Великие географические открытия и возникновение колониальной системы. Особенности развития туризма в новое время Путешествие в раннее новое время

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с факторами, влиявшими на становление и генезис туризма в Новое время, а также предпосылками, способствовавшими возникновению массового туризма. Кроме того, дается характеристика тех видов туризма, которые появились в указанный период.

В Новое время интенсивность как путешествий в целом, так и собственно туризма значительно возросла. Этому способствовал ряд факторов.

- во-первых , либерализация политической и общественной жизни, явившаяся следствием революционных преобразований в ряде европейских стран и США. Повышение безопасности передвижений явилось следствием окончания периода феодальной раздробленности и, соответственно, появления централизованных государств, имевших большие возможности нивелировать криминогенные ситуации в пределах собственных границ.
- во-вторых , развитие транспортных систем, как морских, так и сухопутных, появление железных дорог.
- в-третьих , в то время происходило дальнейшее увеличение числа гостиниц и постоялых дворов.
- в-четвертых , после эпохи Великих географических открытий стало формироваться единое мировое экономическое пространство, что не только неизбежно вело к эскалации количества и объема торговых операций, но и настоятельно требовало исследования и освоения новых территорий.
- в-пятых , эпоха Просвещения являла собой следующую после Ренессанса ступень научной революции, что приводило не только к увеличению учащихся в уже существовавших университетах и открытию новых, но и к значительному росту числа «путешествий за знаниями» молодежи европейских стран.

Данные процессы нашли свое отражение в ряде исторических источников и репрезентативном блоке научной литературы. К источниковой базе относятся многочисленные описания походов как зарубежных , так и отечественных путешественников-ученых: географов, востоковедов, историков и др.; а также дипломатов, военных, паломников .

К исследовательской литературе необходимо отнести труды, анализирующие и описывающие экспедиции и путешествия . Отдельно можно привести работы, где рассматриваются российские путешествия . Особую ценность представляет материал об организации, маршрутах и условиях первых туристских групп, содержащийся в специальных периодических изданиях рубежа XIX-XX вв. .

В XVII-XVIII вв. существовали определенные торговые маршруты как местные, так и международные и межконтинентальные, по которым курсировали значительные массы людей. Трудно предположить, что все они руководствовались только вопросами наживы и не посещали курортов или не знакомились с памятными историческими местами тех стран, где вели торговлю. Некоторые купцы были друзьями гуманистов, сами прекрасно знали латынь и были знакомы со всеми сколько-нибудь известными литературными произведениями того времени. Сыновья европейских (в частности, английских) купцов, обучавшиеся ремеслу негоцианта, часто проходили стажировку в Смирне, где их опекал английский консул. Из Германии они ехали в итальянские города, например, в , чтобы изучить там двойную бухгалтерию.

Для крупномасштабной межконтинентальной торговли необходимы были гостиницы и постоялые дворы, где купцы в безопасности могли переночевать во время переездов или жить во время ярмарок, которые были необыкновенно популярны в Европе в то время. Поэтому торговля, развивая гостиничное хозяйство, способствовала и становлению туризма. Целые кварталы, которые выделялись в восточных городах для иноземных купцов, послужили прообразом Немецких дворов в Европе.

В Новое время продолжал развиваться лечебный туризм, но появляется новшество - морские курорты. После того как английским врачом Ричардом Расселом в середине XVIII в. была доказана и разрекламирована полезность для здоровья морской воды, аристократия Европы начала осваивать южное побережье Англии, Лазурный берег Франции, были возрождены и некоторые курортные места побережья Апеннинского полуострова. Бум, связанный с морскими курортами, начался в Европе после того, как эти места посетили для лечения коронованные особы. Так было в Англии, когда после пребывания принца Уэлльского в Браттоне появились десятки курортных местечек поблизости. После того как Наполеон III прошел курс лечения в Биаррице, это место на долгие годы превратилось в туристскую Мекку. В России Ялта (а со временем и весь Крым) начала считаться модным курортом также после того, как Ливадия стала летней резиденцией царской семьи.

Но лечение на водах, и не только морских (Баден-Баден, Виши, Карлебад и др.), было уделом аристократии . Отдыхая на признанных европейских курортах, человек как бы приобщался к элите, получал своеобразный «знак качества». Ведь «общество на водах» было не что иное, как высшее общество, - то, что сейчас принято называть VIP. Мода на лечение и вообще отдых «на водах» появляется во второй половине XVIII в. Для развлечения аристократов в курортные места приезжали лучшие театральные и музыкальные коллективы.

Со второй половины XVIII в. все больше молодых англичан завершают свое образование и «вступают в жизнь» после большого путешествия по Европе. И так как в то время Британская империя была, безусловно, самой богатой державой в мире, это сказалось и на туризме. Многие авторы уже в конце XVIII в. стали называть англичан «нацией путешественников», так как путешествующих англичан можно было встретить в Европе повсюду. Но все большей популярностью для отдыха, а также и для повышения уровня образования, в частности для изучения французского языка, стала пользоваться Швейцария.

Франция, которая долгое время была ведущей страной в области научного туризма, постепенно сдавала свои позиции в области туристских услуг в целом. Причиной тому явилась Великая французская революция и последовавшие за ней революционные войны. В Швейцарии же безопасность граждан, а также и уровень сервиса были намного выше. Те туристы, кто хотел совершить культурно-познавательное путешествие, традиционно отправлялись в Италию.

В XIX в. научные программы по исследованию различных регионов планеты принимают все более организованный и планомерный характер. К выдающимся ученым-путешественникам можно отнести Александра Гумбольдта (1769-1859), посвятившего практически всю свою жизнь изучению различных регионов Земли: Северной и Западной Европы, Южной Америки, Урала и Сибири. К наиболее известным путешественникам, исследовавшим африканский континент, по праву относят Давида Ливингстона и Генри Мортона Стэнли.

