Адмирал Трибуц: биография. Владимир Филиппович Трибуц: биография После окончания ВОВ

Предки будущего адмирала происходили из Минской губернии и получили фамилию по воле помещика. Они переехали на заработки в столицу. Родился Владимир 15 июля 1900 года в Санкт-Петербурге. Проучившись в трехклассной школе и Петровском высшем начальном училище 6 лет, он летом 1914года собирался добровольцем пойти на фронт разгоравшейся мировой войны. Однако по настоянию отца, околоточного в одной из частей столицы, 22 августа мальчик поступил в Петроградскую военно-фельдшерскую школу и 14 декабря 1917 года стал лекарским помощником в Петроградском Николаевском госпитале. С февраля 1918 года в рабочем отряде, а в марте - в Северном летучем отряде моряков под командованием П. Е. Дыбенко фельдшер участвовал в боях под Нарвой и остался на флоте.

После заключения Брестского мира Трибуца отправили на Каспийскую флотилию. С 22 мая 1918 года молодой военмор служил в амбулатории плавающего отряда. В качестве медработника ему довелось участвовать при подавлении мятежа в Астрахани 15-16 августа 1918 года, затем - в боевых действиях на море. Когда командующий флотилией С. Е. Сакс отправлялся с 3 вооруженными судами в набег на бухту Старо-Теречная, на "Вегу" командировали Трибуца. В первом походе удалось взять 6 транспортов. В следующем набеге 9-12 ноября пришлось вступить в бой. Каспийцы повредили неприятельский корабль, обстреляли радиостанцию на Брянской косе. Флотилия действовала до декабря. Трибуца вернули на сушу. Он боролся с эпидемией тифа, 10-11 марта 1919 года участвовал в подавлении мятежа в Астрахани, лекпомом 2-го десантного отряда моряков оборонял город, а в сентябре вернулся в госпиталь.

Удовлетворив просьбу о назначении на корабль, 25 марта 1920 года Трибуца определили лекпомом на эсминец "Деятельный". Здесь он впервые встретился с И. С. Исаковым, поразившим его самоотверженным отношением к морскому делу.

1 апреля эсминцы "Карл Либкнехт", "Расторопный" и "Деятельный" направились в первый весенний поход из Астрахани в Петровск (Махачкалу). Корабли вошли в порт ранее войск Красной Армии, но без угля. Пришлось грузить топливо с затонувшего эсминца. Вскоре Трибуц заболел тифом и был отправлен в госпиталь; оправившись от болезни, он вернулся на корабль. 1 мая корабли Волго-Каспийской флотилии перешли в Баку, уже занятый частями Красной Армии.

На "Деятельном" Трибуц участвовал в Энзелийской операции. Исаков назначил грамотного моряка в трофейную комиссию. Вскоре после возвращения в Баку его перевели на канонерскую лодку "Карс" флота Азербайджана. Переименованная канонерка "Ленин" в декабре 1920 и в 1921 году не раз выходила в походы, действовала против басмачей. В шторм Трибуц помогал управлять кораблем и едва не был смыт за борт.

Итак, за несколько лет службы на Каспии Трибуц участвовал в морских походах, в боях на суше и на море. Моряки канонерской лодки выдвигали его депутатом Бакинского Совета. Он оказался привычным к морю и оставался в строю, когда остальные лежали из-за морской болезни. По всем статьям военмор подходил для дальнейшей службы на флоте, да и самому ему она оказалась по нраву. В августе 1922 года грамотного юношу с группой матросов направили в распоряжение Управления Военно-морских учебных заведений. 3 октября 1922 года Трибуц стал слушателем подготовительного курса Военно-морского училища, позднее названного именем М. В. Фрунзе.

Недостаток знаний пришлось компенсировать усиленной учебой. После подготовительного отделения курсантов зачисляли на специальный курс. В первый год (младший специальный курс) изучали высшую математику и теоретическую механику, основы навигации и астрономии, устройство корабля, военно-морскую историю, социально-политические дисциплины. Предметы преподавали опытные офицеры царского флота. На среднем специальном курсе изучали мореходные науки и оружие флота, на старшем, кроме изучения теории морского дела, приобретали навыки управления артиллерийскими и торпедными стрельбами, летом уходили в практическое плавание.

Начиналось возрождение флота после разрухи Гражданской войны. В 1923 году Трибуца послали на крейсер "Аврора", который начали приводить в порядок. Уже в 1924 году восстановленный комсомольцами крейсер с учебным судном "Комсомолец" ходил в плавание за границу по маршруту Кронштадт - Берген Мурманск - Архангельск - Тронхейм - Кронштадт; среди других курсантов на борту крейсера был и В. Ф. Трибуц. Следующим летом курсант проходил практику на линкоре "Парижская Коммуна", а 6 октября 1926 года в числе 10 лучших закончил училище и был назначен помощником вахтенного начальника этого линейного корабля и командиром башни главного калибра. В 1927 году Трибуц уже вахтенный начальник. В 1928 году за добросовестную службу моряка удостоили Почетной грамоты РВС Морских сил Балтийского моря.

С конца 1928 года Трибуц - старший вахтенный начальник, 2-й помощник командира линкора. Осенью 1929 года по его просьбе моряка зачислили слушателем Военно-морской академии. До начала учебы ему довелось пройти еще одно нелегкое испытание. С Балтики на Черное море перегоняли "Парижскую Коммуну" и крейсер "Профинтерн". По просьбе командира линкора на время похода Трибуца вернули на корабль. Моряк отличился в штормовом плавании и в награду получил именной маузер с надписью: "Стойкому защитнику пролетарской революции В. Ф. Трибуцу от РВС СССР". Позднее адмирал передал награду в Военно-морской музей.

За время учебы Трибуц стажировался на различных кораблях и в частях, побывал в заграничном плавании на теплоходе "Кооперация". Академию он закончил в апреле 1932 года по первому разряду, был назначен старшим помощником линкора "Марат", ставшего отличным кораблем. Моряк участвовал в учениях и под флагом командующего Балтийским флотом Л. М. Галлера ходил в Польшу (1934). Когда линкор "Марат" направили на морской парад в Англию, где проходила коронация Георга VI, командир линкора В. И. Иванов потребовал прикомандировать В. Ф. Трибуца, ибо иначе не гарантировал успеха швартовки методом фертоинг. Трибуц месяц тренировал боцманскую команду. Зато в день парада советские моряки продемонстрировали рекордное время при постановке корабля на якорь.

В декабре 1934 года Трибуца назначили командиром эсминца "Яков Свердлов", бывшего "Новика", прославленного действиями в Первую мировую войну. Моряк позднее вспоминал: "Назначение свое я встретил с радостью и гордостью. Командовать кораблем... - это большая, ответственная и почетная задача. С большой энергией принялся я за изучение организации корабельной службы, оружия корабля, методов его применения, более детально стал изучать наставления по использованию кораблей такого класса. Мне нужно было освоить управление кораблем, выходы из гавани, постановку к стенке, совместное плавание в составе дивизиона, в охранении линейных кораблей". Вскоре Трибуц сделал эсминец лучшим кораблем этого класса на Балтике. Заслуги моряка были оценены орденом Красной Звезды.

Более моряку не доводилось командовать кораблями, так как в дальнейшем его опыт и способности использовали на штабной работе. В конце 1936 года капитана 2-го ранга по предложению И. С. Исакова, нового начальника штаба КБФ, назначили начальником отдела боевой подготовки Краснознаменного Балтийского флота (КБФ).

В январе 1938 года Трибуца вызвал Сталин, в длительной беседе выяснил его знания и мысли. В феврале 1938 года моряка назначили начальником штаба КБФ. На флоте изучали новый БУМС-37; командиры кораблей, подводных лодок, авиации учились тактике совместных боевых операций, в помещениях и на море штабы отрабатывали действия разнородных сил.

В апреле 1939 года флагмана 2-го ранга назначили командующим КБФ, в начале 1940 года присвоили звание флагмана 1-го ранга. Трибуц стал одним из самых молодых командующих флотами. Ему пришлось осваивать новые корабли и подводные лодки. Несмотря на молодость, полученный разносторонний опыт помог справиться с весьма сложными задачами.

