Конспект урока по литературному чтению (3 кл): Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик – годовик». Педразвитие Упражнение и на постановку дыхания перед чтением

В. Даль "Старик- годовик".

Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик- годовик первый раз- полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик- годовик второй раз- и полетела вторая тройка. Снег сталя таять, на полях показались цветы.

Махнул старик- годовик третий раз- полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик- годовик четвёртый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая- чёрная.

Махнёт птица раз- станет светлым- светло, махнёт другой- станет темным- темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика- годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая- чёрная?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица к стихотворению В.Степанова "Снегурочка".

У Снегурочки с утра новогодних дел гора.Надо снежной бахромой ей украсить лес родной.Для зверят пирог испечь и фонарики зажечь.А потом на праздник к детям в золотой лететь карете....

Мнемотаблица к стихотворению В. Руденко "Мужской праздник".

Мужской праздникЯ с утра спросила маму (Я вчера спросил у мамы):- Что за праздник к нам пришел,Почему все суетятся,Праздничный готовят стол?Папа в новенькой рубашке,Дед надел все ордена,Ты вчера возле...

Мнемотаблица к стихотворению В. Берестова "Дракон"

Валентин БЕРЕСТОВ ДРАКОН В дверь диетической столовой Вошел дракон семиголовый. Он хором «Здравствуйте!» сказал И, улыбаясь, заказал: - Для этой головы, Пожалуйста, ...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Родился 22 ноября 1801 г. в Луганске (Украина) в семье врача. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, окончил медицинский факультет Дерптского (Тартуского) университета и, как и большинство дворян XIX в., посвятил себя поначалу государственной службе. В 1834-1839 гг. сказки «Были и небылицы» печатались в журнале «Библиотека для чтения»; часть сказок он написал и в 40-х гг. Сборник пословиц (он содержит около 30 тыс. пословиц и поговорок) и словарь Даль составлял в течение многих лет, эти труды были готовы к печати ещё в 50-х гг. За последнюю работу в 1863 г. автор был удостоен звания почётного академика Петербургской академии наук. Владимир Иванович Даль

Исследовательская работа по сказке –загадке В.Даля «Старик-годовик» Выполнила: Ондар Амата ученица 3 «б» класса МБОУ СОШ с. Эрзин, руководитель ПРОЕКТА: учитель русского языка и литературы Ондар Г. О

Цель исследования: ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ В СКАЗКЕ «Старик-годовик»

Гипотеза исследования: Процесс работы над загадкой будет успешным, если мы научимся отгадывать загадки и самостоятельно их придумывать.

6 Старик- ГОД овик Зима Весна Лето Осень декабрь март июнь сентябрь январь апрель июль октябрь февраль май август ноябрь

27.02.2017 7 Старик- ГОД овик

Старик годовик Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Вторая загадка Что за птицы вылетели из рукава старика – годовика?

Птицам зимой холодно и голодно.

Махнул старик – годовик второй раз, и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Третья загадка. Какие четыре крыла у каждой Птицы?

Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Какие семь п ерьев в каждом крыле? Четвёртая загадка

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и поле- тели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

В чём главная идея сказки? Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна…Наступает день, ночь…

http://www.baby-news.net/paint3/paint4033.html http://copypast.ru/2011/08/18/forfriend-1-serija_alfavit_c.html http://www.liveinternet.ru/users/jelly77/rubric/1279527/ http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/gramota/bukvi_podskazki/ http://www.free-lancers.net/users/gipatia/projects/20480/ http://animo2.ucoz.ru/photo/ http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-javlenija-prirody/zagadki-pro-yeho.html

20 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.

Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и разных видах заимствований из английского языка в немецкий, список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....

Исследовательская работа ученицы 6 класса по изучению экосистемы города Набережные Челны

Ученица 6 класса Махмуриева К. изучила качество воды, контролируемой ООО Челнывождоканал в г. Набережные Челны и выяснила, что - питьевая вода по всем показателям соответствует СанПиНу....

Старик-годовик

Владимир Даль
Старик-годовик (сказка-загадка)

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?