Была мало изучена европейцами и потому представляла несомненный интерес для ученых различных специальностей - от религиоведов и лингвистов до географов и биологов. Проведение ряда научных исследований субсидировалось английской Ост-Индской компанией, которая с конца XVIII в., по сути, руководила огромной территорией полуострова Индостан и поощряла ее разносторонние исследования. Одной из самых ранних была экспедиция в 1808 г. Г. Уэбба к истокам Ганга. После того как цель экспедиции была достигнута, путешественники посетили города Бадринат и Мана, а также священный водопад Барсу. В Бадринате путешественники посетили старинный индуистский храм, который был одновременно центром паломнического и лечебного туризма . В отчете Г. Уэбб довольно цинично затронул меркантильную сторону паломнических туров. «Число горячих источников очень велико. У всякого свое название и особое свойство, а брахманы, конечно, ухитряются извлекать пользу из каждого... Многочисленные поборы, которые взимают на этом пути к раю, могли бы привести верующего к выводу, что хождение по узкой стезе добродетели также обходится недешево» .

В 1808 г. для исследования Пенджаба, где находилось государство сикхов, была послана новая английская экспедиция. Кроме этнографических наблюдений за сикхами были внимательным образом исследованы и рынки городов этого региона, в особенности г. Амритсара. Но большое внимание уделялось и проблемам, связанным с паломничеством сикхов . Участники этой экспедиции посетили Лахор, заметив, что «на этот город, как на Дели и Агру, время наложило свою тяжелую разрушающую руку» , не могли не полюбоваться красотами Тадж-Махала, а затем возвратились в . Очевидно, что участники «вояжа», выполняя конкретный заказ компании, также по мере возможности ознакомились со всеми достопримечательностями, которые находились на данной территории.

Одним из наиболее значимых научных предприятий XIX в. стала кругосветная экспедиция, в которой участвовал великий натуралист Чарлз Дарвин (1809-1882). В «Автобиографии» ученый писал: «Путешествие на «Бигле» было, конечно, самым важным событием моей жизни, определившим всю мою последующую деятельность» .

(акварель Оуэна Стенли)

Мемуары Ч. Дарвина об этом путешествии представляли столь высокую научную и познавательную ценность, что их многократные переиздания помогли воспитать не одно поколение естествоиспытателей и географов. «На мой взгляд, - отмечал ученый, - для молодого натуралиста не может быть ничего лучше путешествия в дальние страны... Возбуждение, вызываемое в нем невиданными предметами, и возможность успеха побуждают его к более энергичной деятельности... Путешествие, однако, доставило мне слишком глубокое наслаждение, чтобы я не посоветовал его каждому натуралисту... С нравственной точки зрения, путешествие научит его добродушному терпению» . Таким образом, во время своего путешествия Ч. Дарвин отметил не только его высокую познавательную, но и релаксационную ценность.

Исследованием австралийского материка в 30-40-х гг. XIX в. занимались английский путешественник Томас Митчелл и немецкий путешественник Людвиг Лейхгардт, совершивший трансконтинентальное путешествие в 1844 г. Арктику и Антарктику изучали такие выдающиеся путешественники-полярники, как Джеймс Уэдделл, Джон Биско, Джон и Джеймс Россы, Роберт Мак-Клур, Нильс Норденшельд, Джордж де Лонг, Фритьоф Нансен и др. Безусловно, их экспедиции в неисследованные области Земли носили черты и экстремального туризма.

С точки зрения развития туризма XIX в. был рубежным. Даже формально само слово «турист» возникло в начале этого века. Оно появилось на страницах книги англичанина Педжа, который констатировал, что «путешественника в наши дни называют туристом» . Нет ничего удивительного в том, что термин был введен, по всей вероятности, англичанами, хотя одновременно он начал использоваться и жителями материковой Европы.

Еще с конца XVIII в. в Великобритании возникла, как указывалось, «мода» на путешествие по Европе молодых людей по окончании школы. Со временем масштабы этого явления увеличились. В 1888 г., например, Ла-Манш пересекли полмиллиона англичан . Очевидно, что не все покидали Британские острова как туристы. Расширяя колониальную империю и осваивая новые рынки, английское правительство в основном делало ставку на предпринимателей и торговцев, а также на колониальную администрацию, которые прокладывали путь туристам. Благодаря этим социальным стратам в восточных странах создавались «колониальные кварталы», которые по уровню комфорта начинали постепенно соответствовать европейским стандартам. Но и в самой Европе появлялось все больше отелей, которые, возникнув еще в XVII в., стали отличаться от обычных постоялых дворов большим набором и качеством услуг, в частности, тем, что у каждого постояльца была своя отдельная спальня.

Именно в Великобритании в 1857 г. был организован Английский альпийский клуб - первое объединение любителей путешествий в горах. Местом высокогорных восхождений первоначально были Альпы. Затем география путешествий английских альпинистов расширилась до Кавказа, Гималаев и гор Новой Зеландии. По их примеру развивался туризм и на континенте: в Швейцарии, Италии, Австрии, Германии и Франции также создавались альпийские клубы, а со временем стали выходить и периодические издания - к концу XIX в. их насчитывалось уже около трех сотен . Первым из них был вышедший в 1863 г. в Лондоне «Альпийский журнал». На страницах этих изданий шла не только популяризация альпинизма, но и реклама, а также печатались научные статьи, содержащие сведения о горах.

