Конспект урока по литературному чтению (3 кл): Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик – годовик». Педразвитие Упражнение и на постановку дыхания перед чтением
В. Даль "Старик- годовик".
Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик- годовик первый раз- полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик- годовик второй раз- и полетела вторая тройка. Снег сталя таять, на полях показались цветы.
Махнул старик- годовик третий раз- полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик- годовик четвёртый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая- чёрная.
Махнёт птица раз- станет светлым- светло, махнёт другой- станет темным- темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика- годовика?
Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая- чёрная?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотаблица к стихотворению В.Степанова "Снегурочка".
У Снегурочки с утра новогодних дел гора.Надо снежной бахромой ей украсить лес родной.Для зверят пирог испечь и фонарики зажечь.А потом на праздник к детям в золотой лететь карете....
Мнемотаблица к стихотворению В. Руденко "Мужской праздник".
Мужской праздникЯ с утра спросила маму (Я вчера спросил у мамы):- Что за праздник к нам пришел,Почему все суетятся,Праздничный готовят стол?Папа в новенькой рубашке,Дед надел все ордена,Ты вчера возле...
Мнемотаблица к стихотворению В. Берестова "Дракон"
Валентин БЕРЕСТОВ ДРАКОН В дверь диетической столовой Вошел дракон семиголовый. Он хором «Здравствуйте!» сказал И, улыбаясь, заказал: - Для этой головы, Пожалуйста, ...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Родился 22 ноября 1801 г. в Луганске (Украина) в семье врача. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, окончил медицинский факультет Дерптского (Тартуского) университета и, как и большинство дворян XIX в., посвятил себя поначалу государственной службе. В 1834-1839 гг. сказки «Были и небылицы» печатались в журнале «Библиотека для чтения»; часть сказок он написал и в 40-х гг. Сборник пословиц (он содержит около 30 тыс. пословиц и поговорок) и словарь Даль составлял в течение многих лет, эти труды были готовы к печати ещё в 50-х гг. За последнюю работу в 1863 г. автор был удостоен звания почётного академика Петербургской академии наук. Владимир Иванович Даль
Исследовательская работа по сказке –загадке В.Даля «Старик-годовик» Выполнила: Ондар Амата ученица 3 «б» класса МБОУ СОШ с. Эрзин, руководитель ПРОЕКТА: учитель русского языка и литературы Ондар Г. О
Цель исследования: ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ В СКАЗКЕ «Старик-годовик»
Гипотеза исследования: Процесс работы над загадкой будет успешным, если мы научимся отгадывать загадки и самостоятельно их придумывать.
6 Старик- ГОД овик Зима Весна Лето Осень декабрь март июнь сентябрь январь апрель июль октябрь февраль май август ноябрь
27.02.2017 7 Старик- ГОД овик
Старик годовик Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Вторая загадка Что за птицы вылетели из рукава старика – годовика?
Птицам зимой холодно и голодно.
Махнул старик – годовик второй раз, и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Третья загадка. Какие четыре крыла у каждой Птицы?
Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Какие семь п ерьев в каждом крыле? Четвёртая загадка
Махнул старик-годовик четвёртый раз – и поле- тели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
В чём главная идея сказки? Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна…Наступает день, ночь…
http://www.baby-news.net/paint3/paint4033.html http://copypast.ru/2011/08/18/forfriend-1-serija_alfavit_c.html http://www.liveinternet.ru/users/jelly77/rubric/1279527/ http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/gramota/bukvi_podskazki/ http://www.free-lancers.net/users/gipatia/projects/20480/ http://animo2.ucoz.ru/photo/ http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-javlenija-prirody/zagadki-pro-yeho.html
20 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.
Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и разных видах заимствований из английского языка в немецкий, список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....
Исследовательская работа ученицы 6 класса по изучению экосистемы города Набережные Челны
Ученица 6 класса Махмуриева К. изучила качество воды, контролируемой ООО Челнывождоканал в г. Набережные Челны и выяснила, что - питьевая вода по всем показателям соответствует СанПиНу....
Старик-годовик
Владимир Даль
Старик-годовик (сказка-загадка)
Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?
