Главным признаком постиндустриального общества является. Что такое постиндустриальное общество, основные черты. Постиндустриальное общество: признаки

Продолжаем прорабатывать вводную тему «Общество». Сегодня решим несколько заданий на тему «Типы обществ» . Напоминаю, что мною используются только «боевые» варианты, уже апробированные на ЕГЭ разных лет. Это значительно повышает наши шансы на то, что подобные задания встретятся в ЕГЭ-2015, так как они входят в закрытый сегмент ФИПИ.

Решаем задания к занятию «Типы обществ»

Итак, несколько заданий к разобранной нами теме

Решим задания части 1.

ЕГЭ-2008. Задание А2. Какой признак свойственен индустриальному обществу?

1) влиятельность религиозных институтов

2) натуральный характер хозяйства

3) преобладание сельского хозяйства

4) возрастание ценности научной информации

Вспоминаем. Рассуждаем. Крайняя религиозность, аграрный характер производства — признаки традиционного общества. Соответственно, ответы 1 и 3 не правильны.

Далее, запоминаем термин. Натуральное хозяйство — это производство для собственного потребления. Для индустриально и постиндустриального общества оно не характерно, так как вся продукция является товаром, производится на продажу. Итак, ответ 2 тоже не правильный , правильно 4 — возрастание ценности научной информации.

ЕГЭ-2008. Задание В4. В приведённом ниже перечне отметьте признаки доиндустриального общества:

1) основа производства – земля, сельскохозяйственный труд

2) развитие крупной машинной промышленности

3) преобладание ручного труда

4) основа производства – знания, информация

5) неграмотность большинства населения

6) основной вид экспорта – средства производства

7) основной вид экспорта – сырьё

Вспоминаем занятие 3. Рассуждаем. Доиндустриальное — это синоним традиционного, так как оно предшествует индустриальному. Оно аграрное, поэтому правильно 1, не правильно 2, правильно 3, не правильно 4 . В традиционном обществе уровень образованности большинства населения крайне низок, вариант 5 верен.
Средства производства — это оборудование, станки, механизмы. Следовательно, 6 характерно для индустриального общества, 6 не верно. Сырье — это продукты земледелия, охоты, но не промышленного производства. В постиндустриальном обществе господствует сфера услуг. Поэтому методом исключения, вариант 7 верный.

Итак, наш ответ 1357. Обратим внимание, что записываем его мы именно так, по возрастанию и без запятых и пробелов, как требует от нас процедура ЕГЭ! Иначе, при машинной проверке, которой обрабатывается бланк ответов №1, ответ не будет считан верно.

И задание части 2.

Задание 33 (С6 в формате ЕГЭ 2014). Приведите три признака постиндустриального (информационного) общества, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером.

Вспоминаем Занятие 3. Рассуждаем. Для начала выберем любые три признака постиндустриального общества. Возьмем:
1) развитие образования — непрерывное, 2) основа производства — информация, 3) решаются экологические проблемы.

Теперь нам требуются конкретные примеры! Это значит, предельно доведенные до понимания социальной реальности. Проверяется умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Итак, 1) Учитель математики Станислав Иванович в прошлом году прошел двое курсов повышения квалификации, в этом году ему предстоит пройти курсы в Москве по работе с интерактивными досками.

Видим, что применяется конкретика (учитель чего? как его зовут? где он пройдет курсы? что он изучит?). Показана непрерывность образования в связи с развитием новых технологий (интерактивные доски).

2) Билл Гейтс создал программу Windows, которая позволила его компании Microsoft получить преимущество на рынке компьютеров.

Показываем компьютерную технологию (информация) как основу производства конкретной фирмы.

3) Автопроизводители многих развитых постиндустриальных стран выпускают автомобили на электрических двигателях, более экологичные и менее загрязняющие воздух. Например, в России готовится к выпуску «Ë-мобиль».

Применяем оборот НАПРИМЕР, показывая нашу готовность привести КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР!

