Образец заявления об уточнении налогового платежа (ошибка в КБК). Сроки возврата (зачета) излишне взысканных сумм налогов. Изменения в процедуре уточнения платежа Платеж по решению об уточнении платежа

Отдельным вопросам, касающимся сроков обращения за возвратом излишне взысканных сумм налогов, а также изменениям в процедуре уточнения платежа посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

  • Какой срок установлен для подачи заявления о возврате излишне взысканной суммы налога?
  • Решение о возврате излишне взысканных сумм принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.
  • До 15 декабря 2017 года за возвратом налогоплательщик мог обратиться в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. При пропуске срока подачи заявления налоговый орган принимал решение об отказе в возврате.

    С 15 декабря 2017 года срок обращения в инспекцию составляет три года со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (пункт 3 статьи 79 НК РФ).

  • Тем самым, срок подачи заявления в налоговый орган увеличен до трех лет?
  • Да. Причем трехгодичный срок применим и к тем случаям, когда факт излишнего взыскания имел место до 15 декабря 2017 года, но при условии, что на дату подачи заявления о возврате он не истек.
  • Вместе с тем, новую редакцию пункта 3 статьи 79 НК РФ можно рассматривать как установление досудебного порядка урегулирования спора (подпункт 2 пункта 1 статьи 148 АПК РФ).

  • Что это означает?
  • Судебная практика признавала за налогоплательщиком право напрямую обратиться в суд за возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм. Об этом было сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.
  • В действующей редакции статьи 79 НК РФ положений о сроке обращения в суд нет. Но это не может толковаться как отмена права налогоплательщика на судебную защиту. В этой связи положения письма ФНС от 21.12.2017 № ГД-3-8/8522@ о том, что возврат излишне взысканной суммы через суд не предусмотрен, представляются неточными.

    В настоящее время, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщику следует предварительно подать заявление о возврате в инспекцию.

    При соблюдении налогоплательщиком данной досудебной процедуры, у него имеется право обращения в суд с имущественным требованием к инспекции об обязании возвратить сумму излишне взысканного налога.

    В этом случае обязательного досудебного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения заявления о возврате излишне взысканного налога, не требуется.

    Схожая позиция отражена в определении Верховного Суда от 30.01.2015 № 309-КГ14-7949.

  • В такой ситуации каков срок на обращение в суд с требованием о возврате?
  • На принятие решения о возврате налоговому органу отводится 10 рабочих дней.
  • По истечении этого срока возможно обращение в суд. При этом, по моему мнению, срок для обращения в суд за возвратом излишне взысканного налога (требование имущественного характера) исчисляется так же, как при обращении в налоговый орган: три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога.

    Это обстоятельство следует учитывать при определении срока подачи заявления в налоговый орган. То есть, направлять его следует с таким расчетом, чтобы в случае отказа налогового органа в возврате налога (или непринятия налоговым органом решения в установленный срок) успеть обратиться в суд.

  • Как устанавливается тот момент, когда налогоплательщик узнал о переплате?
  • Отсчет срока на подачу заявления о возврате начинается с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты.
  • Вопрос определения момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех обстоятельств, имеющих значение. В частности, причин, из-за которых налогоплательщик допустил переплату налога, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Об этом напоминалось в постановлении Президиума ВАС от 25.02.2009 № 12882/08.

    Причем суды не признают в качестве причины изменения начала течения срока на возврат неуведомление налоговым органом налогоплательщика об имеющейся переплате по налогу, который обязан исчислять сам налогоплательщик (определение Верховного суда от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491).

  • Можно ли считать моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате, дату получения справки о состоянии расчетов?
  • Подобная справка может являться основанием начала отсчета срока, если только из нее налогоплательщик впервые узнал о наличии переплаты, и ранее переплата не могла быть выявлена другими способами.
  • Если справка получена, но существуют разногласия по сумме переплаты?
  • Налогоплательщик вправе инициировать проведение сверки расчетов. Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
  • Сверка может быть завершена с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам, что требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.