Урок русской грамоты

1 класс

В. Н. КОВАЛЕНКО

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОСШ№3

Г. ТАЛГАР

Тема: В. И. Даль «Старик-годовик» (Сказка-загадка)

Задачи: познакомить учащихся со сказкой-загадкой «Старик-годовик»; формировать у учащихся временные представления; создавать условия для развития речи, памяти, навыков чтения; учить работать с текстом, выражать свои мысли вслух, уметь слушать других; воспитывать любознательность, внимательное и бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет писателя, картинки «Времена года», аудиозапись текста, карточки.

Ход урока

    Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Со сказками все дружат –

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут

О том, что может было,

А может быть, и нет.

Ребята, а вы любите сказки?

    Сообщение темы урока

Сегодня мы прочитаем не просто сказку, а сказку-загадку Владимира Ивановича Даля – великого русского писателя. Мы не только прочитаем эту интересную сказку-загадку, а постараемся понять замысел автора и отгадать её.

    Рассказ о Владимире Ивановиче Дале

Посмотрите внимательно на портрет В. И. Даля и послушайте рассказ о писателе. (Рассказывают заранее подготовленные дети.)

1. Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века. Он был военным инженером, великолепным хирургом. Даль был другом А. С. Пушкина.

2. Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова. 53 года Даль занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка. «Живаго» так называл его сам Владимир Иванович. Этот словарь помогает нам в овладении русским языком.

3. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

Что узнали о В. Дале?

Прочитаем произведение и подумаем, почему сам В. И. Даль определил жанр своего произведения как сказка-загадка?

    Изучение нового материала

Попробуйте предположить, о чём будет это произведение? Подтвердятся ли эти предположения, вы узнаете после прослушивания и работы над текстом.

1. Слушание текста (аудиозапись)

Кто главный герой этого произведения?

Подтвердились ли ваши предположения?

2. Чтение по абзацам учениками.

- Прочитайте первый абзац.

Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика первый раз? (Три зимних месяца.)

Назовите зимние месяцы по порядку.

Что произошло в природе?

Как догадались, что речь идёт о зиме? (Стало холодно, пошёл снег.)

Это первая загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте второй абзац и разгадайте его секрет.

Назовите вторую тройку птиц. (Весенние месяцы.)

Что произошло в природе с прилётом этих птиц?

Найдите в тексте признаки весны. (Снег стал таять, на полях показались цветы.)

Перечислите названия весенних месяцев.

Это вторая загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет.

Какая третья тройка птиц прилетела? (Летние месяцы.)

Перечислите названия летних месяцев.

Что принесли эти птицы?

Докажите словами текста, что говорится о лете. (Стало жарко. Люди стали убирать рожь.)

Это третья загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте четвёртый абзац и разгадайте его секрет.

Какая же последняя тройка вылетела из рукава старика-годовика? (Осенние месяцы.)

Какие изменения произошли в природе с прилётом этих птиц? (Подул холодный ветер, пошёл дождь, залегли туманы.)

Это четвёртая загадка, которую мы отгадали.

Сколько раз махал рукавом старик-годовик? (Старик-годовик махал четыре раза.)

Почему он махал только четыре раза? (Четыре раза символизируют 4 времени года.)

Сколько же всего птиц выпустил старик-годовик? (12 птиц – это 12 месяцев.)

3. Физминутка

Игра «Бывает – не бывает»

Хлопайте, если бывает, топайте, если не бывает.

Зимой: снегопад, метель, гроза, гололёд, мороз.

Весной: капель, ледоход, ветер, вьюга, листопад.

Летом: жара, радуга, вьюга, град, гром, молния.

Осенью: листопад, дождь, туман, иней.

4. Продолжение работы над текстом

Прочитайте последний абзац.

Сколько крыльев было у каждой птицы? (Четыре крыла у каждой птицы – это четыре недели. В каждом крыле по семь перьев – это дни недели.)

Перечислите названия дней недели.

Что это значит, что у каждого пера одна половина бела, а другая – чёрная? (Белая половина пера – день, чёрная – ночь.)

Итак, мы отгадали пятую загадку.