Почему же Великобритания стала лидером в области туризма? Этот факт в значительной мере объясняется тем, что именно в этой стране, первой в мире, начался промышленный переворот, выдвинувший государство на передовые позиции в мире практически во всех областях жизни. Для темы данного исследования крайне важно, что именно в Великобритании в 1825 г. возник и новый вид передвижения - железная дорога, что резко интенсифицировало и удешевило передвижения населения.

Характеризуя развитие туризма до XIX в., можно сказать, что он развивался не благодаря, а скорее вопреки той инфраструктуре, которая тогда существовала. Оценил же достоинства железной дороги для развития туризма Томас Кук. С массовой поездки «с целью прогулки», состоявшейся в 1841 г., в которой приняло участие 600 человек, можно отсчитывать эру современного туризма. Т. Куку принадлежат слова: «Мы должны иметь железную дорогу для миллионов» . Туризм возможно развивать лишь при развитии, в свою очередь, средств транспорта и мирохозяйственных связей в целом.

В 1844 г. Т. Кук заключил соглашение с Midland Railway Company об оптовых скидках на билеты для туристических групп. С 1847 г. его контора стала распространять специальные билеты, как на групповые, так и на индивидуальные экскурсии по городам Великобритании, а затем и Европы. Открытие Суэцкого канала в 1869 г. было превращено в туристическое шоу, и Т. Куком был организован туристский маршрут - его бюро предлагало туристу полный комплекс туруслуг. Для туристов стали бронировать гостиницы, вводить различные скидки, разрабатывать новые маршруты, в том числе паломнические - в Палестину, а также экзотические - например, в Крым и на Кавказ. Даже сам проезд по железной дороге вскоре был превращен в туристское путешествие. В 1883 г. состоялась первая поездка на «Восточном экспрессе» по маршруту: Париж-Бухарест. Вслед за Т. Куком в Великобритании было открыто туристское бюро Фреймза и сэра Генри Ланна .

После Великобритании второй страной, где стал развиваться массовый туризм, стала Швейцария. Деятельность ее многочисленных агентств по распространению специальных афиш, плакатов, листовок о предлагаемых туруслугах с 80-х гг. приобрела панъевропейский характер. В конце же XIX в. во всех европейских странах были созданы многочисленные общества, специализирующиеся на туруслугах и их рекламе. Во всех сколько-нибудь солидных газетах появились рубрики, дающие информацию о путешествиях и их маршрутах. К началу XX в. туризм стал частью жизни европейцев. В швейцарском справочнике по народному хозяйству за 1905 г. отмечено следующее: «Туризм - феномен новейшего времени, возникший вследствие усиления потребности в восстановлении сил и перемене климата, пробуждении эстетического интереса к произведениям искусства и природным ландшафтам, стремление к общению с природой» .

Туризм был явлением строго социальным. Только горожане, но никак не сельские жители, принимали участие в туристских мероприятиях. Урбанизация шла слишком активными темпами, и, чтобы избежать излишних экологических и психических нагрузок, городские жители «изобрели» различные виды туризма. Так появился дачный туризм. А социал-демократами Австрии первоначально в Вене в 1895 г., а затем в Германии и Швейцарии была создана специальная организация - «Друзья природы». Она организовывала для рабочих заводов и фабрик коллективные «поездки выходного дня». Этот выезд за город с членами семьи, сопровождавшийся экскурсией по памятным местам, был ярким туристским мероприятием.

Молодежь Германии в начале ХХ в. создала союз «Перелетные птицы». Члены этого союза путешествовали не только по Германии, но маршруты их походов, как правило, пролагались по сельским местностям, так как «Wandervogel», как они себя называли, хотели быть как можно ближе к природе. В походах они нередко вели краеведческие исследования. С ростом популярности спорта с середины XIX в. в Англии, а с конца века и в других европейских странах стали появляться разнообразные спортивные объединения - общества циклистов (велосипедистов), горные (альпинистские) клубы и др.

В европейских странах, в частности в Германии, стал развиваться познавательно-пешеходный туризм. Во время выходных дней жители прирейнских городов не только стремились на природу, но старались по мере возможности посетить старинные замки, узнать исторические подробности, связанные с их прошлым, возможно, и воскресить какие-нибудь традиции .

В связи с увеличением масштабов путешествий дальнейший импульс развития получило и гостиничное хозяйство. В 1829 г. в Бостоне была открыта гостиница, в которой имелся посыльный, номера для гостей запирались на ключ, в каждом номере размещались ванна и туалет . Это стало своего рода стандартом для американских отелей на многие годы. Чаще всего отели возникали недалеко от железнодорожных станций, так как железные дороги являлись частью курортного бизнеса и курортной собственности. С конца XIX в. начинают возникать гостиничные цепи. В Европе, например, Цезарем Ритцем в период с 1870 по 1907 г. была сформирована цепь отелей Ритца, большинство из них были лицензированы для последующей работы под именем Ritz .

Резюмируя развитие путешествий и туризма в Новое время, можно отметить, что в XVII-XVIII вв. масштаб путешествий увеличился: «обыденными» стали кругосветные путешествия, сотни судов ежегодно пересекали акватории Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Международная торговля совершенствовалась, а деятельность торговых компаний охватывала все большие территории и вовлекала в нее все возрастающее количество людей. В век Просвещения все чаще совершались экспедиции с сугубо научными целями, началось планомерное изучение материков. Интенсификация межгосударственных контактов стала носить планетарный характер. При этом продолжали развиваться паломнический и лечебный туризм, в последнем выделилось новое направление - морские курорты.