    В такой ситуации лучше подать заявление хотя бы по той сумме, в отношении которой отсутствуют разногласия.

    Если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем налогоплательщик получил от налогового органа решение об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.

    Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не влекут перерыв течения трехлетнего срока на обращение за возвратом.

  • Может ли являться датой, с которой плательщик узнал о переплате, изменение судебной практики?
  • Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может быть поставлена в зависимость от «внешних» обстоятельств. К ним относится, в том числе, придание изменениям в законодательстве обратной силы, формирование судебной практики в пользу налогоплательщика.
  • Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

  • При каких условиях налоговым органом может быть отказано в проведении зачета излишне взысканной суммы?
  • В зачете (возврате) может быть отказано, если:
    • в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида. С учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным – в счет региональных, по местным – в счет местных;
    • заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
    • заявление на возврат представлено при имеющейся недоимки по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам. Обратим внимание, что налоговый орган вправе зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика;
    • заявление подано в налоговый орган по истечении трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

    Указанные основания следуют из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ.

  • Влияет ли на решение налогового органа о зачете излишне взысканной суммы продолжительность срока, который прошел со дня взыскания?
  • Решение о зачете излишне уплаченного налога в счет имеющейся недоимки может быть принято налоговым органом, если со дня излишней уплаты прошло не более трех лет. Это правило закреплено с 31 августа 2018 года пунктом 5 статьи 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ.
  • При наличии недоимки возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

    С учетом пункта 1 статьи 79 НК РФ правила зачета суммы переплаты в погашение недоимки, установленные статьей 78 НК РФ, распространяются на зачет излишне взысканной суммы в счет погашения недоимки.

    Учитывая изложенное, такой зачет возможен, если со дня излишнего взыскания прошло не более трех лет.

  • Чем отличается зачет от процедуры уточнения платежа?
  • Процедура уточнения платежа предусмотрена пунктом 7 статьи 45 НК РФ.
  • В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом. Вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

    При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

    Уточнить можно налог, сбор, пени, штрафы. В части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уточнение платежа не производится, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

  • Что меняется в данной процедуре?
  • С 1 января 2019 года новая редакция пункта 7 статьи 45 НК РФ предоставляет возможность уточнить платеж безотносительно счета казначейства, на который поступили средства. Уточнить платеж на перечисление налога станет возможным, если допущенная при оформлении платежного поручения ошибка не повлекла неперечисление денежных средств в бюджетную систему.
  • Иначе говоря, даже неправильно указанный счет Федерального казначейства может быть уточнен.

  • В отношении каких сумм применяется новый порядок уточнения платежей?
  • Никаких переходных положений Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ, которым введена поправка, не содержит.
  • Это может толковаться таким образом, что новый порядок уточнения платежей распространяется также на суммы денежных средств, перечисленных в бюджетную систему до 1 января 2019 года.

  • Как уточнить платеж?
  • Будут два способа уточнения.
  • Первый – подача налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета заявления об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой. Форма заявления произвольная. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации. В заявлении должна содержаться просьба уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

    Появляется второй способ – самостоятельное принятие налоговым органом решения об уточнении платежа при обнаружении им ошибки в оформлении поручения.

    Налоговые органы в работе с невыясненными платежами должны руководствоваться порядком, утвержденным приказом ФНС от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@.

    Еще одно обстоятельство – уточнение не производиться, если оно повлечет возникновение недоимки.

  • В течение какого срока можно претендовать на уточнение платежа?
  • В течение трех лет. Подача соответствующего заявления налогоплательщиком или принятие налоговым органом самостоятельного решения об уточнения платежа возможны в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему.
  • Данный срок аналогичен продолжительности срока подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, установленного статьей 78 НК РФ.

Письмо в налоговую об уточнении платежа - это специализированный шаблон обращения в ФНС с просьбой исправить неверный реквизит в платежном документе. В статье расскажем, в каких случаях можно скорректировать неточность в платежном поручении, а также о том, как правильно это сделать.