5. Определение темы и идеи текста

А в чём же заключается главная загадка Даля? Кто же такой старик-годовик? (Это год.)

В чём волшебство (сказочность) этого произведения? (В жизни не бывает такого старика-годовика.)

Как вы думаете, что Даль хотел донести до читателя?

Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна… Наступает день, ночь…

Мы с вами тоже являемся частью природы. И наша задача – сохранить природу, бережно к ней относиться.

6. Закрепление

Старик-годовик приготовил для вас задание, он хочет посмотреть, какие вы внимательные.

Перед вами лежат карточки с названиями времён года и названиями месяцев. Соотнесите времена года и названия месяцев.

Имя учащегося:

ЗИМА

май

декабрь

ноябрь

июнь

сентябрь

август

февраль

март

январь

апрель

июль

октябрь

ВЕСНА

ОСЕНЬ

ЛЕТО

Прочитайте описание времён года. Найдите предложения, которые не относятся к данному времени года.

Зима

    Морозы сковали землю.

    Замёрзли реки и озёра.

    Везде лежит белый пушистый снег.

    На деревьях набухают почки.

    В лесу зацветают подснежники.

    Тяжело животным в зимнюю стужу.

    Птицы летят ближе к жилью.

    Стоят морозные дни.

Весна

    Застучала за окошком звонкая капель.

    Потеплел воздух, потемнел и осел снег.

    На кустах и деревьях пожелтела листва.

    Птицы возвращаются на родину.

    На берёзах надулись клейкие почки.

    Плывут по реке льдины.

    Журчат шумные ручьи.

Лето

    Наступило жаркое лето.

    Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде.

    Поспела в лесу земляника.

    Ягоды усыпали все лесные полянки.

    На реке треснул лёд.

    В июле на лугу идёт сенокос.

    Трава выросла высокая, высокая.

    Хлопья снега падают на деревья и кусты.

    Птицы начинают вить гнезда.

Осень

    Трава пожелтела и завяла.

    Птицы тронулись на юг.

    Льют холодные дожди.

    С огородов и полей убрали последние овощи.

    Весело распевают птицы.

    Над цветами жужжат пчёлы.

    Ветер шуршит сухими листьями.

Проверяем вашу работу.

    Домашнее задание

Отгадать загадки о временах года и месяцах.

    Итог урока

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

В чём же секрет этого произведения? (Произведение может одновременно являться и сказкой, и загадкой.)

Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Вы меня очень порадовали.

Загадки о временах года

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня… (Зима)

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла… (Весна)

Зеленеют луга,

В небе – радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться… (Лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек,

Я… (Осень)

Загадки о месяцах

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано… (Январь)

После брата января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга. (Февраль)

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц… (Март)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге.

В небе жаворонка трель –

В гости к нам пришёл… (Апрель)

Зеленеет даль полей.

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Расцвели в саду пионы,

В землянике – горок склоны.

Ветерок, прохладой дунь,

Чтоб не жарким был… (Июнь)

Солнце обжигается,

От жары все маются,

Что за месяц это

В середине лета? (Июль)

Этот летний месяц жаркий

Дарит всем свои подарки:

Сливы, яблоки и груши.

Фрукты варим, фрукты сушим.

Он – последний месяц лета,

Осень рядом, близко где-то. (Август)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Цель урока: развитие у учащихся умения организовывать личную познавательную деятельность в поисках путей решения поставленных задач.

Задачи:

  1. Уточнение и систематизация знаний о глаголе как части речи на материале сказки В.И. Даля «Старик-годовик»
  2. Формирование умения распознавать глаголы в устной и письменной речи.
  3. Активизация словаря учащихся.
  4. Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами родного языка.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.
  • Познавательные: самостоятельный поиск решения поставленной учебной задачи. Развитие умений и навыков понимания литературного текста.
  • Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе.
  • Личностные: нравственно-эстетическая ориентация в окружающем мире.

Информационно-методическое обеспечение: портрет В.И. Даля, сказка «Старик-годовик», иллюстрации с изображением старика-годовика и сказочных птиц, тексты пословиц В. И. Даля, конверты, клей, выставка книг, связанная с творчеством В.И. Даля (иллюстративный материал к уроку по сказке В.И. Даля взят из сборника произведений писателя).