В XIX - начале XX в. сохранились и получили дальнейшее развития все те виды туризма, которые существовали ранее. Революционным же является возникновение предпосылок для массового туризма. Это стало возможным благодаря коренному изменению в средствах транспорта и в связи с появлением «среднего класса», а также с повышением общего уровня и качества жизни в ведущих индустриальных странах мира. Кроме того, стали появляться фирмы, которые специализировались именно на реализации на рынке туристских услуг. Путешествия также привели к тому, что европейцы создали в странах Востока «анклавы» западной цивилизации, устраивая там комфортабельные гостиницы. Осваивая колонии, европейцы, кроме того, определяли районы и медицинские показатели для местных курортов.

Литература

1. Амундсен Р. Южный полюс. - М.: Мысль,1972.
2. Аусвейт Л. Как открывали земной шар. - М.: Географгиз, 1939.
3. Берг Л.С. Очерки по истории русских географических открытий. - М-Л.: Академия наук СССР, 1949.
4. Берг Л.С. Путешествия Н.М. Пржевальского. - М-Л: Детгиз, 1952.
5. Бронников К. Путешествие к св. местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенные в 1820 и 1821 гг. - М.: В типографии С. Селивановскаго, 1824.
6. Бугенвиль Л.А. Кругосветное путешествие на фрегате «Будез» и транспорте «Этуаль» в 1766-1769 гг. - М.: Географгиз,1961.
7. Варшавский А.С. Путешествие Дюмон-Дюрвиля. - М.: Знание, 1977.
8. Венюков М.И. Очерки современного Китая. - М.: б/и, 1874.
9. Венюков М.И. Путешествия по окраинам Русской Азии и записки о них. - М.: Типография Московского университета, 1868.
10. Берн Ж. История великих путешествий. В 3 книгах. Кн.2-3. - М.: Изд. центр «Терра», 1993.
11. Владимиров В.Н. Дж. Кук. - М.: Географгиз, 1938.
12. Гейне Г. Путешествие по Гарцу. Соч. В 4 т. - М.: Художественная литература, 1970. - Т.4.
13. Гехтман Г.Н. Выдающиеся географы и путешественники. - Тбилиси: Тб. Гос. ун-т, 1962.
14. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. Чудновского А.Д. - М.: ЭКМОС, 2000.
15. Грум-Гржимайло Г.Е. Описание путешествия в Западный Китай - М.: Типография Моск. ун-та, 1907.
16. Гумбольдт А. Путешествие в 1829 г. по Сибири и Каспийскому морю. - СПб.: при Императорской Академии наук, 1837.
17. Гумбольдт А. Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799-1804 гг. В 3 т. - М.: Наука, 1963-1969.
18. Дарвин Ч. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». - М.: Мысль, 1983.
19. Дмитриевский П.А. Записки переводчика... - М.: б/и, 1892.
20. Дневник Абела Янсзона Тасмана. Путешествие к неведомой Южной Земле 1642 г. - М.: Географгиз, 1948.
21. Дюмон-Дюрвиль Ж. Путешествие вокруг света. - СПб.: При Императорской Академии наук, 1843.
22. Записки флота капитана П.И. Рикорда о плавании к японским берегам в 1812-1813 гг. и об отношениях с японцами. - СПб.: б/и, 1816.
23. История Русской Америки (1732-1867). Т.1-2. - М.: Международные отношения, 1997.
24. Камерон В.А. Пересекая Африку. - М.: Наука, 1981.
25. Коцебу О.Е. Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Предприятие» в 1823-1826 гг. - М.: Наука, 1981.
26. Крузенштерн И.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. - М.: Дрофа, 2007.
27. Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. - М.: Высшая школа, 1999.
28. Кук Дж. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. - М: Географгиз, 1948.
29. Кук Ф.А. Мое обретение полюса. - М.: Мысль, 1987.
30. Литке Ф. Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан. - СПб.: Морская типография 1828.
31. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т. 3-4. - М.: Просвещение, 1984-1985.
32. Малаховский К.В. В поисках Южной Земли. - М.: Наука, 1983.
33. Миклухо-Маклай Н.Н. Собр. соч. В 6 т. - М.: Наука, 1996.
34. Минаев И.П. Дневники путешествий в Индию и Бирму 1880-1885 гг. - М.: Географгиз, 1955.
35. Нансен Ф. В страну будущего. Великий северный путь из Европы в Сибирь через Карское море. - Красноярск: Кн. Изд-во, 1982.
36. Нойкирхен Г. Мореплавание вчера и сегодня. - Л.: Лениздат, 1977.
37. Норов А.С. Путешествие по Святой земле в 1835 г. - М.: Международный фонд единства православных народов, 1999.
38. Пири Р. Северный полюс. - Вильнюс: Витурис, 1988.
39. Пржевальский Н.М. Путешествия по Азии. - М.: Армада-Пресс, 2006.
40. Путешествие в Южное море французского флота капитана Жана Сюрвиля. - СПб.: б/и, 1797.
41. Русаков B.C. Русские колумбы и робинзоны. - М.: Гос. публ. Ист. Б-ка России, 1903.
42. Рэли У. Открытие Гвианы. - М.: Знание, 1963.
43. Сафронов Ф.Г. Русские на северо-востоке Азии в XVII - середине XIX в. - М.: Наука, 1978.
44. Северин Н.А. Отечественные путешественники и исследователи. - М.: Географгиз, 1956.
45. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. - М.-СПб.: Издательский Торговый дом «Герда», 2000.
46. Форстер Г. Путешествие вокруг света в 1772-1775 гг. - М.: Наука, 1986.
47. Шаповал Г.Ф. История туризма. - Минск: Экоперспектива, 1999.
48. Majupuria Trilok Chandra, Majupuria Indra. Holy places of Buddhism in Nepal&lndia. - Bangkok, 1987.
49. Журналы: «Всемирный путешественник», «Известия Кавказского альпийского клуба», «Записки Крымского горного клуба», «Ежегодник Русского горного общества», «Ежегодник Кавказского горного общества, «Русский турист».