Урок русской грамоты
1 класс
В. Н. КОВАЛЕНКО
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОСШ№3
Г. ТАЛГАР
Тема: В. И. Даль «Старик-годовик» (Сказка-загадка)
Задачи: познакомить учащихся со сказкой-загадкой «Старик-годовик»; формировать у учащихся временные представления; создавать условия для развития речи, памяти, навыков чтения; учить работать с текстом, выражать свои мысли вслух, уметь слушать других; воспитывать любознательность, внимательное и бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет писателя, картинки «Времена года», аудиозапись текста, карточки.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Со сказками все дружат –
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут
О том, что может было,
А может быть, и нет.
Ребята, а вы любите сказки?
Сообщение темы урока
Сегодня мы прочитаем не просто сказку, а сказку-загадку Владимира Ивановича Даля – великого русского писателя. Мы не только прочитаем эту интересную сказку-загадку, а постараемся понять замысел автора и отгадать её.
Рассказ о Владимире Ивановиче Дале
Посмотрите внимательно на портрет В. И. Даля и послушайте рассказ о писателе. (Рассказывают заранее подготовленные дети.)
1. Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века. Он был военным инженером, великолепным хирургом. Даль был другом А. С. Пушкина.
2. Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова. 53 года Даль занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка. «Живаго» так называл его сам Владимир Иванович. Этот словарь помогает нам в овладении русским языком.
3. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.
Что узнали о В. Дале?
Прочитаем произведение и подумаем, почему сам В. И. Даль определил жанр своего произведения как сказка-загадка?
Изучение нового материала
Попробуйте предположить, о чём будет это произведение? Подтвердятся ли эти предположения, вы узнаете после прослушивания и работы над текстом.
1. Слушание текста (аудиозапись)
Кто главный герой этого произведения?
Подтвердились ли ваши предположения?
2. Чтение по абзацам учениками.
- Прочитайте первый абзац.
Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика первый раз? (Три зимних месяца.)
Назовите зимние месяцы по порядку.
Что произошло в природе?
Как догадались, что речь идёт о зиме? (Стало холодно, пошёл снег.)
Это первая загадка, которую мы разгадали.
- Прочитайте второй абзац и разгадайте его секрет.
Назовите вторую тройку птиц. (Весенние месяцы.)
Что произошло в природе с прилётом этих птиц?
Найдите в тексте признаки весны. (Снег стал таять, на полях показались цветы.)
Перечислите названия весенних месяцев.
Это вторая загадка, которую мы разгадали.
- Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет.
Какая третья тройка птиц прилетела? (Летние месяцы.)
Перечислите названия летних месяцев.
Что принесли эти птицы?
Докажите словами текста, что говорится о лете. (Стало жарко. Люди стали убирать рожь.)
Это третья загадка, которую мы разгадали.
- Прочитайте четвёртый абзац и разгадайте его секрет.
Какая же последняя тройка вылетела из рукава старика-годовика? (Осенние месяцы.)
Какие изменения произошли в природе с прилётом этих птиц? (Подул холодный ветер, пошёл дождь, залегли туманы.)
Это четвёртая загадка, которую мы отгадали.
Сколько раз махал рукавом старик-годовик? (Старик-годовик махал четыре раза.)
Почему он махал только четыре раза? (Четыре раза символизируют 4 времени года.)
Сколько же всего птиц выпустил старик-годовик? (12 птиц – это 12 месяцев.)
3. Физминутка
Игра «Бывает – не бывает»
Хлопайте, если бывает, топайте, если не бывает.
Зимой: снегопад, метель, гроза, гололёд, мороз.
Весной: капель, ледоход, ветер, вьюга, листопад.
Летом: жара, радуга, вьюга, град, гром, молния.
Осенью: листопад, дождь, туман, иней.
4. Продолжение работы над текстом
Прочитайте последний абзац.
Сколько крыльев было у каждой птицы? (Четыре крыла у каждой птицы – это четыре недели. В каждом крыле по семь перьев – это дни недели.)
Перечислите названия дней недели.