Начиналась мировая война. Существовала опасность, что фашистская Германия использует малые государства Прибалтики в качестве плацдарма для наступления против СССР. С другой стороны, растущему Советскому ВМФ тесно становилось в Финском заливе. Необходимость решить эти две проблемы привела к переговорам с Латвией, Эстонией и Литвой. 28 сентября 1939 года СССР заключил пакт взаимопомощи с Эстонией, затем с двумя другими странами. В составе советской военно-морской делегации, которую возглавлял И. С. Исаков, Трибуц участвовал в переговорах о предоставлении военно-морских баз в Прибалтике. Вскоре флот смог расположиться в Таллине, Палдиски, Риге, Лиепае. В июле 1940 года главная база флота была перемещена из Кронштадта в Таллин. Туда же переехал и командующий.

Огромные усилия потребовались для подготовки новых портов для базирования боевых кораблей, создания береговой обороны, аэродромов, связи и прочей инфраструктуры флота.

Первый военный экзамен Трибуц сдал в конфликте с Финляндией. Зимняя кампания 1939-1940 годов заставила принимать неординарные решения. Подводные лодки и надводные корабли действовали, несмотря на лед, что пригодилось позднее, в годы более серьезных испытаний. Флот овладел островами в Финском заливе. После окончания боевых действий в марте 1940 года по условиям мирного договора эти острова, Карельский перешеек, северное побережье Ладожского озера отошли к России, а на полученном в аренду полуострове Ханко начали сооружать военно-морскую базу. Все эти мероприятия позволили Советскому флоту свободно выходить в Балтийское море, обезопасить Ленинград с суши. В марте 1940 года в наркомате обороны Владимир Филиппович выступил с докладом, обобщившим полученный опыт. За успешные действия КБФ он получил орден Ленина и чин вице-адмирала.

Летом 1941 года все явственней становилась неизбежность войны с фашистской Германией. Трибуца беспокоило, что основные силы флота (отряд легких сил, отряд торпедных катеров, бригада подводных лодок и другие корабли) базируются вблизи границы, в Либаве (Лиепае). Тесно стоящие в гавани корабли представляли хорошую цель для авиации. После неоднократных обращений к Москве в мае 1941 года командующий получил разрешение наркома ВМФ перевести часть сил в Рижский залив. Позднее Н. Г. Кузнецов писал:

"Июнь с первых же дней был необычайно тревожным, буквально не проходило суток, чтобы В. Ф. Трибуц не сообщал мне с Балтики о каких-либо зловещих новостях. Чаще всего они касались передвижения около наших границ немецких кораблей, сосредоточения их в финских портах и нарушения нашего воздушного пространства".

Командующий знал, что германские торговые суда спешно покидают советские порты, что в море замечено движение подводных лодок. Тревогу вызывало и неожиданное прекращение достройки купленного у Германии крейсера "Лютцов". Несмотря на указания из столицы не поддаваться на провокации, вице-адмирал принимал меры предосторожности. 16 июня были выставлены дополнительные корабельные дозоры. В Таллин доставили судно с минами, и моряки тренировались в постановках заграждений. Спешно достраивали береговые укрепления и батареи. Однако сухопутное командование не предполагало прорыва неприятеля в глубину территории СССР, и к началу войны план прикрытия военно-морских баз с суши не был утвержден. Командование обороной Моонзундских островов и других прибрежных пунктов не было сосредоточено в одних руках.

События развивались. Ночью 19 июня поступило сообщение с Ханко о подготовке к войне 22-25 июня со стороны Финляндии. Трибуц доложил об этом в наркомат и просил разрешения перебазировать из Таллина в Кронштадт линкоры. Разрешения он не получил, но все же на свой страх и риск 20 июня отправил "Марат" с охранением в Кронштадт. Только в ночь на 22 июня он получил приказ оставить в Рижском заливе крейсер и дивизион эсминцев, остальные эсминцы и крейсер вывести в Таллин, а линкоры держать в Кронштадте, но это сделать уже не успели.

19 июня Военный совет КБФ решил привести флот в повышенную боевую готовность. Трибуц позвонил Н. Г. Кузнецову и предложил заранее начать минные постановки в Финском заливе. Тот одобрил принятые меры, но предложил с минными постановками подождать. В Москве еще надеялись на мирный исход событий. 21 июня командующий знал, что после заграждения минными полями входов в свои порты Мемель, Пиллау, Кольберг гитлеровцы начали ставить мины в советских территориальных водах. КБФ мины пришлось ставить уже после начала боевых действий. Несколько кораблей и судов погибли на заграждениях, поставленных противником в мирные дни.

"За последние дни значительно усилились случаи нарушения нашей морской, сухопутной, воздушной государственных границ немецкими самолетами. Наблюдается сосредоточение войск на территории Финляндии и государственной границы в Восточной Пруссии. Немцы нагло держат себя, вызывая на провокацию на море.

Приказываю: темпы боевой подготовки не снижать, выполнять поставленные задачи, использовать каждый день, ночь и час хорошей погоды и видимости. Держать дежурные части и части, находящиеся в боевом ядре, готовыми в любой момент использовать оружие.

При выполнении задач боевой подготовки усилить наблюдение в водах, воздухе, немедленно донося о всех происшествиях и нарушениях.

Меньше говорить о военной опасности, а больше делать для того, чтобы свои боевые части и корабли привести в полное боевое состояние".

Военный совет КБФ под свою ответственность разрешил самолетам и зенитной артиллерии открывать огонь без предупреждения по самолетам-нарушителям.

В субботний вечер 21 июня Трибуц бодрствовал. В 23.15 позвонил Н. Г. Кузнецов, сообщил о возможном нападении и предписал перевести флот на готовность К» 1. Вскоре отработанный в мирное время приказ был выполнен. Погасли маяки и створные огни, штаб готовился к переезду на остров Суурупи западнее Таллина, где подготовили береговой командный пункт флота. Оставалось только ждать. После 3.20 командующий получил первые сообщения о нападениях на советские суда, приказал идущим в море транспортам завернуть в порты. О нападении гитлеровцев вице-адмирал сообщил в Москву через минуту после Октябрьского, командующего Черноморским флотом. В 5.17 Трибуц подписал телеграмму всем соединениям, частям и кораблям:

"Германия начала нападение на наши базы и порты. Силой оружия отражать противника".

В первые часы потерь на кораблях не было. Началось развертывание флота по планам мобилизации. Теперь уже из Москвы звонили и торопили с минными постановками, которые под прикрытием береговых батарей должны были перекрыть Финский залив. К вечеру 22 июня суда с минами выступили. Из Рижского залива им в прикрытие выслали крейсер "Максим Горький", эсминцы "Гневный", "Гордый" и "Стерегущий". Однако на подходах к указанному району подорвались на минах эсминец и крейсер. "Гневный" пришлось затопить, а для спасения крейсера, у которого оторвало нос, Трибуц послал отряд кораблей и авиацию.

К 30 июня были выставлены 3500 мин и минных защитников, вместе с батареями на Осмуссаре и Ханко составившие непроходимый для противника рубеж. Неприятель вел наступление по суше, и 24 июня была окружена Либава (Лиепая). Трибуц приказал оборонять базу до последней возможности. Но вскоре стало ясно, что рассчитывать на сухопутные части бесполезно. 26 июня поступил приказ оставить базу, в которой были сосредоточены огромные запасы для флота. Командующий выехал в Ригу, над которой нависла опасность. Собрав совещание в Усть-Двинске, он приказал немедленно вывезти все, что можно, на боевых кораблях и вспомогательных судах, а остальное уничтожить. В ночь на 28 июня крейсер "Киров", 6 эсминцев, более 20 транспортов с грузами ушли на восток, за ними последовали подводные лодки с плавбазой "Смольный". Эвакуация оказалась своевременной: 1 июля гитлеровцы взяли Ригу.

В мирное время балтийцы готовились вести артиллерийский бой на море, высаживать десанты и бороться с ними, проводить торпедные атаки, тральные работы и другие традиционные операции, но неприятельский флот активности не проявлял.

