Тенденция формирования бюджетного кредита и его роль в экономике российской федерации. Бюджетные кредиты: кому предоставляются, условия Бюджетные кредиты условия предоставления бюджетных кредитов

1. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, в случаях, установленных главой 15 настоящего Кодекса, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, для целей закупки и доставки топлива, муки и других товаров по перечню, утверждаемому нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, в соответствующие субъекты Российской Федерации.

Особенности предоставления Российской Федерацией юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) устанавливаются статьей 93.5 настоящего Кодекса.

Особенности предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и взыскания задолженности по ним устанавливаются статьей 93.6 настоящего Кодекса.

Особенности предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов иностранным государствам, иностранным юридическим лицам устанавливаются главой 15 настоящего Кодекса.

2. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

3. Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ".

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования государственных или муниципальных гарантий публично-правовых образований, поручительств и гарантий юридических лиц, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а также поручительств и гарантий юридических лиц, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита.

Оценка имущества, предоставляемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства осуществляется соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования в установленном ими порядке.

При неспособности заемщика (юридического лица, муниципального образования) обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), способами, предусмотренными настоящим пунктом, бюджетный кредит не предоставляется.

В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением).

4. Уполномоченные в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением.

5. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя органами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, или, по их поручению, уполномоченным лицом (далее - уполномоченное лицо).

Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита, включаемыми в договор о его предоставлении, являются согласие получателя бюджетного кредита на осуществление уполномоченным органом, указанным в пункте 4 настоящей статьи, и органом государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателем бюджетного кредита условий, целей и порядка их предоставления, а также положения об ответственности получателя бюджетного кредита за нарушение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный орган, указанный в пункте 4 настоящей статьи, обеспечивает соблюдение требований к условиям предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление указанных бюджетных кредитов, и договорами о предоставлении бюджетных кредитов.

6. До полного исполнения обязательств по бюджетному кредиту органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченные лица ведут учет основных и обеспечительных обязательств, а также в соответствии с условиями заключенных договоров (соглашений) осуществляют проверку финансового состояния заемщиков, гарантов, поручителей, достаточности суммы предоставленного обеспечения, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.

Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями.

При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.

7. При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных заключенным с ним договором, органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченное лицо принимают меры по принудительному взысканию с заемщика, гаранта или поручителя просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога.

8. Заемщики, гаранты, поручители и залогодатели обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые уполномоченными органами (лицами) в целях реализации ими своих функций и полномочий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами.

9. Если иное не установлено договором, обязанность по возврату бюджетных кредитов считается исполненной со дня совершения Центральным банком Российской Федерации операции по зачислению (учету) денежных средств на единый счет соответствующего бюджета, по внесению платы за пользование ими, а также по внесению штрафов и пеней в случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, на счет, указанный в пункте 1 статьи 40 настоящего Кодекса.

10. Под реструктуризацией обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения.

Условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования соответственно, которыми также определяется порядок проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту.

11. В порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о судопроизводстве, об исполнительном производстве и о несостоятельности (банкротстве), финансовые органы вправе принимать решения о заключении мировых соглашений, устанавливая условия урегулирования задолженности должников по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием способами, предусмотренными законом (решением) о бюджете.

12. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать правила (основания, порядок и условия) списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией юридических лиц, являющихся конечными получателями средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, учитываемой в составе задолженности уполномоченных организаций (кредитных и иных организаций, их правопреемников), осуществлявших предоставление и (или) обеспечивавших возврат средств федерального бюджета на основании заключенных с федеральными органами исполнительной власти договоров, в том числе устанавливать состав документов, необходимых для списания и восстановления в учете указанной задолженности, требования к указанным документам.

Которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 76 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием , на основании договора , заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии , поручительства , залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг , паев в размере не менее 100 % предоставляемого кредита, при этом обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту бюджетный кредит предоставлен быть не может.

Согласно ст. 77 Бюджетного кодекса РФ бюджетные кредиты предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита.

Бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года в объеме, утвержденном федеральным законом о федеральном бюджете. Предоставление бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов из федерального бюджета осуществляется по процентной ставке, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В случае непогашения бюджетных кредитов в установленный срок, остаток непогашенных кредитов погашается за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года. В случае непогашения предоставленных местным бюджетам бюджетных кредитов в установленные сроки остаток непогашенного кредита погашается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта РФ в соответствующем финансовом году, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в местный бюджет.

