Беседа с детьми ядовитые растения грибы доу. Беседа «Ядовитые растения. Симптомы отравления Бересклетом

Наступило лето, с каждым днем становится все теплее и теплее. Это самое благоприятное время для появления ядовитых грибов и растений. Проблема острых отравлений у детей - одна из наиболее актуальных в летний период. Часто встречаются отравления в возрасте от 1 до 5 лет.

В отличие от взрослых отравления ядовитыми грибами и растениями у детей протекают тяжелее потому что:

1.Все системы органов еще незрелые

2.Низкая устойчивость организма к яду.

3.Характерно более быстрое проникновение яда в организм.

4.Склонность детского организма к токсикозу и эксикозу (обезвоживанию).

Профилактика отравления ядовитыми растениями и грибами состоит в мерах предосторожности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Осторожно: ядовитые грибы и растения»

Цель: сформировать представление ребенка о существовании ядовитых растений и грибов;

познакомить с растениями нашего участка;

Научить различать ядовитые растения и грибы, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться;

воспитывать бережное отношение ко всем грибам и растениям.

Материал: Игра «Распутай путаницу», «Гербарий».

Ход беседы:

Игра «Распутай путаницу»

На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.

Можно показать детям на картинке ребенка, который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.

Беседа

Спросить у детей, какие растения на участке нашего д/с им знакомы.

Обсудить с детьми, какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки. Обсудить с детьми, чем может быть опасно растение или гриб.

У некоторых детей есть привычка- покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью

Но любые грибы, как растения и животные, нуждаются в бережном отношении человека, в охране.

Рассматривание гербария, плакатов и энциклопедий

Обыгрывание проблемной ситуации

Нашел большой, красивый гриб, что с ним делать?

Запомнить ПРАВИЛА:

Лучшее средство защиты от ядовитых растений- не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

Сбор грибов- увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке д/сада.

Запомните- грибы в городе, даже если они и съедобные, опасны. Они содержат много нитратов, поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб на участке д/сада- не трогайте его, а покажите воспитателю, родителям.

Если вы все- таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть руки с мылом.


Нина Шимберева

Цель :

Ознакомление детей с грибами (как выглядят, каковы их свойства и чем отличаются, уточнение условий необходимых для роста и развития грибов , польза и значение грибов в жизни человека и животных, обогащение словарного запаса.

Задачи :

1. формировать бережное отношение к природе;

2. продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и месте их произрастания;

3. учить быть осторожными с неизвестными объектами, воспитывать бережное отношение к природе;

4. учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям;

5. учить детей правильно называть предметы, их качества, цвет, называть величину (большой- маленький, учить образовывать существительные с помощью суффиксов;

6. закрепить представление о понятиях «грибы » ;

Cтих :

Под березой, под осиной,

Он такой всегда красивый.

И лисичка, и сморчок,

Гриб торчит , как пятачок.

Шляпка, ножка, все мы знаем,

Гриб найдем , не потеряем.

Можем жарить, посолить,

Вкусом маму удивить.

Беседа и просмотр картинок с грибами и ягодами :

Вопросы :

Воспитатель :

«Какие грибы вы знаете

Волнушки, грузди, сыроежки, боровики (белые грибы , подосиновики, подберезовики, грузди. маслята, лисички, рыжики

Воспитатель :

«Где растут грибы

Дети : в лесу

Воспитатель :

Но у грибов есть не только имя как у нас, у них есть еще что-то очень интересное!

Мы живем в городах и домах, и у нас есть адрес. Спросите у ребенка, в каком городе он живет и какой у него адрес? Зачем нужно знать свой адрес наизусть?

Если к Вам приходили посылки или бандероли, письма - то покажите ни них, где написан адрес. Зачем на них написали адрес?

Оказывается, и у грибов есть… свой адрес ! По этому адресу гриб всегда можно найти . Но этот «грибной адрес » знают не все, а только самые - самые внимательные к природе люди.

Сейчас мы с вами постараемся этот адрес отгадать!