Морякам пришлось столкнуться с активными постановками мин, в том числе с неконтактными взрывателями, с кораблей и самолетов, к чему тральные силы не готовили. Не хватало тральщиков. Основной силой стала авиация, которая помогала остановить гитлеровское наступление на суше.

Отступление армии на восток создало проблемы, в довоенное время неизученные. Флоту пришлось защищать свои базы с суши. 29 июня нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов приказал отстаивать Моонзундские острова. В подчинении флота оказалась и база Ханко. Все это пришлось оборонять в условиях, когда самому флоту угрожала опасность.

6 июля начальник штаба флота Ю. А. Пантелеев доложил Трибуцу, что между наступающими к Пярну немецкими войсками и Таллином советских частей нет. Командующий приказал вывести из строя порт Пярну; это удалось сделать, затопив несколько судов. Связи с 8-й армией не было. В июле - августе командующий лично возглавил оборону Таллина. Пока высланные вперед части сдерживали противника, с 17 июля под городом сооружали три линии обороны. Несмотря на недостаток войск, Трибуц рассчитывал удержать базу.

10-11 июля вице-адмирал побывал на Ханко, убедился в том, что защитники стойко держатся против неприятельских атак и обстрела. Он поставил задачу ханковцам оттянуть как можно больше сил противника и обещал помощь. Вскоре на Ханко прибыли торпедные катера, 100-мм орудия и другое необходимое.

Вечером 12 июля был обнаружен на подходах к Ирбенскому проливу неприятельский конвой, и Трибуц решил разгромить его, используя различные боевые средства. Сначала конвой обстреляла батарея с полуострова Сырве, утром 13июля удар нанесли торпедные катера, а за ними - бомбардировщики. Конвой полностью разгромить не удалось: эсминцы его так и не нашли. Однако при всех видимых недостатках неприятелю удалось нанести крупные потери и поднять дух моряков.

Ввиду продвижения противника потребовалось создать новую минно-артиллерийскую позицию с батареями на островах Гогланд, Лавенсаари, Большой Тютерс. Для постановки мин Трибуц приказал создать соединение под названием "Восточная позиция" из минных, сетевых заградителей, эсминцев, сторожевых кораблей, тральщиков и морских охотников. К концу июля несколько тысяч мин преградили Финский залив.

В ночь на 8 августа 1941 года советские бомбардировщики с аэродрома Кагул на острове Сааремаа совершили первый налет на Берлин. Они продолжали налеты до 5 сентября, сбросив более 300 бомб. Все необходимое им доставляли корабли.

К концу июля германское командование было вынуждено повернуть часть сил с Ленинграда на Эстонию, чтобы выполнить указания Гитлера: истребить советские войска и не дать им эвакуироваться из Таллина. Ввиду усилившегося нажима противника 7 августа Трибуц доложил о сложившемся положении. 15 августа было принято решение подчинить 10-й корпус командующему флотом. На него возложили оборону главной базы. Используя артиллерию кораблей и отряды морской пехоты, удавалось удерживать Таллин, из которого вывозили материальные ценности. Так как фронт ушел далеко от Таллина, 26 августа Ставка разрешила эвакуировать город. Расчеты и подготовку операции проводили под обстрелом неприятеля. Трибуц сохранял транспортные средства рассредоточенными по бухтам и, когда поступил приказ эвакуировать главную базу, эти суда и боевые корабли приняли всех, кого предстояло вывезти. Благодаря приказу командующего заранее разработать план эвакуации большинство защитников Таллина удалось спасти.

Был у вице-адмирала и другой замысел: перевезти войска с Ханко и Моонзундских островов в Таллин и объединенными силами начать наступление в сторону Нарвы. 20 августа он предложил этот план, но с ним не согласились: штаб Северо-Западного направления считал постановку вопроса преждевременной, но вскоре вопрос и вовсе отпал. Однако и тогда, и после войны Трибуц считал, что в сложившейся ситуации можно было надеяться на успех.

В Таллине собралось около 200 кораблей и судов, которым предстояло пройти 321 километр по заливу, берега которого были у противника. Следовало ожидать как атак катеров, так и налетов авиации, и минных постановок на фарватере. В то же время на помощь своей авиации, перелетевшей под Ленинград, в районе от Таллина до Гогланда рассчитывать не приходилось.

За несколько дней до начала операции на Гогланде была образована группа кораблей прикрытия для контроля за фарватерами и несения дозорной службы. Немногочисленные тральные силы провели контрольные траления на отдельных участках фарватера. Военный совет принял предложение начальника штаба флота Ю. А. Пантелеева вести суда и корабли по наиболее удаленному от берегов среднему фарватеру. С начала войны по нему прошли 223 конвоя с малыми потерями.

Для перевозки войск были сформированы 4 конвоя во главе с опытными офицерами. Боевые корабли составили главные силы, отряд прикрытия и арьергард. Трибуц поднял флаг на крейсере "Киров". На лидере "Минск", флагмане отряда прикрытия, был флаг контр-адмирала Пантелеева. Арьергардом командовал командир минной обороны флота контр-адмирал Ралль.

В ночь на 28 августа 23-тысячный гарнизон был погружен на суда. Трибуц лично наблюдал за посадкой в Минной гавани, а затем прибыл на "Киров". Однако выход задерживался, так как из-за волн малые суда, в том числе катерные тральщики, не могли идти.

Знаменитый Таллинский прорыв дорого обошелся. Сказался недостаток и тральщиков, и авиации. Тем не менее большинство судов и кораблей спаслись и составили значительную силу в обороне Ленинграда.

Зимой 1941 - 1942 годов флот помогал войскам, оборонявшим северную столицу, и готовился к следующей кампании. Весной, по замыслу Трибуца, подводные лодки, несмотря на противодействие неприятеля, прорывались на Балтику и топили суда, нарушая перевозки гитлеровцев, пока противник не перекрыл устье Финского залива минами и сетями, дополненными катерами и самолетами. Но флот продолжал жить, несмотря на блокаду. Моряки вели контрбатарейную борьбу, помогали войскам отбивать наступление противника, зимой и летом обеспечивали перевозки по Ладоге. Когда же развернулось наступление на запад, флот также принял в нем участие. Трибуц лично руководил освобождением Моонзундских островов и Выборгской операцией. 23 сентября 1944 года он вернулся в Таллин. Вскоре подводные лодки и катера флота вышли на неприятельские коммуникации, во взаимодействии с авиацией нарушая эвакуацию разгромленных группировок противника.

Война завершилась. Получивший в 1943 году чин адмирала В. Ф. Трибуц продолжал командовать КБФ; после создания на театре двух флотов он до весны 1947 года командовал 8-м флотом. Приходилось руководить очисткой Балтики от мин, восстановлением баз, ремонтом кораблей и массой дел, необходимых в мирное время, чтобы флот в годы войны оказался боеспособен.

28 мая 1947 года адмирала назначили заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по морским силам, но уже через год отозвали в Москву. С весны 1949 года он - начальник Гидрографического управления ВМС СССР, затем несколько лет заведовал кафедрой в Академии Генерального штаба, с 1957 года до отставки в 1961 году служил в Главной инспекции Министерства обороны. В октябре 1959 года Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский дал ему следующую аттестацию:

"Адмирал Трибуц В. Ф. - культурный, всесторонне развитый, боевой адмирал. Обладает глубокими знаниями военно-морского дела, богатым командно-практическим и боевым опытом, а также высокой подготовкой в области оперативного искусства и тактики высших соединений военно-морских сил. Хорошо знает службу и работу штабов соединений флота. Имеет ученую степень кандидата военно-морских наук.

Не останавливаясь на достигнутом, продолжает систематически работать над собой, расширяя свой кругозор в области военных и политических знаний. Военно-морское дело любит и работает с душой, проявляя при этом богатую инициативу. Тщательно готовится сам и подготавливает свой аппарат для проведения работ, связанных с инспектированием, которое проводится на высоком уровне. Умеет хорошо организовать и обеспечить выполнение поставленных задач. При проведении мероприятий настойчив, принципиален, объективен и справедлив.