Бюджетный кредит – этоопределенная форма финансирования бюджетных расходов, предполагающая предоставление денежных средств юридическим лицам или другому бюджету на возмездной и возвратной основах.

Бюджетный кредит выдается юридическим лицам, которые не являются муниципальными или государственными предпринимателями.

Для этого заключается специальный договор с условием, что заемщик обеспечит исполнение обязательств по возврату долга.

Способы обеспечения исполнения обязательств следующие:

  • Поручительства
  • Банковские гарантии
  • Залог имущества (акций, других ценных бумаг, паев в размере 100% от предоставляемой суммы кредита).

Обеспечение по бюджетному кредиту должно обладать высокой ликвидностью.

Условия предоставления бюджетных кредитов

Кроме определения, указанного выше, существует и другое. Бюджетный кредит – этоденьги, которые предоставляются бюджетом другому бюджету системы РФ, юридическому лицу (кроме муниципальных или государственных организаций), иностранному государству или юридическому лицу на возмездной или возвратной основах.

Условием для предоставления такого кредита является предварительная ежедневная проверка финансового состояния кредитуемого. Если заемщик не может обеспечить возврат, то займ ему выдан не будет.

Получатели бюджетного кредита предоставляют отчет об его использовании. Уполномоченные органы могут в любое время действия договора проверить целевое использование средств и самого заемщика.

Бюджетный кредит из федерального бюджета может предоставляться бюджетам субъектов РФ на срок равный одному году. Процентная ставка устанавливается федеральным законом на следующий финансовый год.

Если в срок, определенный заранее, долг не возвращен, то не выплаченный остаток погашается за счет таких средств:

  • Отчислений от федеральных налогов и сборов;
  • Дотаций из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

На срок в 1 год выдается бюджетный кредит и местным бюджетам. Если в установленный срок кредит не возвращен, то остаток погашается за счет:

  • Дотаций местному бюджету из бюджета субъектов России;
  • Отчислений от региональных и федеральных налогов и сборов.

Это форма финансирования бюджетных расходов, при которой предусматривается предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. В соответствии со ст. 76 БК РФ он может предоставляться юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, однако только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Юридическим лицам, которые имеют просроченную задолженность по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе, бюджетный кредит не выдается. Указанный кредит предоставляется на условиях как возвратности, так и воз-мездности.
Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита в соответствии с требованиями БК РФ является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюд-
§ 2. Формы государственного и муниципального долг
даетного кредита финансовым органом (уполномоченным им органом). Эта проверка может производиться и в любое время действия кредита. Цели, на которые предоставляются бюджетные кредиты, условия, порядок и лимиты, а также ограничения по субъектам их использования указываются при утверждении ежегодного закона о бюджете. К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Нарушение устаЛ новленного порядка предоставления бюджетных кредитов является основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетных кредитов. Важно заметить, что возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
Порядок предоставления бюджетных кредитов государственным и муниципальным унитарным предприятиям урегулирован ст. 77 БК РФ. Особенностью их предоставления является то, что бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются указанным субъектам лишь в пределах лимитов, установленных соответствующими бюджетами.
Их получатели обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование в установленные сроки.
Таким образом, бюджетный кредит следует отличать от бюджетной ссуды. Несмотря на то, что она, как и бюджетный кредит, предоставляется за счет средств бюджета, на возвратной основе и может быть возмездной (что, следует отметить, не совсем типично для понятия ссуды), однако предоставляется она только бюджетам на срок не более шести месяцев в пределах финансового года и может быть безвозмездной.
При этом все кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте РФ, и государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, и бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, относятся к внутренним источниками финансирования дефицита федерального бюджета. К внешним источникам относятся: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные РФ. В соответствии со ст. 95 БК РФ источником финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть только внутренние.