В комментарии к занятию и в нашей группе

В современном мире принята своеобразная система изучения развития человеческого общества. Согласно ей, человечество пережило две ступени – традиционную и индустриальную. На современном этапе мир находится на ступени постиндустриального общества. Каждый этап развития характеризуется определёнными признаками. Характерные признаки постиндустриального общества мы можем наблюдать в реальной жизни.

Первая ступень развития общества - какая она?

С момента возникновения человечества прошли тысячи лет. Большую часть этого пути люди провели на ступени традиционного, или аграрного (ещё одно название доиндустриального) общества.

Характеризуется эта ступень традиционным укладом и слаборазвитыми социальными структурами. Даже мелочи жизни расписаны согласно сложившимся правилам. Огромную роль в регуляции общественной жизни играют религия и обычаи. Армия и церковь – вот основа сохранения социальной структуры.

Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество более точно? Думается, обладание знаниями. Ведь, кроме названия «постиндустриальное», эту ступень развития общества называют и другими эпитетами: информационное, виртуальное, компьютерное, постэкономическое.

Страны с постиндустриальным обществом

Постиндустриальное общество характеризует признак преобладания третичного сектора в экономике. На современном этапе к таким странам можно отнести: США, Канаду, Германию, Нидерланды, Великобританию, Японию, Сингапур, Южную Корею, Израиль.

В этих странах около трети работающего населения занято в творческой сфере. Креативно мыслить, нестандартно решать проблемы, идти впереди и вести за собой – такие требования предъявляются к общественным деятелям и учёным, журналистам и инженерам, художникам и писателям.

Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество на сегодняшний день? Информация превратилась в самый ходовой и ценный товар, который внедряется и преобладает во всех без исключения сферах человеческой жизнедеятельности.

Постиндустриальное общество (post-industrial society ) — это стадия развития общества, начавшаяся в последней четверти XX века в результате научно-технической революции, характеризующаяся развитием энергосберегающих технологий, созданием высокотехнологичных производств, информатизацией общества, развитием науки и техники, увеличением уровня образования, медицины, качества жизни людей.

В середине XX века развертывается современная научно-техническая революция, представляющая собой переворот в технике и технологии производства на основе новейших достижений науки. Ее основные направления: освоение новых источников энергии, автоматизация производства, его химизация и биологизация. Развертывание научно-технической революции привело к трансформации индустриального общества в постиндустриальное в последней четверти XX столетия. Переход к энергосберегающим технологиям как следствие энергетического кризиса 70-х годов, создание и широчайшее использование синтетических материалов, информатизация общества на основе массового производства и использования персональных компьютеров, роботизация привели к изменению структуры занятости населения, изменили сам облик общества. В постиндустриальных странах доля занятых в традиционных отраслях производства (в добывающей и обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве) не превышает трети населения. Изменился характер труда. Так, в США в конце XX века доля занятых физическим трудом не превышает 10%, а столетие назад составляла 90%. А две трети заняты в информационном бизнесе, предоставляют финансовые, консультационные, бытовые, туристические, медицинские, образовательные и другие услуги, работают в индустрии развлечений. Этот сектор экономики называют третичным.

В постиндустриальном обществе его основой стал средний класс — основа стабильности общества. Можно выделить следующие критерии принадлежности к этому классу: владение семьей собственностью, эквивалентной 20-50 среднегодовым доходам одного работника; получение дохода, обеспечивающего семье достаток не ниже прожиточного минимума; уважение законов и традиций страны, умение и желание защищать свои права и свободы, взятие на себя доли социальной ответственности за будущее страны. Средняя семья владеет коттеджем или квартирой, одним — двумя автомобилями, полным набором современной бытовой техники, одним и более телевизором, телефоном и т.д. Для сопоставления приведем некоторые данные. Размер общей площади жилья приходится на 1 жителя (середина 90-х годов): Россия — 18,3 м 2 , Франция — 36, США — 65, Норвегия — 74. При этом в России пятая часть городских квартир и до трех четвертей сельских не имеют централизованного водоснабжения и канализации. Количество легковых автомобилей на 1 тыс. жителей в 1998 году: Китай — 2, Бразилия — 76, Россия — 110, Эстония — 200, Япония — 343, Германия — 505, Италия — 514, США — 700. Расходы на здравоохранение составляют в США 14% валового внутреннего продукта, в Германии — 9%, в России — 2,3%.