В таком же духе воспитывает и своих подчиненных.

Трудолюбив и работоспособен. Дисциплинирован и умело поддерживает дисциплину у подчиненных. Свои взаимоотношения с ними строит на деловой основе. Пользуется большим авторитетом у подчиненных и офицеров флота. Принимает деятельное участие в партийно-политической работе".

Эта характеристика 24 мая 1960 года была утверждена аттестационной комиссией Министерства обороны под председательством Маршала Советского Союза А. А. Гречко.

За службу Отечеству флотоводца наградили 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.

С февраля 1961 года Трибуц находился в отставке. Он продолжил работу начальником одного из отделов ВИНИТИ. Одновременно адмирал занимался историей советского флота, в первую очередь Балтийского, подготовил свыше 200 публикаций, в том числе книги "Подводники Балтики атакуют" (1963), "Балтийцы наступают" (1968), "Балтийцы вступают в бой" (1972), "Балтийцы сражаются" (1975). По совокупности научных трудов его удостоили звания доктора исторических наук.

Скончался В. Ф. Трибуц 30 августа 1977 года и похоронен 2 сентября в 13 ряду 7 участка некрополя Новодевичьего кладбища в Москве. Памятником ему служат его действия в годы войны и описания подвигов советских моряков в статьях и книгах адмирала.

    Трибуц Владимир Филиппович - (1900—1977), военачальник, адмирал (1943), доктор исторических наук (1972). Член Коммунистической партии с 1928. Окончил Военно морскую академию (1932). Участник Гражданской войны. В 1939—47 командовал Балтийским флотом. В Великую… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1900 77) адмирал (1943), доктор исторических наук. В Великую Отечественную войну командующий Балтийским флотом (1939 47). В 1947 48 заместитель главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно морским силам … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 15(28).7.1900, Петербург], советский военачальник, адмирал (1943), доктор исторических наук (1972). Член КПСС с 1928. На флоте с февраля 1918. Участвовал в Гражданской войне 1918‒20 в составе Астраханской и Волжско Каспийской флотилий и… … Большая советская энциклопедия

    - (1900 1977), военачальник, адмирал (1943), доктор исторических наук (1972). Член Коммунистической партии с 1928. Окончил Военно морскую академию (1932). Участник Гражданской войны. В 1939 47 командовал Балтийским флотом. В Великую… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1900 1977), адмирал (1943), доктор исторических наук (1972). В 1939 47 командующий Балтийским флотом, который в Великую Отечественную войну участвовал в обороне Таллина, Моонзундских островов, полуострова Ханко, Ленинграда, прорыве блокады… … Энциклопедический словарь

    Трибуц, Владимир Филиппович - ТРИ/БУЦ Владимир Филиппович (1900 1977) советский военачальник, адмирал (1943), доктор исторических наук (1972). Русский. Окончил Военно фельдшерскую школу (1917), Военно морское училище в Ленинграде (1926), Военно морскую академию (1932). В… … Морской биографический словарь


Владимир Филиппович Трибуц родился в июле 1900г. В 1917г. окончил военно-лекарскую школу в Петрограде и в декабре стал работать в Николаевском госпитале. В 1918г. он направлен на Каспийскую флотилию, где и получил первый боевой опыт. Удовлетворив просьбу о назначении на корабль, 25 марта 1920 года Трибуца определили лекарским помощником на эсминец "Деятельный".


За несколько лет службы на Каспии Трибуц участвовал в мор­ских походах, в боях на суше и на море. Моряки канонерской лодки вы­двигали его депутатом Бакинского Совета. По всем статьям военмор подходил для дальнейшей службы на флоте, да и самому ему она оказалась по нраву. В августе 1922 года грамотного юношу с группой матросов направили в распоряжение Управления Военно-мор­ских учебных заведений. 3 октября 1922 года Трибуц стал слушателем под­готовительного курса Военно-морского училища, позднее названного именем М. В. Фрунзе.

На сред­нем специальном курсе изучали мореходные науки и оружие флота, на старшем, кроме изучения теории морского дела, приобретали навыки управления артиллерийскими и торпедными стрельбами, летом уходили в практическое плавание.

Начиналось возрождение флота после разрухи Гражданской войны. В 1923 году Трибуца послали на крейсер "Аврора", который начали приво­дить в порядок. Уже в 1924 году восстановленный комсомольцами крейсер с учебным судном "Комсомолец" ходил в плавание за границу по марш­руту Кронштадт - Берген - Мурманск - Архангельск - Тронхейм - Крон­штадт; среди других курсантов на борту крейсера был и В. Ф. Трибуц. Сле­дующим летом курсант проходил практику на линкоре "Парижская Ком­муна", а 6 октября 1926 года в числе 10 лучших закончил училище и был назначен помощником вахтенного начальника этого линейного корабля и командиром башни главного калибра. В 1927 году Трибуц уже вахтенный начальник. В 1928 году за добросовестную службу его удостоили По­четной грамоты РВС Морских сил Балтийского моря.

С конца 1928 года Трибуц - старший вахтенный начальник, 2-й по­мощник командира линкора. Осенью 1929 года его зачислили слушателем Военно-морской академии. До начала учебы ему довелось пройти еще одно нелегкое испытание. С Балтики на Черное море переводили "Парижскую Коммуну" и крейсер "Профинтерн". По просьбе командира линкора на время похода Трибуца вернули на ко­рабль. Он отличился в штормовом плавании и в награду получил именной маузер с надписью:

"Стойкому защитнику пролетарской рево­люции В. Ф. Трибуцу от РВС СССР". Позднее адмирал передал награду в Военно-морской музей.

За время учебы Трибуц стажировался на различных кораблях и в час­тях, побывал в заграничном плавании на теплоходе "Кооперация". Акаде­мию он закончил в апреле 1932 года по первому разряду, был назначен старшим помощником линкора "Марат", ставшего отличным кораблем. Участвовал в учениях и под флагом командующего Балтийским флотом Л. М. Галлера ходил в Польшу (1934).

В декабре 1934 года Трибуца назначили командиром эсминца "Яков Свердлов", бывшего "Новика", прославленного действиями в Первую мировую войну. Владимир Филиппович позднее вспоминал: "Назначение свое я встретил с радостью и гордостью. Командовать кораблем - это большая, ответ­ственная и почетная задача. С большой энергией принялся я за изучение организации корабельной службы, оружия корабля, методов его приме­нения, более детально стал изучать наставления по использованию ко­раблей такого класса. Мне нужно было освоить управление кораблем, выходы из гавани, постановку к стенке, совместное плавание в составе дивизиона, в охранении линейных кораблей". Вскоре Трибуц сделал эс­минец лучшим кораблем этого класса на Балтике. Заслуги командира были оценены орденом Красной Звезды.

Более командовать кораблями не доводилось, так как в даль­нейшем его опыт и способности использовали на штабной работе. В конце 1936 года капитана 2-го ранга по предложению И. С. Исакова, нового на­чальника штаба КБФ, назначили начальником отдела боевой подготовки Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). В январе 1938 года Трибуца вызвал Сталин, в длительной беседе вы­яснил его знания и мысли. В феврале 1938 года последовало назначение начальником штаба КБФ. На флоте изучали новый БУМС-37. Командиры ко­раблей, подводных лодок, авиаторы учились тактике совместных действий, отрабатывали действия разно­родных сил.

В апреле 1939 года флагмана 2-го ранга назначили командующим КБФ, в начале 1940 года присвоили звание флагмана 1-го ранга. Трибуц стал одним из самых молодых командующих флотами. Ему пришлось осваивать новые корабли и подводные лодки. Несмотря на молодость, полученный разносторонний опыт помог справиться с весьма сложными задачами.

После подписания советско-германского Договора, уже в ходе начавшейся Второй мировой войны, Трибуц участвовал в переговорах о предоставлении военно-морских баз в Прибалтике. Вско­ре флот смог дислоцироваться в Таллине, Палдиски, Риге, Лиепае. В июле 1940 года главная база флота была перемещена из Кронштадта в Таллин. Туда же переехал и командующий.