каждый гриб «любит» своё дерево и свой лес и живет только по своему адресу.

Например, что мы можем найти под сосной? Конечно же, маслят или белые грибы - боровики .

Боровик - это царь среди всех грибов . Ножка у них толстая - как картофелина. Шляпка коричневая, мякоть белая, крепкая, вкусная. Белые грибы - боровики - и сушат, и варят, и жарят. Адрес этих грибов : «сосновый бор» . Там их можно найти.

А под березой, на лужайках и на скошенных полянах - подберезовики. Подберезовики по одному обычно не растут. Рядом с одним всегда другой растет.

Под осинами - подосиновики.

На пнях живут и растут опята.

В сосновых и еловых лесах много маслят с блестящими шляпками.

А где живут грибы лисички - дружные сестрички, которые всегда растут рядом друг с другом семейками? В смешанных лесах.

Рыжики любят хвойные леса - ельники и сосняки.

Интересное об «адресе» грибов : к осени грибы немного меняют свой «адрес» , то есть переезжают. Правда, переезжают совсем недалеко - на более теплое место. Если раньше летом в июле - начале августа они жались к деревьям и часто росли с северной более прохладной стороны, то сейчас их можно найти на открытой полянке, дорожке, у просек. Там, где тепло и солнечно.

«Зачем грибы и ягоды в лесу » -они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям, которые растут рядом с ними в лесу : Грибы - настоящие друзья деревьев!

«Что мы знаем о ядовитых грибах и ягодах

Есть грибы съедобные , а есть ядовитые. Поэтому в лесу детям нужно обязательно спрашивать взрослых, можно ли взять в руки найденный в лесу или в парке гриб . Если не знаешь гриба , то лучше его оставить в лесу и не брать.

«Что такое безопасность в лесу?»

Не ходите в лес одни, только со взрослыми;

Возьмите с собой телефон для связи с родственниками;

Вернуться из леса нужно до наступления темноты;

Не уходите вглубь леса;

Не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;

Запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;

Не сжигайте высохшую траву или листья;

Не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;

Не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;

- нельзя шуметь в лесу : кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;

Не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;

Пальчиковая гимнастика "Грибы " «Этот пальчик»

этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел ,

этот пальчик чистить стал, это пальчик жарить стал,

этот пальчик все съел, оттого и потолстел.

(Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

«По грибы »

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем мы грибы искать .

Первый гриб- боровик , Полезай в лукошко!

Подосиновик стоит

На высокой ножке.

Подберезовик нашли,

Под березой прямо.

И масленок прячется, Вот какой упрямый!

(Дети поочередно массируют пальцы рук)

Прогулка по нашему лесу на территории детского с ада








Игровое упражнение.

«Грибники »

Воспитатель говорит : «Сейчас олин из вас будет грибником , а остальные грибами . Каждый гриб найдет себе место в лесу, а грибни внимательно посмотрит и запомнит. После этого грибник и грибы танцуют , когда музыка закончится, грибник отвернется , а грибы займут свое место . Затем грибник проверит , правильно ли сели грибы .

Игра малой подвижности

«А мы по лесу шли»

А мы по лесу шли,

Под кустом грибки нашли

Боровик, моховики, подберезовики

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
НА ТЕМУ «ГРИБЫ»
Грибы
Наступил очередной грибной сезон. Из укромных мест извлечены корзины и
походная одежда.
Сбор грибов – занятие, таящее в себе определённый риск. Увы, отравление
грибами не столь уж редки.