Деревня как понятие исчезло.

Высокий уровень потребления продуктов питания обеспечивается небольшим слоем фермеров. На первый план в постиндустриальном обществе выходит качество жизни, под которым понимается возможность жить в гармонии с природой, обществом, самим собой. О высоком качестве жизни свидетельствуют поголовная грамотность и высокий уровень образования значительной части населения, высокая продолжительность жизни, доступность и хорошее качество медицинских услуг, увеличение времени досуга и возможность рационального распоряжения им, уменьшение преступности и т.д.

К началу третьего тысячелетия н.э. в постиндустриальную стадию развития вступило примерно два с половиной десятка стран, где проживает более пятой части населения планеты. ВВП здесь составил в 1995 году 20 249 «международных долларов», 67 — 68% населения Земли живет в стране, где среднегодовой доход составляет менее 20% от первой группы, а 34% населения живет в странах со среднегодовым доходом менее 10% от первой группы. И лишь 15% населения приходится на страны со среднедушевым доходом от 20 до 99% по отношению к лидерам. Но анализ мирового развития за 70-90-е годы свидетельствует, что разрыв между высокообразованными странами и периферией планеты сокращается. Наиболее результативны усилия стран, где придерживаются курса на открытость экономики, сокращение госсектора, привлечение иностранного капитала, государственную заботу об образовании. Это открывает путь к благосостоянию даже наименее отсталым странам.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

Добавить в закладки

Добавить комментарии

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.

Во второй половине XX века в обществе произошли глубокие изменения: изменился сам человек и его место в мире. Можно заключить, что формируется новое общество. Его называют постиндустриальным, информационным, технотронным, постмодерным и т.д.

Основные идеи постиндустриального общества изложены американским социологом Д.Беллом. Другой представитель американской социологии М.Кастелье в характеристике современного общества делает упор прежде всего на его информационный характер. Так или иначе авторы подчеркивают переход к новому периоду в истории современной цивилизации, который был обусловлен изменениями в экономике, социальной жизни, политике и духовной сфере. Эти изменения были столь существенны, что привели к кризису предшествующей модели развития. Случившаяся в середине XX века научно – техническая революция изменила структуру производства – на первое место по значимости вышла информационая техника.

По мнению Белла, постиндустриальное, информационное общество отличается от предшествующего индуствриального общества главным образом двумя параметрами:

1) центральную роль приобретает теоретическое знание;

2) расширяется сектор услуг по отношению к «производящему хозяйству». Это означает, что произошел коренной сдвиг в соотношении трех секторов экономики: первичного (добывающая промышленность и сельское хозяйство), вторичного (обрабатывающие отрасли и строительство), третичного (услуги). Этот последний занял ведущие позиции.

Основой постиндустриального общества является беспецендентное влияние науки на производство. Если индустриальное общество опирается на различные виды энергии и машинную технологию, то постиндустриальное – на интеллектуальные технологии, его главным ресурсом выступают знания и информация.

Информация в обществе всегда играла особую роль. Известно, что опыт, накопленный в длительном процессе, не мог передаваться генетическим путем, поэтому общество все в большей степени становилось заинтересованным в сохранении и передаче знаний, т.е. социальной информации. Развитие информационных связей сделало общество, как и любую живую саморазвивающуюся, саморегулируемую систему, более устойчивым к влиянию окружающей среды, упорядочило связи в нем. Поскольку информация в обществе — это прежде всего знание (но не все, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия), постольку она служит необходимым звеном управления систем в целях сохранения и качественной специфики, совершенствования и развития. Чем больше полученной информации перерабатывает система, тем выше ее общая организованность и эффективность функционирования, тем самым расширяются возможности ее регулирования.

В современном обществе информация превратилась в его исключительно важный ресурс . Общество встает на путь информатизации: системно – деятельностного процесса овладения информацией как ресурсом развития (и управления) с помощью средств информатики с целью прогресса цивилизации. Информатизация общества не означает просто компьютеризацию, это новый уровень жизнедеятельности каждой личности и социума в целом, в котором взаимодействие информатики и общества осуществляется на основе изучения законов и тенденций.