Огромные усилия потребовались для подготовки новых портов для базирования боевых кораблей, создания береговой обороны, аэродромов, связи и прочей инфраструктуры флота.

Первый военный экзамен Трибуц сдал в конфликте с Финляндией. Зимняя кампания 1939-1940 годов заставила принимать неординарные решения. Подводные лодки и надводные корабли действовали, несмотря на ледовые условия, что пригодилось позднее, в годы более серьезных испытаний. Флот овладел островами в Финском заливе. В марте 1940 года в наркомате обороны Владимир Филиппович выступил с док­ладом, обобщив полученный опыт. За успешные действия КБФ он получил орден Ленина и звание вице-адмирала.

Летом 1941 года все явственней становилась неизбежность войны с фашистской Германией. Трибуца беспокоило, что основные силы флота (отряд легких сил, отряд торпедных катеров, бригада подводных лодок и другие корабли) базируются вблизи границы, в Либаве (Лиепае). Тесно стоящие в гавани корабли представляли хорошую цель для авиации. В мае 1941 года командующий получил разрешение наркома ВМФ перевести часть сил в Рижский залив. Позднее Н.Г. Кузнецов писал: "Июнь с первых же дней был необычайно тревожным, буквально не проходило суток, чтобы В. Ф. Трибуц не сообщал мне с Балтики о каких-либо зловещих новостях. Чаще всего они касались передвижения около наших границ немецких кораблей, сосредоточения их в финских портах и нарушения нашего воздушного пространства". Командующий знал, что германские торговые суда спешно покида­ют советские порты, что в море замечено движение подводных лодок. Тревогу вызывало и неожиданное прекращение достройки купленного у Германии крейсера "Лютцов". Несмотря на указания из столицы не под­даваться на провокации, вице-адмирал принимал меры предосторожно­сти. 16 июня были выставлены дополнительные корабельные дозоры. Спешно достраивали береговые укрепления и батареи. Одна­ко сухопутное командование не предполагало прорыва неприятеля в глу­бину территории СССР, и к началу войны план прикрытия военно-мор­ских баз с суши не был утвержден. Единого командования обороной Моонзундских островов и других прибрежных пунктов не было.

События развивались стремительно. Только в ночь на 22 июня он получил приказ оставить в Рижском заливе крейсер и дивизион эсминцев, остальные эсминцы и крейсер вывести в Таллин, а линкоры держать в Кронштадте, но это сделать уже не успели.

19 июня Военный совет КБФ решил привести флот в повышенную боевую готовность. Трибуц позвонил Н. Г. Кузнецову и предложил заранее начать минные постановки в Финском заливе. Тот одобрил принятые меры, но предложил с минными постановками подождать. В Москве еще надея­лись на мирный исход событий. 21 июня командующий знал, что после заграждения минными полями входов в свои порты Мемель, Пиллау, Кольберг гитлеровцы начали ставить мины в советских территориальных водах. КБФ мины пришлось ставить уже после начала боевых действий. Несколько кораблей и судов погибли на заграждениях, поставленных противником в мирные дни.

В 17.00 21 июня командующий направил командирам частей, соеди­нений и кораблей телеграмму с указанием держать дежурные корабли и части, находящиеся в боевом ядре, готовыми в любой момент использовать оружие.

Военный совет КБФ под свою ответственность разрешил самолетам и зенитной артиллерии открывать огонь без предупреждения по самоле­там-нарушителям.

В субботний вечер 21 июня Трибуц бодрствовал. В 23.15 позвонил Н. Г. Кузнецов, сообщил о возможном нападении и приказал перевести флот на готовность № 1. Вскоре отработанный в мирное время приказ был выполнен. Погасли маяки и створные огни, штаб готовился к пере­езду на остров Суурупи, западнее Таллина, где подготовили береговой командный пункт флота. Оставалось только ждать. После 3.20 командую­щий получил первые сообщения о нападениях на советские суда, прика­зал идущим в море транспортам зайти в порты. О нападении гитле­ровцев вице-адмирал немедленно сообщил в Москву. В 5.17 Трибуц подписал теле­грамму всем соединениям, частям и кораблям: "Германия начала нападение на наши базы и порты. Силой оружия отражать противника".

В первые часы потерь на кораблях не было. Началось развертывание флота по планам мобилизации. Теперь уже из Москвы звонили и торопи­ли с минными постановками, которые под прикрытием береговых бата­рей должны были перекрыть Финский залив. К вечеру 22 июня суда с минами вышли в море. Из Рижского залива для прикрытие вышел крейсер "Максим Горький", эсминцы "Гневный", "Гордый" и "Стерегущий". Однако на подходах к указанному району эсминец и крейсер подорвались на минах. "Гневный" пришлось затопить, а для спасения крейсера, у которого оторвало нос, Трибуц послал отряд кораблей и авиацию. К 30 июня были выставлены 3500 мин и минных защитников, вместе с батареями на Осмуссаре и Ханко составившие непроходимый для про­тивника рубеж.

Неприятель вел наступление по суше, и 24 июня была окружена Либава (Лиепая). Трибуц приказал оборонять базу до последней возможности, но вскоре стало ясно, что дальнейшая оборона невозможна. 26 июня поступил приказ оставить базу, в которой были сосредоточены огромные запасы для флота. Командующий выехал в Ригу, над которой нависла опасность. Собрав совещание в Усть-Двинске, он приказал немедленно вывезти все, что можно, на боевых кораблях и вспо­могательных судах, а остальное уничтожить. В ночь на 28 июня крейсер "Киров", 6 эсминцев, более 20 транспортов с грузами ушли на восток, за ними последовали подводные лодки с плавбазой "Смольный". Эвакуация оказалась своевременной: 1 июля гитлеровцы взяли Ригу.

В мирное время балтийцы под руководством своего командующего готовились бороться с флотом противника, но неприятель­ский флот активности не проявлял. Морякам пришлось столкнуться с активными постановками мин, в том числе с неконтактными взрывателями, к чему тральные силы технически были не готовы. Не хватало тральщиков. Основной силой стала авиация, которая помогала остановить гитлеровское наступление на суше.

Отступление сухопутных войск потребовало от флота участия в обороне своих баз с суши. 29 июня нар­ком ВМФ Н. Г. Кузнецов приказал отстаивать Моонзундские острова. В подчинении флота оказалась и база Ханко. Все это пришлось оборонять в условиях, когда самому флоту угрожала опасность.

6 июля начальник штаба флота Ю. А. Пантелеев доложил Трибуцу, что между наступающими к Пярну немецкими войсками и Таллином со­ветских частей нет.

Командующий приказал вывести из строя порт Пяр­ну; это удалось сделать, затопив несколько судов. Связи с 8-й армией не было. В июле - августе командующий лично возглавил оборону Таллина. Пока высланные вперед части сдерживали противника, с 17 июля под городом создавали три линии обороны. Несмотря на недостаток войск, Трибуц рассчитывал удержать базу.

10-11 июля вице-адмирал побывал на Ханко, убедился в том, что защитники стойко держатся против неприятельских атак и обстрела. Он поставил задачу оттянуть как можно больше сил противника и обещал помощь. Вскоре на Ханко прибыли торпедные катера, 100-мм орудия и многое другое.

Вечером 12 июля на подходах к Ирбенскому проливу был обнаружен неприятельский конвой, и Трибуц решил разгромить его, используя раз­личные боевые средства. Сначала конвой обстреляла батарея с полуостро­ва Сырве, утром 13 июля удар нанесли торпедные катера, а за ними - бомбардировщики. Конвой полностью разгромить не удалось: эсминцы его так и не нашли. Однако при всех видимых недостатках неприятелю удалось нанести крупные потери и поднять дух моряков.

Ввиду продвижения противника потребовалось создать новую минно-артиллерийскую позицию с батареями на островах Гогланд, Лавенсаари, Большой Тютерс. Для постановки мин Трибуц приказал создать соединение под названием "Восточная позиция" из минных, сетевых заградителей, эсминцев, сторожевых кораблей, тральщиков и морских охотников. К концу июля несколько тысяч мин перегородили Финский залив.