Что это значит, что у каждого пера одна половина бела, а другая – чёрная? (Белая половина пера – день, чёрная – ночь.)
Итак, мы отгадали пятую загадку.
5. Определение темы и идеи текста
А в чём же заключается главная загадка Даля? Кто же такой старик-годовик? (Это год.)
В чём волшебство (сказочность) этого произведения? (В жизни не бывает такого старика-годовика.)
Как вы думаете, что Даль хотел донести до читателя?
Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна… Наступает день, ночь…
Мы с вами тоже являемся частью природы. И наша задача – сохранить природу, бережно к ней относиться.
6. Закрепление
Старик-годовик приготовил для вас задание, он хочет посмотреть, какие вы внимательные.
Перед вами лежат карточки с названиями времён года и названиями месяцев. Соотнесите времена года и названия месяцев.
Имя учащегося:
ЗИМА
май
декабрь
ноябрь
июнь
сентябрь
август
февраль
март
январь
апрель
июль
октябрь
ВЕСНА
ОСЕНЬ
ЛЕТО
Прочитайте описание времён года. Найдите предложения, которые не относятся к данному времени года.
Зима
Морозы сковали землю.
Замёрзли реки и озёра.
Везде лежит белый пушистый снег.
На деревьях набухают почки.
В лесу зацветают подснежники.
Тяжело животным в зимнюю стужу.
Птицы летят ближе к жилью.
Стоят морозные дни.
Весна
Застучала за окошком звонкая капель.
Потеплел воздух, потемнел и осел снег.
На кустах и деревьях пожелтела листва.
Птицы возвращаются на родину.
На берёзах надулись клейкие почки.
Плывут по реке льдины.
Журчат шумные ручьи.
Лето
Наступило жаркое лето.
Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде.
Поспела в лесу земляника.
Ягоды усыпали все лесные полянки.
На реке треснул лёд.
В июле на лугу идёт сенокос.
Трава выросла высокая, высокая.
Хлопья снега падают на деревья и кусты.
Птицы начинают вить гнезда.
Осень
Трава пожелтела и завяла.
Птицы тронулись на юг.
Льют холодные дожди.
С огородов и полей убрали последние овощи.
Весело распевают птицы.
Над цветами жужжат пчёлы.
Ветер шуршит сухими листьями.
Проверяем вашу работу.
Домашнее задание
Отгадать загадки о временах года и месяцах.
Итог урока
С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
В чём же секрет этого произведения? (Произведение может одновременно являться и сказкой, и загадкой.)
Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Вы меня очень порадовали.
Загадки о временах года
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня… (Зима)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Значит, к нам пришла… (Весна)
Зеленеют луга,
В небе – радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться… (Лето)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек,
Я… (Осень)
Загадки о месяцах
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано… (Январь)
После брата января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга. (Февраль)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц… (Март)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге.
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришёл… (Апрель)
Зеленеет даль полей.
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Расцвели в саду пионы,
В землянике – горок склоны.
Ветерок, прохладой дунь,
Чтоб не жарким был… (Июнь)
Солнце обжигается,
От жары все маются,
Что за месяц это
В середине лета? (Июль)
Этот летний месяц жаркий
Дарит всем свои подарки:
Сливы, яблоки и груши.
Фрукты варим, фрукты сушим.
Он – последний месяц лета,
Осень рядом, близко где-то. (Август)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Цель урока: развитие у учащихся умения организовывать личную познавательную деятельность в поисках путей решения поставленных задач.
Задачи:
- Уточнение и систематизация знаний о глаголе как части речи на материале сказки В.И. Даля «Старик-годовик»
- Формирование умения распознавать глаголы в устной и письменной речи.
- Активизация словаря учащихся.
- Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами родного языка.
Универсальные учебные действия (УУД)
- Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.
- Познавательные: самостоятельный поиск решения поставленной учебной задачи. Развитие умений и навыков понимания литературного текста.
- Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе.
- Личностные: нравственно-эстетическая ориентация в окружающем мире.
