Роль средств массовой информации в трансляции массовой культуры. Массовая коммуникация и культура Какая связь между массовой культурой и сми

Пресса активно участвует в распространении продуктов массовой культуры. Публике предлагаются сообщения, рассчитанные на формирование мировоззренческих установок, представлений о мире, а также норм, ценностей, моделей поведения, идей, убеждений, стремлений. Исследование содержания материалов о культуре, размещаемых в массмедиа, показывает, какие намерения вынуждают коммуникаторов информировать публику об одних событиях и умалчивать о других, на какие идеалы ориентируется печать, радио, телевидение в повседневной деятельности, в какой степени содержание предлагаемых ими материалов удовлетворяет интересы аудитории.

Часто звучат утверждения о том, что позиция редакции массмедиа отражается только в редакционных статьях, информация же свободна от изъявления мнений журналистов по поводу освещаемых событий и явлений. Данный подход соответствует одному из канонов журналистики, определенных в 1923 г. Американским обществом редакторов газет. Согласно ему сообщения должны быть свободными от выражения мнения или пристрастия в любом виде . В практике же, как показали исследования, проведенные учеными Стэнфордского университета под руководством Ч. Баша, далеко не все массмедиа следуют этому подходу .

Как отмечают исследователи, современные информационные каналы сформировали способы подачи материала, предполагающие обеспечение аудитории сообщениями, развлечение ее и выполнение утилитарно-прагматической функции. Отличительными признаками развлекательной части телевизионных передач являются эстетическая реакция зрителя, снятие напряжения. Часто ему рекомендуется обратить внимание на эти программы в часы досуга . Однако острая конкуренция, сложившаяся на информационном рынке, вынуждает массмедиа расширять тематическую палитру; приводит к тому, что в общенациональных сетях освещение событий сопровождается длительными аналитическими сюжетами, беседами ведущих с репортерами, находящимися на месте событий.

Становление бизнеса привело профессионалов во всем мире к осознанию зависимости деятельности предприятия, связанного с производством и распространением информации, от покупательского интереса, проявляемого массовой аудиторией, а он основан, как принято считать, на сообщениях о катастрофах, скандалах, разоблачениях, демонстрации продуктов массовой культуры, рассчитанной на невзыскательную часть публики. Однако общественность, подчеркивают исследователи, все чаще трактует акты насилия, изображаемые на телеэкране, как причину насилия, наблюдаемого в жизни. Точнее говоря, у одних насилие, отражаемое электронными массмедиа, вызывает отвращение, другим оно служит руководством к действию.

В связи с этими и другими обстоятельствами массовая культура удостаивается критических замечаний, сделанных исследователями. Интерес к ее продуктам возник давно, существует немало теорий и концепций. Ее рассматривают как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития. Основное место в исследованиях отводится массовому обществу, возникшему в результате процессов индустриализации и урбанизации. Массовая культура при этом рассматривается как особый тип культуры, заменившей традиционные формы народной культуры (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг). В трудах этих ученых «массовая культура» трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества . По мнению исследователя, быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, сформировавшая «массового человека», духовно подорвали современную цивилизацию, это ведет к неустойчивости и краху культуры в целом.

Теоретики и историки культуры часто связывают процесс возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена с интенсификацией деятельности массмедиа. По мнению некоторых исследователей, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует считать конец XIX - начало XX в. В упомянутый период получили развитие средства массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет и иллюстрированных журналов), были распространены индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, обеспечены относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов .

В конце XIX в. еженедельные массмедиа начали публикацию произведений, которые спустя время получили название «сердечная пресса» или «индустрия грез», а в США появляется такая форма массовой культуры, как комиксы. На первых порах этот жанр был предназначен исключительно для детей, но затем заинтересовал и взрослых людей.

По прошествии десятилетий публика не стала взыскательнее. Ее привлекает доступность современных продуктов массовой культуры, которая достигается с помощью средств массовой коммуникации, которые с каждым годом совершенствуются. К таким традиционным способам распространения продукции массовой культуры, как кино, видео, теле- и радиопрограммы, печатные издания, прибавились мобильные системы связи (сотовые телефоны), а также Интернет. Публику не смущает, что эта продукция недолговечна. Будучи в значительной мере потребительской, массовая культура мгновенно реагирует на появляющийся спрос. Если он сокращается, то исчезает и продукция массмедиа, предназначенная для его удовлетворения.