К ним могут относиться: государственные займы регионального уровня; соответствующие бюджетные ссуды и бюджетные кредиты; а также кредиты, полученные от кредитных
организаций. Соответствующие источники финансирования дефицита установлены и для местного бюджета. Муниципальные образования, как и субъекты РФ, могут использовать в указанных целях только внутренние источники.
Порядок и цели предоставления бюджетных Ссуд субъектам РФ регламентированы ст. 137 БК РФ. Субъекты РФ имеют право на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов (обусловленных сезонным характером затрат либо поступлений доходов) на срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Порядок предоставления бюджетных ссуд из федерального бюджета определяется Правительством РФ в соответствии с БК РФ и федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Важно заметить, что местному бюджету, наряду с оказанием финансовой помощи из регионального бюджета в различных формах, могут быть также предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета. Порядок и условия их предоставления определяются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с БК РФ и законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.
Самостоятельной формой государственного и муниципального долга являются также договоры о предоставлении Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями государственных и соответственно муниципальных гарантий. Государственной или муниципальной гарантией (ст. 115 БК РФ) признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, ее субъект или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
Законодатель устанавливает обязательность письменной формы указанной гарантии и закрепляет, что несоблюдение такой формы государственной (муниципальной) гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).
§ 2. Формы государственного и муниципального долга 539
В целях укрепления финансовой дисциплины, создания обоснованного механизма предоставления гарантий или поручительств Указом Президента РФ «О предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам» от 23 июля 1997 г. установлено, что гарантии или поручительства Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в федеральный бюджет либо государственные внр-бюджетные фонды1. Гарантия должна содержать помимо сведений о гаранте, включающих его наименование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование), также наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта, и объем обязательств по гарантий. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым она предоставлена. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Однако предусмотренное гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. В случае, когда гарант исполняет обязательство получателя гарантии, он приобретает право требования от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной
(муниципальной) гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Несколько иные правила установлены относительно гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг РФ. Такие гарантии, в отличие от составляющих внутренний долг, могут предусматривать не субсидиарную, а солидарную ответственность гаранта.
Важно заметить, что в соответствии с нормами БК РФ исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.
В Кодексе получили самостоятельное закрепление нормы, регламентирующие особенности предоставления государственных гарантий РФ (ст. 116), а также гарантий субъектов.РФ и муниципальных гарантий (ст. 117). Единым здесь является то, что общая сумма гарантий (соответственно Федерации, субъектов, муници- СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3606.
Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)
пальных образований) должна обязательно включаться в состав государственного и муниципального долга как самостоятельный вид долгового обязательства. Государственные гарантии от имени РФ предоставляются Правительством РФ. При этом Минфин России (либо иной уполномоченный орган) представляет Правительство РФ на всех переговорах и заключает соглашения от имени Правительства РФ о предоставлении государственных гарантий РФ.
Субфедеральные и муниципальные гарантии предоставляются, в отличие от гарантий РФ, не только субъектам РФ, муниципальным образованиям, но и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении гарантии должно быть указано обязательство, которое ею обеспечивается. Государственные гарантии субфедерального уровня предоставляются соответствующим органом исполнительной власти, а муниципальные - уполномоченным органом местного самоуправления.
Последней (пятой) формой государственных федеральных долговых обязательств, указанной в БК РФ, являются соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. И если под пролонгацией долговых обязательств понимают продление срока их действия на тех же условиях, то понятие реструктуризации долга получило правовое закрепление в БК РФ. Реструктуризация долга - это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия их обслуживания и погашения. Сама реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга (ст. 105 БК РФ). Долговые обязательства в данном случае - это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, органы государственной власти или управления и удостоверяющие право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ).
§ 2. Формы государственного и муниципального долга
В случае эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и управления субъектов РФ, краев и областей, городов и регионов регистрация ценных бумаг проводится Минфином России1.
По субфедеральным и муниципальным обязательствам, гарантированным Правительством РФ, материальная ответственность по погашению долга в случае неплатежеспособности эмитентов* возлагается на РФ. В случае отсутствия гарантий ПравительстваЛ. РФ ответственности по указанным долговым обязательствам Федерация не несет. Формы и условия выпуска региональных и муниципальных долговых обязательств устанавливаются самостоятельно соответствующими органами власти. Говоря о других формах государственных обязательств, гарантированных Правительством РФ, следует назвать, например, казначейские векселя, которые появились на территории России в 1994 г.2 В соответствии с Федеральным законом от 11 марта 1997 г. «О переводном и простом векселе»3 были установлены определенные ограничения на выпуск в обращение долговых обязательств в форме векселя. Так, ст. 2 названного Закона установлено, что РФ, субъекты РФ и муниципальные образования имеют право обязываться по векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом. Следует отметить, что указанное положение Закона было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Совет Федерации обратился с запросом в Конституционный Суд, полагая, что, введя эту норму, федеральный законодатель вторгся в компетенцию субъектов РФ и муниципальных образований, ограничив ее необходимостью издания федерального закона. Однако Конституционный Суд РФ отказал в принятии данного запроса, указав в своем определении от 4 декабря 1997 г., что РФ, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-правовой при" См. п. 5 Инструкции «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации» от 3 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями) // Журнал «Закон». 1992. № 12; Российские вести. 1993. 2 дек.; БНА. 1997. №10. С. 63
См.: Основные условия выпуска и обслуживания казначейских векселей 1994 г. Утв. постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. // САПП. 1994. №17. Ст. 1406. 3 СЗ РФ. 1997. №11. Ст. 1238.
Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)
роды не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы. При этом, по смыслу п. 2 ст. 124 ГК РФ, к властвующим субъектам, участвующим в гражданских отношениях, применяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Поэто-; му, закрепив в части второй ст. 2 Федерального закона «О переводном и простом векселе» необходимость принятия специального федерального закона, регулирующего вексельный оборот с участием государства, государственных и муниципальных образований, федеральный законодатель действовал в рамках предоставленной ему Конституцией РФ компетенции1.
Важно отметить, что в РФ и в настоящее время нет закона, который предусматривал бы право субъектов РФ либо муниципальных образований обязываться по простому (переводному) векселю, сущность которого заключается в содержащемся в нем ничем не обусловленном обязательстве векселедателя или иного лица - плательщика выплатить до наступления предусмотренного векселем срока получения взаймы денежные суммы (ст. 815 ГК РФ).
Для привлечения денежных средств государство использовало также выпуск золотых сертификатов (первоначально номиналом по 10 кг, а затем по 1 кг золота на каждый сертификат). При погашении сертификатов их владельцы получали право на соответствующее весовое количество золота2.
Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных - 10 лет.
" См. также постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей» от 4 декабря 2000 г. // Российская газета. 2001. 13 янв. 2 См.: Основные условия продажи золота путем выпуска Минфином РФ золотых сертификатов 1993 г. // Экономика и жизнь. 1993. № 40; постановление Правительства РФ «О генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом» от 27 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3897; Условия эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом, от 28 октября 1998 г. // Российская газета. 1999. 12 янв. § 2. Формы государственного и муниципального долга