Кто не слышал о чрезвычайной ядовитости бледной поганки? И всё же этот
гриб, маскируясь то под шампиньон, то под сыроежку, нет­нет, да и попадёт к
неопытному грибнику.
В один из летних дней пятилетняя девочка, отправившись на прогулку в лес
со своей двенадцатилетней сестрой, нашла гриб и попробовала его. Через
несколько часов у неё началась тошнота, рвота. Её срочно госпитализировали.
В больнице сделали промывание желудка и кишечника. После этого
самочувствие девочки стало настолько хорошим, что родители вопреки
советам врача поспешили забрать её из клиники. А спустя несколько часов
состояние ребёнка ухудшилось, и вскоре девочка умерла. Как было
установлено, причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.
Именно так в большинстве случаев и происходит отравление детей, когда их
оставляют без должного присмотра.
Бледная поганка уже давно снискала себе дурную славу своей ядовитостью.
Каждый год из­за неё страдают во всём мире сотни людей, многие из них
погибают. Столь высокая смертность объясняется не только сильным
действием яда, входящего в состав этих грибов, но и его необычными
свойствами. Основную роль в механизме отравления бледной поганкой играет
аманитотоксин. 25­30миллиграммов этого яда, содержащегося в одном грибе
бледной поганки, вполне достаточно, чтобы вызвать смертельное отравление.
Кроме того, аманитотоксин совершенно не растворяется в воде, сохраняет
свою ядовитость даже после 20­минутного кипячения. А, попав в организм, яд
даёт знать о себе не сразу, а несколько часов спустя. Когда появляются
признаки отравления, то спасать человека уже трудно: токсин гриба,
проникший в кровь, удалить из организма сложно. Поэтому лечение не всегда
даёт надёжные результаты.
Каковы же симптомы отравления? Чаще всего возникают они через 6­12 часов
после употребления грибов. Это – обильное слюнотечение, сильные
коликообразные боли в животе, неукротимая рвота, расстройство кишечника.
Из­за большой потери жидкости у пострадавшего развивается мучительная
жажда. Сильные боли в печени сопровождаются быстрым развитием желтухи.
Нередко возникают судороги, затруднённое дыхание, лицо принимает
синеватый оттенок. С каждым часом больной слабеет, впадает в забытье. А
через день­два может наступить трагическая развязка.
Чтобы избежать опасной встречи с ядовитыми грибами, нужно знать
отличительные признаки грибов. Некоторые люди всерьёз думают, что
ядовитые грибы как­то сигнализируют о своей ядовитости: неприятным
запахом или вкусом, тем, что их не трогают черви и улитки. Как это ни

печально, но подобные взгляды – опасное заблуждение. Отравившиеся,
например, бледной поганкой нередко с большой похвалой отзывались о её
вкусе, а запах её очень напоминает запах шампиньонов. Чем же тогда
отличается этот гриб от шампиньона? Бледная поганка на нижней части
ножки всегда имеет клубневидное вздутие, покрытое пленчатым чехлом. В
верхней части ножки – пленчатое кольцо белого, зеленоватого или бледно­
жёлтого цвета. Пластинки на нижней поверхности шляпки частые, белые, не
меняющие своей окраски. В то же время у шампиньона эти пластинки – от
бледно­розового до тёмно­бурого тонов, кольца, клубневидные утолщения на
ножке и плёнки отсутствуют. Что же касается сыроежек, то главное отличие
то же: у этого гриба нет клубневидного вздутия с пленчатым чехлом и кольца
на ножке, характерных для бледной поганки.
Доскональное знание "портрета" бледной поганки позволит избежать опасных
последствий. Разумеется, малыши не в состоянии всё это запомнить, поэтому
за ними нужен, как говорится, глаз да глаз.
На первый взгляд разговор об отравлении мухоморами представляет лишь
теоретический интерес: мухомор, особенно красный, трудно спутать с каким­
нибудь съедобным грибом. И всё­таки даже красным мухоморов отравляются.
А ведь существуют ещё серо­розовый и пантерный мухоморы, которые куда
более скромны по виду.
И всё же отравления мухоморами крайне редки. Ядовитость мухоморов
сильно преувеличена. Смертельные отравления очень редки и случаются лишь
при поедании большого количества мухоморов. Объясняется это просто. Яд
мухоморов оказывает только функциональное действие на нервную систему
пострадавшего и не вызывает повреждения внутренних органов.
Химический состав яда мухоморов и механизм его действия на организм
человека сейчас хорошо изучены. Основное ядовитое начало мухоморов –
мускарин. Несмотря на название ("муска" ­ в переводе с греческого "муха"),
мускарин совершенно безопасен для насекомых, но зато очень вреден для
человека. 3­5 миллиграммов этого яда способны убить отравившегося.
Принято считать, что такое количество мускарина содержится в 3 или 4
мухоморах.
Своим названием мухомор обязан другим веществам, которые действительно
убивают мух. Называются они токсоальбуминами.
Симптомы отравления красным мухомором обычно развиваются спустя 30­40
минут 9реже через 1­2 часа). Пострадавший обычно потеет, у него начинается
слюнотечение, расстройство кишечника с болями в животе, сужаются зрачки,
замедляется сердцебиение, падает артериальное давление, наступает удушье.