1. Постановка учебной задачи

Учитель: Ребята, сегодня на уроке русского языка мы повторим и обобщим пройденный материал по теме «Глагол» вместе с В.И. Далем /На доске портрет писателя./ Что вы знаете об этом знаменитом человеке?

Рисунок 1

Учитель обобщает ответы учеников: Да, ребята, В. И. Даль всю свою жизнь собирал и записывал слова, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, песни, игры и сказки русского народа. Сегодня наша работа будет строиться с опорой на сказку-загадку писателя «Старик-годовик». Сначала послушайте сказку и ответьте на вопросы.

Ученики слушают сказку.

Старик-годовик

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

Учитель /после чтения/:

– Вам понравилась сказка?

– Что необычного в этой сказке?

– Сколько раз махал рукавом старик-годовик, и как изменялась при этом окружающая действительность? (Четыре раза. Каждый взмах рукавом – смена времени года. Зима. Весна. Лето. Осень.)

– Какое количество птиц он выпускал каждый раз и что это были за птицы? (Три птицы одновременно. В каждом времени года по три месяца.)

– Сколько месяцев в году? (12)

– Что означает количество крыльев у птиц, равное четырём? (4 недели в месяце)

– Что за семь перьев в каждом крыле? (Семь дней в неделе)

– Что значит у каждого крыла одна половина белая, а другая чёрная? (День и ночь)

– Как вы думаете, зачем В. И. Даль рассказал нам такую сказку?

Учитель обобщает ответы учеников: Итак, с вопросами сказки-загадки вы справились. А сейчас мы приступим к выполнению заданий старика-годовика по русскому языку. (На доске появляется иллюстрация с изображением сказочного героя).

Рисунок 2

2. Чистописание

Учитель: Наш старик-годовик тоже будет выпускать сказочных птиц. Каждое птица – новое задание. Приступим к их выполнению. Первая птица принесла вам задание к минутке чистописания.

Рисунок 3

повеял холод полетела

Учитель просит учеников написать одну строку маленькую (строчную) букву «л», а потом слова.

Учитель: Какую связь имеет согласная буква «л» с темой «Глагол»? (Это суффикс глаголов прошедшего времени). Найдите среди написанных вами слов глаголы прошедшего времени, обозначьте в них суффикс «л». Какое здесь лишнее слово? Почему? (Холод – это слово – имя существительное).

3. Проверка умения отличать глаголы от других частей речи

Учитель: Выпустил старик-годовик новую птицу, и она просит вас найти глаголы в тексте.

Рисунок 4

На столах у вас текст сказки. Посчитайте, сколько абзацев в тексте (5). Прочитайте первый абзац, найдите в нём все глаголы, кроме глаголов неопределённой формы и выпишите их в тетрадь в столбик. Свой выбор вы можете обсудить в парах.

Ученики самостоятельно выполняют задание, выписывая глаголы.

/Глаголы: вышел, стал, махнул, полетел, повеял./

Учитель: Сколько выписали глаголов? (5) Определите время, число и, если необходимо, род глаголов. Работаем «по цепочке», комментируя свои действия вслух.

Образец: вышел – пр. в., м.р. ед. ч., стал – пр. в., м.р. ед. ч. и т. д.

4. Физкультминутка.

5. Проверка умения ставить глаголы в неопределённую форму.

Учитель: У новой птицы следующее задание.

Рисунок 5

А теперь вы должны выписанные вами глаголы поставить в неопределённую форму и выделить в них суффиксы. На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

/Вопросы записываются на доске, ученики работают самостоятельно в тетрадях, а 2 человека выполняют задание на доске./

Во время проверки выполненного задания обратить внимание на то, что неопределённая форма глагола «стал» содержит «ловушку».

6. Проверка умения подбирать слова-действия (или глаголы) к определённому предмету.

Учитель: С какой частью речи связан глагол в предложении? (С именем существительным). Задание следующей птицы:

Рисунок 6

Вам нужно подобрать к имени существительному птицы разные глаголы настоящего времени. Пишем в тетрадях с новой строки: Птицы (что делают?)