Массовой культуре, как отмечают исследователи, свойственно повторение сюжетов, идей и образов. Она реализует трансляционную функцию путем передачи через массмедиа определенного количества информации, кодифицированной цифровым способом. При этом пресса манипулирует потребителями сообщений, внедряет в их сознание стереотипы и установки, легитимирующие определенный образ мира . Результатом коммуникации становится не приращение у масс знаний, а рост их информированности. Лучшим средством угодить вкусам публики оказывается не новаторство, а банальность. Известное служит путеводной нитью, ведущей через неизведанное пространство. Ослаблена возможность адекватного восприятия публикой сообщений массмедиа. Подсчитано даже, что, если произведение содержит более 10% совершенно новой информации, контакт с аудиторией теряется . Размышляя об отрицательных свойствах массовой культуры, транслируемой прессой, некоторые исследователи полагают, что она представляет автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания . Однако в качестве важных положительных результатов получения сообщений познавательного характера для массовой аудитории выделяются следующие: удовлетворение когнитивных потребностей, получение определенного уровня фоновых знаний, адаптация в условиях «информационного взрыва».

Исследователями выделяется еще одна особенность распространения прессой массовой культуры. Она находится под влиянием органов власти, реализует трансляционную функцию по предложенному ими сценарию, который можно назвать «соблазнение масс знанием». В современную эпоху, когда механизмы управления обществом претерпевают трансформацию от открытого насилия к «мягкому искушению» (Ж. Бодрийяр), целью «соблазнения масс знанием» становится унификация общества, формирование в сознании масс мозаичной псевдокартины мира, на деле являющейся манифестацией общественной идеологии. Главной причиной привлекательности этого идеологического проекта для масс является удовлетворение их потребности в информации о постоянно изменяющемся окружающем мире, необходимой для оценки перспектив его развития с целью психологической адаптации.

Таковы мировые тенденции трансляции прессой массовой культуры. А какую роль в этой сфере исполняют российские массмедиа? Она неоднозначна, противоречива.

С одной стороны, по мере стабилизации жизни страны интерес к культуре возрождается. В XXI в. увеличилось количество печатных изданий, рассказывающих о культуре, театре, об искусстве, архитектуре, антиквариате, о художественной фотографии, ландшафтном дизайне. Их создатели предложили публике продуманные концепции содержания и оформления материалов. С середины первого десятилетия этого века начался выпуск художественных изданий «Русское искусство» и «Художественная галерея», а также «Эрмитаж», предназначенного для профессионалов и почитателей искусства, в том числе коллекционеров. Предложен рынку журнал-галерея ZOOM, составленный из высокохудожественных фотографий.

С другой стороны, выходят в свет и такие печатные издания, в материалах которых содержится много наносного, а то и откровенно пошлого. По сравнению с началом 1990-х гг. в несколько раз сократились тиражи прессы; утратили былую роль и культурологическое значение «толстые» литературные журналы, многие ранее популярные газеты и журналы для детей и молодежи. Пресса стала преимущественно гламурно-светской, содержанию основной массы газет и журналов свойственна излишняя сенсационность, снижается их социальное и культурно-просветительское значение для общества, широко распространена публикация заказных материалов и продуктов поверхностной журналистики, опирающейся главным образом на интернет-ресурсы и не обременяющей себя ответственностью за достоверность сообщений. Нередки нарушения законодательства РФ о средствах массовой информации, особенно в сфере распространения рекламы и соблюдения запрета на пропаганду культа насилия.

В целом исследователи отмечают, что современные тенденции развития массовой культуры сохранятся в будущем, то общий культурный потенциал цивилизации не возрастет, более того, ему может быть нанесен существенный ущерб. Псевдоценности, распространяемые масссмедиа, разрушительны для личности и общества. Полезна идейная трансформация массовой культуры через ее наполнение с помощью прессы возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами.