Какие ошибки можно исправлять

Многообразие фискальных налогов и сборов нередко приводит к тому, что налогоплательщик допускает опечатки в платежных документах. Если ошибку не исправить, то оплата может затеряться, а налоговики признают долг и применят штрафные санкции.

Если неточность была выявлена до исполнения документа на уплату банком или органами Федерального казначейства, платежку можно отозвать. Но что делать, если платежное поручение (ПП) уже проведено и денежные средства списаны с расчетного счета в пользу ФНС.

Скорректировать платежное поручение с 01.01.2019 года можно по любым ошибкам, но при соблюдении трех условий:

  1. Срок давности не истек, то есть еще не прошло трех лет с момента осуществления перечислений в ФНС.
  2. Деньги зачислены в бюджет, то есть поступили на лицевой счет Федерального казначейства.
  3. При уточнении оплаты не образуется недоимка по конкретному налоговому обязательству.

В таком случае придется подготовить образец: заявление в налоговую об уточнении платежа. Однако не все ошибки можно исправить. Определим ключевые условия.

Нельзя исправить ПП по страховым взносам в ФНС, а также по взносам на травматизм в ФСС, если:

  • деньги не поступили на соответствующий счет Федерального казначейства, то есть в платежном поручении неверно заполнены поля 13 и 17 (банк и счет получателя);
  • допущена ошибка в КБК (неправильно указаны первые три цифры кода бюджетной классификации) в поле 104;
  • оплата взноса на обязательное пенсионное страхование была зачтена на индивидуальном пенсионном счете работника (застрахованного лица), то есть, уже зачтенные взносы уточнить нельзя (п. 9 ст. 45 НК РФ ).

В остальных случаях налогоплательщик может скорректировать любые ошибки и неточности в следующих полях ПП:

Как исправить ошибку

Унифицированный образец — уточнение платежа в налоговую инспекцию — отсутствует. Следовательно, подготовить письменное обращение придется в произвольной форме.

Если в компании утвержден фирменный бланк, то письмо можно составить на нем. Руководствуйтесь основными правилами деловой переписки при подготовки обращения. Форма заявления об уточнении платежа в налоговую в обязательном порядке должна содержать следующие реквизиты:

  1. Дата, номер, сумма платежного поручения, в котором была выявлена неточность.
  2. Пропишите назначение платежа по неверной платежке.
  3. Укажите поле, в котором допущена опечатка, ошибка, укажите значение неверного реквизита.
  4. Затем пропишите, какое значение для данного реквизита будет правильным.

К готовой форме заявления об уточнении платежа в налоговую инспекцию приложите копию платежного поручения, в котором была выявлена неправильная информация.

Если из-за ошибки в платежке представители ФНС начислили пени, то их могут отменить. После рассмотрения вашего заявления налоговики должны принять решение: уточнять платежку или нет. Если решение положительное, то начисленные пени сторнируют (п. 7 ст. 45 НК РФ , п. 12 ст. 26.1 закона № 125-ФЗ , п. 11 ст. 18 закона № 212-ФЗ в ред., действовавшей до 01.01.2017, Письмо ФНС № ЗН-4-22/10626а, ПФР № НП-30-26/8158 от 06.06.2017).

Примерный бланк заявления об уточнении платежа в налоговую для 2019 года

После того как мы составили образец — письмо в налоговую об уточнении платежа, перейдем к другому виду деловой переписки: уже не с ФНС, а с ФСС.

Исправляем ошибки в платежках ФСС

Для исправления неточности в платежке на уплату взносов на травматизм придется использовать другой формат обращения.

14.08.2012

Срок принятия инспекцией решения об уточнении платежа Налоговым кодексом РФ не установлен

При обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление налога налогоплательщик вправе подать в инспекцию заявление об уточнении своего статуса, основания, типа и принадлежности платежа, а также налогового периода. В течение пяти дней после принятия соответствующего решения инспекция должна уведомить о нем налогоплательщика. Однако, как сообщил Минфин России, специальный срок для принятия инспекцией такого решения в Налоговом кодексе РФ не указан.