Внутренние кредиты. Бюджетные кредиты -- форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК).

В качестве заемщиков при предоставлении бюджетных кредитов могут выступать:

* бюджеты других уровней бюджетной системы РФ;

Унитарные предприятия;

Юридические лица, не являющиеся унитарными предприятиями.

В середине 1990-х годов федеральный бюджет РФ являлся исключительно активным кредитором внутри страны. Средства на возвратной основе в значительных суммах предоставлялись как предприятиям, так и субъектам РФ, в том числе и на поддержку предприятий, функционирующих на их территории.

Предполагалось, что такая форма финансирования, во-первых, будет стимулировать наиболее эффективное и рациональное использование полученных ресурсов, во-вторых, позволит пополнить доходы бюджета за счет получения процентов, в-третьих, позволит снизить расходы бюджета, поскольку заемщики будут стремиться минимизировать свои затраты и тем самым привлекать минимальные суммы бюджетного финансирования, а в-четвертых, по истечении определенного времени полученные кредиты будут возвращены.

Необходимость бюджетного кредитования объяснялась также и тем, что коммерческие банки в основном кредитовали государство. Среди коммерческих предприятий получить дорогой банковский кредит удавалось только высокодоходным торговым организациям.

С начала XXI в. Россия отказывается от широкого использования бюджетных кредитов. С одной стороны, это объясняется тем, что на практике система бюджетного кредитования себя не оправдала. Кредиты своевременно не возвращались, а проценты по ним не уплачивались. С другой стороны, коммерческие банки стали все более активно кредитовать предприятия, ставки по кредитам стали снижаться и необходимость в бюджетных кредитах отпала.

По этим причинам условия бюджетного кредитования начинают ужесточаться, а его объемы и сферы использования свертываться. Вводится требование, по которому бюджетные кредиты юридическими лицами, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, могут быть получены только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния заемщиком. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления определяются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

В настоящее время получателями кредитов, предоставляемых из федерального бюджета, являются в основном бюджеты других уровней, а политика бюджетного кредитования, проводимая РФ, концентрируется на двух базовых направлениях:

Кредиты выделяются преимущественно на покрытие кассовых разрывов;

Предпринимаются существенные шаги по упорядочению просроченной задолженности и ее минимизации.