^ Таким образом, массовая культура, интерпретируемая учеными как выражение духовной несвободы, прочно укрепилась в современном обществе. Она транслируется посредством размещения в массмедиа разнообразных сообщений, часто развлекательного характера, при этом удовлетворяются когнитивные потребности граждан, а в их сознание внедряются стереотипы и установки, легитимирующие определенный образ мира. У невзыскательной публики не вызывает неприятия то обстоятельство, что массовой культурой распространяются банальности и ее продукты недолговечны, в них повторяются набившие оскомину сюжеты и образы. Распространение прессой этих продуктов происходит по сценарию, разработанному органами власти, и нацелено на формирование в сознании людей псевдокартины жизни. В сфере трансляции культуры пресса может исполнить и иную роль, если журналисты станут чаще руководствоваться в своей деятельности возвышенными мотивами, освещать и исследовать социально значимые проблемы.

Понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах.

Понятие “культура” необходимо раскрывать в его дифференциально-динамических аспектах, что требует использования категорий “общественная практика” и “деятельность”, связывающих между собой категории “общественное бытие” и “общественное сознание”, “объективное” и “субъективное” в историческом процессе. В современной отечественной философской литературе понятие “деятельность” предстает как одна из наиболее фундаментальных характеристик человеческого бытия. Вместе с тем также общепринятым является положение о том, что человек представляет собой “деятельное природное существо”, которое само себя утверждает в мире, в своем бытии. Таким образом, можно сказать, что через понятие “деятельности” выражается специфика социальной формы движения материи.

Если признать, что одним из главных признаков подлинной куль­туры являются неоднородность и богатство ее проявлений, основан­ные на национально-этнической и сословно-классовой дифференциа­ции, то в XX веке врагом культурной “полифонии” оказался не только большевизм, по своей природе не приемлющий какого-либо плюра­лизма. В условиях “индустриального общества” и НТР человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону и однообразию в ущерб любым видам оригинальности и самобытности, идет ли речь об отдельной личности или об определенных социальных слоях и группах. Современное государство, подобно гигантской маши­не, с помощью единых систем образования и столь же скоординиро­ванной информации непрерывно “штампует” безликий и заведомо об­реченный на анонимность человеческий “материал”. Если большевики и их последователи стремились насильственно превратить людей и некое подобие “винтиков”, то с середины нашего столетия процессы стандартизации повседневной жизни приобрели во всем мире, за ис­ключением отдаленной периферии, непроизвольный и всеобъемлю­щий характер.

Культура современного общества - совокупность самых различных пластов культуры, то есть она состоит из доминирующей культуры, субкультур и даже контркультур. В любом обществе можно выделить высокую культуру (элитарную) и народную культуру (фольклор). Развитие средств массой информации привело к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуры. Но в целом отношение к массовой культуре не столь однозначно.

Феномен «массовой культуры» с точки зрения его роли в развитии современной цивилизации оценивается учеными далеко не однозначно . В зависимости от тяготения к элитарному или популистскому образу мышления культурологи склонны считать его или чем-то вроде социальной патологии, симптомом вырождения общества, или, наоборот, важным фактором его здоровья и внутренней стабильности. К первым, во многом питаемым идеями Ф. Ницше, относились О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, Н.А. Бердяев и многие другие. Вторые представлены уже упоминавшимися нами Л. Уайтом и Т. Парсонсом. Критический подход к «массовой культуре» сводится к ее обвинениям в пренебрежении классическим наследством, в том, что она якобы является инструментом сознательного манипулирования людьми; порабощает и унифицирует основного творца всякой культуры - суверенную личность; способствует ее отчуждению от реальной жизни; отвлекает людей от их основной задачи - «духовно-практического освоения мира» (К. Маркс). Апологетический подход, напротив, выражается в том, что «массовая культура» провозглашается закономерным следствием необратимого научно-технического прогресса, что она способствует сплочению людей, прежде всего молодежи, независимо от каких-либо идеологий и национально-этнических различий в устойчивую социальную систему и не только не отвергает культурного наследия прошлого, но и делает его лучшие образцы достоянием самых широких народных слоев путем их тиражирования через печать, радио, телевидение и промышленное воспроизводство. Спор о вреде или благотворности «массовой культуры» имеет чисто политический аспект: как демократы, так и сторонники авторитарной власти не без основания стремятся использовать этот объективный и весьма важный феномен нашего времени в своих интересах. Во время второй мировой войны и в послевоенный период проблемы «массовой культуры», особенно ее важнейшего элемента - массовой информации, с одинаковым вниманием изучались как в демократических, так и в тоталитарных государствах.

Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры

Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы суще­ствования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предпола­гается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

По поводу ис­токов массовой культуры в культурологи существует ряд точек зрения.