Таким образом, информацирнное общество характеризуется состоянием, когда общество овладевает информационными потоками и массивами, определяющими социальное развитие. Основной и главной формой социального развития в глобальном масштабе оказывается информационно – емкая всесторонняя интенсификация. На этой основе развивается глобальное единство всей цивилизации. Большую роль сыграло создание Интернета, затем произошедшее слияние глобальных СМИ и компьютерных коммуникаций в мультимедиа, охватывающие все сферы жизни человека. Создана новая информационно – технологическая парадигма, которая изменив экономику, повлекла за собой радикальные изменения и в государственном управлении.

Особенности постиндустриализма во многом были заданы еще возникшей в XVI – XVII в.в. западноевропейской цивилизацией, получив сейчас более глубокое развитие. Это:

– высокие темпы развития. Общество перешло на интенсивный путь развития;

– произошло принципиальное изменение системы ценностей: ценностью стала сама инновация, оригинальность. Кроме того, на одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказалась автономия личности. Человек может менять свои корпоративные связи, включаться в разные социальные общности и культурные традиции, тем более, что образование становится более доступным;

– как никогда ранее проявилась сущность человека как активного существа, которое находится в преобразовательном отношении к миру. Деятельностно-активный идеал отношения человека к природе распространился и на сферу социальных отношений (борьба, революционные преобразования в обществе и т.д.);

– общество перешло к иному видению природы – познавая законы природы, оно ставит их под свой контроль. Поэтому научность приобрела особое значение как основа дальнейшего прогресса.

Вместе с тем возникает и проблема возможностей науки, особенно в настоящее время. Дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. С появлением глобальных проблем возникли проблемы выживания человечества, проблемы сохранения личности и биологических основ человеческого бытия в условиях, когда всё отчётливее проявляется угроза разрушающего влияния современного техногенеза на биологию человека. Антисциентистские концепции возлагают на науку и её технологическое применение ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Они выступают с требованиями, ограничить и даже заморозить научно-технический прогресс, по существу это означает возврат к традиционным обществам.

Противоречива и роль техники в современном обществе. С одной стороны, выполняя социальную функцию, она дополняет и расширяет возможности человека. Ее значимость столь велика, что рождает определенное состояние мировоззрения – технократизм.

Технократизм абсолютизирует роль технических идей и принципов технического знания, распространяя их на другие сферы деятельности человека, считает, что ведущее место в современном обществе принадлежит техническим специалистам.

С другой стороны, проникновение принципов технического конструирования во все области человеческой жизнедеятельности создает угрозу самому человеку, его самобытности. Возникает некое подобие «технического государства», в котором все приоритеты, да и сама судьба общества предоставлены научно – технической элите. На место социальных и политических норм и законов вступают закономерности вещей, созданных самой цивилизацией. Поэтому в обществе нарастает технический алармизм – паника перед техникой.

Литература.

1. Философия / Под ред. В.В.Миронова.

– М., Разд. VII, гл. 3.

2. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М., 2003. Разд. 5, гл. 7.

В последние десятилетия социологи говорят о возникновении нового типа общества — постиндустриального.

Основой постиндустриального общества является информация, что в свою очередь породило . Сторонники теории информационного общества считают, что это общество характеризуется процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. Вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями.

Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Например, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют свои знания для обслуживания техники, а юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам свои специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и цветовых гамм. В отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе они ничего не производят. Вместо этого они передают свои знания другим или используют их для оказания услуг, за которые готовы заплатить другие.

Как уже говорилось, в обществах прошлого первые технические новшества принесли с собой поразительные перемены. Что произойдет с нашей культурой? Возможно, будущие социологи-аналитики будут говорить о нынешних изменениях как о четвертой революции. Часто называемая информационной революцией, она базируется на технологиях обработки информации. В частности, компьютерный чип — это изобретение, которое трансформирует общество, а вместе с ним и наши социальные отношения. Список перемен, обусловленных этим техническим достижением, практически бесконечен.