The article goes into the issues relating to the factors which influenced the formation and genesis of tourism in the New Times, and the factors that led to mass tourism evolvement. Besides, the author characterizes the types of tourism which emerged in the period hereinbefore.

Черты, присущие европейским городам нового времени, можно увидеть на примере Лондона, который к XVI в. стал крупнейшим европейским городом. Даже в конце XVII в., когда по численности население Англии стало меньше, чем население Франции, Германии, Италии и Испании, Лондон оставался самым большим городом Европы. К 1700 г. здесь проживала десятая часть населения страны, примерно 550 тыс. человек. К середине XVIII в. число лондонцев возросло до 675 тыс. Город рос, несмотря на высокую смертность среди населения от чумы и других эпидемий. Остальные города Англии были невелики. Немногие из них могли похвастаться населением в 10-20 тыс. человек. Столицу Англии составляли несколько частей: Сити, деловой центр города; Вестминстер, где обитали король, парламент и богачи; вдоль Темзы тянулись кварталы, заселенные простолюдинами; на левом берегу реки располагалось предместье Саутуорк с узкими улицами, где находились и некоторые театры (к 1630 г. их было в Лондоне шестнадцать, в то время как в Париже один). Из чего строился Лондон? С начала XV в. в застройке города широко применялся кирпич, особенно после великого пожара 1666 г., уничтожившего 3 / 4 города, почти 13 тыс. домов. Крыши стали делать черепичными, но это было доступно только богатым людям. Лондон развивался как крупный торговый центр и славился своими рынками. Их было много, но особенно большими размерами отличался Лондонский крытый рынок, заново отстроенный после пожара 1666 г. История сохранила память и о ярмарках, ежегодно проводившихся в столице Англии.

Как грибы после дождя росли лавки: к 1700 г. их насчитывалось от 300 до 400. Многие из них имели роскошную отделку. В 1728 г. французский путешественник, пришедший в восторг от витрин лондонских лавок, писал: «Чего у нас во Франции обычно нет, так это стекла, каковое, как правило, очень красиво и очень прозрачно. Лавки окружены им, и обыкновенно позади него выкладывается товар, что оберегает его от пыли, делает доступным для обозрения прохожими и придает лавкам красивый вид со всех сторон». Лондон того времени нельзя себе представить без снующих по улицам разносчиков, проникавших в самые отдаленные места города.

Английское общество того времени - общество контрастов. Дома богатых людей становились с каждым десятилетием все роскошнее, украшались нарядной лепкой, обставлялись стильной мебелью из дорогих пород дерева. Для отделки комнат применялись деревянные панели, матерчатые и бумажные обои. Уже в XVII в. в жилых помещениях стали устанавливать камины. Натопить комнату при помощи камина трудно, но если около него сидеть в зимнюю стужу, будет тепло. Полы выкладывали плитками - каменными или керамическими, но очень богатые люди могли позволить себе деревянный паркет.

Коридоров в домах в то время не делали, комнаты не были изолированы. Но уже появились отдельные комнаты для приема гостей - гостиные, а также спальни, детские комнаты, кабинеты. Все комнаты, даже спальни, были проходными.

Увеличились размеры окон, и в комнатах стало намного светлее. В богатых домах в окна вставляли стекла, в бедных - промасленную бумагу. Жилье бедняков находилось в трущобах, о канализации там и не слыхали, зато голод и болезни повседневно находились рядом с обитателями этих районов. Бедные семьи чаще всего ютились в одной комнате. Если семья была чуть побогаче, она занимала две комнаты. Бедняки почти совсем не имели мебели. Часто все их имущество состояло из стола и скамеек, деревянной кровати с тюфяком и подушками, сундука, в котором хранилась одежда, да кухонной утвари (квашня для теста, котелок, сковорода). Самые бедные спали на соломе, брошенной на пол.

Город был связан с экономическим развитием сёл, с увеличением численности сельского населения, с развитием торговли. Городские стены возводились для обороны, но они стали полезными и для сбора податей, поскольку при въезде в городские ворота, было проще взимать пошлину на ввозимый товар. С этой целью при Людовике XVI вокруг Парижа были выстроены новые стены, хотя военной необходимости в них не было. На ночь ворота запирали. Контроль над входящими и покидающими город людьми позволял держать преступность в узде. В голодные времена ворота закрывали, чтобы сдержать наплыв бедствующих людей.

Поскольку места между средневековыми стенами была немного, дома строили вплотную друг к другу. Городские улицы были настолько узкими, что ступенчато выступающие верхние этажи домов, почти смыкались над улицами. Строить из камня было дорого, поэтому дома были деревянными. В результате города стали пожароопасными. Вспыхнувший в одном доме пожар быстро распространился по узким улицам и мог уничтожить весь город, как это произошло, например, в Лондоне 1666 году или в Москве в 1752 году.

Из-за скученности строений жилая среда была темной, тесной и неблагополучной. Канализация была примитивной или отсутствовала вовсе, зачастую фекалии и прочие нечистоты выливались прямо на улице. К ним добавлялся навоз, ведь горожане держали домашних животных и птиц. О Берлине и Париже говорили, что доносящийся из городов смрад ощущался на расстоянии 10 километров. Улицы не мостили, чтобы пройти по ним не промочив ноги, прямо на обувь одевали деревянные башмаки. Негигиеничная городская среда была одной из причин высокой смертности в городах, опережавшей рождаемость, поэтому прирост городского населения происходил за счет приезжих. В иммигрантах недостатка не было, так как в городе человеку, не имеющему собственности, было легче найти работу.