Организация вправе подать в налоговый орган заявление об уточнении показателей в платежном поручении на перечисление налога (п. 7 ст. 45 НК РФ). С такой просьбой можно обратиться, если в поручении правильно указан счет Федерального казначейства, но есть ошибки в прочих показателях, например в КБК. К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих перечисление налога на соответствующий счет Федерального казначейства. На основании заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога и производит перерасчет пеней, начисленных со дня уплаты налога до даты принятия решения (абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ). В течение пяти дней после принятия данного решения налоговый орган должен уведомить о нем налогоплательщика.

Минфин России отметил, что в п. 7 ст. 45 НК РФ не установлен срок для принятия инспекцией решения об уточнении платежа. Обратим внимание, что ранее в Письме от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324 финансовое ведомство указывало следующее: поскольку специальный срок для принятия такого решения не определен, необходимо исходить из срока, установленного для рассмотрения заявлений о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога (п. п. 4, 8 ст. 78 НК РФ). Таким образом, решение об уточнении платежа принимается в течение десяти рабочих дней с момента получения от налогоплательщика заявления или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если данная сверка проводилась.

В рассматриваемом Письме Минфин России напомнил, что если, по мнению налогоплательщика, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, то указанные документы, а также действия или бездействие могут быть обжалованы в порядке, установленном

По закону решение об уточнении платежа по налогу/сбору/взносам/штрафам во внебюджетные фонды, которое принимает налоговая, даёт юридический толчок к корректировке его реквизитов. Рассказываем про этот документ.

Момент принятия и последствия

На основании абзаца 5 пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ решение об уточнении платежа налоговая инспекция должна принять на дату, когда имело место фактическое перечисление налога, сбора, страховых взносов или штрафов в бюджетную систему на соответствующий счет Казначейства.

Если принято решение об уточнении платежа, налоговая одновременно переиграет ситуацию с начисленными пенями: за время с даты фактической уплаты соответствующей суммы до даты издания решения об уточнении платежа пени будут списаны. Это происходит в автоматическом режиме.

В случае принятия решения об уточнении платежа, из налоговой должна прийти весточка в адрес плательщика. Закон даёт инспекции на сообщение об этом 5 дней.

После получения от плательщика заявления налоговая перенаправляет его копию вместе с копией платёжки в соответствующий внебюджетный фонд. Так, ПФР должен отреагировать на этот пакет документов в течение 5 рабочих дней (письмо ФНС России № ЗН-4-22/10626а, ПФР № НП-30-26/8158 от 06.06.2017 <Об уточнении платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование>).

Иногда налоговики издают решение об уточнении платежа, исполняемое через УФК. То есть сведения расчетного документа необходимо скорректировать посредством содействия Управления Федерального Казначейства. В этом случае налоговики формируют и направляют в УФК соответствующее уведомление:

Форма

Бланк решения об уточнении платежа, принятого ИФНС, закреплен приказом Налоговой службы России от 29 декабря 2016 года № ММВ-7-1/731. Выглядит он следующим образом:

Как видно, структура этого документа довольно проста. Сначала налоговики приводят все реквизиты первоначальной платёжки, а затем поправочной (только уточняемые реквизиты).

Есть смысл добиваться от налоговой принятия решения об уточнении платежа, когда:

  • нет либо приведён несуществующий (неправильный) КБК;
  • нет либо приведён несуществующий (неправильный) код ОКТМО;
  • надо уточнить часть суммы платежного поручения на общую сумму;
  • нет либо неправильно приведён ИНН плательщика;
  • заявленный ИНН не соответствует названию плательщика;
  • нет либо неправильно приведён КПП плательщика;
  • нет либо приведён несуществующий (неправильный) ИНН получателя;
  • нет либо приведён несуществующий (неправильный) КПП получателя;
  • плательщик не стоит на налоговом учете;
  • нет либо неправильно приведено основание платежа;
  • неправильно приведены название получателя и номер его счета;
  • нет либо неправильно приведен статус плательщика;
  • нет либо неправильно приведен налоговый (расчетный/отчётный) период.
Похожие публикации