/Ученики самостоятельно подбирают глаголы: поют, летают, кричат и т. д. У глаголов выделяются окончания и указывается время./

Проверка выполненного задания.

7. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Учитель: Махнул старик-годовик рукавом, и вылетела новая птица.

Рисунок 7

Ребята, вы догадались, какое задание она принесла? Как нужно писать частицу НЕ с глаголами? Прочитайте предложения второго абзаца текста, выпишите из него все глаголы в столбик, а рядом через чёрточку запишите эти же глаголы с частицей НЕ.

Махнул – не махнул,

полетела – не полетела,

стал – не стал,

таять – не таять,

показались – не показались.

В конце работы – проверка:

– Сколько глаголов выписали?

– Как написали частицу НЕ с глаголами?

8. Проверка умения определять признаки глагола

Учитель: Следующее задание – морфологический разбор.

Рисунок 8

Прочитайте третий и четвёртый абзацы текста. Найдите в них глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода (стало).

Разберём глагол как часть речи по образцу.

Порядок разбора глагола как части речи:

  1. На какой вопрос отвечает?
  2. Глагол (часть речи)
  3. Неопределённая форма
  4. Время
  5. Число
  6. Род (в прошедшем времени)

Стало – (Что сделать?), глагол, н. ф. – стать, пр. в., ед. ч., ср. р.

/Это задание можно выполнить в устной или в письменной форме./

9. Проверка базовых знаний о глаголе.

Учитель: А теперь обобщим знания о глаголе:

– Что такое глагол?

– На какие вопросы он отвечает?

– Что обозначает?

– Как изменяется глагол?

– На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

– Как пишется частица НЕ с глаголами?

10. Проверка умения находить глаголы в тексте пословицы

Учитель: Последняя птица принесла задание, связанное с творчеством В.И. Даля.

Рисунок 9

На столах у вас конверты с пословицами писателя. Работать будем в группах. По сигналу колокольчика вы достаёте из конвертов карточки со словами и складываете из них пословицы. Полученный образец наклейте на лист бумаги. Подумайте, о чём гласит народная мудрость, переданная нам В.И.Далем. /Ученики, развернув стулья, объединяются в группы по 4 человека и выполняют задание/

Пословицы.

  1. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  2. Труд человека кормит, а лень портит.
  3. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  4. Под лежачий камень вода не течёт.
  5. Терпение и труд всё перетрут.
  6. Без дела жить, только небо коптить.

Выполненное задание представляет один ученик из группы.

Учитель: Ребята, какой общей темой связаны пословицы? /Все пословицы связаны с трудовой деятельностью человека/.

Учитель: Какое значение имеет труд в жизни человека?

Выслушав ответы учеников, учитель делает выводы: Да, ребята, вся жизнь человека связана с трудом, и, только трудясь, человек сможет добиться поставленных целей. Однако не следует забывать и о том, что время движется неумолимо быстро: одно время года сменяет другое, проходят дни, недели, месяцы, и мы всё время должны задавать себе вопрос: «А что сделал я сегодня, чтобы сделать свою жизнь и жизнь окружающих меня людей лучше...?» /После этого детям предлагается оценить свою работу на уроке /.

11. Итог урока.

Учитель: Ребята, со всеми заданиями вы справились. Молодцы! А сейчас поговорим немного о В.И. Дале. Обратите внимание на выставку книг писателя. Нам в наследство от Даля остался его «Словарь живого великорусского языка», материал для которого он собирал 50 лет. Знаменитый писатель, проживший 60 лет при крепостном праве и работавший моряком и военным врачом, всю свою жизнь собирал, по совету Пушкина, «золото» русского народа – пословицы, поговорки, загадки, сказки. Берите и читайте их, потому что народная мудрость – это исторический опыт нашего народа, который нужно не только помнить, но и знать.

Список литературы:

  1. Даль В.И. Старик-годовик. Сказки, загадки, пословицы, игры. – М.: «Детская литература», 1987.
  2. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: «Издательство Астрель», АСТ, 2000.
Похожие публикации