Горожане сильно отличались по роду занятий, статусу и уровню богатства. На высшей ступеньке социальной лестницы стояли дворяне. Действующие в городе права и привилегии распространялись только на граждан. Чтобы стать гражданином, необходимо было иметь собственность и профессию.

Среди граждан города особо выделялись богатые купцы, из числа которых избирали членов магистрата и городского главу. Зажиточные торговцы, промышленники и банкиры в Новое время образовали слой буржуазии, соперничавшей с дворянством за статус и влияния в обществе. К среднему классу относились врачи, юристы, ученые, а также представители духовенства. Основу среднего класса составляли ремесленники из числа собственников недвижимости, владельцы лавок и корчмари. Без разрешения занятие ремесленничеством не позволялось. Так мастера обеспечили себе рынок сбыта и гарантировали качество продукции. Иерархия царила и среди самих ремесленников. Требующая больших умений профессия ювелира считалась более достойной, чем занятие мясника, еще менее уважаемыми были выполнявшие грязную работу дубильщики и красильщики кож.

К числу самых бедных горожан относились не имевшие собственности подмастерья и простые рабочие. В каждом городе были свои низы общества - те, для кого не нашлось работы или кто был не способен к труду из-за болезни и увечий. В Раннее Новое время забота об обездоленных была на примитивном уровне, поэтому люди из низов жили за счет подаяний, проституции или преступной деятельности.

Полностью обособленную группу горожан составляли евреи, которым в городе часто отводился особый район, чтобы они меньше соприкасались с христианами.

Началом Нового времени можно считать открытие европейцами путей в Индию и Америку, что резко изменило положение Европы на карте мира, явившись предтечей ее бурного промышленного развития. Изменились и важнейшие торговые пути, обуславливавшие развитии отдельных городов. На короткий период в первой половине XVI в. вперед вырвались Лиссабон в Португалии и Севилье в Испании, куда стали стекаться товары из Индии и драгоценные металлы из Америки. Итальянские города, оказавшиеся вдали от новых путей, наоборот, начали терять свое знамение, что усугубилось созданием на Ближнем Востоке Османской империи, которая перекрыла все сухопутные пути из Европы в Индию.

Во второй половине XVI в. главный торговый перекресток Европы переместился на северо-запад материка - к побережью Северного моря. В наиболее выгодном положении оказались города Нидерландов, расположенные и устьях рек Рейна, Мааса, Шельды, которые вели во внутренние районы Европы. Главным торговым центром стал Антверпен. Вдоль берега Шельды в этом городе сформировалась целая торгово-складская зона, куда стекались товары пи многих стран, а затем распределялись по районам Европы. Наиболее важные контракты стали заключаться не на рынках, а на бирже, что резко увеличило объемы торговли. Главная площадь города предназначалась для торжественных церемоний и праздников, а украшали ее здания ратуши и важнейших торговых гильдий. Появились новые ремесленные производства, в том числе ювелирное дело, и первые текстильные мануфактуры. При этом в политическом отношении Нидерланды в тот период оказались под властью Испании, куда уходила значительная часть доходов купцов и ремесленников. Экономические противоречия усиливались национальными и религиозными. Это привело к восстанию населения Нидерландов эпохе господства Испании. В результате многолетней борь-5ы получить независимость в конце XVI в. удалось лишь северной части Нидерландов - Голландии, населенной преимущественно протестантами. Антверпен, оставшийся в южной части под властью испанцев, потерял свое главенствующее положение. Главным торговым центром Европы и всего мира в первой половине XV11 в. стала столица Голландии город Амстердам. Амстердам небольшой рыбацкий поселок - резко увеличивается в размерах. На его центральной площади Дам ("плотина") строится монументальная ратуша (впоследствии королевский дворец), вблизи - биржа и торговые кварталы. Побережье моря занимают многочисленные склады и судостроительные верфи. Жилая застройка расходится кольцами от центра города, при этом кольца образуются специально построенными каналами с набережными. На окраинах города возникают мануфактуры, перерабатывающие сырье со всего света.

Но главенство Голландии и Амстердама также оказывается недолгим. После буржуазной революции середины XVII в. значительно усиливается Англия. Она сначала выигрывает войну с Испанией, а затем и ряд войн с Голландией, становясь ведущей морской державой мира. Роль главного торгового и экономического центра мира переходит к столице Англии Лондону. Лондон возник в качестве военного лагеря еще во времена Древнего Рима. Он расположился на реке Темзе - главном пути во внутренние районы Англии с побережья - в том месте вверх по течению от устья, где река становится уже и через нее можно организовать переправу (ниже Лондона через Темзу мостов нет до сих пор). В Средневековье Лондон оставался сравнительно небольшим городом, хотя около него вниз по течению Темзы строится самая мощная королевская крепость Тауэр, а вверх по течению - Вестминстерское аббатство, являющееся местом коронации и захоронения английских королей.

