всё в жертву памяти твоей», «Талисман» и других. Чувство к ней поэт сохранил на долгие годы.)

Какую картину рисует поэт?

В стихотворении удивительно тонко, поэтично, с заражающим волнением рассказано, как сгорает брошенное в камин «письмо любви», как растапливается его сургучная печать.

Каким нам представляется лирический герой? Что он чувствует? Какие ключевые слова формируют эти чувства?

В стихотворении представлена история драматичной любви. Лирический герой, который очень близок поэту, мучительно переживает, потому что ему нужно сжечь не просто листок бумаги, а письмо от любимой. Лирический герой обращается к письму как к живому существу («Прощай, письмо любви! прощай!», «Гори, письмо любви», «Уж пламя жадное листы твои приемлет»). Не менее важны и связанные с ним образы героя и «её». «Она» появляется в тексте стихотворения лишь однажды. Но этого появления достаточно, чтобы читатель понял: письмо обречено на сожжение. Обречено, ибо «она велела…» Чувства лирического героя представлены в динамике.

Глаголы «велела, не хотела, предать, настал, не внемлет, вспыхнули, пылают…» свидетельствуют о мучительных переживаниях героя. Настроение постоянно меняется: душевные страдания героя столь велики, что он утрачивает чувствительность - «ничему душа моя не внемлет». Но это лишь временное оцепенение, которое вновь сменяется острым ощущением непоправимой утраты того, что безмерно дорого: «Уж пламя жадные листы твои приемлет... / Минуту!., вспыхнули! пылают - легкий дым, / Виясь, теряется с молением моим».

Подумайте, о чём стихотворение (это будет его темой).

Перед нами горестный монолог лирического героя, где каждое слово дышит неподдельной любовью, где вместе с письмом гибнет и часть души влюблённого.

Какие чувства вызывает стихотворение у читателя?

Мы видим красоту и благородство, искренность и великодушие, которые учат нас умению любить. Ведь любовь – великое чудо, это те высокие минуты в жизни каждого из нас, когда силы души сосредоточены на одном чувстве, несущем одновременно и радость, и огорчение.

Можно множество раз перечитывать стихотворение, чтобы вновь погрузиться в волшебный мир пушкинской лирики. Удивительно красиво выразил поэт глубину своих чувств: чистых, бескорыстных, ничего не требующих взамен. Его строки берут за душу, делая нас не свидетелями, а соучастниками переживаний.

Дополнительные вопросы, которые могут быть рассмотрены при подготовке к сочинению по стихотворению «Сожженное письмо»

    Как меняется настроение по ходу текста?

    Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?

    Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз?

    Какие контрасты вы заметили в стихотворении?

    Какое состояние вызывает у поэта решение сжечь письмо?

    Почему пламя названо «жадным», а пепел и дым «лёгкими»?

    Почему в начале стихотворения душа поэта «ничему не внемлет», А в конце грудь его «стеснилась»?

    Какова композиционная роль открытого финала текста?

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор? Понаблюдайте за тем, какую роль они играют в стихотворении?

(Памятка «Изобразительно-выразительные средства языка. Распечатка на парте)

Памятка

Изобразительно-выразительные средства языка

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов и др.;

Эпитет - художественное определение;

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них

Олицетворение - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

Риторические вопросы, обращения, восклицания - усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

Повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

Антитеза – противопоставление;

Анафора - единоначалия;

Инверсия – расположение слов, нарушающее обычный порядок.

Поэтическая фонетика

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.

Аллитерация – повторение согласных звуков;

Ассонанс – повторение гласных звуков;

Групповая работа

(наблюдение над языковым материалом стихотворения)

Группа 1.Составьте и заполните таблицу «Поэтическая лексика»

Поэтическая

лексика

Примеры

Художественная функция

Метафоры

Олицетворение

Группы слов

(Выбор уч.)

Примерные ответы

Поэтическая

лексика

Примеры

Художественная функция

Жадное, бедная, унылой, горестной.

Помогают понять настроение героя, выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

Метафоры

…как долго не хотела // Рука

Уж пламя жадное листы твои приемлет

Привлекает внимание, позволяет глубже понять чувства героя, передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта.

Олицетворение

Прощай, письмо любви!

Гори, письмо любви.

Ярко рисует картину. Одухотворяет неодушевлённые предметы

Группы слов

Высокая лексика «моление», «провиденье», «свершилось».

Придают речи возвышенное, торжественное звучание.

Группа 2. Составьте и заполните таблицу «Поэтический синтаксис»

Поэтический

синтаксис

Примеры

Художественная функция

Риторические восклицания

Антитеза

Многоточие

Инверсия

Примерные ответы

Поэтический

синтаксис

Примеры

Художественная функция

Риторические восклицания

О приведенье!

Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи. Динамичность, долгие переживания сменяются быстротой действия.

Прощай, прощай.

Как долго, как долго.

Антитеза

Я долго медлил – готов я

Минуту - свершилось

Противопоставление помогает ярче понять суть вещей. Сочетание контрастных понятий сильнее оттеняет значения слов и делает речь более яркой и выразительной

Многоточие

Передаёт бушующие в душе героя и с трудом удерживаемые страсти.

Позволяет читателю догадаться, что остаётся невысказанным. Умолчание снова замедляет действие.