Исследователи уже применяют термин «виртуальное общество» для описания общества современного типа, сложившегося и развивающегося под воздействием информационных технологий, прежде всего интернет-технологий. Виртуализация (т.е. замещение реальности ее симуляцией/образом) общества является тотальной, так как все элементы, составляющие общество, виртуа- лизируются, существенно меняя свой облик, свой статус и роль. Виртуальная реальность обладает определенными свойствами, среди которых:

  • порожденность — виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней;
  • актуальность — виртуальная реальность существует только «здесь» и «сейчас»;
  • автономность — виртуальная реальность имеет свое время, пространство, свои законы существования;
  • интерактивность — виртуальная реальность может активно взаимодействовать с другими реальностями и оказывать на них влияние.

Если учесть изложенное, постиндустриальное общество, т.е. «постэкономическое», можно определить как такое, в котором экономическая подсистема утрачивает свое главенствующее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе утрачивает свою экономическую сущность и уже не рассматривается как «человек экономический», поскольку он ориентирован на новые, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, и в качестве приоритетных выступают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах. На основе этого формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Иногда постиндустриальное общество называют «постклассовое». В таком обществе теряют свою устойчивость социальные структуры и идентичности, устойчивые по своему характеру в индустриальном обществе. Статусные характеристики индивида в постклассовом обществе уже не определяются всецело его классовой принадлежностью, а зависят от множества факторов, среди которых возрастающую роль играют образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал «культурным капиталом»). Конечно, еще рано говорить о «смерти» классового общества и окончательной смене статусных приоритетов, однако, несомненно, происходят существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с изменением роли знания и его носителей в обществе — интеллектуалов.

Концепция постэкономического общества разработана отечественным исследователем В.Л. Иноземцевым. Здесь под постэкономическим обществом понимается качественно новый тип социума, представляющий собой следующую за постиндустриальной стадию развития социальной жизни. Основные черты постэкономического общества составляют «выход индивидуальных интересов человека из сугубо материальной плоскости и колоссальное усложнение социальной действительности, умножение многообразия моделей общественной жизни и даже вариантов ее развития во времени». В постэкономическом обществе в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, главной целью для большинства его членов становится развитие их собственной личности.

Теория постэконом ичсс ко го общества предполагает новую периодизацию истории человечества, в которой выделяются три масштабные эпохи — доэкономическая, экономическая и постэкономическая. В основе данной периодизации лежат такие критерии, как тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов личностей и общества. На ранних этапах истории деятельность людей мотивировалась в основном инстинктивными побуждениями, как у всех биологических существ. По мере развития человеческой психики мотивы деятельности приобретали все более осознанный характер. Сознательный характер деятельности неразрывно связан с ее целенаправленностью, а целью стал материальный продукт труда. Наконец, новый виток развития привел к формированию предпосылок деятельности постэкономического типа, ориентированной на совершенствование себя как личности, своих неповторимых индивидуальных качеств и способностей. Таким образом, налицо типология исторических форм деятельности: предтрудовая инстинктивная активность — труд — творчество.

Другой критерий — характер соотношения интересов личностей и общества. В ранние периоды истории коллективный интерес группы или сообщества в целом жестко доминирует над индивидуальными интересами. На стадии экономического общества, в основе которого лежит труд, личный материальный интерес доминирует над интересами сообщества; все люди являются актуальными или потенциальными конкурентами, поскольку их частные экономические интересы взаимно исключают друг друга. Наконец, постэкономическое общество характеризуется отсутствием борьбы личных интересов, так как стремление к материальному успеху уже не составляет главного интереса большинства. Мир становится поливариантным и многомерным, личные интересы людей переплетаются и вступают в неповторимые сочетания, больше не противоборствуя, а дополняя друг друга.