Начиная с XVII в. Лондон начинает быстро развиваться. Вниз по течению реки от города возникает район лондонских доков, состоящий из многочисленных гаваней, складов, судостроительных верфей. К этой зоне примыкает Ист-Энд - рабочие жилые районы, застроенные многоэтажными зданиями казарменного типа. Исторический Лондон - Сити - постепенно застраивается зданиями банков, бирж, офисов крупнейших компаний, городскими общественными зданиями (собор Святого Павла, мэрия - Гидхолл, суд и др.). Около Вестминстерского аббатства строятся здания парламента, министерств, королевские дворцы (Букингемский и др.). Здесь сохраняются большие зеленые территории (Гайд-парк и др.), возникают районы торговли и развлечений (Сохо и др.) Вообще западная часть Лондона - Вест-Энд - становится местом проживания привилегированных слоев населения. Резкое социальное территориальное расслоение впервые появляется именно в Лондоне. Здесь предпринимаются серьезные меры по регулированию развития города, в частности, создается зеленый пояс вокруг города, а новые пригороды строятся уже за пределами этого пояса с разрывом от основного массива городской застройки. В новых пригородах применяется принцип "города-сада", когда преобладают односемейные дома, утопающие в зелени деревьев. При этом планировка центра города остается запутанной, с узкими улицами и отсутствием выраженного организующего центра города. К началу XX в. население Лондона составляет 4,5 млн. чел., и он становится крупнейшим городом, когда-либо существовавшим в истории.

Одновременно в Англии развиваются и другие города - промышленные центры (Ливерпуль, Манчестер, Бирмингем и др.). Они состоят из жилых рабочих кварталов при промышленных предприятиях, слабо связанных друг с другом, фактически при отсутствии единого городского центра. Возникают также специализированные города-порты, военные базы, курорты, при сохранении появившихся еще в Средневековье университетских городов и небольших местных центров. Таким образом, уже в XIX в. в Англии формируется система городского расселения, близкая к современной. В этой стране впервые в мире доля горожан превышает половину населения, а в начале XX в. в Великобритании горожанами является уже около 75% населения.

Большое значение для развития градостроительства имел также Париж, выделившийся среди остальных городов Франции еще в Средние века. Но интенсивное развитие этого города началось уже в Новое время, когда он стал столицей крупного централизованного государства. В середине XVII в. около Парижа создается парадная королевская резиденция Версаль, ставшая образцом для подобных построек во всех европейских странах. Были разработаны новые принципы планировки, учитывающие эффект воздействия дальних перспектив, сочетания искусственных сооружений с живой природой, чередования открытых зеленых и водных пространств. При этом возобладал архитектурный стиль классицизм, явившийся новым "возрождением" античности. По образцу Версаля ансамбль парадных дворцов и площадей сооружается в XVIII - начале XIX в. и в самом Париже вдоль правого берега Сены: Лувр - Тюильри - площадь Согласия - Елисейские поля - площадь Звезды с Триумфальной аркой. Во второй половине XIX в. в городе проводится реконструкция Османа (бывшего префектом Парижа), в ходе которой создаются широкие бульвары на месте бывших крепостных стен и расчищаются обширные пространства вдоль Сены, позволяющие оценить архитектурные шедевры центра города: собор Парижской Богоматери, Лувр, Дом Инвалидов, впоследствии - Эйфелеву башню. Одновременно произошло разделение города по социальному признаку: богатые кварталы концентрируются к северо-западу от центра города, бедные - к юго-востоку. Центр города окружили промышленные пригороды. К началу XX в. Париж с населением 2,7 млн. чел. делит 3-4 место среди городов мира вместе с Берлином, уступая только Лондону и Нью-Йорку.

Берлин - ещё один примечательный европейский город того времени... Он стал столицей крупного централизован-) государства (Германской империи) сравнительно поздно - только в 1870 г. А первоначально это небольшая крепость в центре славянских земель, завоеванных германскими князьями в XIII-XIV в. Только с 1701 г. Берлин - столица Прусского королевства - самого большого, но лишь одного из многих германских государств того времени. Но получение статуса столицы способствовало бурному развитию города. Уже во времена Пруссии в городе создаются дворцы, загородные резиденции, почти т- уступающие парижским и лондонским. Строятся система судоходных каналов, по всем направлениям прокладываются железные дороги, что резко улучшает транспортное положение города и это способствует росту промышленности. Новое выгодное положение особенно ярко проявляется во времен;. Германской империи. Во второй половине XIX в. население Берлина вырастает в 5 раз. В городе размещаются не только многочисленные административные учреждения нового большого европейского государства, но также крупные промышленные предприятия, причем новейших для то, времени от- машиностроения, электротехники, химии. Город становится одной из мировых столиц того времени.

В общем случае можно сказать, что в Новое время главным стимулом развития европейских городом первоначально является международная торговля, но впоследствии ведущее место переходит к промышленности. Быстро развивается также административные центры - столицы централизованных государств. Все большее значение начинают приобретать отрасли: непроизводственной сферы - финансы образование, наука, культура

Великие географические открытия были подготовлены развитием кораблестроения . Появился новый тип судов – каравелла . Эти корабли могли ходить под парусами и против ветра, кроме того, имея небольшие размеры, они вместе с тем были очень вместительны. Появилась астролябия , благодаря которой можно было установить широту местонахождения судна, компас.

Совершенствовалось огнестрельное оружие. Возник способ сохранения мяса (путем засолки), что давало возможность морякам не зависеть от торговли, совершая длительные плавания.

Мореплаватели, купцы, политики и ученые этой эпохи базировались на концепции единого Мирового океана . Идея Мирового океана становится освященной и церковной традицией, став частью религиозного мировоззрения.

Появились идеи, что возможно плавание из Европы в Азию в западном направлении. Развивалась картография. В 1492 г. немецкий географ Мартин Бехайм создал большой глобус и подарил его своему родному городу Нюрнбергу. Этот глобус до сих пор является самым древним дошедшим до нас и полностью сохранившимся.

Первой европейской страной, активно приступившей к далеким путешествиям и открытию новых земель, была Португалия . После того как Португалии удалось отделиться от Испании и определились к середине XIII в. ее границы, она оказалась совершенно отрезанной и изолированной от Европы. Поэтому правительство этой страны оказывало покровительство морским путешествиям.