В ночь на 8 августа 1941 года советские бомбардировщики с аэродро­ма Кагул на острове Сааремаа совершили первый налет на Берлин. Они продолжали налеты до 5 сентября, сбросив более 300 бомб. Все необходи­мое им доставляли корабли. В организации этих действий активное участие принимало командование флота.

К концу июля германское командование было вынуждено повернуть часть сил с Ленинграда на Эстонию, чтобы выполнить указания Гитлера: истребить советские войска и не дать им эвакуироваться из Таллина. Вви­ду усилившегося нажима противника 7 августа Трибуц доложил о сло­жившемся положении. 15 августа было принято решение подчинить 10-й корпус командующему флотом. На него возложили оборону главной базы. Используя артиллерию кораблей и отряды морской пехоты, удавалось удерживать Таллин, из которого вывозили материальные ценности. Так как фронт продвинулся далеко от Таллина, 26 августа Ставка разрешила эвакуи­ровать город. Расчеты и подготовку операции проводили под обстрелом неприятеля. Трибуц сохранял транспортные средства рассредоточенными в бухтах и, когда поступил приказ эвакуировать главную базу, эти суда и боевые корабли приняли всех, кого предстояло вывезти.

Был у вице-адмирала и другой замысел: перевезти войска с Ханко и Моонзундских островов в Таллин и объединенными силами начать на­ступление в сторону Нарвы. 20 августа он предложил этот план, но с ним не согласились: штаб Северо-Западного направления считал постановку вопроса преждевременной, но вскоре вопрос и вовсе отпал. Однако и тогда, и после войны Трибуц считал, что в сложившейся ситуации мож­но было надеяться на успех.

В Таллине собралось около 200 кораблей и судов, которым предстоя­ло пройти 321 километр по заливу, берега которого были у противника. Следовало ожидать как атак катеров, так и налетов авиации, и минных постановок на фарватере. В то же время на помощь своей авиации, пере­летевшей под Ленинград, в районе от Таллина до Гогланда рассчитывать не приходилось.

За несколько дней до начала операции на Гогланде была сформирована группа кораблей прикрытия для контроля за фарватерами и несения до­зорной службы. Немногочисленные тральные силы провели контрольные траления на отдельных участках фарватера. Военный совет принял пред­ложение начальника штаба флота Ю. А. Пантелеева вести суда и корабли по наиболее удаленному от берегов среднему фарватеру. С начала войны по нему прошли 223 конвоя с малыми потерями. Для перевозки войск были сформированы 4 конвоя во главе с опыт­ными офицерами. Боевые корабли составили главные силы, отряд при­крытия и арьергард. Трибуц поднял флаг на крейсере "Киров". На лидере "Минск", флагмане отряда прикрытия, был флаг контр-адмирала Пан­телеева. Арьергардом командовал командир минной обороны флота контр-­адмирал Ралль.

В ночь на 28 августа 23-тысячный гарнизон был погружен на суда. Знаменитый Таллинский прорыв дорого обошелся. Сказался недо­статок и тральщиков, и авиации. Тем не менее большинство судов и ко­раблей спаслись и внесли значительную вклад в оборону Ленинграда.

Зимой 1941-1942 годов флот помогал войскам, оборонявшим се­верную столицу, и готовился к следующей кампании. Весной, по замыслу Трибуца, подводные лодки, несмотря на противодействие неприятеля, прорывались на Балтику и топили суда, нарушая перевозки гитлеровцев, пока противник не перекрыл устье Финского залива минами и сетями, усилив их маневренными силами - катерами и самолетами.

Флот продолжал жить, не­смотря на блокаду. Моряки вели контрбатарейную борьбу, помогали вой­скам отбивать наступление противника, зимой и летом обеспечивали пе­ревозки по Ладоге. Когда же развернулось наступление на запад, флот также принял в нем участие. Трибуц лично руководил освобождением Моонзундских островов и Выборгской операцией. 23 сентября 1944 года он вернулся в Таллин. Вскоре подводные лодки и катера флота вышли на неприятельские коммуникации, во взаимодействии с авиацией нарушая эвакуацию разгромленных группировок противника.

Война завершилась. Получивший в 1943 году звание адмирала В. Ф. Три­буц продолжал командовать КБФ. После создания на театре двух флотов он до весны 1947 года командовал 8-м флотом. Приходилось руководить очисткой Балтики от мин, восстановлением баз, ремонтом кораблей и массой дел, необходимых в мирное время, чтобы флот в годы войны оказался боеспособен.

28 мая 1947 года адмирала назначили заместителем главнокомандую­щего войсками Дальнего Востока по морским силам, но уже через год отозвали в Москву. С весны 1949 года он - начальник Гидрографического управления ВМФ СССР, затем несколько лет заведовал кафедрой в Ака­демии Генерального штаба, с 1957 года до отставки в 1961 году служил в Главной инспекции Министерства обороны.

Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский дал ему следующую аттестацию: "Адмирал Трибуц В. Ф. - культурный, всесторонне развитый, бое­вой адмирал. Обладает глубокими знаниями военно-морского дела, бога­тым командно-практическим и боевым опытом, а также высокой подго­товкой в области оперативного искусства и тактики высших соединений военно-морских сил. Хорошо знает службу и работу штабов соединений флота. Имеет ученую степень кандидата военно-морских наук.


Не останавливаясь на достигнутом, продолжает систематически ра­ботать над собой, расширяя свой кругозор в области военных и полити­ческих знаний. Военно-морское дело любит и работает с душой, проявляя при этом богатую инициативу. Тщательно готовится сам и подготавливает свой аппарат для проведения работ, связанных с инспектированием, ко­торое проводится на высоком уровне. Умеет хорошо организовать и обес­печить выполнение поставленных задач. При проведении мероприятий настойчив, принципиален, объективен и справедлив. В таком же духе воспитывает и своих подчиненных.

Трудолюбив и работоспособен. Дисциплинирован и умело поддержи­вает дисциплину у подчиненных. Свои взаимоотношения с ними строит на деловой основе. Пользуется большим авторитетом у подчиненных и офицеров флота. Принимает деятельное участие в партийно-политиче­ской работе".

Эта характеристика 24 мая 1960 года была утверждена аттестацион­ной комиссией Министерства обороны под председательством Маршала Советского Союза А. А. Гречко.

За службу Отечеству флотоводца наградили 2 орденами Ленина, ор­деном Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орде­нами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, орденом Крас­ной Звезды и многими медалями.

С февраля 1961 года Трибуц находился в отставке. Адмирал много занимался историей советского флота, в первую очередь Балтийского, подготовил свыше 200 публикаций, в том числе книги "Подводники Бал­тики атакуют" (1963), "Балтийцы наступают" (1968), "Балтийцы вступа­ют в бой" (1972), "Балтийцы сражаются" (1975). По совокупности науч­ных трудов его удостоили звания доктора исторических наук.

(28.07.1900—30.08.1977) - адмирал, командующий Краснознаменным Балтийским флотом, доктор исторических наук

Владимир Филиппович Трибуц родился в Петербурге в 1900 году. Его предками были крепостные крестьяне из Минской губернии, получившие по капризу барина немецкую фамилию.

Начальное образование Владимир Трибуц получил в трехклассной школе. Затем отдали его учиться в Петровское высшее начальное четырехклассное училище. Через три года Трибуц поступает в военно-фельдшерскую школу, где были бесплатными питание и обмундирование.

Окончив школу вскоре после Октябрьской революции, Владимир Трибуц был назначен в госпиталь в Петрограде младшим лекарским помощником. В начале 1918 года он добровольно вступил в Красную гвардию, воевал под Нарвой против немцев, потом был включен в состав объединенного морского отряда под командованием Дыбенко. Так началась его флотская жизнь.

В годы гражданской войны он служил в первом Северном летучем отряде революционных моряков Балтики, участвовал в боях под Астраханью в составе вновь формируемой Астраханской флотилии. В 1919 году на Каспий были переброшены корабли с Балтики. В составе пополнения Трибуц вошел в экипаж миноносца «Деятельный». Позднее он был переведен на эсминец, затем на канонерскую лодку «Ленин». Освобождал города Баку, Махачкалу, Энзели.