Рис. 6.1. Идейно-политические предпочтения представителей различных поколений россиян (ответ на вопрос: «Сторонником какой идеи вы себя считаете?»), %: 1 — сторонник радикальных рыночных реформ и быстрейшего сближения со странами Запада; 2- сторон ник самостоятельного русского пути развития страны; 3- сторонник социализма; 4 -сторонник сочетания различных идей, перечисленных выше, но стремящихся избегать крайностей; 5- никем себя не считаю, так как политикой не интересуюсь; 6- затрудняюсь ответить

Постэкономический тип общества определяется следующим образом: «Под постэкономическим обществом мы понимаем такой тип социального устройства, где хозяйственная деятельность человека становится все более интенсивной и комплексной, однако не определяется более его материальными интересами, не задается традиционно понимаемой экономической целесообразностью». Экономическую основу такого общества образуют деструкция частной собственности и возврат к собственности личной, состоянию неотчужденности работника от орудий производства. Постэкономическому обществу присущ новый тип социального противостояния — противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в нее людей, занятых в сфере массового производства и вытесненных в силу этого на пе
риферию общества. Однако у членов такого общества есть возможность самим сделать себя элитой, поскольку принадлежность к элите определяется способностями и знаниями.

В связи с этим отечественные социологи задались вопросом: какому пути развития отдают предпочтение разные поколения современных россиян? Данные прикладных социологических исследований позволяют сделать вывод о том, что наблюдается тенденция деидеологизации как старшего поколения, так и молодежи (см. рис. 6.1).

Результаты социологического исследования свидетельствуют о наличии среди наших сограждан приверженцев разных моделей развития общества, представленных в самых разных социальных группах (см. рис. 6.2).

Рис. 6.2. Распределение россиян по типам мировоззрения в 2004-2007 гг., %: 1 — традиционалисты; 2 — промежуточные; 3 — модернисты

Определение постиндустриального общества гласит, что в связи с научно-технической революцией и выросшим доходом населения приоритет перешел от производства товаров к производству услуг. Информация и знания теперь особенно востребованы, а научные достижения стали основой экономики. При трудоустройстве оцениваются уровень образования и профессионализма, обучаемость и творческий подход. В статье дается характеристика новой экономики.

Вконтакте

Одноклассники

Какие услуги востребованы в постиндустриальных странах?

Это те страны, у которых на долю сферы услуг приходится больше половины ВВП. В этом списке находятся:

  • США — 80% на 2002 год.
  • Страны Евросоюза — 69,4% в 2004 году.
  • Австралия — 69% на 2003 год.
  • Япония — 67,7% в 2001 году.
  • Канада — 70% на 2004 год.
  • Россия — 58% в 2007 году.

В постиндустриальном обществе объемы производства материальных ценностей не снижаются, а только развиваются не так активно, как объемы услуг. Под последним понимается не только торговля, коммунальное обслуживание, но и любая инфраструктура . Сегодня общество содержит:

Некоторые футурологи уверены, что постиндустриальное общество является лишь вводной частью к «постчеловеческому» этапу развития цивилизации на планете Земля.

Основные признаки постиндустриального общества

Термин «постиндустриализм» появился в начале XX века, его ввел специалист, изучающий доиндустриальное развитие стран Азии, А. Кумарасвами. Современное значение термин принял в середине столетия, а широкое признание получил благодаря работам Даниэла Белла. Профессор Гарвадского университета в 73 году XX века выпустил в свет книгу «Грядущее постиндустриальное общество» , которая и положила начало новой концепции. В ее основе - разделение общественного развития на 3 этапа:

  1. В доиндустриальном важнейшими структурами являлись церковь и армия, определяющая сфера – сельское хозяйство.
  2. В индустриальном на первых позициях корпорации и фирмы, важной отраслью являлась промышленность.
  3. В постиндустриальном выдвинулись теоретические знания во главе с университетом, где происходит их производство и накопление.

Общество массового потребления возникло как ответ на конвейерное производство, которое повысило производительность труда, теперь же возникло поточное производство информации, позволяющее получить развитие по всем направлениям . Сервисная экономика, возникшая на почве массового потребления, породила информационное хозяйство, этот сектор развивается наиболее активно.