Внешние государственные кредиты. В соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 122) «Государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором». Такие государственные кредиты формируют внешние активы РФ.

Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

Внешние государственные кредиты и задолженность по ним перед Россией обычно делится на три группы:

1) задолженность иностранных государств (кроме стран СНГ);

2) задолженность стран СНГ;

3) задолженность иностранных коммерческих банков и фирм (перед СССР или РФ).

В 1990-х годах тяжелое финансовое положение не позволяло РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 1970-х -- первой половине 1980-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, говорит объем задолженности иностранных заемщиков, не погашенной до сих пор. На 1 января 2005 г. по кредитам, предоставленным Правительством бывшего СССР и Правительством РФ, России остались должны почти полсотни государств. Среди наиболее крупных должников -- Индия, Куба, Судан, Сирия, Ирак, Афганистан. Среди должников есть Бенин, Бурунди, Гвинея-Бисау, Иордания, Мадагаскар, Марокко, Непал, Республика Сейшельские острова и многие другие. Всего долг иностранных государств по кредитам СССР и РФ составляет в долларовом эквиваленте на 1 января 2005 г. более 83 млрд. долл.

Для облегчения взимания долгов, ведущие страны-кредиторы объединились в Парижский клуб. Клуб был образован в 1956 г., когда представители ряда западноевропейских стран-кредиторов собрались для обсуждения вопроса об урегулировании балансов платежей по их расчетам с Аргентиной. После того как в начале 80-х годов разразился кризис задолженности развивающихся стран, регулярные заседания Парижского клуба стали основной формой согласования кредиторами всех финансовых вопросов, связанных с пересмотром условий погашения официальной задолженности развивающихся стран. Вступление России в члены Парижского клуба (клуба кредиторов) означало новый этап построения ее взаимоотношений с должниками (меморандум о вступлении России был подписан 22 сентября 1997 г.).

При расчетах с должниками РФ использует различные формы погашения долга. В частности, большое распространение получила поставка товаров в счет погашения государственных кредитов, предоставленных СССР и РФ. По товарам, ввозимым в Россию, в этих целях установлены налоговые льготы.

Несмотря на финансовые проблемы РФ продолжала предоставлять кредиты другим государствам. С укреплением финансового положения России объемы кредитования несколько увеличились. В 2006 г. программа предоставления РФ государственных кредите» иностранным государствам, их юридическим лицам предусматривает расходы федерального бюджета в размере 746 млн. долл. Из этой суммы Болгарии предполагается предоставить кредит в размере 3,262 млн. долл., Вьетнаму -- 44,780 млн. долл., Индии -- 422,191 млн. долл., КНР -- 28,290 млн. долл., Кубе -- 147,5 млн. долл.

Субфедеральный государственный кредит. Как и Российская Федерация, субъекты РФ могут вступать в кредитные отношения в качестве заемщиков, кредиторов и гарантов. В количественном отношении преобладает заемная деятельность.

Займы субъектов РФ. Согласно БК РФ (ст. 90) государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования -- займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Совокупность долговых обязательств субъекта РФ образует государственный долг субъекта РФ. Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме (ст. 99 БК):

Кредитных соглашений и договоров;

Государственных займов субъектов РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

Договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;

Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта РФ не могут существовать в иных формах, за исключением перечисленных выше.

Субъекты Федерации получили право заимствовать средства в соответствии с Законом 1993 г. № 4807-1 из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели. Этот же Закон предусматривал, что максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов будет установлен дополнительно. Такая мера вполне оправданна, поскольку опыт развитых стран Запада дает нам многочисленные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако длительное время заемная деятельность территорий в пределах нашего государства законодательно не ограничивалась.

Бюджетный кодекс РФ ввел следующие ограничения.

1. Предельный объем государственного долга субъекта Федерации не должен превышать (точно так же как и муниципального долга) объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы (ст. 107).

2. Предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ не должен превышать 15% объема расходов его бюджета (аналогичные ограничения установлены и для муниципалитетов) (ст. 111).