После войны Трибуц был направлен на учебу в военно-морское училище им. М.В.Фрунзе. Окончив училище в 1926 году, он вернулся на Балтийский флот, получив должность командира взвода флотского экипажа, а затем был назначен на линейный корабль «Парижская коммуна» командиром башни главного калибра. На этом корабле он сформировался как военно-морской командир. Незаурядные способности и трудолюбие, любовь к флоту помогли ему быстро продвигаться по службе. В 1929 году он стал вторым помощником командира корабля и старшим вахтенным начальником.

Вскоре он перешел служить на линкор «Марат», а затем стал командиром эсминца «Яков Свердлов». И в том же 1929 году он был направлен на учебу в Военно-морскую академию им. К.Е.Ворошилова, которую окончил в 1932 году. В 1936 году Трибуц расстается с эсминцем и переходит на должность начальника отдела штаба Балтийского флота, а в феврале 1938 года он становится начальником этого штаба. В апреле 1939 года Трибуц - командующий Краснознаменным Балтийским флотом.

Начало Великой Отечественной войны Балтийский флот встретил в определенной готовности. Командование и штаб флота успели многое сделать: были освоены новые места базирования кораблей, проведены учения, разработаны оперативные документы. По решению Трибуца еще в мае 1941 года крейсеры, эсминцы и большинство подводных лодок были переведены из передовой базы Либава в более отдаленную и лучше оснащенную средствами противовоздушной обороны Ригу. Линкор «Марат» и минный заградитель «Ока» ушли из Таллина в тыловой Кронштадт. За сутки до начала войны по приказу все части флота - корабли, авиация, береговая оборона - были приведены в боевую готовность: подводные лодки вышли на позиции, бомбардировщики вылетели для минных постановок, усилился дозор надводных кораблей. Трибуц лично побывал на многих кораблях, отдавая необходимые распоряжения. Утро 22 июня 1941 года он встретил на береговом флагманском командном пункте, оборудованном неподалеку от Таллина. Получив сообщение о том, что ближайшие к границе базы флота подверглись нападению, он отдает приказ всем соединениям об отражении нападения противника силой оружия. В тот же день начались постановка мин в устье Финского залива и развертывание кораблей для действий на коммуникациях противника.

Не все получалось так, как планировалось перед началом войны. Балтийский флот готовился к наступлению, но должен был обороняться и поддерживать сухопутные войска. Однако благодаря предвоенной подготовке уже в первые дни войны балтийцы смогли провести несколько операций на территории противника. Авиация флота нанесла мощный удар по немецкому порту Мемель и на 19 аэродромов в Финляндии и Норвегии, где базировался 5-й воздушный флот люфтваффе. А в ночь на 8 августа 15 бомбардировщиков дальнего действия сбросили бомбы на столицу Германии. Подобные вылеты повторялись вплоть до начала сентября - на Берлин было сброшено более 300 бомб.

В то же время Балтийский флот активно участвовал в создании укрепленных рубежей в районах крупных военно-морских баз, стратегических островных архипелагов. Так, были усилены оборонительные линии в районах Таллина, полуострова Ханко, на Моонзундских островах. В помощь обороняющимся фронтам создавались соединения морской пехоты. За период войны было создано 8 бригад, 4 полка и более 40 отдельных батальонов и рот морских пехотинцев. Все они находились под командованием Трибуца и по его приказу передавались в оперативное подчинение командующим сухопутными соединениями.

Сам Владимир Филиппович регулярно посещал вверенные ему части. В начале июля он прибыл на полуостров Ханко, гарнизону которого предстояло решить сложную задачу по оттягиванию на себя как можно большего количества войск противника с ленинградского направления. По приказу командующего сюда были дополнительно переведены артиллерийская батарея и корабли поддержки. На полуостров постоянно доставлялись боеприпасы и продовольствие. Морские десанты с полуострова вынудили немецкое командование перевести из-под Ленинграда более двух дивизий для борьбы с гарнизоном Ханко.

По инициативе Трибуца на морских коммуникациях противника начали применять комбинированные удары с воздуха и с моря, использую бомбардировщики, торпедные катера и эсминцы. Особенно успешно они применялись против конвоев, поставлявших немецким войскам топливо по морю к району Риги.

Когда немецкие войска вплотную подошли к главной базе флота - Таллину, по указанию Ставки Трибуц возглавил и организовал оборону города. Он понимал, что удержать его не удастся, поэтому основной задачей стало оттянуть на себя часть немецких войск и держаться максимально долго. Все попытки немецкого командования захватить с ходу город и военно-морскую базу были отражены. Только к концу августа, когда уже истощились резервы, противнику удалось прорвать оборону.

26 августа поступил приказ Ставки эвакуировать главную базу флота. Теперь на плечи Трибуца легла новая задача: организация прорыва Балтийского флота в Кронштадт. Кораблям и судам предстояло пройти свыше трехсот километров по узкому, усеянному минами заливу, который простреливался противником с обоих берегов. Им угрожали торпедные катера, подводные лодки, вражеские бомбардировщики. А собственная авиация флота, перебазировавшаяся под Ленинград, из-за ограниченного радиуса действия не могла прикрыть корабли на самом опасном участке прорыва. Адмирал Трибуц четко организовал эвакуацию морской базы. Одновременно с боями шла погрузка на корабли войск, артиллерии, боеприпасов, имущества, выставлялось минное заграждение, уничтожалось то, что не должно было достаться врагу. Трибуц распорядился вывезти запасные части для механизмов кораблей, сталь, цветные металлы, электрооборудование, провода, другое флотское имущество. (В период блокады Ленинграда это позволило почти два года ремонтировать корабли без завоза технического имущества из тыла страны.)

28—29 августа корабли флота совершили переход из Таллина в Ленинград и Кронштадт. Без потерь не обошлось. Подорвались на мине и затонули флагманский эсминец «Яков Свердлов», подводная лодка и три миноносца, несколько транспортов ушло на дно.

По прибытии в Ленинград Трибуц сразу же включился в работу. Половина личного состава кораблей была снята с них и преобразована в морскую пехоту. На самих судах остались только артиллерийские расчеты. Активно действовала авиация флота. Сам командующий флотом в новой для себя обстановке проявил незаурядное мастерство. Подчиненные ему силы действовали четко и слаженно.

С первых дней обороны города на Неве флот нес потери. Был поврежден крупнейший на флоте линкор «Марат», поврежден и сел на грунт «Минск», бомбы попали в крейсер «Киров», затонули подводная лодка М-74, буксир и транспорт. Но флот действовал. В конце октября по распоряжению Ставки началась эвакуация военно-морской базы на полуострове Ханко, находящемся в глубоком тылу противника, но продолжающем обороняться. Ее осуществление было поручено Трибуцу и проводилось в чрезвычайно сложных условиях. Однако до начала декабря с Ханко ушло 9 конвоев, доставивших в Ленинград более 22 тысяч человек, вооружение, технику и продовольствие.

Тяжелейшей блокадной зимой 1941/42 года Трибуц организовал подготовку кораблей к весенним и летним боевым действиям. Германский флот имел сильные позиции в Финском и Рижском заливах, и казалось, что выход советских подводных лодок на коммуникации немцев в Балтийском море закрыт.

А командующий Трибуц готовился активно использовать подводные лодки для атак на конвои противника. Было разработано несколько вариантов перехода и возвращения кораблей. Все это в совокупности позволило подводным лодкам действовать не только в районе Финского залива, но и достигать побережья Германии, атаковать не только транспортные, но и военные корабли. По плану Трибуца они должны были выйти в море тремя эшелонами. К началу августа 1942 года потери противника на море от действий балтийских подводников составили около 20 потопленных и поврежденных транспортов. Третий эшелон подводных лодок расширил диапазон их действия на Балтике, доведя счет до 60 транспортов и нескольких боевых кораблей противника, отправленных ко дну. Подводные корабли показали себя как мощный род сил флота, способный вести самостоятельные боевые действия с длительным отрывом от баз.