Если же человек съел пантерный мухомор, расстройство центральной нервной
системы выявляется более резко.
Наиболее тяжело отравление мухомором протекает у детей. Приведём
довольно характерный по обстоятельствам пример.
В одной из сибирских деревень два мальчика в возрасте трёх и четырёх лет
съели сушёные красные мухоморы, которые родители берегли для
приготовления отравы для мух. Спустя полчаса у обоих ребят развилась
рвота и расстройство кишечника, затем возникло обильное потоотделение и
слюнотечение. К вечеру появились судороги, пульс стал плохо
прощупываться, оба ребёнка потеряли сознание.
К счастью, медицинская помощь подоспела вовремя, и всё закончилось
благополучно. Уже на пятый день дети совершенно здоровыми были выписаны
из стационара.
А эта история произошла в одном из дачных посёлков. Девочка трёх лет,
гуляя по опушке леса рядом с домом. Нашла красный мухомор и решила
попробовать его. К счастью, как потом выяснилось, она съела лишь часть
гриба. Поэтому развилось не тяжёлое отравление. Однако девочку пришлось
поместить в больницу.
Как видите, и в том и в другом случае виноваты родители, оставившие без
присмотра маленьких детей. А ведь такая беспечность и неосторожность со
стороны взрослых могла стоить жизни ребятам! Взрослые обязаны всячески
стремиться оградить детей от нежелательных встреч. С этой целью
необходимо организовать на протяжении всего летнего периода повсеместный
утренний просмотр лужаек, мест прогулок и игр детей в учреждениях и на
дачах, с тем, чтобы своевременно удалить замеченные ядовитые растения и
грибы. В период лесных прогулок родители, воспитатели и другие взрослые
должны осуществлять строжайший надзор со всеми детьми и особенно за
теми, кто собирает цветы, грибы и травы, пробует их. Не следует так же
забывать о тщательном контроле за использованием в пищу грибов, собранных
более старшими детьми.
Чтобы проводить эти мероприятия, и родители, и работники детских
учреждений должны сами хорошо знать существо данного вопроса. Нелишне
также запастись специальной литературой, красочными таблицами, буклетами
и плакатами. Как говорится, всякий гриб в руки берут, да не всякий – в
кузовок кладут. Каждый взрослый. Которому доверено здоровье детей,
должен хорошо знать, какой гриб взять, а какой выбросить.

Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно
собирать только те, которые вы хорошо знаете.
Здоровье, и даже жизнь отравившегося грибами во многом зависят от того,
насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Следует помнить,
что при любом отравлении грибами, пусть даже на первый взгляд не тяжёлый,
необходимо немедленно обращаться к врачу. Но и до прихода врача нужно
действовать быстро и решительно. При отравлении любым из ядовитых грибов
следует постараться вывести ядовитые вещества из организма: принять
слабительное, промыть желудок раствором марганцовокислого калия.
Пострадавший ребёнок должен находиться в постели, ему вредно ходить и
сидеть.
Любое отравление грибами сопровождает рвота и расстройство кишечника,
вызывающие обезвоживание организма и мучительную жажду. Чтобы
облегчить состояние больного ребёнка, нужно давать ему холодную, слегка
подсоленную воду, холодный чай, кофе, молоко.
Лечат отравление грибами, как правило, только в больницах. Чтобы врачу
легче было разобраться в причинах отравления, остатки грибов следует
сохранить для исследования в лаборатории

Цель: учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; закрепить умение различать грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

Ход игры:

Старичок - Лесовичок: Здравствуйте ребятишки! Пришёл я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

Игра «Доскажи словечко» (сопровождается показом картинок)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Словно в масле их головки

И укрыться могут ловко.