Открытия и завоевания Португалии в эпоху Великих географических открытий:

Генрих Мореплаватель . Построен большой флот. Исследование западного побережья Африки. Открыты Азорские, Канарские о-ва. Создание каравеллы.

Дело, начатое Генрихом Мореплавателем, продолжил другой португальский путешественник Барталамео Диаш . В 1487 г. он предпринял морскую экспедицию вдоль западного побережья Африки и достиг ее южной оконечности, названной им мысом Доброй Надежды.

В то время как Испания в поисках Индии продолжала морские путешествия на запад, Португалия не оставляла свои попытки достичь Индии восточным путем.

Летом 1497 г. португальский король Мануэле I назначил руководителем экспедиции в Индию одного из придворных, представителя старинного дворянского рода Васко да Гама .

Экспедиция прошла вдоль западного побережья Африки, далее отклонилась на юго-запад и по большой дуге вышла к мысу Доброй Надежды и, обогнув Африку, пошла дальше (теперь уже на север) вдоль восточного побережья Африки к экватору.

Идя вдоль восточно-африканского побережья, корабли старались не терять из виду землю. В порту Малинди Васко да Гама нанял арабского лоцмана, кторый вывел португальцев в Индию.

В августе 1498 г. экспедиция под предводительством Васко да Гамма отправилась в обратный путь, и в июле 1499 г. корабли вошли в Лиссабонскую гавань. Португалия торжествовала. Васко да Гама получил титул «дона», а также титул «адмирала Индийского моря». В возрасте 65 лет (1524) он умер в городе Кочине на юге Индии.

Португальцы стремились к захвату не столько обширных территорий, сколько стратегически важных пунктов, дававших им возможность контролировать торговые пути.

Открытия и завоевания Испании в эпоху Великих географических открытий:

Во второй половине XV в. произошло объединение двух самых крупных государств Пиренейского полуострова – Кастилии и Арагоны, что привело к созданию испанской монархии. Испанские войска начали освобождать земли, захваченные арабами еще в 711 г. Последней областью, освобожденной от арабов в 1492 г., была Гранада. После этого Испания стала самым могущественным государством на Пиренейском полуострове и уже не могла мириться с господством португальцев на море. Стремление к лидерству толкало королевскую знать к расширению территории, добыче золота и захвату рабов. Но мореплавание и судостроение в Испании было развито слабо. Поэтому испанские монархи прибегали к услугам мореплавателей из других стран. Одним из таких мореплавателей был итальянец Христофор Колумб .

Колумб несколько раз предлагал свои услуги королям Португалии и Испании. Только в 1492 г. получил согласие и финансирование. Путешествие началось 3 августа 1492 г. из Севильи. Сначала корабли достигли Канарских островов, а оттуда взяли курс строго на запад в открытый океан и 12 октября этого же года достигли суши. Это был один из Багамских островов в Карибском море, который измученные долгим плаванием матросы назвали «Сан-Сальвадор», что в переводе значит «святой спаситель».

Продолжая плавание, корабли повернули на юг и 25 октября 1492 г. достигли острова Куба. Далее Колумб направил свои корабли вдоль берега этого острова, повернув на восток. Он посчитал, что это не остров, а часть большого континента. Все участники экспедиции были уверены в том, что достигли берегов Японии, Китая или Индии. Условно они назвали открытые земли Вест-Индией , а местных жителей – индейцами.

Пройдя вдоль берегов Кубы и острова Гаити, повернул назад. Весной 1493 г. путешественники с триумфом вернулись в Испанию. За это путешествие Колумбу был пожалован личный герб и присвоено звание адмирала.

После этого, в 1493, 1498 и 1504 г. Колумб совершил еще три путешествия, открыл много островов в Вест-Индии, исследовал побережье Центральной Америки. Но до конца жизни был уверен, что дошел до Азии.

В последующие годы исследователь Америго Веспуччи доказал, что земли – новый материк, а его имя вскоре прикрепилось к этим землям – Америка.

В 1519-1522 гг. – первое кругосветное путешествие Фернанда Магеллана . Это было первое в истории кругосветное путешествие, которое доказало шарообразность Земли. Великие географические открытия способствовали не только формированию мирового рынка, но и развитию международных и культурных связей, складыванию постоянных водных и морских маршрутов, ставших впоследствии туристскими.

Во второй половине XVI в. на главные роли в морских путешествиях выходит Голландия и Англия.

Путешествия Джеймса Кука. Задача середины XVIII в. – поиск Южного материка. 1768-1771 гг. – первая экспедиция. Исследовал Новую Зеландию, доказал существование пролива между о-вами Северный и Южный (пролив Кука). Открыл Большой Барьерный риф и восточное побережье Австралии. Исследовав Торресов пролив, доказал, что Новая Гвинея – остров. Собрана богатая ботаническая коллекция. 1772-1775 г. – вторая экспедиция. Поиск Южного материка (71 ю.ш.). Доказал, что в 40-60 ю.ш. земли нет. Открыт ряд островов в Полинезии. О-в Пасхи. Новая Каледония. 1776-1779 гг. – третье путешествие. Цель – поиск северо-западного пути. Открыл Гавайские о-ва, исследовал побережье Аляски (залив Кука). Прошел Берингов пролив, но льды заставили повернуть обратно. В столкновении с гавайскими аборигенами Дж.Кук погиб.

Таким образом, в этот период открыты многие земли в Тихом океане. Составлены подробные карты новых земель. Собрана богатейшая научная коллекция. Пример путешествий с научными целями.

Похожие публикации