На Балтийском флоте и его командующем лежала задача по организации снабжения Ленинграда по Ладожскому озеру. По распоряжению Трибуца были построены новые причалы, пирсы. Владимир Филиппович приказал направить на Ладогу в зимнее время лучших летчиков, шоферов, инженерные части, а весной грузы доставляли моряки. К навигации на ленинградских заводах построили немало барж. За лето и осень были подвезены запасы, исключавшие повторение голода, какой испытывали жители города и войска в первую зиму блокады. После январского успеха советских войск в период проведения операции «Искра» снабжение города, а соответственно и флота несколько улучшилось.

Осенью 1943 года Ставкой решался вопрос об окончательном снятии блокады Ленинграда. Перед адмиралом Трибуцем была поставлена задача по переброске 2-й ударной армии в район Ораниенбаума. Переброска должна была осуществляться скрытно от противника. Командующий флотом решил производить ее по ночам. Всего в ноябре и декабре в сложнейших условиях на Ораниенбаумский плацдарм были переброшены свыше 50 тысяч человек, 800 орудий, 200 танков и бронемашин, 25 тысяч тонн боеприпасов и других грузов, а также дивизион железнодорожной артиллерии.

В период проведения операции флот во взаимодействии с наземными войсками разрушал крупные узлы обороны противника. По распоряжению Трибуца были созданы пять ударных артиллерийских групп из дальнобойных морских орудий, ряд кораблей и железнодорожных батарей перебазировались поближе к линии фронта.

Операция под Ленинградом и Новгородом положила начало победам советской армии в 1944 году. За полтора месяца наступательных боев войска продвинулись на 150—300 километров, полностью сняли с Ленинграда блокаду. Только на первом этапе наступления балтийские артиллеристы обстреляли 876 целей. Активная десантная деятельность флота не позволила немецким войскам усилить основной фронт обороны свежими резервами.

Балтийский флот поддерживал наступающие сухопутные войска и в Выборгско-Петрозаводской операции. Во время артиллерийской подготовки орудия флота 156 раз открывали огонь по противнику. Удары также наносили морские летчики и железнодорожная артиллерия.

Под общим руководством Трибуца была проведена крупная десантная операция в районе Бьеркского архипелага. Балтийцы освобождали остров за островом, открывая доступ кораблям к глубоководному фарватеру. Эта победа давала возможность теперь свободно проходить в Ленинград и к островам Выборгского пролива. Сразу же стали действовать тральщики флота, в задачу которых входило разминирование освобожденной зоны.

Силами Балтийского флота было поддержано наступление советских войск на Карельском перешейке и в Прибалтике. Операция по переброске 100-тысячной армии на кораблях флота через Чудское озеро также была осуществлена адмиралом Трибуцем. Она дала возможность нанести удар не с нарвского плацдарма, откуда его ожидали немцы, а с тартусского, что значительно ускорило освобождение Эстонии.

Осенью 1944 года войсками Ленинградского, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов при взаимодействии с Балтийским флотом были освобождены Таллин, Рига и другие важные военно-морские базы. Теперь флот получил возможность контролировать коммуникации противника и действовать на них. Когда на немецких подводных лодках появились новые самонаводящиеся торпеды T-5 с электромагнитным взрывателем, морякам-балтийцам удалось с потопленной на мелководье подводной лодки снять две такие торпеды для изучения. Нужно было узнать секрет нового оружия и разработать способы борьбы с ним. Флотские специалисты проявили глубокие знания, минеры разобрались в приборах, в устройстве торпеды, принципах действия механизма. По просьбе британских союзников им была предоставлена возможность изучить новое секретное морское оружие непосредственно на Балтике.

В 1945 году соединения под командованием адмирала Трибуца участвовали в операциях по взятию таких укрепленных пунктов, как Мемель, Кенигсберг, Пиллау, датский остров Борнхольм. Гарнизон Борнхольма капитулировал 9 мая, и в тот же день Трибуц отдает приказ о прорыве в Либаву. Здесь и завершились боевые действия на Балтике, длившиеся от первого и до последнего дня Великой Отечественной войны.

Разработка целого ряда операций в годы войны внесла новое слово в развитии оперативного искусства и стратегического использования флота. И здесь важное место принадлежало адмиралу Трибуцу, под чьим руководством Краснознаменный Балтийский флот прошел всю войну. Боевые действия флота в годы войны были отмечены вторым орденом Красного Знамени.

Владимир Филиппович Трибуц командовал Краснознаменным Балтийским флотом до мая 1947 года. Далее он был заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по ВМС, с 1949 года - начальником Гидрографического управления Военно-Морских Сил.

В 1951 году Трибуц перешел на должность начальника кафедры и факультета Военной академии Генштаба им. К.Е.Ворошилова. С 1957 по 1960 год он работал адмирал-инспектором инспекции ВМФ Главной инспекции МО СССР.

В 1961 году он вышел в отставку и руководил одним из секторов Всесоюзного института научной и технической информации. Им написано четыре книги, в том числе две, посвященные войне - «Балтийцы вступают в бой» и «Балтийцы наступают». Трибуц - автор более 200 научных статей. В 1972 году он стал доктором исторических наук.

За время службы он награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями. Трибуц был отмечен также двумя польскими орденами «Крест Грюнвальда» I класса.

Ю.Н. Лубченков. 100 великих полководцев Второй мировой

Предки Трибуца происходили из Минской губернии .

1918 - 1941

С 1936 года начальник отдела боевой подготовки при штабе Балтийского флота. С февраля 1938 года - начальник штаба Балтийского флота. В апреле 1939 года был назначен командующим флотом. 28 января 1940 года присвоено очередное воинское звание флагман 1-го ранга , 4 июня 1940 года переаттестован в вице-адмиралы .

Военные годы

В дальнейшем руководил силами флота в десантной операции по овладению островами Моонзундского архипелага , по оказанию содействия приморским флангам в наступательных операциях в Прибалтике, Восточной Пруссии и Восточной Померании.

В конце первой декады января… я встретился с командующим Краснознамённым Балтийским флотом адмиралом В. Ф. Трибуцем…..Он прекрасно знал обстановку на всём Прибалтийском театре военных действий…. Мы особенно дружно решали общую задачу - не выпустить из Курляндии группу армий «Север». Командующий флотом охотно предложил мне в случае необходимости использовать для обороны побережья как его истребительную авиационную дивизию, так и тяжёлые железнодорожные артиллерийские дивизионы. Это предложение устраивало нас… Вместе с адмиралом Трибуцем мы побывали на готовящемся месте базирования торпедных катеров, где работали около тысячи сапёров нашего фронта, потом осмотрели огневые позиции артиллерийских железнодорожных дивизионов.

Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Баграмян И.Х. Так шли мы к победе. - М: Воениздат, 1977.- С.489,490.

После войны

С марта 1946 года до мая 1947 года командовал 8-м ВМФ (СБФ).

Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950).

С 28 мая - заместитель главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам. В июне 1948 года отозван в Москву. В сентябре 1948 - январе 1949 - начальник Управления военно-морских учебных заведений и старший морской начальник в Ленинграде. В марте 1949 - декабре 1951 - начальник Гидрографического управления ВМФ СССР. В июне-сентябре 1948 и январе-марте 1949 года оставался в распоряжении главкома ВМФ.

С января 1952 года перешёл на должность начальника кафедры и факультета Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова . Сначала - начальник кафедры надводных кораблей, с августа 1953 - начальник кафедры тактики высших соединений, с декабря 1953 по июль 1956 - начальник военно-морского факультета. С июля 1956 по август 1957 - начальник группы исследования оперативно-тактических проблем Главного штаба ВМФ. До февраля 1961 года - адмирал-инспектор инспекции ВМФ Главной инспекции МО СССР.

В отставке

После выхода в отставку в 1961 году руководил сектором Всесоюзного института научной и технической информации (ВИНИТИ). Находясь в отставке, занимался историей советского флота. Подготовил свыше 200 публикаций, в том числе 4 книги. По совокупности научных трудов в 1970 году ему присуждёна учёная степень доктора исторических наук.

Владимир Филиппович Трибуц скончался 30 августа 1977 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).

Похожие публикации