Причины появления

Исследователи этого явления не нашли точек соприкосновения, поэтому причин возникновения постиндустриального общества много:

«Марксисты» видят другие причины:

  • Разделение труда из производства постоянно вычленяет отдельные действия, которые формируются в отдельную услугу. Пример, раньше фабрикант сам разрабатывал и реализовывал рекламную кампанию, которая была частью бизнеса, сейчас же рекламный бизнес - самостоятельный сектор экономики.
  • Труд разделился и стал международным, производства концентрируются в регионах, где более выгодна конкретная деятельность. Раньше подобные процессы разделяли физический и умственный труд. Это распределение явилось следствием расширения корпораций за национальные рамки. Чтобы повысить эффективность транснациональные компании размещают свои производства в регионах, где торговля более выгодна. Транспортные расходы при этом сокращаются. В наши дни производство располагается уже далеко от источника сырья или потребителя. Прибыль же принадлежит материнской компании, находящейся в другой стране.
  • Экономика и производительность труда развиваются, что меняет структуру потребления. После того как налажена стабильная работа обеспечения необходимыми товарами, возникает активный рост потребления услуг, а потребление товаров несколько снижается.
  • Большинство услуг потребляется на месте, и даже сниженная цена на стрижку в одной стране вряд ли повлияет на цену в другой. Но теперь информация является массовым товаром , что позволяет развивать дистанционную торговлю.
  • По своей природе некоторые услуги не могут увеличить производительность труда. Пример, таксист не может управлять сразу двумя автомобилями. Если спрос вырастет, автомобиль станет автобусом или возрастет численность таксистов. Однако при массовом промышленном производстве постоянно увеличивается количество выпускаемой продукции одним человеком. Поэтому в сфере услуг больше работников.

Социальная структура

Характерной особенностью такого постиндустриального общества является усиление значения человека . Трудовые ресурсы меняют свою структуру: физический труд уменьшается, умственный, высококвалифицированный и творческий растут. Затраты на подготовку работников растут: необходимо устроить им обучение и образование, повысить квалификацию. Известно, что в США на долю «человека знаний» приходится 70% всех работников.

«Класс профессионалов»

Некоторые исследователи формулируют признак постиндустриального общества, как «общества профессионалов». В нем основной класс - это интеллектуалы , где власть принадлежит интеллектуальной элите, представители которой на политическом уровне становятся консультантами, экспертами или технократами. Уже отчетливо видно разделение общества по признаку образованности.

«Работники знания» не будут большинством, но это уже лидирующий класс «общества знания».

Наемный труд: изменение статуса

Основное средство производства в постиндустриальном обществе - квалификация сотрудников . Средства производства при этом принадлежат работнику, в связи с этим для фирм ценность сотрудников высокая. Отношения между работодателем и работником интеллектуального труда становятся партнерскими, зависимость от компаний резко снижается. Структура корпорации меняется с центральной иерархической на иерархическую сетевую, где играет роль повышение самостоятельности нанятого сотрудника.

В крупных компаниях все рабочие и даже управленческие должности занимают нанятые сотрудники, которые не являются собственниками.

Важен творческий подход

Некоторые исследователи утверждают, что индустриальное общество вступает в постэкономическую фазу развития, когда господство экономики начинает затухать. Производство материальных благ становится неглавным, а основной формой деятельности человека становится развитие способностей . В развитых странах наблюдается тенденция самовыражения за счет снижения материальной мотивации.

Однако, постиндустриальная экономика все меньше нуждается в неквалифицированном труде, что увеличивает трудности населению, чей образовательный уровень не дотягивает до новых стандартов. Появляется ситуация, когда рост неквалифицированной части населения снижает мощь экономики страны, а не увеличивает ее.

Точки зрения на новое общество разнополярны . Так, одни исследователи считают, что мир в XXI веке выглядит вполне автономным, может контролировать производство технологий, а также обеспечивать себя продукцией промышленного и сельскохозяйственного производства. Он относительно свободен от сырья, а также самодостаточен в торговле и инвестициях.

Другие уверены, что успех современной экономики временный. Он достигнут благодаря неравноправным отношениям между развитыми странами и регионами планеты, которые обеспечивали их дешевой рабочей силой и сырьем. Чрезмерное же стимулирование финансовой и информационной сферы экономики в ущерб материальному производству привело к мировому экономическому кризису.

Похожие публикации