Очень славные ребята -

Золотистые... (Маслята).

Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

Посмотри, какой хороший!

Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок -

Он в лесу не новичок! (Мухомор)

В бледной шляпке с тонкой ножкой,

Класть нельзя его в лукошко.

Гриб опасный, гриб обманка,

Это бледная …(поганка).

Съедобные грибы мы соберём, а ядовитые оставим в лесу. Но запомните, ребята: грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в моём лесу нужны. А кто в лесу питается грибами? Правильно, то белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся.

Игра «Собери грибы в корзинку»

Дети собирают грибы в две корзинки: с картинкой «мухомора» - ядовитые, а в корзинку с картинкой «белого гриба» - съедобные.

Старичок - Лесовичок. Ребята, скажите, можно ли есть грибы сырыми? Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть (ответы детей). Сбор грибов - занятие увлекательное, но таящее большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из - за отравления грибами, иногда бывают даже смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте ещё раз хорошо запомним ядовитые грибы. (рассматривают картинки).

Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в огороде, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в огороде, даже если они съедобные, опасны, потому что содержат много вредных веществ. Поэтому, встретив грибы в огороде, растопчите его или покажите взрослым.

В моём лесу растут не только грибы, но и ягоды. Какие вы знаете лесные ягоды? В ягодах много витаминов и других полезных веществ. Врачи уверены: чем больше человек ест ягод, тем меньше он болеет. Но будьте осторожны - в лесу есть и ядовитые ягоды.

Игра «Четвёртый лишний»

Называют и показывают ядовитые ягоды.

Если случилось, что ты вдруг съел незнакомую ягоду, скорее скажи об этом взрослым. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать «скорую помощь».

А сейчас присаживайтесь на полянку и посмотрим спектакль, который называется «Осторожно, ядовито!» (на фланелиграфе)

На полянке появляются зверята.

Зайка: Куда это ты торопишься, лисенок?

Лисёнок: На полянку, где растут заячьи уши!

Зайка: Ка-а-к? Разве могут в лесу расти мои уши?

Лисёнок: Так вот посмотри, заячьи уши!

Зайка: Ха-ха-ха! Разве это уши? Это настоящий лесной ландыш!

Лисёнок: Но его ещё называют заячьими ушами. Посмотри, у каждого растения по два длинных листа, как твои уши.

Старичок -Лесовичок: Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту самую полянку. Но вместо цветков на стебельках у ландыша висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.

Лисёнок: Брось! Ягоды ландыша ядовиты, ими можно отравиться. Пусть лучше опадут, из них вырастут новые ландыши.

Старичок - Лесовичок: Ребята, ландыш занесен в Красную книгу, потому что это растение исчезает. А как мы можем охранять ландыш?

Дети: Не рвать букеты, любоваться ими в лесу.

Старичок - Лесовичок: Ребята, вы узнали, что в лесу даже самые красивые растения и ягоды могут быть ядовитыми. Надо об этом помнить. Послушайте, о чём дальше говорили звери на полянке.

Лисёнок: Зайка, а ты видел, как интересно растёт вороний глаз?

Ворона: Ка-ар-р! Лисёнок, ты думаешь, что мои глаза растут? Они у меня уже несколько лет одинаковые!

Лисёнок: Нет ваш глаз не растёт, тётушка Ворона, а растение такое -вороний глаз. Пойдёмте покажу. (Лисёнок показывает на растение)

Ворона: Кар! Это растение и правда похоже на мои чёрные глаза!

Зайка: Растение красивое, но очень ядовитое. Ни стебли, ни листья, ни ягоды есть нельзя.

Старичок - Лесовичок: Ребята, вы запомнили какие растения съедобные, а какие - несъедобные? Теперь вы сможете собрать полные корзины грибов и ягод.

Похожие публикации