В качестве примера можно привести наиболее часто встречающие­ся в научной литературе:

1.Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христиан­ской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упро­щенные варианты Священных книг (например «Библия для ни­щих»), рассчитанные на массовую аудиторию.

2.Истоки массовой культуры связаны с появлением в евро­пейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детек­тивного, авантюрного романа, значительно расширившего аудито­рию читателей за счет огромных тиражей (книги Д. Дефо, М. Комарова).

3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман.

И все-таки, - это предыстория массо­вой культуры. А в собственном смысле массовая культура прояви­ла себя впервые в США на рубеже XIX-XX веков. Известному аме­риканскому политологу З. Бжезинскому принадлежит фраза, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция - культуру и рес­публиканский национализм, то современные СШЛ дали миру на­учно-техническую революцию и массовую культуру».

Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сфе­ры: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проана­лизирована в ряде философских сочинений XX века. Как, например, американский социолог Д. Белл в своей книге «Коней идеологии» особенности современного общества определяет возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует несколько значений слова «масса»:

1. Масса - как недифференцированное множество (т.е. противоположность понятию класс).

2. Масса - как синоним невеже­ственности (как об этом также писал X. Ортега-и-Гассет).

3. Массы - как механизированное общество (т. е. человек воспринимается как придаток техники).

4. Масса - как бюрократизированное общест­во (т. е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуаль­ность в пользу стадности).

5. Масса - как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется стра­стям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе - это варвар.

И Д. Белл делает вывод: массы - есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

Еще более глубокий анализ «массовой культуры» сделал канадский социолог М. Маклюэн. Но он так же, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации по­рождают и новый тип культуры. Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изоб­ретение И. Гуттенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». Этот новый человек отличается от того «племенного», жившего ког­да-то на земле, тем, что его мифы формирует «электронная инфор­мация». По словам Маклюэна, печатная техника - создала публи­ку, электронная - массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэн подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художествен­ной культуры.

Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индиви­ды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступа­ют одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие «массовая культура» характеризует особенности произ­водства культурных ценностей в современном индустриальном об­ществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается но аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

В рамках массовой культуры можно выделить следующие сферы и проявления:

Индустрия "субкультуры детства", направленная на формирование стандартизированных норм и образцов личностной культуры, закладывающая основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе;

Массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, отбор которых происходит в соответствии с типовыми программами, воспитывающая стандартные поведенческие навыки, необходимые для социализации детей;

Средства массовой информации, ставящие целью под предлогом информирования населения, объективной интерпретации текущих событий формирование необходимого "заказчику" общественного мнения;

Система национальной или государственной идеологии и пропаганды, манипулирующая сознанием граждан в интересах правящих элит и формирующая массовые политические движения;

Массовая социальная мифология, переводящая сложные, требующие специального изучения и соответствующей научной подготовки явления в пласт обыденного сознания, позволяющая "человеку массы" ощущать себя причастным к науке, политике, государственной жизни и т.п.;

Индустрия рекламы, моды, формирующая стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляющая спросом рядового потребителя, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования;

Индустрия физического имиджа: массовое физкультурное движение, аэробика, культуризм, косметология и т.п.;

Индустрия досуга: массовая художественная культура (приключенческая, детективная и бульварная литература, аналогичные жанры кино, оперетта, поп-музыка, шоу-индустрия, цирк, туризм и т.п.), с помощью которой достигается эффект психологической релаксации человека1 .

В настоящее время в сферу массовой культуры вовлечена и такая форма массовой коммуникации как Интернет, который становится глобальным средством распространения продуктов культуры. Его появление меняет многие традиционные представления о способах трансляции социокультурного опыта, формах человеческого взаимодействия и т.п. Однако это явление и его социокультурные последствия еще нуждаются в соответствующем исследовании.

Влияние СМИ на массовую культуру.

В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ.

СМИ сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением - наиболее велика Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы влияния СМИ на личность представителя молодежи. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют "прямые", непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Мы же отметим влияние, которое устремлено глубже и может быть не заметно на первый взгляд. В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Положительное влияние СМИ

Окружающая нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно - на приятное и неприятное, но по мере "роста" информация принимает самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. Они освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей, как в обществе, так и индивидуально.