Информационно-методическое обеспечение: портрет В.И. Даля, сказка «Старик-годовик», иллюстрации с изображением старика-годовика и сказочных птиц, тексты пословиц В. И. Даля, конверты, клей, выставка книг, связанная с творчеством В.И. Даля (иллюстративный материал к уроку по сказке В.И. Даля взят из сборника произведений писателя).
1. Постановка учебной задачи
Учитель: Ребята, сегодня на уроке русского языка мы повторим и обобщим пройденный материал по теме «Глагол» вместе с В.И. Далем /На доске портрет писателя./ Что вы знаете об этом знаменитом человеке?
Рисунок 1
Учитель обобщает ответы учеников: Да, ребята, В. И. Даль всю свою жизнь собирал и записывал слова, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, песни, игры и сказки русского народа. Сегодня наша работа будет строиться с опорой на сказку-загадку писателя «Старик-годовик». Сначала послушайте сказку и ответьте на вопросы.
Ученики слушают сказку.
Старик-годовик
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.
Учитель /после чтения/:
– Вам понравилась сказка?
– Что необычного в этой сказке?
– Сколько раз махал рукавом старик-годовик, и как изменялась при этом окружающая действительность? (Четыре раза. Каждый взмах рукавом – смена времени года. Зима. Весна. Лето. Осень.)
– Какое количество птиц он выпускал каждый раз и что это были за птицы? (Три птицы одновременно. В каждом времени года по три месяца.)
– Сколько месяцев в году? (12)
– Что означает количество крыльев у птиц, равное четырём? (4 недели в месяце)
– Что за семь перьев в каждом крыле? (Семь дней в неделе)
– Что значит у каждого крыла одна половина белая, а другая чёрная? (День и ночь)
– Как вы думаете, зачем В. И. Даль рассказал нам такую сказку?
Учитель обобщает ответы учеников: Итак, с вопросами сказки-загадки вы справились. А сейчас мы приступим к выполнению заданий старика-годовика по русскому языку. (На доске появляется иллюстрация с изображением сказочного героя).
Рисунок 2
2. Чистописание
Учитель: Наш старик-годовик тоже будет выпускать сказочных птиц. Каждое птица – новое задание. Приступим к их выполнению. Первая птица принесла вам задание к минутке чистописания.
Рисунок 3
повеял холод полетела
Учитель просит учеников написать одну строку маленькую (строчную) букву «л», а потом слова.
Учитель: Какую связь имеет согласная буква «л» с темой «Глагол»? (Это суффикс глаголов прошедшего времени). Найдите среди написанных вами слов глаголы прошедшего времени, обозначьте в них суффикс «л». Какое здесь лишнее слово? Почему? (Холод – это слово – имя существительное).
3. Проверка умения отличать глаголы от других частей речи
Учитель: Выпустил старик-годовик новую птицу, и она просит вас найти глаголы в тексте.
Рисунок 4
На столах у вас текст сказки. Посчитайте, сколько абзацев в тексте (5). Прочитайте первый абзац, найдите в нём все глаголы, кроме глаголов неопределённой формы и выпишите их в тетрадь в столбик. Свой выбор вы можете обсудить в парах.
Ученики самостоятельно выполняют задание, выписывая глаголы.
/Глаголы: вышел, стал, махнул, полетел, повеял./
Учитель: Сколько выписали глаголов? (5) Определите время, число и, если необходимо, род глаголов. Работаем «по цепочке», комментируя свои действия вслух.
Образец: вышел – пр. в., м.р. ед. ч., стал – пр. в., м.р. ед. ч. и т. д.
4. Физкультминутка.
5. Проверка умения ставить глаголы в неопределённую форму.
Учитель: У новой птицы следующее задание.
Рисунок 5
А теперь вы должны выписанные вами глаголы поставить в неопределённую форму и выделить в них суффиксы. На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
/Вопросы записываются на доске, ученики работают самостоятельно в тетрадях, а 2 человека выполняют задание на доске./
Во время проверки выполненного задания обратить внимание на то, что неопределённая форма глагола «стал» содержит «ловушку».
6. Проверка умения подбирать слова-действия (или глаголы) к определённому предмету.