Инверсия

Готов я…

Свершилось…

Подчёркивает действия героя, привлекает внимание читателя к самым важным в смысловом отношении словам.

Дополнительно:

«Как долго медлил я, как долго не хотела». (Синтаксическая анафора. Мы чувствуем напряжённость момента)

«Тёмные свернулися листы» - сгорели. Перифраза.

«Отрада бедная» в груди моей унылой, останься век со мной на горестной груди». Оксюморон говорит о психологическом состоянии героя.

Группа 3. Составьте и заполните таблицу «Поэтическая фонетика»

Поэтическая

фонетика

Примеры

Художественная функция

Аллитерация

Примерные ответы

Поэтическая

фонетика

Примеры

Художественная функция

Аллитерация

Звуки (л), (р).

Если в начале второй части аллитерация «л» показывает медленность, плавность процесса, то в девятом-одиннадцатом стихах повышается частотность звука «р», что еще больше усиливает напряжение и трагизм.

Ученики представляют результаты своих исследований, заполняют таблицу.

Выводы о языке стихотворения .

Язык стихотворения способствует передаче тончайших изменений настроения лирического героя, тоскующего по возлюбленной, с которой он разлучен. Его душа рвется к ней, он мысленно созерцает ее образ и бесконечно страдает, пытается найти слова, чтобы выразить душевную муку.

Выводы о тематике и проблематике стихотворения.

Любовь для Пушкина― предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». В его стихах мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое исследование, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии.

Рефлексия: Акрослово «Письмо»

Задача - "расшифровать" слово, то есть придумать предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй и третье - с третьей и так далее.

"Трудные" буквы (Ъ, Ы, Ь, Й) - игнорируются (пропускаются).

ЭТО НЕ ДОЖЕН быть просто набор слов. Это должно иметь какой-то смысл.

П – Пушкин

И – историю

Сь – страдания

М – мотивированно

О – осмыслил

Домашнее задание : напишите сочинение «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Сожжённое письмо».

"Сожженное письмо" было создано в то время, когда А. С. Пушкин пребывал в ссылке. Автор написал его в 1825 году за достаточно небольшой срок.

Среди литературных специалистов принято считать, что стихотворение посвящено М. С. Воронцовой, с которой поэт был вынужден расстаться. Также имеется известный факт, что осенью от Воронцовой поэтом было получено письмо, которое он впоследствии сжег. Стихотворение было написано спустя немного времени после этого случая.

Произведение большей частью относится к любовной лирике и посвящено авторским чувствам. Тема любви довольно нередко освещается в текстах данного автора. Однако именно в настоящем стихотворении она раскрывается наиболее нетипичным образом.

Основная тема произведения

Сожженное письмо - метафоричный образ любви.

Однако по строкам стихотворения мы не можем судить точно, о чем именно пишет автор: о любви, которая со временем погасла ("сгорела"), или же о чувствах, которые лирический персонаж пытается заглушить, пытаясь намеренно их в себе "сжечь". Если брать во внимание обстоятельства, при которых произведение было создано, то вероятнее второй вариант.

Не только в данном произведении, но и в принципе в литературе, образ письма представляет собой символ "хранения воспоминаний". Оно хранит в себе память о событиях, о теплых или грустных моментах прожитых лет.

Сначала лирический персонаж не может решиться уничтожить письмо, которое так ему дорого. А затем с теплом вспоминает свою возлюбленную.

Идейный и структурный анализ произведения

Текст написан пятистопным ямбом. Смежная рифма и ударение на второй слог задают особую атмосферу сильных эмоций и переживаний.

Текст обладает довольно быстрым темпом, который задает общую эмоциональную атмосферу: буря чувств, горечь и сожадение.

Особый ритм тексту также задают переходы настроения героя: только успокаиваясь, персонаж тут же погружается в страдания. Или, казалось бы окончательно приняв решение, вновь погружается в раздумья о его правильности.

Среди используемых выразительных средств наиболее ярко выделяются следующие:

  • Олицетворения: "жадное пламя", "милый пепел"и др.;
  • Метафоры: письмо, пламя;
  • Эпитеты: "горестная", "унылая";
  • Градация: "вспыхнули" - "пылают" - "дым";
  • Повторы: "как долго".

Также применяет такая фигура речи как инверсия. Например, "как долго медлил я".

Нельзя не упомянуть и об обилии восклицательных знаков и троеточий, которые чередуются. И помимо средства передачи эмоций, выполняют функцию задания дополнительного ритма, где тихие периоды "молчания" контрастируют с сильными чувствами.

В данном поэтическом произведении Пушкина морфологические формы представлены в различных воплощениях, что обогащает общий текстовый состав.

Лексико-семантический состав "Сожженного письма" отличается экспрессивностью и контрастностью. Посредством этого автор в необычной манере усиливает воздействие строк на читателя и придает сказанному дополнительный вес.

Главный посыл произведения

Это стихотворение-прощание: не только послание к любимой, но и обращение к самому себе. Попытка объяснить и пережить свои душевные терзания.

А. С. Пушкин не просто сжигает письмо, он прощается со своей возлюбленной, переживая сильные чувства горечи и утраты. И делится своими терзаниями на бумаге, чтобы легче и быстрее перенести всю боль, которую не может заглушить.

Похожие публикации