К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, телевидение, радио, а в последнее время Интернет и реклама. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Но наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: телевидение, интернет и реклама (это связано с "эффектом присутствия", поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией, воспринимающей информацию). СМИ через воздействие на общество в целом влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия (в данном контексте мы говорим о положительном влиянии СМИ, хотя это влияние может быть и противоположным).

Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной функции.

Всё большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, т.к. несет в себе оттенки трех функций - связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса). Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.

Отрицательное влияние СМИ.

Задача СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Одним из отрицательных воздействий является - пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ "подается" информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно "грубым" и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями.

Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Это в последствие ведет к формированию стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют сообщение, т.е. особым образом "подводят" информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип "философия надежды", ориентация на идеальные образцы, у молодежи зачастую благодаря подаче СМИ складывается мнение о невозможности влияния на свое будущее, незаинтересованности властей в будущих кадрах и др. Таким образом, большинство исследователей показывают тесную связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки "героев", созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Велико значение влияния СМИ не только на социальную позицию современной молодежи, но и на ее психическое состояние. Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время как под воздействием телевизора, радио и др. факторов, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.


Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.-с. 147-154.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Массовая культура. Влияние СМИ на массовую культуру. Подготовил: Учитель истории и обществознания Калинина Т. А.

2 слайд

Описание слайда:

Цели урока Формирование представления о массовой культуре, как неотъемлемой части жизни современного общества; Развитие навыков работы с текстом; Развитие аналитических способностей; обобщение; сравнение; умение формировать собственную точку зрения и делать выводы на основе полученных знаний и умений; Воспитание толерантности.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Могла ли появиться массовая культура в традиционном обществе? Как связаны СМИ и массовая культура? Откуда пошло выражение «жёлтая пресса»?

5 слайд

Описание слайда:

Изучение нового материала Массовая культура – это коммерческая форма производства и распространения стандартизированных культурных ценностей, рассчитанная на большую аудиторию.

6 слайд

Описание слайда:

Характерные черты массовой культуры Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Занимательность. Эта особенность массовой культуры обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые понятны большинству людей, вызывают неизменный интерес, а подчас и шокируют зрителя: любовь, семейные проблемы, приключения, ужасы.

7 слайд

Описание слайда:

Характерные черты массовой культуры Серийность, тиражируемость. Эта черта масскульта проявляется двояко. Прежде всего находит выражение в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей. С другой стороны, определённая серийность проявляется и в известной повторяемости сюжетных ходов, похожести героев.

8 слайд

Описание слайда:

Характерные черты массовой культуры Пассивность восприятия. Комиксы, лёгкая музыка не требуют интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия. Коммерческий характер. Культурный продукт, созданный в рамках массовой культуры, - это товар, предназначенный для массовой продажи.

9 слайд

Описание слайда:

Возникновение массовой культуры Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. так называемого массового общест­ва. Материальной основой произошедших в XIX в. сущест­венных перемен стал переход к машинному производству, резко увеличившему и одновременно удешевившему произ­водство товаров. Но индустриальное машинное производст­во предполагает стандартизацию, причем не только оборудо­вания, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня, рабочей одежды и т. д. Затронули процессы стандартизации и духов­ную культуру.

10 слайд

Описание слайда:

Возникновение массовой культуры Достаточно четко обозначились две сферы жизни работа­ющего человека: собственно работа и досуг - социально значимое свободное время. В результате возник платежеспособный спрос на те това­ры и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового» культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т. д. Они были предназначены прежде всего для того, чтобы по­мочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.

11 слайд

Описание слайда:

Влияние СМИ на массовую культуру В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ.

12 слайд

Описание слайда:

Влияние СМИ на массовую культуру СМИ сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением - наиболее велика Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы влияния СМИ на личность представителя молодежи. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют "прямые", непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Мы же отметим влияние, которое устремлено глубже и может быть не заметно на первый взгляд. В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

13 слайд

Описание слайда:

Словарь Средства массовой информации – это периодические печатные издания, сетевые издания, теле- и радиопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации. Таблоид – это тип дешёвой прессы небольшого объёма и формата с фотографией во всю первую полосу.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Массовая культура(МК) стала фактом современного общества. Споры ведутся относительно времени возникновения МК. Одни исследователи полагают, что МК не имеет тысячелетнюю историю, а другие – напротив(гладиаторские бои). Такие разные точки зрения возникли из-за смешения понятий массовая и популярная культура.