Если при исполнении бюджета субъекта РФ нарушаются требования, регулирующие предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного долга (ст. 111 БК) и субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, Бюджетный кодекс (ст. 112) допускает применение следующих мер:

Назначение проверки исполнения бюджета субъекта РФ;

Передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ;

Принятие других мер, предусмотренных бюджетным законодательством.

В настоящее время внутренний рынок субфедеральных займов активно развивается. По состоянию на начало 2006 г. в обращении находятся облигации займов субъектов РФ и муниципальных займов на сумму около 130 млрд руб., причем почти 50% регионального рынка составляют обязательства Москвы, т.е. около 50 млрд руб.

Наряду с субъектами РФ размещают займы и муниципалитеты. В частности, в Московской области в обращении находятся займы Клинского, Ногинского и Одинцовского районов. Находятся в обращении займы Ангарска, Барнаула, Волгограда, Казани, Красноярска, Нижнего Новгорода и других городов.

По состоянию на 1 января 2006 г. внешние долги субъектов РФ составляют около 1 млрд долл. При этом ценные бумаги в иностранной валюте отсутствует, а задолженность складывается за счет полученных банковских кредитов.

Субъекты РФ как кредиторы. Субъекты РФ, как и сама РФ, имеют право предоставлять бюджетные кредиты и государственные гарантии и на практике активно этим правом пользуются. Законы о бюджетах большинства субъектов РФ обычно предусматривают предоставление кредитов предприятиям, находящимся на их территориях, а также муниципальным образованиям.

Например, законом Воронежской области об областном бюджете на 2995 г., № 93-03 предусмотрено предоставление бюджетных кредитов:

Предприятиям и организациям, осуществляющим реализацию высокоэффективных проектов, размещаемых на конкурсной основе в рамках «Программы экономического и социального развития Воронежской области на 2002--2006 годы»;

Сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности на сезонное кредитование для закупки отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений и других материальных ресурсов;

Предприятиям и организациям, осуществляющим выполнение областного заказа;

Предприятиям, осуществляющим оказание помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям области в приобретении нефтепродуктов на проведение весенне-полевых и уборочных работ.

Плата за пользование бюджетными кредитами законом о бюджете Воронежской области на 2005 г. установлена в размере одной четвертой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день заключения договора о предоставлении бюджетного кредита.

Законом о бюджете Красноярского края на 2006 г. (закон Красноярского края от 6 декабря 2005 г. № 16-4147) предусмотрено выделение бюджетных кредитов на приобретение горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям края в сумме до 200 ООО тыс. руб. с уплатой процентов за пользование в размере одной пятой ставки рефинансирования Центрального банка, действующей на дату предоставления кредита. Уполномоченным органом по предоставлению кредитов является агентство сельского хозяйства администрации края.

Законом о бюджете Санкт-Петербурга на 2006 г. (закон от 28 ноября 2005 г. № 608-84) бюджетные кредиты предоставляется:

Государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в собственности Санкт-Петербурга, на пополнение временного недостатка собственных оборотных средств, выполнение своих уставных целей и предметов деятельности на срок до конца 2006 г. в пределах лимита в сумме 1285 млн. руб. За пользование бюджетными кредитами взимается плата в размере трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка;

Местным бюджетам на осуществление расходов, связанных с финансированием мероприятий по решению вопросов местного значения в случае поступления в местные бюджеты собственных доходов в объемах меньших расходных потребностей, учтенных при расчете объемов фондов финансовой поддержки. Лимит предоставления кредитов установлен в размере 25 млн. руб. Плата за пользование средствами -- одна десятая действующей ставки рефинансирования Центрального банка.

Законом о бюджете Московской области на 2006 г. предусмотрено предоставление бюджетных кредитов на:

Обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей материальными ресурсами для проведения сезонных работ в сумме, не превышающей 120 млн. руб., с уплатой процентов в размере 1% годовых;

Создание резервного фонда зерна для обеспечения государственных нужд Московской области в соответствии в областной целевой программой «Зерно» в сумме до 122 млн. руб. с уплатой 1% годовых;

Реализацию мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры в Московской области в пределах 500 млн. руб. с уплатой 1% годовых;

Строительство социально значимых объектов для формирования государственной собственности Московской области в сумме до 898,6 млрд. руб. с уплатой 1% годовых;

Реализацию мероприятий по поддержке малого предпринимательства в сумме до 8 млн. руб. с уплатой процентов в размере одной второй ставки рефинансирования Банка России и другие мероприятия.

Похожие публикации