Учитель: С какой частью речи связан глагол в предложении? (С именем существительным). Задание следующей птицы:
Рисунок 6
Вам нужно подобрать к имени существительному птицы разные глаголы настоящего времени. Пишем в тетрадях с новой строки: Птицы (что делают?)
/Ученики самостоятельно подбирают глаголы: поют, летают, кричат и т. д. У глаголов выделяются окончания и указывается время./
Проверка выполненного задания.
7. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Учитель: Махнул старик-годовик рукавом, и вылетела новая птица.
Рисунок 7
Ребята, вы догадались, какое задание она принесла? Как нужно писать частицу НЕ с глаголами? Прочитайте предложения второго абзаца текста, выпишите из него все глаголы в столбик, а рядом через чёрточку запишите эти же глаголы с частицей НЕ.
Махнул – не махнул,
полетела – не полетела,
стал – не стал,
таять – не таять,
показались – не показались.
В конце работы – проверка:
– Сколько глаголов выписали?
– Как написали частицу НЕ с глаголами?
8. Проверка умения определять признаки глагола
Учитель: Следующее задание – морфологический разбор.
Рисунок 8
Прочитайте третий и четвёртый абзацы текста. Найдите в них глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода (стало).
Разберём глагол как часть речи по образцу.
Порядок разбора глагола как части речи:
- На какой вопрос отвечает?
- Глагол (часть речи)
- Неопределённая форма
- Время
- Число
- Род (в прошедшем времени)
Стало – (Что сделать?), глагол, н. ф. – стать, пр. в., ед. ч., ср. р.
/Это задание можно выполнить в устной или в письменной форме./
9. Проверка базовых знаний о глаголе.
Учитель: А теперь обобщим знания о глаголе:
– Что такое глагол?
– На какие вопросы он отвечает?
– Что обозначает?
– Как изменяется глагол?
– На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
– Как пишется частица НЕ с глаголами?
10. Проверка умения находить глаголы в тексте пословицы
Учитель: Последняя птица принесла задание, связанное с творчеством В.И. Даля.
Рисунок 9
На столах у вас конверты с пословицами писателя. Работать будем в группах. По сигналу колокольчика вы достаёте из конвертов карточки со словами и складываете из них пословицы. Полученный образец наклейте на лист бумаги. Подумайте, о чём гласит народная мудрость, переданная нам В.И.Далем. /Ученики, развернув стулья, объединяются в группы по 4 человека и выполняют задание/
Пословицы.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Под лежачий камень вода не течёт.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Без дела жить, только небо коптить.
Выполненное задание представляет один ученик из группы.
Учитель: Ребята, какой общей темой связаны пословицы? /Все пословицы связаны с трудовой деятельностью человека/.
Учитель: Какое значение имеет труд в жизни человека?
Выслушав ответы учеников, учитель делает выводы: Да, ребята, вся жизнь человека связана с трудом, и, только трудясь, человек сможет добиться поставленных целей. Однако не следует забывать и о том, что время движется неумолимо быстро: одно время года сменяет другое, проходят дни, недели, месяцы, и мы всё время должны задавать себе вопрос: «А что сделал я сегодня, чтобы сделать свою жизнь и жизнь окружающих меня людей лучше...?» /После этого детям предлагается оценить свою работу на уроке /.
11. Итог урока.
Учитель: Ребята, со всеми заданиями вы справились. Молодцы! А сейчас поговорим немного о В.И. Дале. Обратите внимание на выставку книг писателя. Нам в наследство от Даля остался его «Словарь живого великорусского языка», материал для которого он собирал 50 лет. Знаменитый писатель, проживший 60 лет при крепостном праве и работавший моряком и военным врачом, всю свою жизнь собирал, по совету Пушкина, «золото» русского народа – пословицы, поговорки, загадки, сказки. Берите и читайте их, потому что народная мудрость – это исторический опыт нашего народа, который нужно не только помнить, но и знать.
Список литературы:
- Даль В.И. Старик-годовик. Сказки, загадки, пословицы, игры. – М.: «Детская литература», 1987.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: «Издательство Астрель», АСТ, 2000.