Массовая культура- это исторический феномен, который сложился в эпоху индустриализации и получил развитие в информационном обществе.

Популярная культура – область культуры, которая понятна, приемлема большинством в любую историко-культурную эпоху.

Основные теории МК:

1. Теория МК как массового общества (Фромм, Фрейд, Ницше, Бердяев) трактуется как выражение духовной несвободы человека, даже угнетение личности. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку. Хосе Ортего-н-Гассет: «МК- динамичное объединение меньшинства и масс». Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса - это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным.

2. Теория феминизма. Исследователи делают акцент на патриархальной идеологии, которая лежит в основе культуры. МК эксплуатирует образ женщины, причем женщина выставляется не как целостное воплощение образа красоты, а предлагаются отдельные части(зубы, ноги, ногти…)

МК имеет несколько уровней:

Кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);

Мид-культура (так сказать, культура "средней руки");

Арт-культура (массовая культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Отличительные черты МК в современности:

1. Экспансия визуальных форм и жанров, которые теснят книжную культуру. Если в начале 20в. Живопись, плакаты отталкивались от текста, то теперь текст строится по закону зрелища (монтажа)

2. Эффект срастания общественного сознания со средствами массовой коммуникации (экранная жизнь пересекается с сознанием человека и становится формой психического мира; не существует противопоставления общественное – частное; частная жизнь не считается привилегией (становится публичной сценой)

3. Кризис социально-культурной идентичности. Глобальные СМИ стали причиной размытия культурных различий. Своеобразным ответом стал запрос на идентичность (национальную, религиозную и т.д.) Интернет определяет игровую идентичность; её характерная черта - свободная смена масок в зависимости от конкретной коммуникационной ситуации. МК предлагает готовые образцы и стили поведения, которые востребованы.

Массовая культура, поп-культура, масскультура -- «народная» культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима). Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех.

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.

Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу времени возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е. П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетней истории массовой культуры не существует Смольская Е. П. «Массовая культура»: развлечение или политика?». - М.: Просвещение, 1986, с. 32.. Напротив, американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. Согласно А. Адорно, прототипами современной массовой культуры следует считать формы культуры, которые появились во время становления капитализма в Англии, т. е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой», чем к «элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е. П. Смольская и др.) указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.

Вероятно, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует все же считать конец XIX - начало XX века. Мы полагаем, что явление массовой культуры не просто некая разновидность «традиционной культуры», но существенное изменение культуры в целом. То есть, развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет), индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.

К одной из ранних форм массовой культуры исследователи относят детективный жанр, который появился еще в начале 30-х годов XIX века и сразу же завоевал огромную популярность. В конце XIX века еженедельные СМИ начали публикацию произведений, которые спустя время получили название «сердечная пресса» или «индустрия грез». В самом конце XIX века в Соединенных Штатах Америки появляется такая форма массовой культуры как комиксы. Сначала этот жанр был предназначен исключительно для детей, но затем стал неотъемлемой частью и взрослой жизни. Активное, а точнее стремительное развитие массовой культуры начинается с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной.

Как и в случае с традиционной культурой универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность. Давайте, посмотрим теперь, как выглядят наиболее распространенные определения массовой культуры.

Некоторые исследователи полагают, что массовая культура - это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. В частности, А. Б. Гофман отмечает, что массовая культура - это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. - М., 1994, с. 102. . Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали.

В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе.

Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации.

Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура - это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М., 1993, с. 43.. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т. е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура.

Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

Очевидно, массовая культура - явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

  • - кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);
  • - мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
  • - арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками являются:

  • - ориентированность на гомогенную аудиторию;
  • - опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;
  • -эскапизм;
  • - быстродоступность;
  • - быстрозабываемость;
  • - традиционность и консерватизм;
  • - оперирование средней языковой семиотической нормой;
  • - занимательность.

Как самостоятельное явление массовая культура оценивается противоречиво.

В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция аргументируется тем, что в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.

Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что:

  • - она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время Фетисова Т. А. Культура города. //Человек: образ и сущность. - М., 2000. ;
  • - создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М., 1993. ;
  • - дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры Шестаков В. П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». - М., 1988. .

И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему «белое - черное». В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.

Похожие публикации